Дарвинизм v. креационизм

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



   RSS
Дарвинизм v. креационизм, или Повесть о том, как птеродактиль бился с рыцарями короля Артура
 
Эта тема -- продожение спора о дарвинизме и креационизме, а также о происхождении легенд о драконах, начавшегося в теме "Поговорим о мифах". Я -- сторонница теории эволюции (в отношении животных, но не человека); Игорь -- сторонник креационизма. Приглашаем всех желающих присоединиться к нашей дискуссии.
Предупреждение: Игорь и я -- христиане, поэтому некоторые пункты нашей дискуссии будут иметь отношение к богословию. Если Вы -- атеист(ка), то, пожалуйста, оставьте эту часть дискуссии в стороне и сосредоточьте Ваше внимание на чисто научных вопросах. В данной теме мы не будем доказывать друг другу (не)существование Бога. Просим также не касаться вопроса о происхождении человека: это не входит в дискуссию. Если Вас интересует именно человек, откройте, пожалуйста, отдельную тему.
Все сообщения, не соответствующие этим правилам, будут удаляться.
С уважением, Ольга.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответы
 
Так что у меня есть миссионерский интерес к тому, чтобы не принимать суждений крайних креационистов и пробовать найти эволюционистское прочтение Шестоднева. Для меня нет личной проблемы верить в то, что Бог создал мир мгновенно или в шесть дней. Для меня нет проблемы в том, чтобы высказать суждение, заведомо неприемлемое для данной аудитории (слишком часто мне приходится это делать). Просто мне кажется - не по пастырски возлагать на людей бремена сверх необходимого. Да, в христианстве бывают моменты необходимой "жертвы интеллектом". Но мне кажется, что эта жертва должна быть принесена догмату о Троичности Единого Бога, а не "догмату" о точном числе часов миротворения.

Наконец, полезно присматриваться к своим собственным, внутренним мотивам, подталкивающим к принятию того или другого суждения. Любимое хобби слишком многих людей в наших приходах, монастырях и даже в семинариях - это доказывать друг другу собственную архиправославность. Для этого занятия обличение "еретиков-эволюционистов" - повод весьма подходящий. Но если человек озабочен не тем, чтобы стяжать репутацию архиортодокса в кругу своих заведомых единомышленников, а тем, чтобы подвести к церковному порогу тех людей, что еще далеки от него - то лучше уж пожертвовать радостью от сознания собственной категоричности, а также радостью от выявления и обличения очередного "еретика". В конце концов: богословствуем мы ради того, чтобы подарить людям Христа, или ради того, чтобы укрепить свой собственный авторитет? Поэтому в моем представлении вопрос о том, приемлем ли мы эволюционистское прочтение первых ветхозаветных страниц, или же толкуем их в рамках строгого креационизма - это не вопрос о понимании нами древнейших страниц нашей истории. Это вопрос о нашем будущем. Хотим ли мы видеть нашу Церковь миссионерски активной и открытой, или же всю церковную жизнь и мысль мы сводим лишь к повторению цитат из прошлых столетий?
 
КОНЕЦ СТАТЬИ

В более удобном виде эту статью можно прочесть здесь:
http://www.kuraev.ru/evoluti.html
 
 
Olga R., большое спасибо за статью, почерпнул много интересного...
 
Да не за что :) Я очень рада, что вы ее прочли :)
 
Здравствуйте. Я чуть позже наверное включусь в эту дискуссию. А пока хочу высказаться кратко. Эта тема меня давно беспокоит.

Вообще я могу назвать себя человеком неверующим, а также сторонником эволюционизма. НО! Я с удовольствием стану сторонником креацианизма и/или сторонником какой-либо религии, если у меня будет достаточно для этого оснований. Я просто придерживаюсь наиболее достоверной гипотезы (теории). Это вовсем не значит, что я утверждаю что "бога нет" и "Дарвин прав" на 100%. Я просто склоняюсь к такой точке зрения.

Самое главное, почему я не верю в бога, потому, что сторонники этой гипотезы утверждают, что бог есть, а не исходят от противного, что бога нет. Даже если он действительно есть и он создал нас, то надо в этом постоянно сомневаться и параллельно искать новые доказательства этому.

В последнее время модно считать, что бог создавал нас долго, дескать эволюцию признаём, но всё равно ей управлял бог. Старые учения об устройстве мира вроде христианства, постепенно сдают свои позиции. Это конечно не значит, что новые верны, а только то, что старые уже не так убедительны для современного человека. Мало кто из современных европейцев станет верить, что бог создал всё за несколько дней, и что дни это только иносказательный смысл, как и например в то, что земля стоит на трех слонах или на черепахе. Или что боги имеют человеческое тело и зверинные головы и живут на облаках. И т.д. А когда-то люди верили.

Да и обезьяной мало кто, ещё 100 лет назад хотел себя роднить. Но сейчас уже многие с этим согласились. С _теорией_ Дарвина. Я хочу подчеркнуть, что это лишь _теория_, но наиболее правдоподобная на сегодняшний день. В науке догм нету. Но я не сторонник научных догм, также как и религиозных. Поэтому теория Дарвина волнообразно развивается современными биологами, а также распространяется по свету, как в своё время распространялся креационизм с христианством.
 
И ещё. Вы извините меня, что я касаюсь вопроса происхождения человека. Но это ключевой вопрос и его, по моему мнению, не следует отделять от вопроса об эволюции. Так вот. Я не вижу _границы_ между человеком и животным. Где она? Признаёте ли вы существование доисторических людей, питекантропов, автралопитеков и других. Признаете эволюцию мозга у приматов? А у других видов животных? Если эволюция мозга, тела, конечностей, органов была у низших животных, то почему её не могло быть у т.н. высших?

Я вообще человек без образования. То есть дилетант с научной точки зрения. Но многие ли здесь присутствующие могу похвастаться докторской степенью по биологии?

Современная биология не стоит на месте и не останавливается на учении Ч.Дарвина. Например соврменный английский учёный-биолог Довкинс продолжает и развивает её, находя в ней ошибки, а также находя новые доказательства эволюционного происхождения органической жизни на земле.

Я крайне уважаю христианское учение. Оно долго помогало и помогает жить человеку. В своё время оно достаточно объясняло устройство мира. На данном этапе оно слишком расплывчато что-ли. Есть возможность различного толкования. Слишком много противоречащих современным знаниям аллегорий, по моему.

На счёт смерти. Я не считаю животных смертными. Да, отдельная особь умирает, но род или вид животного остаётся и продолжает жить и развиваться. Продолжает эволюционировать. Кошка, которая бегает у меня под окном очень похожа на ту кошку, которая бегала здесь же 2000 лет назад, может лишь немного чуть хитрее. Фактически это та же кошка.
 
 
Далее. Бессмертие (отдельной особи) недостижимо. Хотя продолжительность жизни не имеет границ, то есть стремится к бесконечности, хотя и не достигнет её.

На счёт креационизма. Я не отрицаю на 100% эту гипотезу происхождения мира, но не придерживаюсь её, так как есть более правдоподобная, на мой взгляд, теория, теория эволюции.

В теории креационизма явно видно разумное и целенаправленное сотворение мира опледелённым существом (богом). А, по моему, его существование вообще слишком спорный вопрос. Даже если он существовал и создал наш мир, то, по моему, он мог создать часть мира, нашу планету, галактику и т.п., но не всю вселенную. Так как она бесконечно, а создать бесконечность невозможно. К тому же она была и будет вечно. Как наша вселенная, так и жизнь в ней, по моему. В последнее время я вообще придерживаюсь гипотезы, что время как такого нет, то есть создать что-то невозможно, так как оно уже есть.

Есть мыслить во временных категориях, то жизнь была всегда и всегда будет. И если допустить, что кто-то создал или точнее занёс её на наш конкретный участок, то это существо лишь стоит на более высокой ступени развития, но не всесильно, так как всесилие невозможно по определению бесконечности вселенной. Нельзя управлять чем-то бесконечным.

Эволюция продолжается в наши дни. Как на примере человека, где она видна явно. Например увеличение размера мозга, продолжительности жизни, т.н. акселлерация и т.п. Но также и на примере животных, правда они эволюционируют на порядки медленнее человека.

То есть я, как участник дискуссии, могу с уверенностью констатировать свою точку зрения. Эволюционизм, на мой взляд, наиболее разумная гипотеза на данный момент, в отлиции от более туманного и с меньшим колличеством доказательств - креационизма.

Приношу извинения, если оскорбил убеждения других участников дискуссии.
 
Цитата
Nik Lemos пишет:
сторонники этой гипотезы утверждают, что бог есть, а не исходят от противного, что бога нет.
Нам однажды рассказывал наш учитель химии, как он доказал в институте на экзамене по философии существование Бога. Суть доказательства примерно такая:
"Допустим, Бога нет. Если Бога нет, значит Он где-то есть. Если Он где-то есть, значит Он есть вообще."
:) 8) :)
Цитата
Nik Lemos пишет:
В последнее время модно считать, что бог создавал нас долго, дескать эволюцию признаём, но всё равно ей управлял бог.
Почитай статью. Эволюционизм привемлется Церковью не только в последнее время (за исключением гипотезы, о происхождении человека от обезьяны, которая категорически не приемлема).
 
Nik Lemos,
спасибо за участие в дискуссии. Наших чувств вы не оскорбили. т.к., во-первых, с самого начала обозначили себя как неверующего. а во-вторых, не употребляли оскорбительных выражений против христианства или религии вообще. Ваши взгляды на эволюцию действительно нтересны. Но при этом не нужно забывать о одном из правил этой темы: здесь мы НЕ будем доказывать друг другу (не)существование Бога. :)
 
ok. Тогда открою новую тему - "Существование бога". А с эволюционизмом уже более-менее ясно.
 
А я все-таки повторю, при всем уважении к мнению католичества и православия в их попытках согласовать текст Библии с данными мирской науки, что Библия не предполагает и не дает оснвоний думать, что возможна была эволюция не за буквальные 6 суток. :D
+ ============================
 
И все-таки... аргументы, пожалуйста! :) Я уже свои привела (см. статью, хотя она и не моя :) ). А Ваши где?
Мне кажется, Вы ошибаетесь насчет того, что Библия не дает оснований думать о создании мира не за 6 дней... Как ни крути, а "йом" по-еврейски -- это отрезок времени, а не обязателно 24 часа... У Бога ведь вообще нет времени, Он не ограничен нашими смертными человеческими часами. Впрочем, об этом уже говорилось в приведенной статье. Библия настолько глубокая Книга, что допускает множество различных толкований -- поэтому на протяжении веков и не прекращаются богословские споры...
 
Olga R., мои аргуметы находятся по ссылкам на сайты, которые я дал. :D
Но основные - это слова Библии, и если предположить, что день - не день, тогда многие слова Библии, где говорится о 6 днях творения, которые проецируются на человеческие 6 рабочих дней, теряют свой смысл...
Йом - не просто отрезок, а и день. В Бытии не случайно утиочнено, чтобы не подумали по другому: утро и вечер - день один. Так что тут нет оснвоаний думать, что это орекзок. К тому же не вероятно, что без солнца растения могли просуществовать долгий период времени... Да и растения без опыления насекомыми... Так что ваша теория очень фантастична...
У Бога времени нет, но оно есть у нас и у земли. И нет оснвоаний говорить, что творение занимало другое, нежели указанное в Библии время.
Библия - книга, безусловно, глубокая, но толкования допускают люди, а не сам текст. Текст должен значить то, что он значит. Аллегорическим прочтениям нет конца, как нет конца человеческим фантазиям, но если мы верим Библии как Слову Божьему и верим, что Бог не хотел нас запутать и заморочить нам голову тайнами, мы будем верить Библии, а не подстаивать Библию под изменчивую моду или сменяющиеся научные теории...
+ ============================
 
 
Ольга, вот еще, коротенько...

Священное Писание учит нас, что вселенная была сотворена Триединым Богом (Быт. 1:2; Иов 26:13;33:4; Пс. 32:6; 103:30; Ин. 1:3; Кол. 1:15-17) из ничего (ex nihilo) (Быт. 1:1; Пс. 32:9; Рим. 4:17; Евр. 11:3). Под словом "ничего" Библия подразумевает не какую-то уже существовавшую материю (nihil positivum), но состояние небытия (nihil negativum). Бог дал вселенной самостоятельное существование, отдельное от Своего бытия, а потому никоим образом нельзя считать творение частью Бога. Вселенная находится в постоянной зависимости от Него, поддерживаемая, направляемая и управляемая изо дня в день Его силой (Пс. 134:6; Евр. 1:3. Бог никогда не покидает мироздание, но вечно присутствует во всём Своём творении (Пс. 138: 7-10; Иер. 23:24).

Священное Писание ясно и определённо учит нас, что вся вселенная была сотворена за шесть дней по двадцать четыре часа каждый. С точки зрения реформатов и пресвитериан, эволюционная теория явно не распологает достаточными научными доказательствами и явно противоречит Св. Писанию. Совершенно неприемлемой выглядит и концепция "теистической эволюции", которая представляет собой не более чем компромисс с атеистическими научными взглядами. Согласно этой концепции, для сотворения вселенной Бог использовал эволюционный процесс. "Дни" творения рассматриваются как миллионы лет, в течение которых только и мог протекать процесс эволюции. Такие взгляды отрицают богодухновенность книги Бытия, свидетельств из других мест Писания, включая слова Христа, и не являются христианскими.

Сегодня библейское свидетельство повсеместно подвергается критике, как со стороны секулярной науки, так и со стороны эволюционномыслящих учёных внутри Церкви. Следует, однако, заметить, что существующие ныне разнообразные интерпретации "дней творения" берут своё начало лишь в XIX веке, а некоторые даже в XX веке. На протяжение всей предыдущей истории Церкви никто не ставил под сомнение общепринятое толкование "дней творения" как обычных дней, продолжительность которых равна солнечным суткам.

Каковы же аргументы в пользу того, что Св. Писание действительно говорит о сотворении всего мира в течение шести 24-часовых дней? Вот некоторые из них.


Первый аргумент
В Библии, как правило, древнееврейское слово "йом" (день) означает обычный солнечный день или даже дневное время суток. Иное толкование возможно только в том случае, если того требует контекст рассматриваемого отрывка. Например, в Быт 30:14 слово "йом" используется не в смысле 24-часового отрезка времени, а для обозначения части года, жатвы пшеницы. Поэтому в Синодальном переводе оно переведено вполне корректно — "время", а не "день". В других случаях контекст не позволяет нам толковать слово "йом" иначе чем 24-часовой отрезок времени.


Второй аргумент
В тех случаях, когда слово "йом" определяется и дополняется порядковым числительным (один, два, три…), оно всегда обозначает исключительно солнечный день и никакой другой.


Третий аргумент
Повторяющаяся фраза "и был вечер, и было утро" указывает на то, что каждый день имел чёткие границы и циклически повторялся шесть раз подряд. Оба критерия — "вечер и утро" и циклическая последовательность — никогда не обозначают в Библии ничто иное, кроме обычного солнечного дня.


Четвёртый аргумент
Ещё одно свидетельство в пользу традиционной трактовки "дней творения" заключается в том, что седьмой дней творения (суббота) необходимо почитать как священную субботу, день отдыха, день, когда весь народ должен поклоняться Господу. Таким образом, седьмой день творения становится образом для всех последующих "суббот". Но если дни творения длились тысячелетия и миллионолетия, то каким образом седьмой день творения может быть образом "заветной субботы" (дня отдыха)? Почему мы должны почитать субботу в течение 24-четырёх часов, если "субботообразующий день" длится тысячи и миллионы лет? Это, как говорил Мартин Лютер, "ослиная логика".


Пятый аргумент
В пользу 24-четырёхчасового дня говорит и Исх. 20:9-11:
"шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его".
Нужно сказать, что здесь сам Господь даёт нам верный экзегетический метод истолкования Его Слова. Шесть дней нужно работать, а седьмой — отдыхать, потому что Бог создал мир в течение шести дней, а в день седьмой почил. Таким образом, здесь наблюдается естественная причинно-следственная связь. Основание для трудовой недели заключается только лишь в том, что Бог дал образ этой недели, когда творил мир. Отрицающие традиционное понимание Бытия 1 обязаны, в соответствии с их методологическим подходом, читать Исх. 20:9-11 так:
"шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть миллионов дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой миллион дней почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его".
Худшей герменевтики нельзя даже вообразить!


Шестой аргумент
В случаях, когда слово "йом" не означает 24-часовой день, оно всё равно указывает на ограниченный по количеству дней промежуток времени. Так, например, в Иов 7:6; 17:11; Пс. 30:16; 89:9 слово "йом" не используется для описания обычного солнечного дня. Однако и в этих случаях оно всегда означает ограниченную последовательность дней, соответствующих продолжительности жизни отдельного человека, а не огромные дни-эпохи.


Седьмой аргумент
Часто встречающееся в Библии выражение "день Господень" также не является веским доказательством в пользу трактовки "дней творения" как дней-эпох. В Библии день Господень всегда является определённым и обозначает обычный день, который становится необычным (сверхъестественным) только из-за суверенного Божьего вмешательства в ход мировой истории с целью окончательного суда.


Восьмой аргумент
Наконец, весьма популярная в иных кругах аллюзия на 2 Петр. 3:8 рушится сама собой. Считается, что поскольку у Господа один день как тысяча лет, то, следовательно, "дни творения" нельзя рассматривать как обычные солнечные дни.

В ответ на такой "научный" аргумент можно, во-первых, вопросить: с какой стати 2 Петр. 3:8 толкует Бытие 1? Каково методологическое обоснование для такой герменевтики? Ведь если это так, то почему в других случаях слово "день" ими понимается именно как "день", а не как "тысяча лет"? Что такого особенного в 2 Петр. 3:8 в отношении дней творения? Вот вопрос, на который не многие отваживаются отвечать.

Во-вторых, если действительно 2 Петр. 3:8 должно толковать Бытие 1, то почему в расчёт берётся только первая часть стиха, а не вторая? Почему "неделя творения" становится семью тысячами лет творения, а не наоборот? Простой математический расчёт показывает, что в таком случае "день творения" становится равным приблизительно одной миллисекунде, что совершенно бессмысленно в свете всего библейского откровения.

Наконец, даже если принимать во внимание только первую часть 2 Петр. 3:8, то "неделя творения" растягивается на семь тысяч лет, что всё равно никоим образом не согласуется с археологическими данными. В этом случае истолкователям приходится идти дальше и утверждать, что "тысяча лет" это символическая цифра, обозначающая "большой промежуток времени, эпоху". Таким образом, мы встречаемся с весьма странной герменевтикой. Для опровержения обычной семидневной недели творения вначале применяется буквальное понимание 2 Петр. 3:8. То есть, "день" рассматривается как обычный солнечный день, а "тысяча лет" как обычная тысяча лет. Но затем буквализм отбрасывается в сторону, и его заменяет "символизм". Истолкователь попадает в ловушку своих собственных выводов.


Девятый аргумент
Приводится и такой довод в пользу того, что "неделя творения" не соответствовала обычной солнечной неделе. Дескать, поскольку солнце было сотворено только лишь на четвёртый день, то первые три дня нельзя называть "солнечными" днями и определять их продолжительность исходя из вращения земли вокруг своей орбиты.

Ответ на этот аргумент достаточно прост. Как верно и благочестиво подмечает Джеймс Б. Джордан в своей статье Структурное толкование Бытия 1 Мередита Г. Клайна: "…солнце было создано для того, чтобы соответствовать ранее существующему дню, а не наоборот. Смена дня и ночи уже существовала; небесные же тела были установлены для того, чтобы соответствовать ранее существующему образцу". Иными словами, не существование солнца как такового определяет продолжительность дня, но уже существующий порядок (вращение земли вокруг своей орбиты в течение 24-четырёх часов) определяет появление солнца.

Почему же тогда происходила смена дня и ночи? Очень просто. Из-за света, который был сотворён на первый день. Именно тогда свет был назван днём, а тьма — ночью. Как же может быть свет без солнца? Может, отвечаем мы, и это далеко не новость для физиков. Достаточно исследовать природу света, чтобы понять, что солнце вовсе не является единственно необходимым источником света. Кроме того, под светом можно подразумевать и сверхъестественный источник света, то есть проявление Божьей славы-света.
+ ============================
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Olga R., мои аргуметы находятся по ссылкам на сайты, которые я дал.
Вот-вот. Это я и имею в виду. Вы привели аргументы (ссылки). Я привела контраргументы (в основном изложены в статье). Теперь опять Ваша очередь -- опровергать мои контраргументы своими. :)
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Но основные - это слова Библии, и если предположить, что день - не день, тогда многие слова Библии, где говорится о 6 днях творения, которые проецируются на человеческие 6 рабочих дней, теряют свой смысл...
Почему? Не вижу логики... Если йом -- отрезок времени, то он может быть и днём. В Библии не говорится, что в "йоме" 1 главы Бытия было 24 часа (нет там такого, и все -- перечитайте!) Но нужно понимать, что наша, человеческая, жизнь измеряется отнюдь не миллионами, не тысячами и даже не сотнями лет. Поетиму вполне естественно, что 6 "йомов" Творения должны были быть спроецированы на эту короткую жизнь в уменьшенном виде -- иначе такое проецирование вообще не было бы возможно. Чтобы лучще это понять, можно вспомнить искусство фотографии. Например, перед Вами лежит фотография Луны (вид из космоса). Это -- точная проекция Луны на бумагу. Но можно ли сказать, что размеры этой проекции-фотографии соответствуйыт размерам оригинала или хотя бы сопоставимы с ними?
Цитата
Ίγωρας . пишет:
У Бога времени нет, но оно есть у нас и у земли.
Строго говоря, земля начала полноценное существование только после 6 дней творения... Так что несерёзно говорить, будто Бог был связан "временем" Своего еще не завершенного создания.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
К тому же не вероятно, что без солнца растения могли просуществовать долгий период времени... Да и растения без опыления насекомыми... Так что ваша теория очень фантастична...
Нужно не забывать, что Библия -- не научный трактат, а Книга вероучительная? преследующая, в том числе, и миссионерские цели. В эпоху Моисея, как и в наше время, очень важную роль играла борьба с языческими предрассудками, проникавшими даже в среду верующих иудеев (о том, насколько сильны были подобные предрассудки, можно судить хотя бы по тому, что, стоило Моисею оставить народ "без присмотра" на несколько дней, этот народ тут же сделал себе золотого тельца и начал ему поклоняться). Поэтому многие богословы (в том числе Кураев) отмечают, что порядок Творения, приводимый в Бытии (сначала растения, потом солнце) -- богословско-миссионерский прием, призванный показать, что небесные светила, почитавшиеся язычниками в качестве всемогущих богов,-- не более, чем "лампочки", которые не только не участвуют в процессе Творения самостоятельно, но даже не являются "вспомогательными средствами" -- Господь может преспокойно обойтись без них, даже творя растения.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Да и растения без опыления насекомыми...
Ну, Игорь, вспомните биологию! Растения, опыляемые насекомыми, появились даже позже динозавров! Так что тем, первым, растениям насекомые были вовсе не нужны.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Текст должен значить то, что он значит.
Очень наивно... Вы, вероятно, не филолог. Текст действительно должен значить то, что он значит -- но как узнать, что именно он значит, если это -- не детская считалка про царя Бориса, а сконденсированная Мудрость? Посмотрите, сколько в истории христианства было различных толкований -- думаете, это на голом месте? И под все эти толкования подводились и подводятся очень убедительные базы. Восприятие человеком любого текста, в том числе священного, зависит не только от самого текста, но и от читателя -- его знаний, происхождения, даже настроения... Факторов -- миллион. Так что полное значение текста может выявиться только в результате го обсуждения, сличения различных мнений и т.п.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
что Бог не хотел нас запутать и заморочить нам голову тайнами, мы будем верить Библии, а не подстаивать Библию под изменчивую моду или сменяющиеся научные теории...
Дорогой мой, Библия -- не пособие для недоразвитых, а сконденсированная Премудрость Божия! Очень самонадеянно было бы утверждать, будто мы, обычные грешные люди, можем постичь в ней все с первого раза. С течением веков человечество "взрослеет", приобретает ве больше опыта -- как положительного, так и отрицательного -- и открывает для сбя все новые пласты глубочайшего смысла, заложенного в Книге Книг. Наука -- лишь один из факторов этого "взросления". Например, на протяжении тысячелетий люди не могли понять, почему в начале Книги Бытия описывается какой-то странный процесс с участием ослепительного света. Но современная теория Большого Взрыва (которая, кстати, попортила много крови ученым-атеистам -- объяснить ее они не могут, отвергнуть -- тоже) поясняет этот момент Творения -- создания мира из небытия. Разве это плохо -- узнать что-то новое о процессе Творения и в который раз восхититься мудростю Творца?
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Священное Писание ясно и определённо учит нас, что вся вселенная была сотворена за шесть дней по двадцать четыре часа каждый.
Где там цифра? Нет ее!
Цитата
Ίγωρας . пишет:
С точки зрения реформатов и пресвитериан, эволюционная теория явно не распологает достаточными научными доказательствами и явно противоречит Св. Писанию.
А креационизм -- располагает? Почитав статьи по Вашим ссылкам, я сделала как разотивоположное заключение...
Цитата
Ίγωρας . пишет:
"Дни" творения рассматриваются как миллионы лет, в течение которых только и мог протекать процесс эволюции. Такие взгляды отрицают богодухновенность книги Бытия,
Где же здесь противоречие?
Цитата
Ίγωρας . пишет:
свидетельств из других мест Писания, включая слова Христа,
Приведите хотя бы одно такое место. А пока мне кажется, что скорее взгляды креационистов, связывающи Бога 24 часами, противоречат словам Псалмопевца о том, что для Бога тысяча лет -- как вчерашний день.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Следует, однако, заметить, что существующие ныне разнообразные интерпретации "дней творения" берут своё начало лишь в XIX веке, а некоторые даже в XX веке. На протяжение всей предыдущей истории Церкви никто не ставил под сомнение общепринятое толкование "дней творения" как обычных дней, продолжительность которых равна солнечным суткам.
В корне неверно. Подобные толкования встречаются у величайших христианских богословов уже с первых веков существования христианства (Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.)

А вообще, Игорь, у меня создалось впечатление, что Вы приведенную мной статью не прочли... :( Там же как раз подробно разбираются все приводимые Вами аргументы и контраргументы креационистов (Вы эти же самые аргументы уже приводили раньше, не повторяйтесь). Кураев их хорошо громит ;) Поэтому повторять его я не буду -- прочтите статю. И делайте потом, как я делала с Вашими ссылками -- приводите контраргументы по статье (считайте, что это мои аргумент, мой ответ -- иначе я не стала бы эту статью приводить).
 
Ольга, мои ссылки и цитата опровергают вашу цитату. :D
Цитата
Почему? Не вижу логики...

То есть? Для вас не странно, что Бог дает повеление людям 6 дней работать и 7-й день - выходной и говорит, что это в честь точно такого же творения Им всего сущего, но при этом Сам творил почему-то не дни, а периоды?..

Цитата
Если йом -- отрезок времени, то он может быть и днём. В Библии не говорится, что в "йоме" 1 главы Бытия было 24 часа (нет там такого, и все -- перечитайте!)

Там и без указания про 24 часа это ясно, что речь идет о сутках. Вечер и утро - день один. Это и етсь сутки. Яснее не скажешь.

Цитата
Но нужно понимать, что наша, человеческая, жизнь измеряется отнюдь не миллионами, не тысячами и даже не сотнями лет. Поетиму вполне естественно, что 6 "йомов" Творения должны были быть спроецированы на эту короткую жизнь в уменьшенном виде -- иначе такое проецирование вообще не было бы возможно.

Вот-вот, Бог не стал бы давать ссылку на дни творения, если бы йом был не сутками. Остальное - только аша фантазия. Я же доверяю Писанию. :D

Цитата
Но можно ли сказать, что размеры этой проекции-фотографии соответствуйыт размерам оригинала или хотя бы сопоставимы с ними?

Откуда вы взяли, что дни творения отличаются от дней нашей недели?

Цитата
Строго говоря, земля начала полноценное существование только после 6 дней творения...

А до этого? Растения тоже ждали когда им начать расти? Или созданные микробы не жили до окончания 6-го дня? :D

Цитата
Так что несерёзно говорить, будто Бог был связан "временем" Своего еще не завершенного создания.

Не Бог связан временем, а Он создатель времени. И если Он говорит, что создал все за 6 дней. нет никаких оснований в этом сомневаться. Это уже вопрос веры.

Цитата
Нужно не забывать, что Библия -- не научный трактат, а Книга вероучительная?

Однако, все научные и исторические сведения в ней верны.

Цитата
Поэтому многие богословы (в том числе Кураев) отмечают, что порядок Творения, приводимый в Бытии (сначала растения, потом солнце) -- богословско-миссионерский прием

Это его мнение, я с ним не согласен. Библия - Слово Божье, а не некие приемы или сказки с целью кого-то обмануть или переубедить. Да, творение отличается от сказаний других религий. Но это - дело этих религий, что у них не совпадает творение с Библейским. Но Библия самодостаточна, ей незачем выдумывать нечто в пику другим точкам зрения.

Цитата
Ну, Игорь, вспомните биологию! Растения, опыляемые насекомыми, появились даже позже динозавров!

Ольга, вспомните, что я не принимаю эволюционную картину мира. :D Потому эволюционные бредни о постепенном появлении новых видов растений и животных я не могу рассматривать всерьез. Растения, согласно не эволюционистской биологии, а Библии, появились на несколько дней раньше! Почитайте Бытие! ;) По вашей теории выйдет, что или Библия врет, или растения тысячи лет обходились без опыления... а потом бац - т перестроились...

Цитата
Так что тем, первым, растениям насекомые были вовсе не нужны.

Откуда же взялась у них потребность в насекомых? :D Или у Мухоловки... Как она обходилась без муж? А потмо бац - и начала вдруг ловить насекомых. Странно...

Цитата
Очень наивно... Вы, вероятно, не филолог.

Нет, я хоть и не филолог, но в богослвоском отношении я фундаменталист (в противовес либералам-модернистам).
Я держусь буквального понимания текста до тех пор, пока он сам не заставит воспринимать себя иначе.
Предлагаю ознакомиться с http://www.odessasem.com/bogomyslie_03_10.html
и http://www.odessasem.com/bogomyslie_03_09.html

Цитата
Текст действительно должен значить то, что он значит -- но как узнать, что именно он значит?

Точно так же, как это узнают из текстов других книг.

Цитата
Посмотрите, сколько в истории христианства было различных толкований -- думаете, это на голом месте? И под все эти толкования подводились и подводятся очень убедительные базы.

Ну и что? Большинство новых учений возникало как раз из-за аллегорического толкования текстов.

Цитата
Восприятие человеком любого текста, в том числе священного, зависит не только от самого текста, но и от читателя -- его знаний, происхождения, даже настроения...

Мы не говорим о восприятии, мы говорим о том, как НУЖНО толковать Писание серьезно. О принципах герменевтики почитайте если желаете http://rusbaptist.stunda.org/dop/g00.htm

Цитата
Факторов -- миллион. Так что полное значение текста может выявиться только в результате го обсуждения, сличения различных мнений и т.п.

Существуют правила толкования.

Цитата
Дорогой мой, Библия -- не пособие для недоразвитых, а сконденсированная Премудрость Божия! Очень самонадеянно было бы утверждать, будто мы, обычные грешные люди, можем постичь в ней все с первого раза.

Красиво про "сконденсированная Премудрость Божия". :D
Мы не можем понять все сразу, но что это книга, обращенная к нам и написанная с целью, чтобы мы поняли Бога - это факт. Библия и дана. кстати, грешным людям, какими мы все являемся и спасаемся верой в Иисуса Христа. Эзотерических орденов и каст жрецов-хранителей тайн Бог не создавал. :D

Цитата
С течением веков человечество "взрослеет", приобретает ве больше опыта -- как положительного, так и отрицательного -- и открывает для сбя все новые пласты глубочайшего смысла, заложенного в Книге Книг. Наука -- лишь один из факторов этого "взросления".

Не стоит идеализировать науку. Эта наука, которолй вы восхищаетесь, пропагандирует атеистические мысли, ее теории постоянно меняются и выступают то против Библии, то за, поэтому наука сама по себе - просто процесс познания мира, но настоящая наука не может и не должна противоречить Писанию. Если есть что-то непонятное, это еще не значит, что ошиьбается Библия. Пройдет время и окажетсЯ, что ошибалась наука. Как и было много уже раз.

Цитата
Например, на протяжении тысячелетий люди не могли понять, почему в начале Книги Бытия описывается какой-то странный процесс с участием ослепительного света.

И где вы с участием света там узрели? Что кто не мог понять? О чем вы?

Цитата
Но современная теория Большого Взрыва поясняет этот момент Творения -- создания мира из небытия. Разве это плохо -- узнать что-то новое о процессе Творения и в который раз восхититься мудростю Творца?

Не плохо, но теория взрыва тоже не безупречна. Не все ее признают. Да и не сказано в Библии, что все от взрыва произошло. От хаоса ничего не упорядочивается. Это всего лишь теория. :D Не добавляйте к Писанию свои собственные мысли и не перетолковывайте Слово Божье в угоду переменчивой научной моде и теориям.
+ ============================
 
Ольга, Кураев ничего не громит, а, как всегда, льет кучу философствований, которые не соответствууют Писанию. :D
+ ============================
 
Кураев, как и католики, пытаются подстроиться под веяния мира сего, потому и с готовностью принимают любые мирские гипотезы и жерртвуют прямым смыслом Писания. А философски заболтать можно при особом навыке любую доктрину. Например, раввинов учат, что настоящий раввин обязан уметь доказать, что можно есть сало в субботу. Если не можешь - ты не раввин. Православные и католики - эволюционисты занимаются этим же. Упражняются в доказателтсвах того, чего по Библии быть не может и что етсь плод атеистического ума.
+ ============================
 
Ольга, в дополнение.
Почитайте православных против эволюции. :D
Может быть ваши единоверцы вас лучше убедят?

http://www.creatio.orthodoxy.ru/sbornik/

Приятного вам чтения...
+ ============================
 
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Вот-вот, Бог не стал бы давать ссылку на дни творения, если бы йом был не сутками. Остальное - только аша фантазия. Я же доверяю Писанию.
Там нет ссылки на сутки. Есть ссылка на "йом". Его точный размер не указан (день и ночь действительно можно понимать как начало и конец).
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Или созданные микробы не жили до окончания 6-го дня?
Вот, кстати. о микробах. В Библии о них ничего не говорится, однако они есть. Еще одно доказательство того, что Библия -- не научный трактат, а вероучительно-миссионерская Книга.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Однако, все научные и исторические сведения в ней верны.
Разумеетмя, верны. Вы что, ститаете. что в Библии может содержаться что-либо неверное? ;)
Но верны -- не значит полны. Там содержатся лишь нужные для веры и проповеди сведения. Ведь Вы не прочтете в Библии, например, о том, как вымерли мамонты. или как люди переселились из Евразии в Америку ;)
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Но Библия самодостаточна, ей незачем выдумывать нечто в пику другим точкам зрения.
Выдумывать не надо. Но там ничего и не выдумано. А небольшое изменение порядка происходивших событий -- это не выдумка.
Слово Божье -- это не бездумный механизм. Бог открывает нам через пророков то, что Он считает нужным открыть, и так, как Он считает нужным (а нужным -- значит полезным для нашей души -- ведь Ему не нужно ничего другого, кроме нашего спасения).
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Ольга, вспомните, что я не принимаю эволюционную картину мира.
Но я-то ее принимаю :D И то, что я говорю -- аргументы в пользу этой картины. То есть Вы говорите, что мир не мог создаваться в течении многих лет (как следует из эволюционной теории), так как растения не могли жить без насекомых. А я отвечаю, что, согласно той же теории, опыляемые растния появились на очень позднем этапе, и, следовательно, в моих утверждениях никакого противоречия нет. Все логично.
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Точно так же, как это узнают из текстов других книг.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Большинство новых учений возникало как раз из-за аллегорического толкования текстов.
ну в том-то и дело... Вам кажется, буквальный смысл заключается в том-то, а другому -- что в чем-то совсем противоположном. К сожалению, это явление повсеместное. Могу дать ссылку на классические труды по Text Reception Theory...
Очень многие ереси были основаны на буквальном понимании текста (во всяком случае, основатели сект утверждали, что их толкование -- буквальное). Проблема их была в том. что оин превратно понимали некоторые места. а не в том, что толковали аллегорически.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Существуют правила толкования.
Жестких правил нет и никогда не было. Да и сами правила -- не с неба же они свалились (в буквальном смысле ;) ). Их люди придумали. В результате долгих поисков...
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Эта наука, которолй вы восхищаетесь, пропагандирует атеистические мысли, ее теории постоянно меняются и выступают то против Библии, то за, поэтому наука сама по себе - просто процесс познания мира, но настоящая наука не может и не должна противоречить Писанию. Если есть что-то непонятное, это еще не значит, что ошиьбается Библия. Пройдет время и окажетсЯ, что ошибалась наука. Как и было много уже раз.
Наука не идеальна, как и все творения человека, в том числе богословие. Некоторым богословам казалось, что вращение Земли вокруг Солнца противоречмт Писанию. Потом оказалось, что совсем не противоречит. В данном случае ошибались богословы -- но никак не Писание... Если нам в данный момент кажется. что какая-то теория несовместима с Писанием -- это еще не значит, что они действительно несовместимы. Возможно. мы просто ошибаемся, вследствин нашей грешной природы, которой свойственно ошибаться...
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
И где вы с участием света там узрели? Что кто не мог понять? О чем вы?
"Да будет свет", сказанное задолго до создания светил.
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Не все ее признают. Да и не сказано в Библии, что все от взрыва произошло. От хаоса ничего не упорядочивается. Это всего лишь теория.
Не признают в основном атеисты, т.к. эта теория подразумевает некий толчок извне, некую напрвлявшую Взрыв разумную силу.
А "Взрыв" -- это условное название, обозначающее внезапность этого явления -- оно возникло ИЗ НИЧЕГО.
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Ольга, Кураев ничего не громит, а, как всегда, льет кучу философствований, которые не соответствууют Писанию.
В чем не соответствуют? Аргументируйте...
Там как раз разбираются все вопросы, которые вы привели как аргументы, поэтому я Вас и отослала к статье.
 
Цитата
Ίγωρας . пишет:
Упражняются в доказателтсвах того, чего по Библии быть не может и что етсь плод атеистического ума.
Атеистического ли?
Игорь, Вы все время забываете, что толковать Книгу Бытия так, как ее толкуют православные и католики -- сторонники эволюции, христианские богословы начали еще в первые века христианства, когда ни о какой эволюции и не слыхивали, а наука была в зачаточном состоянии (во всяком случае. менее развита, чем то же богословие). То есть подстраиваться под науку не было никаких причин.
 
Привет, Ольга!

Цитата
Там нет ссылки на сутки. Есть ссылка на "йом".

Ссылка, я имел в виду, что Бог сравнивает дни творения с днями, которые люди должны работать и отдыхать. Нет оснований считать, что они разные.

Цитата
(день и ночь действительно можно понимать как начало и конец).

И состав. :D

Цитата
Вот, кстати. о микробах. В Библии о них ничего не говорится, однако они есть. Еще одно доказательство того, что Библия -- не научный трактат, а вероучительно-миссионерская Книга.

Чепуха. Написано:

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
(Быт.1:20-23)

Сюда включены все виды животных, в том числе и микробы.
Не надо унижать Слово Божье до какого-то миссионерского трактата (вы со свидетелями Иеговы не путаете Бога?)

Цитата
Разумеетмя, верны. Вы что, ститаете. что в Библии может содержаться что-либо неверное?

Не я так считаю, а, видимо, вы. :D Только пытаетесь выдать несостыковки Библии с наукой не признанием правой Библию, а - трактовать так, что якобы Библия всего лдишь миссионерская книга, которая и соврать может для красного словца... Цель, типа, оправдывает средства...

Цитата
Но верны -- не значит полны.

Тем не менее, наука не может и не должна расходиться с сообщениями Библии. Если расходится - ошибается наука.

Цитата
Выдумывать не надо. Но там ничего и не выдумано. А небольшое изменение порядка происходивших событий -- это не выдумка.

Ага. Подтасовка.

Цитата
Но я-то ее принимаю И то, что я говорю -- аргументы в пользу этой картины.

Тогда вы не принимаете Библию. Что-то одно. Потому что сообщения их расходятся... Определитесь.

Цитата
То есть Вы говорите, что мир не мог создаваться в течении многих лет (как следует из эволюционной теории), так как растения не могли жить без насекомых. А я отвечаю, что, согласно той же теории, опыляемые растния появились на очень позднем этапе, и, следовательно, в моих утверждениях никакого противоречия нет. Все логично.

Смешная и ненаучная теория. :D Нет никаких сведений о том, что растения, которые опыляются насекомыми, когда-либо опылялись по другому. Цветы созданы для привлечения насекомых, птиц и даже животных. Чтобы семена попали в их желудки и были пернесены на другие расстояния. Ваша теория слишком фантастична...
+ ============================
 
 
Цитата
ну в том-то и дело... Вам кажется, буквальный смысл заключается в том-то, а другому -- что в чем-то совсем противоположном.

Давайте разбираться, почему мне кажется так, а другому по другому. В любом случае надо определиться, вместо того чтобы признавать обе точки зрения одновременно. (Или вообще не одну).

Цитата
Очень многие ереси были основаны на буквальном понимании текста (во всяком случае, основатели сект утверждали, что их толкование -- буквальное).

Так утверждали или были буквальными? :D

Цитата
Проблема их была в том. что оин превратно понимали некоторые места. а не в том, что толковали аллегорически.

Превратность - это превратность. А есть аллегорические толкования. Их было сколько угодно. Пример: зверь 666 некоторыми толкуется как папа римский. Отсюда идет теология. Вавилонская блудница - экуменическое движение, или харизматическое. Отсюда идет теология. И т.д. примеров куча.

Цитата
Жестких правил нет и никогда не было.

Как вы заблуждаетесь... :D Издавна люди хотели выработать правила как точно понимать авторов книг. Поэтому и были разработаны правила герменевтики и экзегетики. Они применяются и к древним текстам, и к Библии тоже. Существовало много школ толкования. Почитайте ссылку, что я вам дал на книгу о герменевтике.

Цитата
Да и сами правила -- не с неба же они свалились (в буквальном смысле ). Их люди придумали. В результате долгих поисков...

Вотв-от, поисков. А вы хотите все их поиски и находки перечеркнуть.

Цитата
Наука не идеальна, как и все творения человека, в том числе богословие.

Не путайте науку естествознания и богословие.

Цитата
Некоторым богословам казалось, что вращение Земли вокруг Солнца противоречмт Писанию. Потом оказалось, что совсем не противоречит. В данном случае ошибались богословы -- но никак не Писание...

Не богословам, а как раз ученым. :D Птолемеевская система была взята как раз у язычников и ее держались тогдашние ученые. Библией они только прикрывались. Не стоит путать.

Цитата
Если нам в данный момент кажется. что какая-то теория несовместима с Писанием -- это еще не значит, что они действительно несовместимы.

Извините, нам не "кажется". Эволюция и Писнаие - противоречат друг другу. И это очевидно и несовместимо. Если признать эволюцию, тогда надо признать, что Библия напсиана с ошибками, сождержит примитивные сведения и тогда нет гнарантии что она содержит верные сведения еще о чем-то. Если же верить Библии, тогда можно трактовать научные факты креационистски. И тода картина мира будет более реалистичной и логичной. И согласующейся с Библией.

Цитата
Возможно. мы просто ошибаемся, вследствин нашей грешной природы, которой свойственно ошибаться...

Да, но Писание-то не ошибается...
+ ============================
 
Цитата
"Да будет свет", сказанное задолго до создания светил.

Да, но тут нет указания на взрыв. :D Тут можно говорить о появлении нейтронов или световых частиц...

Цитата
Не признают в основном атеисты, т.к. эта теория подразумевает некий толчок извне, некую напрвлявшую Взрыв разумную силу.

Не только атеисты. Я читал возражения и креационистов.

Цитата
А "Взрыв" -- это условное название, обозначающее внезапность этого явления -- оно возникло ИЗ НИЧЕГО.

Ну, если "условное"... тогда куда еще ни шло... :D
+ ============================
 
Цитата
Там как раз разбираются все вопросы, которые вы привели как аргументы, поэтому я Вас и отослала к статье.

Аргументы на мой взгляд, не опровергнуты. А замусолены философскими рассуждениями... Мои же возражения с ссылками на Писание мне кажутся более убедительными, чем чьи-либо ссылки на трактовки.
+ ============================
 
Цитата
Атеистического ли?

Главным образом. Эволюционная теория является составной частью атеистиченской идеологии. Вы с этим согласны? Хотя, разумеется, она не оригинальна и язычники тоже отчасти ее придерживаваются с разными вариациями.

Цитата
Игорь, Вы все время забываете, что толковать Книгу Бытия так, как ее толкуют православные и католики -- сторонники эволюции, христианские богословы начали еще в первые века христианства, когда ни о какой эволюции и не слыхивали, а наука была в зачаточном состоянии (во всяком случае. менее развита, чем то же богословие).

Про первые века, я думаю, вы ошибаетесь. Что-то я не читал трудов первых христиан об эволюции...
Толкование православных противников эволюции я вам првиел. Так что не говорите за всех православных. Католики признали эволюцию совсем недавно, в большей степени из-за желания быть ближе к миру сему.

Вот цитата из статьи православного Шубина с http://www.creatio.orthodoxy.ru/sbornik/sshubin_evolie.html :

Цитата
Бессмысленно искать христианские корни у каких бы то ни было ответвлений эволюционизма (такое бездоказательное утверждение сделал в своем докладе Московский А. В.), пусть они, эти ответвления, и даже называются громко антидарвинизм (как например, теория номогенеза Берга Л. С., или Любищева А. А., в докладе Московского).
Эволюционисты не могут найти ни одного Святого Отца, который высказывал бы подобные взгляды, за исключением двух-трех фраз, причем одних и тех же, притянутых за уши и вырванных из контекста. Это высказывания преп. Серафима Саровского, свят. Григория Нисского и блаж. Августина. Проф. Осипов А. И., правда, на совещании упомянул также свят. Феофана Затворника. О неправомерности использования эволюционистами этих цитат писал еще о. Серафим (Роуз). На совещании очень аргументированно это же самое показал в своем докладе Максимов Ю., студент РПУ св. ап. Иоанна Богослова, сумевший собрать весьма весомую "коллекцию" высказываний Святых Отцов об эволюции, крайне нелицеприятных для эволюционистов. Отцы резко высказывались и против попыток символичного понимания текстов Писания там, где это неправомерно.

Цитата
То есть подстраиваться под науку не было никаких причин.

Наоборот. Это - главная причина принятия некоторыми христианами эволюции. При этом они сами не хотят видеть, что выставляют Библию лгущей.
+ ============================
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 3)