Дарвинизм v. креационизм

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



   RSS
Дарвинизм v. креационизм, или Повесть о том, как птеродактиль бился с рыцарями короля Артура
 
Эта тема -- продожение спора о дарвинизме и креационизме, а также о происхождении легенд о драконах, начавшегося в теме "Поговорим о мифах". Я -- сторонница теории эволюции (в отношении животных, но не человека); Игорь -- сторонник креационизма. Приглашаем всех желающих присоединиться к нашей дискуссии.
Предупреждение: Игорь и я -- христиане, поэтому некоторые пункты нашей дискуссии будут иметь отношение к богословию. Если Вы -- атеист(ка), то, пожалуйста, оставьте эту часть дискуссии в стороне и сосредоточьте Ваше внимание на чисто научных вопросах. В данной теме мы не будем доказывать друг другу (не)существование Бога. Просим также не касаться вопроса о происхождении человека: это не входит в дискуссию. Если Вас интересует именно человек, откройте, пожалуйста, отдельную тему.
Все сообщения, не соответствующие этим правилам, будут удаляться.
С уважением, Ольга.
Страницы: Пред. 1 2 3 4
Ответы
 
Олга, дополню отцами церкви. :D

Теперь коснемся вопроса, можно ли согласовать эту мифологию с учением Церкви. Надо с сожалением заметить, что несмотря на предостережение апостола Павла, существует ряд попыток согласовать эти “басни и родословия бесконечные” (1 Тим.1, 4), с здравым учением Господа нашего Иисуса Христа. Все они пытаются тем или иным образом исказить слово Божие, чтобы сделать его более приемлемым для духа века сего. По прямому смыслу Библейского Откровения совершенно недопустимо самовольно толковать Священное Писание. Как пишет ап. Петр, “зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”. (2 Петр.1,20-21). В согласии с этим 19 правило 6 Вселенского Собора запрещают толковать Писание иначе нежели как понимали его Святые Отцы. Поэтому рассматривая существующие теории христиан – эволюционистов, мы будем опровергать их путем сравнения с учением святых отцов.

Первой теорией является учение о том, что день творения длился миллионы лет, а не 24 часа. Хотя буквальное понимание этих слов было засвидетельствовано самим Господом на горе Синае в 4 заповеди. Святые Отцы также согласно понимали эти дни как обычные сутки. Приведем ряд свидетельств их.

Св. Ириней Лионский.

“Восстанавляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы - т.е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти” 8 .

Св. Ефрем Сирин.

“Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, , непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. ” 9

Св. Василий Великий.

“И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Посему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же всегда ограничиваются одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера 24 часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день” 10

Св. Афанасий Великий.

“Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая во едино воды, явил сушу, и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил солнце и луну, и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе; в шестой сотворил четвероногих живущих на земле, и наконец, человека. И невидимая Его от создания мира твореньми помышляема видима суть (Рим.1,20). И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они - твари, однако же, КАЖДАЯ СОЗДАННАЯ ВЕЩЬ ПО РОДУ, В СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ СВОЕЙ, КАКОЮ СОТВОРЕНА, ТАКОЮ ЕСТЬ И ПРЕБЫВАЕТ.” 11 ( - Заметим, что Великий Афанасий отвергает мнение эволюционистов о возможности изменения природ.).

Св. Иоанн Златоуст.

“Поэтому и создал в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день. Что сказали мы о семенах, тоже скажем и о дне, именно, что прошло три дня до сотворения солнца. ” 12

“Вот уже здесь, в самом начале бытия мира, Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы посвящали и отделяли на дела духовные. ” 13

Свят. Лев Великий, папа Римский.

“Ибо что такое солнце и что такое луна, если не части видимого творения и не начала вещественного света, из которых одно более ярко, а другое более тускло? Ведь в соответствии с тем, как различаются время дня и время ночи, Создатель вложил в эти светильники разное качество, хотя еще до того, как они были устроены, шли своею чередою дни, без какого-либо участия солнца, и ночи, без какого-либо посредства луны. Но они создавались для нужд человека, которого еще только надлежало сотворить, чтобы это разумное существо не ошибалось ни в различении месяцев, ни в определении смены лет, ни в исчислении времени. Ибо через неравные отрезки различающихся по длительности часов (у римлян длительность часов зависела от времени года –Д.Д.) и через очевидные знамения разновременных восходов солнце завершало годы, а луна обновляла месяцы”. 14

Св. Иоанн Дамаскин.

“От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: "и бысть вечер, и бысть утро, день един. ” 15

Св. Филарет митр. Московский.

“Шесть дней творения не означают собственно... такого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных вначале неба и земли, потому что в таком случае дни творения не различествовали бы от дней Провидения, и не можно было бы сказать, что Бог окончил днем седьмым дело Свое и почил (Быт.2,2). Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершившихся в определенное время”. 16

Кроме этих св. Отцев также учили св. Феофил Антиохийский, св. Ипполит, св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий Нисский, св. Епифаний Кипрский, блаж. Феодорит Киррский и другие.

Итак это мнение не подтверждается Священным Преданием и поэтому должно быть отвергнуто, тем более, что оно отвергает православное учение о том, что смерть есть результат грехопадения Адама.

Тоже нужно сказать и о популярной ныне доктрине теистической эволюции, которая говорит, что Бог творил мир в течении тысячелетий при помощи эволюции (т.е. серии смертей). Эта теория возрождает древнее манихейство и отвергает такие фундаментальные свойства Божии как Всемогущество и Благость. О канонических санкциях последователям этих теорий мы скажем чуть ниже, а сейчас заметим, что Символ веры говорит, что Бог – Творец ВСЕХ видимых и невидимых творений, а не очень маленькой их части.

Любая попытка согласовать эволюционистскую доктрину с христианством кроме, других, перечисленных выше проблем, должна при этом еще и объяснить, как она намерена совместить православное учение о неизменности природ с ее предполагаемой текучестью. Напомним, что природой (physis) называется то, что свойственно всем существам одного вида. Например, человек есть живое существо разумное, смертное, общественное, имеющее бессмертную душу. Ангел есть живое существо бессмертное и бесплотное.

Под неизменяемостью природ мы понимаем то, что существо, владеющее одной из природ не может самопроизвольно превратиться в существо другой природы. Например, собака не может стать кошкой, обезьяна - человеком, рыба - лягушкой, человек - ангелом или Богом. Однако неизменяемость вида не предполагает неизменность каждой особи этого вида внутри его границ, ибо полностью неизменен лишь Бог.

Мы уже приводили выше слова божественного Афанасия, утверждающего, что "каждая созданная вещь по роду своему, в собственной сущности своей, какою сотворена, в такою есть и пребывает" . 17

Так же учит и Святой Василий Великий: "Отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне". 18

Так же учили и другие святые Отцы. Очевидно, что сторонники "христианского эволюционизма" водятся не святоотеческим Духом. Их предшественниками могут служить или ариане, или монофизиты признававшие возможность изменения природ. Первые говорили, что Христос будучи тварью стал Богом, а вторые - сливали в Нем две различные природы. Достойные предшественники новых еретиков!
См. http://www.sysoev2.narod.ru/evolution.htm
+ ============================
 
Про теорию Большого взрыва:

Цитата
Так был ли большой взрыв? Красное смещение и фоновое излучение не могут служить убедительными доказательствами этому. Законы термодинамики, гравитации и теория информации, тем не менее, дают достаточно однозначный ответ. Никакого взрыва не было.

Д-р Дэвид Роузвер
Dr.David Rosevear. Was there a Big Bang?
Creation Science Movement (UK), Pamphlet 317. Перевод с английского Елена Буклерская.

См. книгу - http://www.goldentime.ru/Big_Bang/1.htm
+ ============================
 
 
В общем, я поняла, в чем наше главное разногласие: во згслядах на буквалное и аллегорическое толкование некоторых мест Св. Писания. Проблема, кстати, довольно типичная для дискуссий между православными и баптистами. Полностю разрешить ее, видимо, невозможно: это точно такой же бездоказателный "спор о вкусах", как между атеистом и христианином. Поэтому давайте пока эту тему отодвинем. Замечу лишь, что приводимые Вами места из Св. Отцов также понимаются Вами по-своему, тогда как возможно и другое понимание. Вот, например, Вы приводите слова Св. Василия "КАЖДАЯ СОЗДАННАЯ ВЕЩЬ ПО РОДУ, В СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ СВОЕЙ, КАКОЮ СОТВОРЕНА, ТАКОЮ ЕСТЬ И ПРЕБЫВАЕТ." и пнимете это как указание на неизменность видов. Но ведь у Св. Василия сказано "по роду" , а не "по виду". А род -- понятие в греческом очень широкое. Поэтому данная фраза в принципе не противоречит и теории эволюции^ ни один эволюционист также не станет рассуждать, что лягушка может превратиться в собаку. То есть род должен быт сохранен, а вот вид -- необязательно. Как видите, здесь возможны два понимания высказывания Св. Василия, и оба они "буквальные". Какое из них считать правильным, каждый из нас должен выбрать сам.
Герменевтика у нас шла как обязательный прдмет в университете, так что трудов по ней я начиталась на всю оставшуюся жизнь ;) Поэтому я и говорю, что жестких правил нет. Есть правила общие, но нхет жестких указаний на то, какой текст следует толковать буквально, а какой -- аллегорически. Сами правила менялись и меняются с течением веков -- на относительно небольшом отрезке времени это незаметно, а на крупном -- вполне. Потому что правила -- это несовершенное творение людей, которые постоянно в чем-то ошибаются, корректируют свое ошибочное поведение и тут же совершают новые ошибки. Нельзя слепо полагаться на правила, считать их чем-то незыблемым, от Бога установленным. Считаться с ними, конечно, необходимо, но нужно все время помнить, что каждое правило само по себе является толкованием, принятым определенным человеком или группой людей -- а толкований может быть много, как видно из приведенного выше примера с цитатой.

Теперь вновь об эволюции. Если Вы помните, наш спор начался именно как научная дискуссия, а не как богословский диспут о буквальном и аллегорическом толковании Книги Бытия (начиная его, Вы еще и не знали о моем отношении к вере). Поетому мне хотелось бы вновь кратко изложить суть нашей дискуссии.
Итак, мы обсуждаем две противоположных теории: эволюционизм и креационизм. Насколько я понимаю, креационизм претендует на звание научной теории: в противном случае его бы не стали преподавать в школах и университетах. Поэтому давайте рассматривать его именно с этой точки зрения.
Я полностью согласна с Вами, что в науке истинно лишь то, что не противоречит Писанию. Поэтому первым этапом в оценке научной теории должна быть попытка согласовать эту теорию с Библией (NB: не попыткой найти противоречия -- вспомните презумпцию невиновности). Как видно на примере Кураева, эволюционизм можно согласовать с Библией. Конечно, можно сказать, что это согласование -- лишь плод изощренного ума отца диакона, что настоящий богослов должен умет доказать что угодно и т.п. Но это, в конце концов, не столь важно. Главное здесь то, что в принципе эволюционизм ВОЗМОЖНО согласовать с Писанием. Поэтому считать эту теорию заведомо ложной нельзя. Здесь не худо опять вспомнить старинную теорию обращения Солнца вокруг Земли. Да, Вы правы, говоря, что многие ученые также ее не принимали. Но из песни слов не выкинешь: большинству богословов на первых порах эта теория также казалась несоответствующей Писанию. Значит ли это, что причина была в самом Писании? Конечно, нет. Причина была в грешной земной природе богословов, в их чисто человеческой боязни нового. Поэтому, если некоторые христиане не принимают теории эволюци, это еще не значит, что теория заведомо не верна, заведомо противоречит Писанию.
Теперь давайте перейдем ко второму этапу: оценке обеих теорий с научной точки зрения. Чтобы считать креационизм полноценной научной теорией, необходимо подкрепить его, кроме Библии, чисто научными аргументами. Ведь Библия -- не научный трактат, где собраны все сведения об устройстве мира: если так рассуждать, окажется, что на Земле только три континента, в Греции никогда не творили Гомер, Эврипид и Софокл, тела не состоят из атомов и молекул и т.п. -- вед об этом в Библии нет ни слова. Так вот, у эволюционизма имеется достаточно обширная научная аргументация. А у креационистов с этим слабовато -- во всяком случае, такое впечатление создается от прочтения приводимых Вами статей на Интернете. Многое там просто "притянуто за уши" или толком не объяснено. Не помню, например, никакого объяснения тому, как кости динозавров и других живых существ могли окаменеть за 6000 лет. Помнится, Вы предполагали, что такое возможно под действием воды, но правилный ответ зздесь прямо противоположный: вода способствует не сохранению, а разрушению тканей и костей. В частности, поэтому на местах кораблекрушений никогда не находят человеческих останков (за исключением тех случаев, когда кораблекрушение произошло совсем недавно): вода и морские животные очень быстро уничтожают все следы. Поэтому окаменение костей не могло быть результатом потопа. Неприемлемо также объяснение существования на Земле глубоких каньонов: воды потопа не могли настолько размыть породу, так как сам потоп был очен непродолжителен: он весь уложился в рамки одной человеческой жизни. Сейчас проконсультируюсь с другом, и приведу еще некоторые научные противоречия креационизма... А Вы пока прокомментируйте приведенные выше.

Кстати, Игорь, большая просьба: если Вы даете ссылку, то, пожалуйста, вставляйте нужный Вам текст и как сообщение. Дело в том, что я иногда проверяю Интернет с казенного компьютера, где нельзя открывать больше, чем 2 "окна" зараз.

С уважением,

Ольга.

P.S. Кстати о растениях. Неопыляемые растения существуют и сейчас: например, сосны.
 
И вот еще вопрос, на который я никак не могу найти ответ: как теория эволюции (если отбросить лжетеорию о происхождении человека) может повлиять на нашу веру в Бога? Разве влияют на веру, например, законы тяготения и притяжения? Теория создания мира за многие тысячелетия нисколько не умаляет всемогущество Творца: ведь не нам указывать Ему, как творить. В принципе, Ему не были нужны даже пресловутые 7 суток: одним словом "Да будет" Он мог вызвать мир из небытия в одну секунду. Однако этого не произошло? Почему? А вот это уже не наше дело.
Кстати, создать самонастраивающийся и саморазвивающийся (при наличии определенного контроля со стороны Творца) механизм-организм мира гораздо сложнее, чем раз навсегда запрограммировать его на одну только определенную "модел поведения". Поэтому, мне кажется, если какая-либо из двух теорий и умаляет всемогущество Бога, то это именно креационизм, предполагающий, что Господь не мог создать нечто сложное.
 
Цитата
Olga R. пишет:
Проблема, кстати, довольно типичная для дискуссий между православными и баптистами

Да я как раз приводил кучу цитат не баптистов, а как раз православных... :D
Разногласия наши в том, что вы на первое место ставите науку (причем безбожную), а я - Писание. Я верю Богу (а потмо уже ученым), вы - ученым (и то почему-то только эволюционистам). Только и всего.
Хотя имеете право... конечно.
+ ============================
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Да я как раз приводил кучу цитат не баптистов, а как раз православных...
Русских православных. А православное богословие в России испытало довольно сильное влияние протестантизма. Поэтому такие мнения и встречаются. Вообще же для Православия более характерно толовать некоторые места Писания аллегорически.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Разногласия наши в том, что вы на первое место ставите науку (причем безбожную), а я - Писание.
Я не ставлю науку на первое место. Но спор наш начался как научный, поетому я и стараюсь продолжать его соответственным образом.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Я верю Богу
Я тоже. :D И верю в Его всемогущество. Он мог создать очень сложный по устройству мир...
 
 
Цитата
Чтобы считать креационизм полноценной научной теорией, необходимо подкрепить его, кроме Библии, чисто научными аргументами.

Все это также имеется. Достаточно вам посмотреть сайты, где содержатся научные материалы креационистов. :D

Цитата
Olga R. пишет:
Не помню, например, никакого объяснения тому, как кости динозавров и других живых существ могли окаменеть за 6000 лет

Странно... Научное обоснование последствий Всемирного Потопа и образованию останков динозавров посвященные огромные тома креационистов... Кости окаменели как раз в результате всемирной катастрофы, Потопа. Произошла консервация останков, перемешивание их с деревьями и животными останками, в результате чего кости и сохранились. В нормальном процессе кости не сохраняются, их разъедают паразиты и падальщики. А предположить, что все динозвры, что найдены, упали в торфяное или еще какое болото - просто натянуто... Кости сохраняла не вода, а та среда, в которую они попали в результате Потопа. Про это имеется также много статей.

Цитата
Olga R. пишет:
воды потопа не могли настолько размыть породу, так как сам потоп был очен непродолжителен: он весь уложился в рамки одной человеческой жизни

Потоп хоть и был непродолжительным (около года), однако был всемирным и в нем были задействованы и землетрясения и осадки и прорыв вод из-зпод земли и много всего такого. Поэтому быстрый выбросл воды и его движение вполне могли промыть каньоны. Да и невозможно другое объяснение каньонов как только тем, что они образовались в результате мощного течения вод (возможно при сходе вод).

Цитата
Olga R. пишет:
Сейчас проконсультируюсь с другом, и приведу еще некоторые научные противоречия креационизма...

С атеистами. Понятно, с кем вы... Тогда и не надо тут убеждать всех, что вы христианка.
Цитата
Olga R. пишет:
Главное здесь то, что в принципе эволюционизм ВОЗМОЖНО согласовать с Писанием
Невозможно. Только если пренебрегать прямым смыслом текста Библии. Да и не прямым тоже.
Цитата
Olga R. пишет:
Но из песни слов не выкинешь: большинству богословов на первых порах эта теория также казалась несоответствующей Писанию. Значит ли это, что причина была в самом Писании? Конечно, нет. Причина была в грешной земной природе богословов, в их чисто человеческой боязни нового. Поэтому, если некоторые христиане не принимают теории эволюци, это еще не значит, что теория заведомо не верна, заведомо противоречит Писанию.

Причина была в доверии богословов научным теориям того времени, из-за чего никто даже не удосужился проверить по Библии, соответствует ли Платоновская теория мира Библии. В случае эволюции мы имеем прямо противоположную картину. Библия говорит о сотворении, а атеисты - об эволюции. Эволюция не доказана, не очевидна и противоречива. Следовательно сравнивать солнце и эволюцию некорректно.
+ ============================
 
Цитата
Русских православных. А православное богословие в России испытало довольно сильное влияние протестантизма. Поэтому такие мнения и встречаются.

ха-ха! :D Ну не смешите... Вы православным такого не скажите! :D А вообще мой тут ответ может быть: это уже ВАШИ проблемы, какое у вас православие. Вы сказали, что причины наших разногласий в конфессии, а я вам показал, что нет. :D

Цитата
Вообще же для Православия более характерно толовать некоторые места Писания аллегорически.

Если это так, тогда нельзя серьезно воспринимать такие толкования. :D Но в отношении нашей темы я показал, что этим грешат только православные-западники и модернисты, и то современные (как раз испытавшие влияние протестантов-либералов).

Цитата
Я не ставлю науку на первое место. Но спор наш начался как научный, поетому я и стараюсь продолжать его соответственным образом.

Извините, вопрос уперся в то, что Библия говорит о сотворении, а не о эволюции. :D Библия не противоречит науке, потому ее вовсе не надо отбрасывать. К тому же нормальная (креационистская) наука вполне с Библией уживается.

Цитата
Я тоже. И верю в Его всемогущество. Он мог создать очень сложный по устройству мир...

Мог-то мог, но из Писнаия мы видим, что создавал Он его совсем не так, как фантазируют то эволюцинисты...
+ ============================
 
Цитата
И вот еще вопрос, на который я никак не могу найти ответ: как теория эволюции (если отбросить лжетеорию о происхождении человека) может повлиять на нашу веру в Бога?

Влияет и самым прямым образом.
Потому что если теория эволюции верна, тогда само существоание Бога под вопросом. Или Бог превращается в некую природную стихию, которая способна толоько запускать механизмы и не влиять уже на них потом. Также если эволюция верна, то вселенной много лет, и не нужно ждать скорый приход Христа и важность обращения мира в христианство не имеет своей остроты. К тому же получитсЯ, что Библия врет. А это не так.
Эволюция нужна атеистам, чтобы отвергать Бога и Писание.

Цитата
Разве влияют на веру, например, законы тяготения и притяжения?

Закон тяготения доказан и очевиден. А эволюция - выдуманная теория, а не закон. И не доказана. К тому же протвиоречит открвоению Библии.

Цитата
Теория создания мира за многие тысячелетия нисколько не умаляет всемогущество Творца: ведь не нам указывать Ему, как творить.

Вот и не указывайте Ему. А то Он говорит, что сотворил всё за 6 дней, а вы Ему: нет, за миллионы! :(

Цитата
В принципе, Ему не были нужны даже пресловутые 7 суток: одним словом "Да будет" Он мог вызвать мир из небытия в одну секунду. Однако этого не произошло? Почему? А вот это уже не наше дело.

Да, Бог захотел создать всё за 6 дней и создал. И почему вам это не принять?

Цитата
Кстати, создать самонастраивающийся и саморазвивающийся (при наличии определенного контроля со стороны Творца) механизм-организм мира гораздо сложнее, чем раз навсегда запрограммировать его на одну только определенную "модел поведения". Поэтому, мне кажется, если какая-либо из двух теорий и умаляет всемогущество Бога, то это именно креационизм, предполагающий, что Господь не мог создать нечто сложное.

Не нужно приписывать Богу того, чего Он не делал. Какая разница, сложнее вы придумаете Его действия, или проще.
+ ============================
 
Цитата
Olga R. пишет:
Кстати, Игорь, большая просьба: если Вы даете ссылку, то, пожалуйста, вставляйте нужный Вам текст и как сообщение. Дело в том, что я иногда проверяю Интернет с казенного компьютера, где нельзя открывать больше, чем 2 "окна" зараз.

Хорошо, вот вам статья.

Что говорят библейское богословие и фундаментальная наука о возрасте вселенной и земли?


Проблема возраста вселенной и земли особенно важна для сторонников универсальной эволюции. Дело в том, что её практическая ненаблюдаемость, невообразимо малая вероятность самозарождения живого из неживого по всем широко известным оценкам (кроме мало известной оценки Шноля - см.выше в разд.6) и неизбежно медленные темпы при любой гипотезе её механизма совместимы только с настолько большим возрастом земли, что даже имеющиеся оценки в несколько миллиардов лет явно недостаточны.

Вначале рассмотрим, что говорит о возрасте вселенной и земли библейское богословие:

1) Вначале было непосредственное сверхъестественное творение Богом материи-энергии из ничего (Быт.,1:1 ® Вначале сотворил Бог небо и землю [по одной из богословских интерпретаций, речь идёт о сотворении времени, пространства и материи]. Быт.,1:2 ® Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною… См.также Ис.,48:12-13; Кол.,1:15-17).

2) Здесь ничего не говорится о времени, т.е.хаотическое состояние сотворённой из ничего (ex nihilo) земли длилось в течение неизвестного времени.

3) Затем (Быт.,1:3-31) описывается ряд последовательных актов творения - формирования наряду с законами природы упорядоченных земли и вселенной "из сырого материала" (1-й, 2-й и 4-й дни творения) и живых существ вплоть до человека (3-й, 5-й и 6-й дни творения).

При этом еврейское слово yom в оригинале Библии обычно обозначает день, но часто обозначает и более широкий интервал времени. В связи с этим под явным влиянием попыток примирения Библии с идеями макроэволюции, требующей бесчисленные миллионы лет, среди современных богословов появились различные мнения о реальной продолжительности этого интервала:

(а) буквальная интерпретация каждого дня творения как календарного дня, т.е. 24-часового промежутка времени (содержащего утро, вечер, а между ними день и ночь),

(б) интерпретация "день-век", или "день-эпоха", в которой 6 дней творения представляют собой 6 последовательных долгих периодов (в миллионы или миллиарды лет),

(в) аллегорическая интерпретация дней творения как метафорического описании деятельности Бога по сотворению мира, в котором различные дни относятся к творению различных частей мира и земли, а не описывают реальную последовательность, длительность и хронологию процессов творения,

(г) интерпретация дней сверхъестественного творения Богом мира не как периодов, тождественным человеческим дням, а как последовательных периодов неопределённой длительности, лишь аналогичных человеческим дням.

Я лично склоняюсь к первой, буквальной интерпретации дня творения. В пользу буквальной интерпретации слова день как 24-часового промежутка времени говорят, в частности, следующие соображения:

(а) Это первичное значение слова yom, а по правилам герменевтики рекомендуется отходить от первичного значения только в тех случаях, когда это требутся контекстом.

(б) Добавление при описании каждого дня творения слов "и был вечер, и было утро" усиливает предпочтение первичному значению, поскольку их трудно применять к периоду, скажем, в тысячу лет и, кроме того, что бы стало со всеми растениями в течение долгой-долгой ночи?

(в) Упомянутые в (Быт.,1:4-5) световые характеристики для одного дня - день (свет), ночь (тьма), вечер и утро - в совокупности составляют один полный день (т.е.сутки), в то время как длительный период составляет не одни, а много таких суток.

(г) В Исх.,20:9-11 Израилю рекомендуется работать шесть дней и отдыхать в седьмой день, "ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмый почил". По правилам герменевтики естественно в обоих случаях брать слово день в одинаковом значении. Текст явно указывает на то, что неделя творческой деятельности Бога служила образцом для трудовой недели человека как ритма его жизнедеятельности (в то время как не существует геологического разделения времени на 6 или 7 периодов, которое даже отдалённо соответствовало бы этим дням, ни по порядку событий, ни по их длительности).

(д) Последние 3 дня творения были несомненно обычными днями, поскольку определялись после сотворения солнца обычным путём. И хотя мы не вполне уверены в том, что предыдущие дни не отличались от них в принципе по продолжительности, весьма и весьма мало вероятно, что они отличались от них как периоды тысяч и тысяч лет по сравнению с обычными днями! И совсем невозможно ответить на вопрос, почему требовался такой большой промежуток времени для отделения дня (света) от ночи (тьмы) в каждом из первых трёх дней творения!

(е) Поскольку животные, как и человек, до грехопадения человека имели другую природу, чем после грехопадения, и были нетленными (Римл.,8:20-22), не могло быть вообще никакой длительной макроэволюции тленного животного мира (да и мог бы Бог обо всём живом, подлежащем тлению и смерти, говорить, что оно "хорошо весьма" (Быт.,1:31)?). Кроме того, человек был создан Богом как единое телесно-духовное существо не путём эволюции из предков-животных, а особым актом телесно из неорганического вещества и одновременно духовно Своим вдуновением (Быт.,2:7) по Своему образу и подобию, жена же его была сотворена Им из Адамова ребра (Быт.,2:21-22). Поэтому трактовка yom как широкого промежутка времени при творении животных и человека является для богословия явно излишней и, более того, до возникновения теории макроэволюции даже в голову никому не приходила.

(ж) О том, что сотворение следует понимать исторически и буквально так, как оно изложено в (Быт.,1:31), следует и из учения Иисуса Христа -см., напр., (Мк,10:6): В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Более подробно об интерпретации дней творения говорится в кн. Г.Морриса, Библейские Основания Современной Науки, С.-П., 1995.

С учётом неопределённости времени процесса творения "вначале", описанного в первых двух стихах Библии, для возраста всей вселенной может показаться не столь уж важным, какому промежутку времени отвечает слово yom. Однако, довод (ж) прямо свидетельствует о том, что эта неопределённость не может значительно превышать те же 6 суток! Правда, мы не знаем, в какой системе отсчёта творил Бог и могло ли быть уже применимо понятие системы отсчёта и тем более её скорости в самом начале творения! [А ведь в свете современной физики промежутки времени в системах с разными скоростями могут отличаться во много тысяч и миллионов раз в зависимости от их относительной скорости]. Более того, творение материи из ничего, описанное в первых двух стихах Библии, происходило "одновременно" с творением пространства и времени, и в принципе пока непонятно, кaк можно определить вообще на языке современной науки длительность этого начального периода творения, когда творилось и время. [А о том, что время имело начало, совпадающее с началом творения, говорится в (2 Тим.,1:9; Титу,1:2).]

4) И наконец, какой период охватывают генеалогии от Адама до Ноя (Быт.,5:3-32) + от Сима до Авраама (Быт.,11:10-26) ?

Практически уже общепризнано, что перечисление имён родителей и детей в этих генеалогиях скорее выборочное, чем исчерпывающее (т.е. в них имеются пробелы), поскольку главный смысл этих списков не исчерпывающе хронологический, а богословский! Правда, продолжительность пробелов принципиально не может существенно превышать продолжительность суммарной жизни лиц, упомянутых в списках.

О т с ю д а в ы в о д :

Библия не даёт нам полного откровения о действительном возрасте вселенной и земли, хотя, вероятнее всего, в соответствии библейской экзегетикой они гораздо моложе, чем этого требует доктрина эволюции.

А теперь рассмотрим, что говорит наука о возрасте вселенной и земли?

1) Наша вселенная произошла в результате Большого Взрыва, т.е. существует конечное время.

2) Считающиеся самыми надёжными оценки возраста вселенной в 10-20 млрд. лет и возраста земли в 5-10 млрд. лет получены методами ядерной хронометрии при учёте распадов долгоживущих радиоактивных ядер только из основных их состояний.

В работах В.С. Ольховского и соавт. (1998-2000 гг., в частности, Укр.физ.журнал, 2000, т.45, №12, с.1413-1418) показано, что без учёта промежуточных поглощений гамма-квантов при гамма-распадах возбуждённых состояний исходных ядер-хронометров в больших массах вещества (для достаточно широкого спектра температур - свыше 300оК) методы крупномасштабной ядерной хронометрии дают только верхние пределы оценок возраста больших объектов (вплоть до всей вселенной), которые могут быть весьма далёкими от реальных значений. Там же в рамках простых моделей показано, что миллиардам лет, полученным обычным методом ядерной хронометрии, может соответствовать гораздо меньшее число лет (тысячи лет, например) в масштабах средних времён жизни ядер-хронометров.

Давно (см., напр., ссылки в кн. Гипотеза творения, под ред. Морлэнда Дж., Симферополь, Христ.научно-апологет.центр, 2000) известно и то, что если учесть в земном или метеоритном веществе возможность наличия ненулевого начального количества изотопа, который является конечным стабильным продуктом распада, или внедрения его извне в течение длительного распада исходных ядер-хронометров, то это приведёт к соответствующему уменьшению оценки возраста земли или метеорита.

Слишком малое содержание гелия в земной атмосфере, который образуется в результате альфа-распада долгоживущих ядер-хронометров, также свидетельствует о том, что оценка возраста земли в несколько млрд. лет явно завышена (см. также кн. Гипотеза творения, под ред. Морлэнда Дж., Симферополь, Христ.научно-апологет.центр, 2000 и ссылки в ней).



И пока вопрос о реальном возрасте крупных космических объектов и всей вселенной остаётся в рамках ядерной физики и известных методов ядерной хронометрии открытым.

3) Имеются также в науке работы (В.С.Троицкий, Астрофизика и космическая наука,1987, т.139, стр.389-411; B.Setterfield and T.Norman, The Atomic Constants, Light and Time, paper for SRI International, 1987), в которых указывается, что с момента зарождения (или Творения) скорость света постепенно уменьшилась более чем в 10 млн. раз и в такое же число раз была вначале больше скорость электромагнитного и радиоактивного распада. И в конечном счёте атомные и ядерные "часы" при учёте этого процесса должны давать значения тоже примерно в миллион раз меньше ныне используемых значений.

4) Другие космологические и космогонические методы определения возраста вселенной являются ещё менее надёжными, неоднозначными и сильно зависят от модельных предположений. Например, объяснение явления красного смещения разбеганием галактик, которое даёт возможность определения возраста вселенной по скорости разлетания дальних галактик, определяемой из т.н. постоянной Хаббла (в численных значениях которой, кстати, имеются большие расхождения), не единственно. Предлагаются другие возможные объяснения красного смещения - гравитационное притяжение света, исходящего из галактик, а также и снижение со временем скорости света (В.С.Троицкий, 1987).

О т с ю д а в ы в о д :

Пока вопрос о реальном возрасте крупных космических объектов и всей вселенной остаётся в рамках науки открытым, а общепринятые оценки в несколько млрд. лет явно сильно завышены.
8. Эволюция, сотворение и всеобщий закон роста энтропии.
Многие задают вопрос (см., напр., H.M.Morris and G.E.Parker, What is Creation Science ?, Creation-Life Publishers, 1982): Можно ли теорию универсальной эволюции от неживой материи к самозарождению живого и далее через постепенное развитие простейших одноклеточных организмов в сложные многоклеточные и в конечном счёте в человека, в котором имеется не только биологическая, но и духовная жизнь, согласовать со вторым законом термодинамики, который носит настолько всеобщий характер, что его называют законом роста энтропии (беспорядка), действующим во всех закрытых системах, включая всю вселенную?

Пока разрешить эту фундаментальную проблему никому не удалось! Существование одновременно универсальной эволюции и закона роста энтропии как всеобщих законов материальной вселенной (как закрытой системы) невозможно, так как они по-просту несовместимы.

На первый взгляд, можно и естественно предположить, что макро-эволюция может иметь место локально и временно (на земле). Ряд нынешних эволюционистов считает, что конфликт между эволюцией и энтропией снимается тем, что земля - открытая система и поступающей от солнца энергии вполне достаточно для того, чтобы стимулировать универсальную эволюцию на протяжении огромного геологического времени. Но такое предположение игнорирует то очевидное обстоятельство, что приток тепловой энергии в открытую систему прямо приводит к росту энтропии (а следовательно, и к уменьшению функциональной информации) в этой системе. И чтобы воспрепятствовать огромному росту энтропии вследствие притока большого количества тепловой солнечной энергии в земную биосферу, избыток которой может только разрушать, а не строить организованные системы, требуется введение дополнительных гипотез, например, о таком биохимическом информационном коде, предопределяющем ход гипотетической макроэволюции земной биосферы, и о таком глобальном сложнейшем конверсионном механизме превращения приходящей энергии в работу по самовозникновению простейших воспроизводящихся клеток и дальнейшему движению от таких клеток к сложным органическим организмам, которые пока неизвестны науке (см., напр., H.M.Morris and G.E.Parker, What is Creation Science ?, Creation-Life Publishers, 1982, а также Г.Моррис, Библейские Основания Современной Науки, С.-П., 1995). Даже некоторые эволюционисты (например, Чарльз Смит,- цитир. по вышеприведенной книге Морриса и Паркера) признают конфликт между эволюцией и термодинамикой одной из наиболее фундаментальных нерешённых проблем в биологии

А в научной модели креационизма, согласно которой вся материальная вселенная, включая мир живого, была сотворена на уровне совершенной организованности, такая организованность уже не могла возрастать; она могла только уменьшаться в силу природных процессов в полном соответствии со вторым законом термодинамики (после грехопадения человека, - но это уже разговор на другую тему).
+ ============================
 
Уважаемые собеседники!
В эту неделю у меня практически не будет возможности пользоваться Интернетом. Поэтому заранее прошу прощения за временно прерванную дискуссию.
Страницы: Пред. 1 2 3 4
Читают тему (гостей: 1)