Вот что удалось найти у меня на компе
РОЖДЕСТВО – РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЖИЗНИ.
Рождество стучится в дверь и как говорит наш народ : «Впереди двенадцать праздничных дней, Рождественские колокола звенят». То есть начинается праздничный период , который традиционная культура переживала не как ряд оторванных друг от друга и одиночных событий, как мы воспринимаем их сегодня, но участвовала в них через непрерывный 12-тидневный праздничный процесс с годовым циклом .
«Рождество, Начало жизни, начало года» – поскольку и христианская вера, как и все остальные великие религии Востока, соотносит рождение Мессии именно с этим решающим периодом года. И началом празднеств является день зимнего солнцестояния, весьма символичный, так как после самой большой ночи начинает расти световой день и надежда о новой жизни растёт во чреве земли.
Символы и обряды, исполняемые греками во время 12-ти дневных рождественских праздников могли бы послужить темой для целого ряда статей и книг. Мы обратимся к одному из самых ярких и содержательных элементов из обрядов этих 12 дней – к кοлядкам, kalanda . И подробнее мы рассмотрим один весьма характерный элемент, который обнаруживается в Новогодних кοлядках : это смысл, который придаётся образу Св. Василия ( греческий Дед Мороз ).
Его смерть, которая совпала с Первым января 379 г. Н.э., привела к ассоциации его имени с празднованием Нового года у православных ( у католиков эту роль выполняет Св. Сильвестр, у англичан –St. Nicolas и т.д. )
Народная традиция, которая начиная с древних календ , хотела, чтоб Новогодний день был знаковым для развития всего года, придала Святому те свойства, которые соответствовали её чаяниям и нуждам. Так, например, Св. Василий в новогодних колядках часто изображается как землепашец.
Весьма характерны кοлядки, которые исполняют в маленьких критских деревнях на побережье Ливийского моря.
Пусть скорым будет начало года и начало января
Завтра рассветает день Св. Василия.
Когда впервые Христос, овеянный святым духом,
прошёл по земле,
первыми он приветствовал всех землепашцев.
Первый, кого он приветствовал, был Св. Василий:
– Удачи тебе Василий, хорошая у тебя пара для вспашки.
– Хорошая она и благословенна, мой господин, – ты ведь
благословляешь её своей правой рукой,
правой ли, левой ли – золотой своей рукой.
– Скажи мне, Св. Василий, сколько мер ты засеваешь?
– Засеваю двенадцать мер пшеницы, ржи – пятнадцать,
гороха – восемнадцать и с раннего утра иду в хлев.
Я скосил и намолотил тысячу модиев ( модий – мера, равная 8,75 л)
…………………..
Но больше я не считал, так как проходил Христос,
И там, где Христос остановился, выросло золотое дерево,
Там, где он ступил – золотой кипарисик,
Посередине кипариса – крест, на вершине его – источник.
На средних его ветках куропатка кудахчет –
Кудахчет, кудахчет куропатка :
Он наверху наш сыночек, свет наших очей.
Чудодейственный посох Св. Василия, согласно одной точке зрения, ассоциируется с посохом Аарона из Ветхого Завета, согласно другой – с ветками, которые согласно мифу, пересказываемому в трудах Геродота, выбросило Священное оливковое дерево Акрополя сразу после того как персы его сожгли.
В Македонии и Фракии существовал обычай : маленький ребёнок ходил по домам и дотрагивался своим посохом до деревьев, больных и домашнего скота. Этот обычай непосредственно отсылает к народным представлениям о Св. Василии и его посохе.
Нравы и обычаи рождественских праздников и Нового года.
Как и Пасхальные обычаи за последнее время претерпели некоторые изменения обычаи Рождества и Нового года. И поскольку существует большое количество традиций и обычаев, которые меняются по регионам, мы решили уделить внимание обычаям, которые сохранились в Пилио (Фессалия) и которые являются почти такими же как и в остальной Греции.
Перед Рождеством, с 14 ноября (день Святого Филиппа, начинается Рождественский пост, Sarakosti, и моральная предподготовка к большому празднику Рождества Христова. Домохозяйки вечером этого дня покидают поля рано, пока еще идет посев пшеницы, чтобы зарезать петуха и в последний раз приготовить мясную пищу перед сорокадневным рождественским постом, заговеться. Они также готовят макароны. Так все семьи вечером дня Святого Филиппа готовятся к посту и обращаются друг к другу с пожеланием перенести пост легко. Во время поста по субботам, так называемым psihosavvata, женщины раздают в церкви просфоры за души умерших, по которым служит панихиду священник. 22 декабря, деревня празднует день Святой Анастасии Целительницы.
Итак, Рождество для жителя деревни начинается задолго до самого праздника, с сорокадневного поста, без которого свою ценность потеряли бы праздники, служащие для очищения души, для искупления грехов. Пост подготавливает крестьянина, создает настроение нетерпеливого ожидания, которое потом трансформируется в радостное и торжественное событие в день самого праздника. Поэтому всем пребывающим на чужбине свойственно желание провести рождественские дни в теплом семейном кругу.
Рождество в семье – это праздник и для тела и для души. Каждый глава семьи, независимо от своего материального положения, обязательно отправится за покупками для себя, для жены и детей, которые получат подарки, как на Рождество, так и в Новый Год, когда им принесет их через каминную трубу Святой Василий (аналог Санта Клауса в Греции).
В Рождество все будут в церкви, которая в этот день сияет в ночи, освещенная множеством свечей и лампад. После службы, все приветствуют друг друга, желая долгих лет жизни. По возвращении домой накрывают рождественский стол, и разрезают рождественский хлеб, hristopsomo, благословенный хлеб Христа, который замешивает сама хозяйка из отборных продуктов. Хлеб украшают фигурками из теста в виде птиц, деревьев, винограда и т.д, а по середине – большим крестом, символизирующим Его божественную силу. Рождественский хлеб никогда не режется ножом, а разламывается руками.
В середке и по краям креста располагают по яйцу. Все осеняют себя крестом и , сидя у очага, едят мясо, молоко, йогурт и яйца.
Утром Нового года все с нетерпением ждут человека, которого они встретят первым. Если он добрый и уравновешенный, год пройдет хорошо и счастливо, если же он злой и брюзга, несговорчивый и ворчун, дела пойдут из рук вон плохо и год будет ужасным. На праздничном Новогоднем столе разрежут новогодний кулич, vasilopita, с запеченной внутри монетой, и каждый быстро возьмет свой кусок, чтобы поскорее узнать, досталась ли ему монетка на счастье. Первый кусок предназначен Христу или Святому Василию и далее всем членам семьи по возрасту, и даже тем, кто отсутствует на чужбине. Тот, кто найдет монетку в своем куске – очень счастливый и хороший человек. Если монетка достанется Христу или Святому Василию, на неё покупают в церкви лампадку и зажигают ее перед иконостасом. Если монета достанется отсутствующему члену семьи, на нее покупают свечку, зажигают ее в честь Св.Василия и просят святого охранять его и побыстрее вернуть в семью живым и здоровым.
Пожалуй, это самые главные моменты в обычаях празднования Рождества и Нового Года. Но существуют еще три важных и известных традиции, которые сохранились в своём первоначальном виде и соблюдаются по всей Греции до сих пор.
Одним из Рождественских обычаев, возможно самым старым и самым любимым, являются колядки, kalanda. Колядки – это народные песни: их народ создавал в течение веков, внося в разных регионах и в разное время видоизменения. Так, по всей Греции мы встречаем одни и те же колядки, с изменениями, которые внесли разные исполнители с подлинным поэтическим талантом. Колядки, которые исполнят нам соседские ребятишки, в какой бы то ни было из дней, мы должны принимать с большой радостью, т.к. это песенное пожелание на новый год. Следовательно, те деньги, которыми мы их одариваем, это не награда за работу, но маленький выкуп за те пожелания, которые мы получаем.
Другой греческий обычай – это сочельник, в канун Рождества. Он соответствует народным ночным бдениям, которые в часы решающих переходных событий как бы способствуют более быстрому прохождению критических минут смены старого на новое. Так же как в минуты опасности мы не позволяем врагу поймать нас спящими, так и в часы метафизических изменений мы бодрствуем, следя за своей судьбой. В этом заключается глубокий смысл рождественского бдения. У греков обычно – за игрой в карты.
И последняя, проходящая через весь январь традиция, соблюдение которой считают обязательным во всех организациях и различных службах – это разрезание традиционного пирога vasilopita. Распределение частей пирога между Божественными силами и людьми, дома или на предприятии, создает связь между старым и новым, дает поддержку нашим надеждам в новый год, от благословения мертвых до признания силы хлеба и совместной трапезы.
Рецепт традиционной сладости
Меломакарона
• 1 стакан оливкового масла
• ½ стакана сахара
• ½ стакана пива
• ½ стакана апельсинового сока
• ½ стакана молока
• цедра апельсина
• 3 стакана муки
• 1 кофейная чашка коньяка
• 1 ложка кондитерского порошка
для сиропа
• 1 стакан сахара
• 1 стакан меда
• ½ стакана воды
• толченый миндаль, сахар, корица
Нагреть духовку до температуры 190ºС. В просеянную муку добавить кондитерский порошок. Масло взбить добела. Добавить сахар. Продолжая взбивать, добавить пиво, коньяк, молоко, цедру и апельсиновый сок. Всыпать постепенно муку, перемешивая. Сформировать из готового теста «пирожки» - меломакарона, сверху вилкой «нарисовать» узор. Поместить в духовку на 20 - 30 минут. В кастрюлю с водой добавить мед и сахар. Помешивая, довести до кипения. Опустить ненадолго меломакарона в сироп, при этом важно, чтобы сироп и изделия были разной температуры. Вынимать шумовкой, складывая на блюдо. Сверху посыпать изделия смесью миндаля и корицы с сахаром.