Спартанцы

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



Страницы: 1 2 След.
RSS
Спартанцы
 
Спартанцам было не до науки


Знаменитая спартанская и не менее известная афинская системы воспитания Древней Греции могут рассматриваться как родоначальницы многих направлений современного образования. Термин "спартанское воспитание" вошел в современный язык как определение строгого, военно-прикладного стиля, основанного на культивировании непритязательности, бытовой скромности, физической выносливости учащихся. Принципы спартанской школы, несомненно, пережили века и заняли соответствующее место в современной системе воспитания.



Образование в Спарте было привилегией детей рабовладельцев. Мальчиков и девочек в возрасте с 7 до 15 лет обучали по общественному типу, т. е. вне семьи. В возрасте от 15 до 20 лет юноши проходили дальнейшее усиленное образование, в частности, наряду с физическим и военным совершенствованием они получали музыкальное образование, обучались искусству точно и кратко формулировать свои мысли, лаконично отвечать на вопросы. По преданию этими способностями особенно славились жители области Лаконии, откуда и родилось выражение "лаконичность".

В спартанском обществе забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Более важное место занимали военно-физические дисциплины, но все-таки детей учили письму, счету. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.

В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что "ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств". Хором пели, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. "В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию". Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в рамках государственного образования.

Однако это не дает право называть спартанцев "абсолютно безграмотными" по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

После окончания курса обучения юноши сдавали итоговые экзамены, главным из которых было испытание на выносливость. На этом испытании выпускников публично секли у алтаря богини Артемиды. Юноши, достойно прошедшие это испытание, не показавшие страха перед болью, не дрогнувшие и не проронившие ни звука во время экзамена, получали оружие и становились полноправными спартанцами. В одной из многочисленных легенд, свидетельствующих о выносливости спартанцев, говорится о мальчике, который держал на груди под одеждой пойманного лисенка и который смог ничем не показать боли, когда лисенок грыз и раздирал его тело.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: "Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине, и мужчине," - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступа-

ли мужским. Это объяснялось тем, что "от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми". Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов,

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина по традиции рассматривалась как хранительница домашнего очага. Хотя и довольно "суровая" хранительница, как раз под стать мужчинам.

Источник
"Интересная газета. Тайны истории" №2 2007 г.
:o :oops: :o :Radyga
 
Цитата
utilizator пишет:
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов,


неплохо. особенно, если учесть, что средняя продолжительность жизни в Древней Греции - 25 лет. :bye:
 
 
Цитата
L L пишет:
неплохо. особенно, если учесть, что средняя продолжительность жизни в Древней Греции - 25 лет.

Не ну не 25 прямо, 25 жили кроманьонцы или неадертальцы. Греки и ранние средневековцы жили лет 30-35.
 
Цитата
Nik Lemos пишет:
Греки и ранние средневековцы жили лет 30-35.

Некоторые спартанцы доживали до весьма преклонного возраста, и их потом в пропасть сбрасывали.

 
Аристотель с Платоном тоже молодыми не умерли
όλα σην κάρδεμ έχατα έναν απέξ κι βγάλω

 
Цитата
Nik Lemos пишет:
Греки и ранние средневековцы жили лет 30-35.
Ник, а как быть с высказыванием, кажется, Солона, что срок человеческой жизни 70 лет?
Να'στε όλοι καλά
 
 
Цитата
Demetreius пишет:
Ник, а как быть с высказыванием, кажется, Солона, что срок человеческой жизни 70 лет?

Я не помню сколько в среднем по статистике жили древние греки, но помню цифры по средневековой европе (33 года). 11-12 века.

А также, конец 19 века - 42 года средняя продолжительность жизни.

2006 год - 64 года средняя продолжительность жизни на планете.

Греция - 77, Россия - 64-65, Андорра - 83, Малави - 36 лет.
 
Но я также неоднократно читал и слышал, что полные права греки (спартанцы?) получали в 30 лет.

То есть после 30 лет можно было всё, даже пить вино когда захочешь и с кем хочешь.
 
Да,у них кажется был совет старейшин,который за царями присматривал.
Пока есть я,смерти нет,а когда придёт она,то не будет меня.
 
Цитата
Нафтис пишет:
Да,у них кажется был совет старейшин,который за царями присматривал
Скорее выбирал. А цари на то и цари, чтоб без присмотра править :) Почти как наш проэдрос. Только там 2 царя было в каждый конкретный момент.
Να'στε όλοι καλά
 
Предлагаю поговорить на тему патриотизма господа.
http://www.greek.ru/forum/read.php?FID=101&TID=14824
 
кстати, по последним археологическим данным, по хребтом тайгет никаких младенческих костей найдено не было. говорят ученые, что облом - не скидывали спартанцы детей в пропасть... тока пленников, и то взрослых :-)
 
tesalonika,
у младенцев кости мягкие, их волки сжирали целиком, а от взрослых кое-что все-таки оставалось
 
 
Цитата
L L пишет:
у младенцев кости мягкие, их волки сжирали целиком, а от взрослых кое-что все-таки оставалось
у местных волков под пропастью, очевидно, было что-то типа "ресторан а-ля кард" 39-q И мы сейчас говорим про жестокие нравы прошлого, а волки вспоминают те времена как рай на земле 8)
 
Цитата
L L пишет:
у младенцев кости мягкие, их волки сжирали целиком, а от взрослых кое-что все-таки оставалось

да, бедные дикие звери своими вставными зубами только младенца и разгрызут :-)

Цитата
odessitka пишет:
у местных волков под пропастью, очевидно, было что-то типа "ресторан а-ля кард"

зачот :-)
 
tesalonika,
они и не грызут на месте, а утаскивают в логово. так младенца же легче целиком утащить...
и почему вы думаете, что звери глупее людей. они так же идут по пути наименьшего сопро-
тивления, выбирают то, что полегче. легче унести, легче спрятать. а если в каком-то месте
регулярно появляется еда, то там регулярно будут появляться и едоки. :opa
Изменено: L L - 20.07.2009 08:50:30
 
LL, я понимаю что куда приятней думать, что звери умнее человека, а спартанцы все-таки сбрасывали детей ( :D ), но вот археологи сказали - а я поделилась информацией. за что купила, за то продаю.
 
Цитата
tesalonika пишет:
за что купила, за то продаю.

типичный спам ;ellina

другие археологи поищут получше и найдут, придется тему менять :bye:
Изменено: L L - 21.07.2009 19:12:00
 
Забавно про младенцев и волков. А может спартанцы в пропасти переодически генеральную уборку проводили: набегала такая бригада-ураган с метелками и совками.
А если серъезно, то скорее всего про младенцев, сбрасываемых в пропасть - миф (как впрочем и почти вся спартанская история). Идет это от Плутарха (Плутарх Избранные жизнеописания Т. I, Ликург, XVI), а Плутарх известный собиратель анекдотов, точнее сказать вряд ли вся переданная им информация достоверна.
 
:o
 
 
Да не убивали мы никогда младенцев, это все страшилки наших противников афинян. 39-q Если бы это было правда. то в Спарте не могло быть хромого царя с врожденным дефектом. А он был.

Вообще афинские недоброжелатели целую кучу всякого рода сплетен про Спарту придумали. Это как сейчас америкосы всех русским медведем пугают.
Но слава богу не все афиняне относились к Спарте враждебно и предубежденно.

Кроме того называть общественный строй в Лакедемоне рабовладельческим - тоже не верно. Это было скорее крепостное право. Тем более, что многие "рабы" были гораздо богаче самих спартиатов.
Изменено: Lysandros - 27.08.2009 10:27:14
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
 
Все таки следовало бы отличать греческое общество начала четкого деления на классы и полисы VIII века и Грецию времен Беотийской войны, когда Спарта вынуждена была мобилизовать все социальные и экономические резервы. Также не надо забывать, что рабство в Спарте тоже носило весьма ажурный государственный характер, близкий скорее к скандинавским понятиям военной демократии - Лаконские илоты наравне с периеками призывались в армию в качестве легкой пехоты и за доблесть получали свободу без гражданства.
 
Цитата
Pulcinella пишет:
за доблесть получали свободу без гражданства.
Или смерть как те знаменитые 2 тысячи.
 
Цитата
Serg&Nady пишет:



Цитата


Pulcinella пишет:
за доблесть получали свободу без гражданства.
Или смерть как те знаменитые 2 тысячи.

Это ни чем не подтвержденный тезис. который сегодня не уже в серьез не воспринимается. Есть версия, что они не вернулись домой не потому что их убили, а потому что не захотели возвращаться в Лакедемон с его очень жестким законодательством. Тем более, что если бы они вернулись, то выезжать им было бы гораздо сложнее. Тоесть примерно как в советские времена были такие, которые если им предоставлялась возможность оставались жить за границей (как например Барышников). :D

Я же говорю - история Лакедемона записана его противниками, разумеется они в основном будут приписывать гомеиям все самое ужасное и зверское.
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
 
Цитата
Lysandros пишет:
Я же говорю - история Лакедемона записана его противниками, разумеется они в основном будут приписывать гомеиям все самое ужасное и зверское.
То, что Историю пишут победители - общее место. Но также важно и то, что организация Спарты в корне противоречила основному принципу жизни остальных греков - стремлению к безудержной, часто нелогичной свободе, вплоть до обнуления и изгнания своих выдающихся политических деятелей.
Изменено: Pulcinella - 29.08.2009 00:37:43
 
Цитата
Pulcinella пишет:



Цитата

То, что Историю пишут победители - общее место. Но также важно и то, что организация Спарты в корне противоречила основному принципу жизни остальных греков - стремлению к безудержной, часто нелогичной свободе, вплоть до обнуления и изгнания своих выдающихся политических деятелей.

В данном случае проблема даже не в том, что историю пишут победители, а скорее в том, что сами спартанцы ничего о себе не писали. В принципе нужно быть благодарным за ту, хоть и искаженную но все же информацию, которую оставили бывшие противники.

Что же касается свободы, хочу заметить, что спартиаты считали себя свободными эллинами и очень гордились этим, несмотря на жесткую дисциплину и ограничения установленные Великой Ретрой. Лично мне тоже больше по душе спартанский вариант демократии (за исключением пренебрежительного отношения к наукам), чем афинская "свобода".
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
 
 
Цитата
Lysandros пишет:
Это ни чем не подтвержденный тезис. который сегодня не уже в серьез не воспринимается. Есть версия, что они не вернулись домой не потому что их убили, а потому что не захотели возвращаться в Лакедемон с его очень жестким законодательством.
??? С чего это вдруг стал ничем не подтвержденный тезис? По этому событию мы имеет вполне надежную традицию, основу которой составляет сообщение Фукидида.
Цитирую: "....было отобрано около 2000 илотов, которые с венками на головах (как бы получившие свободу) обходили храмы. Немного спустя, однако, лакедемоняне перебили этих илотов, причем никто не знал, где и как они погибли." (Фукидид, книга IV,80).
Есть также и сообщение Диодора и Плутарха, последний, правда, повторяет Фукидида.
Да, лакедемоняне о себе не писали, никто с этим и не спорит, но и безосновательно подвергать греческую традицию критике тоже нет оснований. Сейчас, слава богу, эта тенденция уже в исторической науке закончилась как тупиковая.
 
Цитата
Pulcinella пишет:
То, что Историю пишут победители - общее место.
Не совсем понял а кто является победителем? Афиняне что ли?
 
Цитата
Serg&Nady пишет:



Цитата



??? С чего это вдруг стал ничем не подтвержденный тезис? По этому событию мы имеет вполне надежную традицию, основу которой составляет сообщение Фукидида.
Цитирую: "....было отобрано около 2000 илотов, которые с венками на головах (как бы получившие свободу) обходили храмы. Немного спустя, однако, лакедемоняне перебили этих илотов, причем никто не знал, где и как они погибли." (Фукидид, книга IV,80).
Есть также и сообщение Диодора и Плутарха, последний, правда, повторяет Фукидида.
Да, лакедемоняне о себе не писали, никто с этим и не спорит, но и безосновательно подвергать греческую традицию критике тоже нет оснований. Сейчас, слава богу, эта тенденция уже в исторической науке закончилась как тупиковая.

Во первых Фукидид как раз-то и не может быть беспристрастным в отношении спартанцев. Вы знали, что именно из-за того, что Фукидид не сумел организовать фракийское сопротивление спартанцам, он был изгнан из Фракии. И нашел пристанище у кого? Конечно же у основного соперника Спарты - у Афинян. Эта информация не вяжется даже с точки зрения простой логики. Зачем спартанцам убивать илотов показавших свою лояльность в бою. Это совершенно контрапродуктивно и больше навредило бы чем принесло, какую-то сомнительную пользу. Причем Фукидид сам добавляет: " ... причем никто не знал, где и как они погибли "

Есть другой факт из истории Лакедемонян, который так же указывает на то, что эти мнимые зверства спартанцев не более чем пропаганда. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» описывает другой случай ( Клеомен 44(23) ):
«Между тем Антигон взял Тегею и разграбил Мантинею и Орхомен, и тут спартанский царь, загнанный в пределы самой Лаконии, освободив тех илотов, которые смогли внести пять аттических мин выкупа, и собрав таким образом пятьсот талантов, вооружил на македонский лад две тысячи человек»
это означает, что в одночасье выкупить себе свободу смогли 6000 илотов.
Теперь объясните мне почему эти коварные, жестокие и совершенно озверевшие нелюди (каковыми спартанцы должны казаться каждому кто верит в эту чушь о их жажде убивать детей и доблестных воинов-илотов) не отобрали просто необходимые им деньги у этих так называемых рабов? Ведь им даже не убивая илотов ничего не стоило заставить их заплатить своего рода налог в казну. Как-то все это не совсем складно получается.

Ну рассудите сами, как бы воевали илоты на стороне спартанцев если бы те им жизни не давали? И какой был бы толк от такого войска?


Если бы Вы всерьез попробовали подойти к изучению этого удивительного общества, которое кстати просуществовало как минимум около 1000 лет, и самое главное непредвзято то Вам бы открылись интересные новые стороны жизни лакедемонян.
Изменено: Lysandros - 29.08.2009 21:31:00
οἶδα οὐδὲν εἰδώς
 
Цитата
Lysandros пишет:
Во первых Фукидид как раз-то и не может быть беспристрастным в отношении спартанцев. Вы знали, что именно из-за того, что Фукидид не сумел организовать фракийское сопротивление спартанцам, он был изгнан из Фракии.
????? Вообще-то Фукидид коренной афинянин, хотя его род по отцовской линии и ведет свое происхождении от фракийского царя Олора. В 424г. он был избран в коллегию 10 стратегов (т.е. в члены афинского правительства) и получил под командование афинские силы во Фракии (возможно на выбор афинян повлияло фракийское происхождение его рода), но командовал он неудачно и фактически компанию провалил, опоздав в самый решающий момент со своей эскадрой к Амфиполю, который был сдан Брасиду. За это Фукидид в Афинах был осужден и приговорен к пожизненному изгнанию (его не коснулась даже амнистия 403г.). Он удалился во Фракию где видимо в основном и написал свой труд. Возможно, посещал Спарту, Сицилию, Македонию.
Труд Фукидида заслуженно считается наиболее объективным из дошедших до нас от того времени. Он ни разку не пытается оправдать себя за неудачные действия в качестве командующего, может быть только очень косвенно, превознося таланты своего оппонента – Брасида, но последний был действительно одним из самых выдающихся полководцев времен Пелопоннесской войны. Не приводит Фукидид и сведений явно анекдотического характера, чем страдают Плутарх и Геродот. И если уж на то пошло, то никакого очернения лакедемонян у него нет.
Впервые мы можем достоверно говорить о вооружении илотов только уже во времена Пелопоннесской войны: Фукидид приводит сведения, что Брасид в 424г. вооружил 700 илотов. Все сведения о вооружении илотов и их участия в битвах за Спартанское государство до этого момента крайне туманны и однозначной трактовки не поддаются. Как Вы поняли, речь идет о сообщении Геродота, что к Платейской битве каждого спартиата сопровождало семеро илотов, но степень их участия в битве неясна, что они использовались в качестве легковооруженных это только предположения.
Что же касается вооружения илотов и упомянутого сообщения Плутарха, то оно относится к 222г., т.е. к последним годам жизни Лакедемонского государства, когда оно было мягко говоря уже совсем другим. И речь идет о финансовой стороне дела: 6тыс. илотов заплатили крупную сумму денег, на которые были вооружены 2 тыс. человек, но кто был вооружен из текста не понятно, что это были те же илоты не говорится, хотя это и можно предположить.
 
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)