Спартанцы

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



   RSS
Спартанцы
 
Спартанцам было не до науки


Знаменитая спартанская и не менее известная афинская системы воспитания Древней Греции могут рассматриваться как родоначальницы многих направлений современного образования. Термин "спартанское воспитание" вошел в современный язык как определение строгого, военно-прикладного стиля, основанного на культивировании непритязательности, бытовой скромности, физической выносливости учащихся. Принципы спартанской школы, несомненно, пережили века и заняли соответствующее место в современной системе воспитания.



Образование в Спарте было привилегией детей рабовладельцев. Мальчиков и девочек в возрасте с 7 до 15 лет обучали по общественному типу, т. е. вне семьи. В возрасте от 15 до 20 лет юноши проходили дальнейшее усиленное образование, в частности, наряду с физическим и военным совершенствованием они получали музыкальное образование, обучались искусству точно и кратко формулировать свои мысли, лаконично отвечать на вопросы. По преданию этими способностями особенно славились жители области Лаконии, откуда и родилось выражение "лаконичность".

В спартанском обществе забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Более важное место занимали военно-физические дисциплины, но все-таки детей учили письму, счету. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.

В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что "ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств". Хором пели, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. "В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию". Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в рамках государственного образования.

Однако это не дает право называть спартанцев "абсолютно безграмотными" по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

После окончания курса обучения юноши сдавали итоговые экзамены, главным из которых было испытание на выносливость. На этом испытании выпускников публично секли у алтаря богини Артемиды. Юноши, достойно прошедшие это испытание, не показавшие страха перед болью, не дрогнувшие и не проронившие ни звука во время экзамена, получали оружие и становились полноправными спартанцами. В одной из многочисленных легенд, свидетельствующих о выносливости спартанцев, говорится о мальчике, который держал на груди под одеждой пойманного лисенка и который смог ничем не показать боли, когда лисенок грыз и раздирал его тело.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: "Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине, и мужчине," - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступа-

ли мужским. Это объяснялось тем, что "от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми". Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов,

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина по традиции рассматривалась как хранительница домашнего очага. Хотя и довольно "суровая" хранительница, как раз под стать мужчинам.

Источник
"Интересная газета. Тайны истории" №2 2007 г.
:o :oops: :o :Radyga
Страницы: Пред. 1 2
Ответы
 
Цитата
Serg&Nady пишет:
Труд Фукидида заслуженно считается наиболее объективным из дошедших до нас от того времени. Он ни разку не пытается оправдать себя за неудачные действия в качестве командующего, может быть только очень косвенно, превознося таланты своего оппонента – Брасида, но последний был действительно одним из самых выдающихся полководцев времен Пелопоннесской войны. Не приводит Фукидид и сведений явно анекдотического характера, чем страдают Плутарх и Геродот. И если уж на то пошло, то никакого очернения лакедемонян у него нет.

Я не утверждаю, что все что писал Фукидид было не верным, но он и сам говорил, что воспроизводил на сколько мог по памяти то, что было когда-то сказано или что вероятно он понимал под тем, что было сказанно.
Фукидид был одним из основателей исторической науки как таковой, но это не значит, что он был совершеннейшим историком всех времен. Так что если Вам хочется верить всему дословно пожалуйста, а не верю.

Цитата
Serg&Nady пишет:
Что же касается вооружения илотов и упомянутого сообщения Плутарха, то оно относится к 222г., т.е. к последним годам жизни Лакедемонского государства, когда оно было мягко говоря уже совсем другим.

Что значит совсем другим? Государство так же следовало законодательству установленному Ликургом как и ранее. Или Вы хотите сказать, что к этому времени спартанцы вдруг стали добрыми? Кроме того историки делают еще различие между лаконскими и мессенскими илотами. С месенскими илотами по всей видимости действительно обходились как с врагами, но я сомневаюсь, что мессенских илотов брали на службу в армию.
Насчет последних лет существования государства это тоже смотря что под этим понимать, по законам Ликурга лакедемоняне жили в той или иной мере как минимум до второго века нашей эры.

Цитата
Serg&Nady пишет:
Как Вы поняли, речь идет о сообщении Геродота, что к Платейской битве каждого спартиата сопровождало семеро илотов, но степень их участия в битве неясна, что они использовались в качестве легковооруженных это только предположения.

Согласитесь само соотношение 1 к 7 говорит за себя. Вы же не хотите мне сказать что Лекедемон выделял каждому воину в походе по:
1. повару
2.парикмахеру
3.оруженосцу
4.косметологу
5.массажисту
6.чистильщику обуви
7.костоправу
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
 
Цитата
Serg&Nady пишет:
И речь идет о финансовой стороне дела: 6тыс. илотов заплатили крупную сумму денег, на которые были вооружены 2 тыс. человек, но кто был вооружен из текста не понятно, что это были те же илоты не говорится, хотя это и можно предположить.

Вы меня по всей видимости неправильно поняли, я говорил не о том, что за эти деньги вооружили илотов. Я этим примером вообще-то хотел показать, что спартанцы предложили илотам сделку, вместо того, чтобы просто отобрать необходимую сумму (что они, если бы были такими жестокими и беспардонными как многие думают, по логике и должны были сделать).

А насчет, вашего предположения, что деньги понадобились для вооружения 2000 илотов, я честно говоря сомневаюсь. Ведь этот на македонский манер вооруженный отряд должен был сражаться с левкапсидами - отрядами отборной пехоты в македонской гвардии. Это было скорее задача для самих спартиатов и для периэков.

Цитата
Serg&Nady пишет:
Все сведения о вооружении илотов и их участия в битвах за Спартанское государство до этого момента крайне туманны и однозначной трактовки не поддаются

А здесь получается противоречие с вашими предыдущими утверждениями.
Ведь тогда и с вашей позиции пример Фукидида с убийством 2000 илотов под вопросом. Фукидид писал о илотах, которые с венками на головах (как бы получившие свободу) обходили храмы. Теперь давайте рассудим логически за, что в ходе военного похода илотам могли дать свободу???
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
 
 
Цитата
Lysandros пишет:
Фукидид был одним из основателей исторической науки как таковой, но это не значит, что он был совершеннейшим историком всех времен. Так что если Вам хочется верить всему дословно пожалуйста, а не верю.
Я и не утверждал что нужно верить всему написанному у Фукидида, как и любой исторический источник он нуждается в критическом осмыслении и анализе. Я лишь писал об известной объективности его сочинения, неслучайно законченный лаконофил Ксенофонт писал продолжение именно его Истории.
Цитата
Lysandros пишет:
Насчет последних лет существования государства это тоже смотря что под этим понимать, по законам Ликурга лакедемоняне жили в той или иной мере как минимум до второго века нашей эры.
Вряд ли можно отрицать глубочайший кризис спартанского полиса в IIIв. Давайте вспомним закон Эпитадея (обычно относят к IVв.), фактически легализовавший частную собственность и отменившие вековые установления Ликурга. Неслучайно реформы Агиса (245-241гг) и Клеомена(235-221гг) шли под лозунгом восстановления конституции Ликурга. Фактически то же делал и тиран Набис (207-192гг).
Цитата
Lysandros пишет:
Согласитесь само соотношение 1 к 7 говорит за себя. Вы же не хотите мне сказать что Лекедемон выделял каждому воину в походе по:
1. повару
2.парикмахеру
3.оруженосцу
4.косметологу
5.массажисту
6.чистильщику обуви
7.костоправу
Я бы добавил еще мастеров "маника" и "педика".
А если серъезно можно по-разному трактовать это сообщение Геродота - как говорится на Ваше усмотрение.
 
Возвращаясь к нашим баранам, т.е. илотам: вспомним ситуацию во время которой произошла история с 2 тыс. илотов – это время афинского десанта в Пилосе, а это - территория Мессении, где всего тридцать лет назад закончилось крупнейшее восстание илотов (естественно мессенских), известное еще как Третья Мессенская война. Фукидид говорит об этом событии как о превентивной мере со стороны лакедемонян: «… Устрашившись дерзостью многочисленной молодежи илотов, лакедемоняне прибегли и к такой мере. Они предложили отобрать некоторое число илотов, считающих себя наиболее способными в военном деле, обещая им свободу…».
Диодор приводит немного другую версию: «…объявили через глашатая, чтобы те из илотов, кто совершил что-либо доброе в отношении Спарты, внесли себя в списки, и пообещали после проверки освободить их. А после того, как 2 тыс. внесли себя в списки, они приказали самым сильным убить илотов каждого у себя дома».
С точки зрения Лакедемонского государства акция устрашения (если не рассматривать моральный аспект проблемы) была вполне логична в момент, когда враги высадились на территории собственно их государства, причем в наиболее взрывоопасной его части. Она кстати совсем не единична и вполне в духе спартанской политики.
Что же касается привлечения илотов в спартанскую армию, позволю высказать свое скромное мнение. До Пелопонесской войны достоверных случаев привлечения илотов в качестве «военнослужащих», а не обслуги (что вероятно) нам не известно. Возможно, более лояльные лаконские илоты и привлекались в качестве легковооруженных. С Пелопоннесской войны илоты начинают использоваться более-менее регулярно, причем в качестве гоплитов, наряду с периэками и союзниками. Кстати Брасид набрал 700 илотов в свою армию именно в качестве гоплитов, но каких илотов он использовал (мессенских или лаконских или и тех и других) не совсем понятно.
 
Вот в истории Геродота описывается прекрасный пример того, как отличались свободные эллины (в данном случае именно спартанцы) от восточных цивиллизаций:
134. Что до лакедемонян, то их поразил гнев Тальфибия, глашатая Агамемнона.

Ведь в Спарте есть святилище героя Тальфибия, и существуют также его

потомки, так называемые Тальфибиады, которым предоставлено преимущественное

право выполнять должность глашатаев. После умерщвления глашатаев у

спартанцев все [предзнаменования] при жертвоприношениях выпадали

неблагоприятными. И это продолжалось долгое время. Лакедемоняне были

глубоко встревожены, предаваясь печали из-за этого несчастья. Много раз они

созывали народное собрание и через глашатаев объявляли: не желает ли

кто-нибудь из лакедемонян пожертвовать жизнью за Спарту. Тогда выступили

Сперхий, сын Анериста, и Булис, сын Николая, знатного рода и богатые

спартанцы. Они добровольно вызвались понести наказание от Ксеркса за

умерщвление в Спарте глашатаев Дария. Так спартанцы отослали этих людей в

Мидийскую землю на смерть.



135. Дерзновенная отвага этих мужей достойна удивления, и, кроме того, [не

менее поразительны] вот такие их слова. На пути в Сусы прибыли они к

Гидарну (родом персу), который был начальником персидского войска на

асийском побережье. Гидарн дружески принял спартанцев и за угощением

спросил их: "Лакедемоняне! Почему вы избегаете царской дружбы? Вы можете

видеть на моем примере, какое я занимаю положение – как царь умеет

воздавать честь доблестным мужам. Так и вы, если предадитесь царю (царь

ведь считает вас доблестными мужами), то он поставит каждого из вас,

спартанцев, властителем области в Элладе". На эти слова они отвечали так:

"Гидарн! Твой совет, кажется, не со всех сторон одинаково хорошо обдуман.

Ведь ты даешь его нам, имея опыт лишь в одном; в другом же у тебя его нет.

Тебе прекрасно известно, что значит быть рабом, а о том, что такое свобода

– сладка ли она или горька, ты ничего не знаешь. Если бы тебе пришлось

отведать свободы, то, пожалуй, ты дал бы нам совет сражаться за нее не

только копьем, но и секирой". Так они отвечали Гидарну.



136. Оттуда спартанцы прибыли в Сусы и предстали пред царские очи.

Телохранители прежде всего приказали им пасть ниц и поклониться царю до

земли и хотели принудить их к этому силой104. Однако они наотрез

отказались, даже если их поставят на голову. Ведь, по их словам, не в

обычае у них падать ниц и поклоняться человеку и пришли сюда они не ради

этого, а по другой причине. После решительного отказа выполнить это

требование они вновь взяли слово и сказали приблизительно так: "Царь мидян!

Послали нас лакедемоняне вместо умерщвленных в Спарте глашатаев, чтобы

искупить смерть их". В ответ на эти слова Ксеркс сказал, что по своему

великодушию он не поступит подобно лакедемонянам, которые, презрев обычай,

священный для всех людей, предали смерти глашатаев. Сам же он не желает

подражать им в том, что достойно порицания, а потому не умертвит послов, но

снимет с лакедемонян вину за убийство.
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)