Τ’ Αελουτροπί’

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



Страницы: 1
RSS
Τ’ Αελουτροπί’, или июньские обычаи Понта
 
Τ’ Αελουτροπί’ τ’ Αγιαννι, или июньские обычаи Понта

24 июня христиане отмечают день рождения св.Иоанна.Дата очень близка к 21июня-дню оборота летнего солнцестояния.Характерным признаком празднования было зажигание костров-древнейшая традиция , корни которой уходят в глубины веков-«έθος αρχαίον».
Даже в Византии было принято в первые дни каждого месяца зажигать костры возле домов, магазинов и перепрыгивать через них дабы очиститься от всего плохого.Правда церковь не одобряла эту традицию,считая её идолопоклоннической.Перепрыгивание через огонь символизировало не только прыжок от одного солнечного периода к другому, но и изменение жизни к лучшему.
В этот день было принято гадать -κλήδονας(κληδών-όνος=οιώνος,προμήνυμα(предзнаменование,предупреждение))
Так на тер.Понта 24 июня праздновали деньоборота солнцестояния-т' Аилутрупи(τ' Αγιλουτρουπι') с кострами и гаданиями.А т.к. этот день близок с днём св.Иоанна , то и называли святого часто Айлутруп.
Как утверждает историк Ан8ымос Пападопулос в различных местах Понта использовались слова: του λουτρόπου в Инеполи и Синопи, του λουτρόπ’ в Керасунде- производные от древнего существительного ηλιοτρόπιον(солнечные часы).А т.к. это время совпадало с купальным сезоном ,то вторым составляющим слова стало λουτρό(купанье,ванна),вместо (η)λιοτρόπιον.
На кануне праздника (23 июня), в Синопи домохозяйки наводили чистоту порядок в доме в ожидании счастья, т к верили в то что св.Иоанн приносит счастье.
Как утверждает другой исследователь понта-Мегас,в г. Ставрин 24 июня праздновали день : τ' Αεννί' , τ' ηλετρουπί или ηλετρόπ' и реже
τ' ηλεστρόφ'.23его вечером молодёжь запасившись едой отправлялась за город, наряжали кукол в жениха и невесту и буд-то справляли их свадбу.А домохозяйки выносили на солнце вещи и приданое дочерей , чтобы уберечь их от моли.
Существовало поверье о том что 24ого небеса раскрываются и всё, что ни попросишь,сбудется.
В Синопи люди всю ночь праздновали , а утром чуть свет помещали повариху в казан(видать уже пустой , остывший и помытый ;) )и четверо мужиков поднимали её.и все остальные танцуя направлялись в Финикиду(за Синопи).Там ждали восхода солнца, а затем танцуя доходили до церкви.
А некоторые группы людей с утра пораньше выходили на прогулку, и кого встречали,хватали его, на руках доносили до берега моря и кидали в море. Только обещание хорошего угощения могло спасти несчастного от «купания».
А в Инои в этот день детишки ходили по домам и бросали во двор каждого дома речные или прибрежные камешки-гальку(лалаця)(символы начала купального сезона) припевая «τρόπου, τρόπου ήλιε, που γυρίζουν τα λαλατζια, σ' εμέτερα και σ' εσέτερα»(повернись, повернись солнце,там где ходит галька,к нам и к вам.)
Другой историк,Н.Иоанну,относительно этого дня утверждает, что в Трапезунде этот день называли Аэлутропи.Чуть смеркалось, как некоторые группы людей хватали случайных прохожих и бросали в море, зажигали костры возле песчанного берега и перепрыгивали через него,символизируя начало купального сезона.В том же городе гадали(клидонас) сопровождая гадание специальными куплетами-кочякя.
В Инеполи этот день наз.лутрОпу.Так же с кострами.
В Родополи в день АэлутрупИ верили в то что солнце совершает 3 оборота , и считали блаженными тех кто эти обороты замечал.
В Ано Мацука этот день наз.τ' Αγε-Λουτρουπί' τ' Αγεννί.
А по-церковному этот день наз.του Κερασινού τ' Αγεννί((День)июня (День) св.Иоанна.)
А вот по-поводу κλήδονα, то гадали в разных регионах Понта по-разному.
В Амисо(Самсун),по словам Элевтериоса Папананиади,в предверии праздника 7 девочек(обязательно первенцы)заполняли глубокую посуду водой из 7и родников.Несли эту воду из дома в дом и желающие могли бросить в неё какую-ту личную вещичку:кольцо, расчёску и т д.На ночь посуду эту ставили под кустом розы,а на утро несли её в церковь для чтения.
К 7и часам все собирались вокруг посуды покрытой фатой.Играла лира и одна из женщин начинала петь «Εμπαήλι,εβγαήλι,έλα καλορίζικα,δος την κυρά σημάδι,όσα (φλουρία η καταστήματα η πλούτη κ α )δέσκουνταν,να είν του ριζικού της»(Зайди солнце,выйди солнце,приди благополучно, дай госпоже знак, сколько (манет или магазинов или богатства и т д)привяжутся, чтоб были для её счастья).Одна из девочек каждый раз доставала из посуды одну из вещичек, и той кому она принадлежала и относился куплет( т е кому деньги, кому жениха, кому дела,путешествия и т д )Верили в то что с летним оборотом солнца начинается новое счастье для каждого.
В книжке(« Ποντιακη Λαογραφια» автор Элса Галаниду-Балфуси.)описаны способы гадания в различных районах, но в целом они схожи с вышеописанным.
Это было давно , а сегодня...

Понтийское общество Афин «Аргонавты-Комнины»в целях сохранения этих обычаев организует вторично торжество(Паноир) в пятницу 23июня и субботу 24 июня в 8ч вечера на площади Неру(воды) в Дзидзифьес(за олимпийским стадионом Тай Кво До- возле моря)
Участие примут известные музыканты и исполнители понтийских песен.Театральная труппа общества представит отрывок пьесы «О клидонас», выступят ансамбли общества младшая группа(23его) и старшая(24ого), а так же ансамбль «Сэрра»(23 его).А в ларьках найдёте интересные книжки относительно Понта,а так же сможете попробовать блюда понтийской кухни.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)