Цитата |
---|
orff пишет:
И в отличии от мусульман (где грамотность особо не культивировалась), |
В книге С.М. Червонной «Искусство татарского Крыма» мы находим следующее: «уже в средние века просвещение
стало народным. Не было в Крыму села без начальной школы - мектебе при мечети, поэтому грамотность была всеобщей.
Дальнейшее образование можно было получить в одном из крымских духовных университетов-медресе, готовивших
юристов, медиков, астрономов, богословов, проповедников, чиновников и творческую интеллигенцию. Развивалось
книжное дело, увлечение поэзией было массовым, как и патристикой» [15, с.122-123].
Первые мусульманские школы в Крыму появились после религиозной реформы хана Узбека. Однако сохранившаяся в
Старом Крыму мечеть-медресе хана Узбека наталкивает на мысль, что «если тогда было учебное заведение подобного типа,
то уж начальные мектебе существовали в большом количестве» [5, с.26]. К XVI в. в Солхате действовало 5 мечетей, медресе
и 2 мектебе, в Карасубазаре (Белогорск) – 3 мечети и 5 мектебе, в Гезлеве (Евпатория) – 2 мечети и мектебе.
«Мектебов, т.е. начальных школ, мусульмане имеют столько, сколько нужно. Высших школ – медресе, -
представляющих в одно и то же время нечто вроде духовных академий, учительских семинарий и общеобразовательных
заведений, - есть достаточно. Все духовенство и ученые (улемы); все учителя (ходжи) начальных школ (мектебе) суть
создания медресе, которое есть единственный источник мусульманского знания, нравственности и добра. Влияние медресе
на мусульманское общество и весь строй его жизни и мыслей несравненно сильнее, непосредственнее, чем влияние любого
университета на европейское общество… Мектебы и медресе, как учреждения, пустившие глубокие корни на
мусульманской почве и вросшие в нее, а не наложенные на нее сверху, каковы инородческие народные школы, имеют
важный авторитет у мусульман, пользуются симпатией и доверием и освещены вековыми традициями. Было время, - и об
этом смутно знают почти все грамотные мусульмане, по крайней мере 50-60% их, - когда мусульмане учились в своих
медресе – ильми-табие (медицина), ильми-икмет (физика), имльми-кимья (химия), ильми-наботат (ботаника), ильми-нуджум
(астрономия), ильми-эндесе (геометрия) и проч.» [6, с.53].