Городок
Катаколон (
Катаколо) является портовой гаванью г. Пиргос и принимает более 700 тысяч туристов ежегодно, в основном благодаря круизным кораблям. В его уютных тавернах гости города могут отведать местные рыбные блюда. При желании туристы могут подняться в старый город (
Понтикокастро) на некогда самые укрепленные бастионы
Виллеардуинов, откуда при хорошей и ясной погоде открывается великолепный вид на окрестности.
Однако жемчужиной этого портового городка 5 лет назад стали два современных музея древнегреческой культуры, расположившиеся на небольшом удалении друг от друга при самом въезде в Катаколон:
Музей древнегреческих технологий и
Музей древнегреческих музыкальных инструментов.
Команда Greek.ru представляет Вам
эксклюзивную статью на русском языке о двух уникальных музеях, которые заслуживают внимания всех путешествующих по
Пелопоннесу.
Работа всего выставочного комплекса – это результат многолетних исследований его основателя и автора этих удивительных реконструкций
Константина Коцана (Котсана). Он посвятил свою жизнь изучению древнегреческого литературного наследия, а также конструкторских и инженерных решений.
Константин Коцан: «Почему я занялся этим? Из любви к древнегреческой культуре. Я увлекался и другими вещами: древним театром, устраивал представления и многое другое. Но поскольку я инженер, основное мое время было занято именно созданием реконструкций. И в основном ради детей. Для детей здесь все бесплатно. Им тут очень нравится. У нас каждый день приезжают автобусы, полные детей, и мы проводим экскурсии по 5-6 часов. Это все из-за желания, чтобы все узнали, что древние греки перед закатом своей цивилизации достигли такого уровня развития технологий, который практически равен нашему, современному. И все это было потеряно».
Крупнейший в мире Музей древнегреческих технологий открылся при содействии администрации города Пиргос, и вот в течение уже пяти лет его экспонаты доступны для посетителей.
В помещениях музея представлено более двухсот достоверных реконструкций разнообразных древнегреческих механизмов, гениальных изобретений, представляющих собой чудо технологических изысканий греческой архаики со 2-го тысячелетия до н.э. вплоть до начала классической эпохи.
Константин Коцан: «Перед вами музей, в котором вы познакомитесь с технологиями древних греков. Эти экспонаты вы не можете увидеть в археологическом музее, потому что они воссозданы заново. Например, предмет был изготовлен из дерева, которое со временем сгнило, или из металла, который был переплавлен. Я восстановил эти экспонаты, изучая исторические источники, произведения древних писателей, в деталях описывающих вещи и предметы».
Все без исключения экспонаты сопровождаются исчерпывающими комментариями, схемами, фотографиями, анализом библиографических источников. Многие музейные механизмы – это еще и демонстрационные стенды, благодаря которым посетитель погружается в тайны конструкторской мысли древней Греции.
Экспозиция оснащена современными видеомониторами, на которых демонстрируются фильмы с объяснением принципов работы наиболее сложных механизмов, а также их места и роли в жизни древнегреческого полиса.
Технологический музей без всякого преувеличения может считаться учебной базой в изучении истории древнегреческих технологий и развития инженерной мысли вне зависимости от уровня и степени подготовки его посетителей.
Вся экспозиция систематизирована и представлена по специальным разделам:
В
первой ее части демонстрируются 27 древнегреческих часовых механизмов, где центральное место занимают «будильник» Платона и замечательные механические часы Ктесибия.
Во
второй части можно увидеть потрясающие воображение автоматические механизмы Александрийских мастеров, а также автоматическую прислугу – первый в истории человечества робот, реконструированный в натуральную величину по сохранившимся описаниям.
В
третьем разделе представлены сценические механизмы Герона, среди которых есть древнегреческий кукольный театр и даже прототип телевизора.
В
четвертом разделе можно увидеть изобретения Архимеда.
Пятый раздел экспозиции посвящен удивительным коммуникативным системам и тайнам древнегреческой криптографии.
В
шестом разделе представлены механизмы, использовавшиеся у древних Эллинов в сельском хозяйстве, в ткачестве, а также в спорте: воображение потрясают, например, прялка Пенелопы и спортивная система, предотвращающая фальстарт атлетов.
В
седьмом разделе демонстрируются разного рода строительные системы, где наибольшее впечатление производят подъемные механизмы.
Раздел по
полиоркетике (искусство осады городов), в котором представлены древнегреческие осадные механизмы, катапульты, «бронетехника» и многие другие системы, раскрывает премудрость древних военных технологий.
Основатель музея
Константин Коцанас старается донести до современного человека идею об удивительной, самобытной и непревзойденной красоте всей древнегреческой культуры, о глубине ее инженерной мысли и совершенстве ее технологических достижений.
Обращаясь вглубь столетий, приходишь к осознанию того факта, что подобных достижений, действительно, было очень много: именно острый, пытливый и неутомимый греческий ум вдохновил в свое время творческую мысль Европы и подсказал ей пути к гуманитарному и техническому возрождению.
Константин Коцан: «В древнем автоматическом театре было много эффектов. Например, фигурка бога может летать над сценой. Вот как русский певец на Евровидении, помните? А древние греки умели это делать еще 2500 лет назад».
В древней Греции, к слову, были изобретены первые парогенераторы и паровые машины; использовались исключительно точные метрические системы и разнообразные инструменты, позволяющие, например, прокладывать туннель, двигаясь с двух противоположенных сторон; применялись многочисленные подъемные механизмы, лифты и лебедки, позволяющие строить высокие здания при минимальном использовании живой рабочей силы; конструировались часовые механизмы и будильники, способные работать автоматически и не требующие вмешательства человека.
В древней Греции были изобретены даже самодвижущиеся механизмы (автомашины), системы которых, хотя и в учебных целях, но уже тогда были оснащены элементами автоматического управления, где присутствовали и коробка передач, и система гидравлических клапанов, и многие другие диковинные приспособления. Именно там впервые был использован труд машин, когда первые «роботы» стали применяться в качестве прислуги. В древнегреческих текстах мы встречаем и прототип современного кинематографа, при помощи которого сказочно «оживала» древнегреческая мифология: двигающиеся фигуры и меняющееся сценическое пространство сопровождались разнообразными звуковыми эффектами и музыкальными мелодиями.
Вне всяких сомнений древнегреческое научно-техническое наследие почти неисчерпаемо, поэтому перед организаторами музейной экспозиции стояла задача предъявить вдумчивому зрителю веские аргументы, опровергающие необоснованную позицию ряда европейских исследователей о якобы недостаточной склонности древнегреческого общества к технологическим изысканиям, о будто бы пренебрежении древних Эллинов низким и «вульгарным» ремесленничеством.
Насколько неожиданной и поразительной для всех нас стала, например, «эолосфера Герона» (паровая турбина), изобретение которой было бы способно инициировать технологическую революцию на полтора тысячелетия раньше, чем это произошло в Европе, если бы не вмешательство «практичных» римлян и неблагоприятные с тех пор для Греции социально-политические условия.
Многие из экспонатов музея, а также исследовательские материалы, по которым проводилась реконструкция выставочных объектов, были представлены на международных симпозиумах и конференциях, проводимых под эгидой в том числе и греческих Министерств культуры и образования как внутри Греции, так и за ее пределами.
Для удобства посетителей около музея древнегреческих технологий устроена просторная автомобильная стоянка. Оба музея открыты весь период во время швартовки круизных лайнеров, то есть экспозиции доступны для посещения почти ежедневно с Марта по Октябрь с 9.30 до 13.00.
Вне всяких сомнений посетить эти замечательные выставочные комплексы можно и в другие часы, при дополнительном согласовании этого вопроса с администрацией по электронной почте или по телефону. Стоимость посещения каждого музея 2 евро. Возможна организация экскурсионных программ.
Роман Симкин. Годунова Наталья. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"
Авторы благодарят Ольгу Дерновскую и Василия Бондаренко за помощь и консультации по ново- и древне- греческой теме.
Продолжение про
Музей древнегреческих музыкальных инструментов.