|
Цитата |
---|
Лена. пишет:
кровожадность греков |
Кровожадность у нас в крови  Зайдите на сайт про понтийскую музыку, почитайте тексты песен  Но это, конечно, шутка. Просто греки -- это Вам не флегматичные шведы Цитата |
---|
Лена. пишет:
Неужели на этом воспитываются современные греческие дети? |
Поверьте, не на этом. В школе, например, нам в основном про героев освободительных войн рассказывали (гляньте в мой e-mail, даже там есть следы  )А мифы изучаются как историческая часть литературы.
Цитата |
---|
Лена. пишет:
ОТКУДА у древних греков такая бурная фантазия была? |
Я уже одному парню объясняла. Поэтому повторяться не буду, а просто скопирую сюда отрывок из моего письма (он там назвал Гомера и мифы "упадочной литературой" по той же причине, что и Вы -- "слишком буйная фантазия"):
Упадочными их как раз назвать нельзя. Ведь упадок наступает после периода культурного расцвета – так было, например, в Древнем Риме. А поэмы Гомера относятся к геометрической эпохе – так сказать, «предкультурному» периоду, когда Греция только начинала развиваться. Это произведения «варварской» эпохи греческой истории, соответствующие славянским былинам о богатырях, англосаксонскому «Беовульфу», германским сагам о Зигфриде и кольцах Нибелунгов и т.п. «Илиада» и «Одиссея» -- это духовное детство греческого народа. Эти поэмы нельзя оценивать с точки зрения современной морали или даже морали высококультурной эпохи Перикла: в IX-VIII вв. до Р.Х. люди еще просто не успели дорасти до таких высот. Вряд ли можно осуждать их за это: каждый человек и каждый народ имеет право на период «детскости» и частичного – опять-таки детского, младенческого – неведения того, «что такое хорошо и что такое плохо». Конечно, всю жизнь оставаться в детстве нельзя: людей, с которыми это происходит, называют умственно отсталыми (здесь я имею в виду не детскую открытость и простоту сердца, о которой Христос сказал «будьте как дети», а мудрость и умение отличать добро от зла – качества, которые каждый человек должен постепенно приобретать по мере взросления). Но ведь если совсем лишить человека детства, ему также будет очень трудно вырасти полноценным человеком...
Да, ни Гераклит, ни Платон Гомера не любили. Но, осуждая его, они допускали всю ту же ошибку: пытались читать его поэмы так, как если бы Гомер был их современником, и предъявляли к его творчеству требования, соответствовавшие их собственной эпохе. Но ведь это все равно, что требовать от автора «Слова о полку Игореве» психологического анализа князя Игоря или Ярославны в стиле Достоевского! У каждой эпохи – свои понятия, свои задачи, свои стандарты... И даже тот факт, что Гомер часто описывает богов как обычных, хотя и бессмертных, людей, подверженных тем же порокам и страстям, что и смертные, вовсе не свидетельствует о неблагочестии поэта. Просто в его произведениях отразились религиозные представления геометрического периода, современные ему. А ведь в тот «варварский» период греческое язычество еще проходило одну из «грубых» начальных фаз своего развития, т.е. было язычеством в чистом виде, не разбавленным философией. И религиозные представления современников Гомера, естественно, тонкостью не отличались. Возьмем, например, мифы древних славян или скандинавов: там мы найдем точно такие же «житейские» истории о богах, как и у Гомера. Вообще, если подумать, как возникло язычество? Это ведь процесс, обратный сотворению человека: Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, а человек, забыв Творца, создал себе целые пантеоны божков по образу и подобию себя, любимого... Естественно, подобные «боги» унаследовали все недостатки своего создателя. Но с течением веков, по мере того, как человечество (в данном случае – греческий народ) росло духовно, примитивные религиозные воззрения уже не могли удовлетворить людей -- если и не всех, то, во всяком случае, интеллектуалов. И вот они начали незаметно для самих себя «подправлять» дедовское грубое язычество, поднимать его на все более и более высокий уровень, наполнять духовностью – и постепенно достигли того, что даже Св. Отцы говорили о древних философах как о людях, предчувствовавших Христа... Вера Гераклита и Платона, а также Софокла, Эсхила и Еврипида, резко отличалась от веры Гомера. Поэтому нельзя требовать от «Илиады» и «Одиссеи» возвышенных (в духовном смысле) описаний богов – их автор жил совсем в другое время.
Кстати, этот постепенный переход от примитивного язычества к «философской» религии проявлялся и в изобразительном искусстве. Этот контраст просто поражает, например, в археологическом музее на Акрополе: сначала, в первых залах, вы идете через строй архаических статуй-идолов с такими, простите, страшными рожами, что... В общем, не будем об этом. (Хотя меня, честно говоря, эта первобытная дикость даже чем-то привлекает – может быть, именно своей древностью, первобытностью?) Но, чем дальше вы идете, тем все более «человечнее» становятся лица богов. И, наконец, в последних залах вы видите богов-людей, но людей прекрасных и мудрых – по сути, это воплощение идеального человека, как его представляли себе греки классической эпохи. И сразу становится понятно, почему философы не могли найти общего языка с Гомером...
Если этого недостаточно, спрашивайте, с радостью продолжу разговор! 
|