Наверное, на острове можно провести 2-3 дня активного отдыха. Взять машину, мотик или хотя бы велосипед (за них просят 10 евро за сутки) и прокатиться по всему острову. А если ставить себе целью пляжный отдых, то можно задержаться и подольше. К вещам мы не приценивались, а вот наш обед обошелся на треть дешевле. Думаю, что номер в отеле тоже будет дешевле, чем в Афинах и, понятно, куда экологичнее.
Санторини
Наконец наступил день, которого я ждал с некоторым волнением. Предстояла поездка на дальние острова, из-за чего мы на три ночи покидали Афины. Из отеля мы тоже временно выезжали. Нам, в принципе, предлагали оставить за собой номер, но т.к. мы надеялись на лучший номер (с видом на Акрополь), то решили отказаться. Основной наш багаж мы оставили в камере хранения отеля, а сами налегке отправились в Пиреи. Билеты у нас уже были на руках, поэтому мы погуляли часа три по городу, а потом вернулись в порт и сели на вечерний паром. Это был скоростной HIGHSPEED 5 (55 евро за билет), который с 17:00 до 22:00 должен был зайти на три острова Киклад и прибыть на Санторини. На море волнения не было, забастовка закончилась накануне, поэтому так оно и получилось. Правда, опоздали на полчаса, но к этому уже все в Греции привыкли.
Выйдя из парома мы сразу нашли мужчину, который нас встречал. Он подобрал ещё семейную пару китайцев и всех нас отвез в отель. Уже давно стемнело, и я тогда был рад, что не согласился взять арендованный автомобиль вечером, как мне предлагали. Думаю, что я долго бы плутал в поисках отеля.
Anemomilos Villa. Отель выбирался по ценовой категории, а бесплатный трансфер был решающим фактором. В отеле, в кафе, бесплатный проводной интернет; в нашем номере был солидный балкон. Видел небольшой бассейн, но купаться не было особого желания. Нам показалось, что отель расположен на отшибе Фиры. Мы вечером попытались найти какие-то признаки жизни города – хотели купить вина и фруктов, но так и не нашли, хотя отошли прилично и чуть не заблудились. Нашли только кабачок для местных, где купили последние 2 бутылки пива. У отеля сложно где-то приткнуть машину, но наверху (в гору) я видел достаточно большую общественную стоянку, до которой от отеля идти недалеко (минуты три), но как туда заезжать я не понял. Закончив формальности и оплатив всё наличкой я договорился о завтраке, т.к. понял, что искать таверну утром не имеет смысла. К тому же я рассчитывал, что к 8:00 нам подгонят арендованную машину. Номер был небольшой, простенький совмещенный санузел с душем, висел какой-то телевизор. В воздухе стояла неприятная сырость, которую впитали даже простыни на кроватях. Была батарея и кондиционер, но работали ли они выяснять не было ни времени, ни желания. Одну ночь провести здесь можно, а больше нам и не надо. Утром Анна (сотрудница или хозяйка отеля) проявила чудеса проницательности. Узнав, что нами арендована машина, она спросила телефон и стала названивать в офис. А мы в это время потребляли то, что сложно назвать завтраком. Булочка с джемом и кофе мало тянут на 5 евро.
В офисе рентной компании в 8:00 еще никого не было. Не было и машины. Проснулся червь сомнений. И хотя по дороге встретилась целая куча других рентных компаний, начинать все сначала не хотелось. Минут через 20 офис отозвался, Анна быстро переговорила с его сотрудником, а потом передала трубку мне. Хмм... Мне показалось, что он обо мне первый раз слышит. Но когда я упомянул Eleni и заказанный Matiz Topless, то оживился и обещал в скором времени подъехать.
Действительно, минут через 10 мужчина подъехал, но на другой машине. Мне стали рассказывать всякие сказки, почему машина задерживается и сказали, что она вот-вот приедет. Стали ждать. Поговорили о погоде, о машинах, о острове, о России. Мой запас английского иссяк, а машины всё нет. Потом прошло ещё немного, потом ещё немного, а когда я вконец отчаялся, то она появилась. Мда, 10 часов вместо 8.
Matiz Topless оказался небесно-голубого цвета и отличался от обыкновенного Matiz дырой во всю крышу, которую можно как люк то открывать, то закрывать (вроде кабриолета). При наличии в машине кондея я особого смысла в ней не вижу, но смотрится прикольно. На спидометре было 17 тыс. километров. Быстро выяснилось, что машину пригнал наш бывший соотечественник Rezo из Грузии, переселившийся на ПМЖ на Санторини, поэтому, оформляя документы, перешли на русский. За 2-х часовое ожидание мне скинули 5 евро, но я бы сам доплатил 10, чтобы они не запаздывали. Я почти не глядя подписывал разные бумаги, а уже дома, разбирая их, нашел только договор об аренде. Бумаг о полной страховке я не нашел. Дома я обратил внимание, что Генеральные соглашения DROSSOS, размещенные на сайте значительно отличаются от тех, что я подписал. С помощью Finereader я документ отсканировал и перевел в текстовый формат. Для заинтересованных лиц привожу текст соглашения полностью (кому надо тот переведёт):
STANDARD RENTAL AGREEMENT
The rental firm shown on the front side, an independent Licensee of DROSSOS (Owner) does hereby rent to the person signing this Agreement (Renter), acting for himself end / or on behalf of any person or entity which has undertaken the obligation to pay the rent and any and all charges incured under this Agreement, the vehicle described in the first page with all tires, tools, accessories equipment, keys and vehicle documents.
This above rental is subject, strictly and exclusively, to the terms and special agreement herein and in the front page of this Agreement appear, printed, or written, i.e.
1. Renters, if more than one, undertake jointly and severally all obligations deriving herein from, and they shall cover them towards the owner, as well any and all owner's legal claims deriving from, or pertaining to, or related to this Agreement and its performance.
2. By this Agreement the execution of which is considered to be a receipt for the delivery of the vehicle it is specially agreed that the vehicle shall be used by the renter in full complience of its provisions. Renter does not acquire any other, whatsoever, right on the vehicle. Any service to or replacement of a part or accessory to vehicle during rental must have owner's prior approval.
3. Renter shall return vehicle to owner in same condition as received, except for ordinary wear, to location where rented, or to such as set forth in the first page, if such, on the due date specified herein. Any delay in returning the vehicle, if without notice, gives the right to owner to repossess the vehicle through procedures applying in case of theft.
4. Owner reserves the right to terminate unilaterally this Agreement in case vehicle is illegally driven and / or violation of traffic laws and regulations, and / or violation of any of the herein set forth terms have been noticed. Such termination may be made through the Police. Owner, as well, reserves the right to terminate this Agreement any time
offering a replacement vehicle provided this does not change essentially what haw been initially agreed.
5. Shoule the vehicle be damaged or lost during rental, renter is obliged, independently Regardless cause from any defaults, to pay to owner right away without any objection the amount of such loss or damage at prevailing retail price, plus owner's related expenses, including loss of use except as follows:
a) Theft. If vehicle is used in accordance with all terms and conditions or the Agreement renter is not responsible for theft of vehicle unless it is left unatiended without all doors locked, windows up and keys removed.
b) Collision damage waiver «CDW». If vehicle is used in accordance with all terms and conditions of this Agreement renter's responsibility for loss of or damage to vehicle arising from collision, or recover, or normally considered comprehensive losses, provided additionaly that vehicle was used in full compliance with all Traffic Regulations in force, is determined as follows:
- if renter declines the Collision Damage Waiver «CDW» renter's responsibility is limited to maximum amount set forth on front side (top) or.
-If renter accepted Collision Damage Waiver «CDW», renter's responsibility is further reduced to the amount set forth on front side (bottom).
COLLISION DAMAGE WAIVER «CDW» term is owner's waiver of renter's responsibility. IT IS NOS INSURANCE. IF VEHICLE ISE USED BY PERSONS OTHER THAN RENTER OR ANY ADDITIONAL RENTER OR IS USED BY RENTER OR ANYONE ELSE IN VIOLATION OF THIS AGREEMENT RENTER SHALL BE RESPONSIBLE TO OWNER REGARDLESS IN CAUSE OR NOT REGARDLESS IF HE HAS ACCEPTED «CDW». Repair values are payable as per estimation of the vehicles type official by the owner. The value of vehicle lost is the prevailing retail price of such official Dealer, including the cost for circulation plates/number, cost of loss of use of vehicle at least equal to rent per day for vehicle lost.
6. The use of the vehicle is under eny circumstances prohibited, and such use is equal to use of a vehicle theft:
a) by any third person without first obtaining owner's consent.
b) by anyone under age 23
c) by anyone who is not a qualified licenced driver, or by anyone who's licence has been issued within 12 months from rental date, or whose licence has been witheld, revoked or suspended within the previous year.
d) to carry persons or properly for hire.
e) to propel о tow any vehicle, trailer or other object.
f) in any race test or contest.
g) for any illigal purpose or commission or a crime.
h) to instruct an unlicenced person in operation of vehicle.
i) to overload the vehicle beyond its capasity.
j) to travel out of Greece, unless otherwise herein stipulated.
k) while under the influence of alcohol or other intoxicants like drugs or narcotics.
I) on other than a paved road or graded road or driveway.
m) in an unsafe, reckless, negligent way, not in compliance to Trafic Laws and Regulations Such prohibited use of the vehicle is a violation of this Agreement and if it has occured VOIDS ALL LIABILITIS MAKES VEHICLE SUBJECT TO IMMEDIATE RECOVERY BY THE OWNER. VOIDS «CDW» AND MAKES RENTER RESPONSIBLE FOR ALL LOSS OF OR DAMAGE TO REGARDLESS OF CAUSE INCLUDING BUT NOT LIMITED TO OWNER'S EXPENSES INCLUDING LOSS OF USE.
7. Owner is not responsible for loss of any property carried by the vehicle and / or abbandonded in it after it has been returned regardless of cause.
8. All charges and other amounts billed pursuant to this Agreement are payable by renter in cash at conclusion or rental. Use of credit card may be accepted by the owner.
9. CALCULATION OF CHARGES WHICH RENTER ACCEPTS TO PAY TO OWNER IS AS FOLLOWS:
a) Time and Kilometers charges are computed on daily or weekly basis. Rental day is 24 hours. Kilometers charges are computed by the odometer. Minimum charges is one day plus 100 kilometers.
b) If vehicle returnd with less fuel when rented, renter shall pay for refueling.
c) «CDW» term, where applicable, is computed at daily charge set forth on front side. Daily charge is due for each full or partial rental day.
d) personal Accident Insurance «PAI» / charges. If applicable, computed at daily charge set forth on reverse side. Daily charge is due for each full or partial rental day. These are optional insurance coverages. Certificate or summary describing benefits and exclusions is available at renting location.
e) value of any all taxes and other fees imposed on this Agreement and / or the relative invoice.
f) any and all fines and / or penalties imposed by State of Municipal or other competent Authorities, legal expenses and any and all other expenses imposed to renter during rental period mainly due to violation of Traffic Laws and regulations and illegal parking fines, regardless cause.
g) charges pertaining to the loss of use for the owner because of fines imposed and
relataive to it administrative retention of the vehicle, equal at least to the rental value according to this Agreement, recovery expenses and all other expenses related to the performance of this Agreement.
h) interest on all past due amounts at the rate of 25 % per annum.
All above debiting is subjectto audit. If upon audit an error is found renter accepts his supplementary debiting regardless if he paid cash or by credit card.
10. Renter is being covered during rental period by insurance policy in accordance with L 489/1976 article 5. §2 for third party liability protection.
11. Renter shall promptly report all accidents involving vehicle to both the owner and the Police regardless cause within 24 hours the latest. Should he fail to do so the as above in §10 of this contact insurance cover is null and void and the owner has no responsibility whatsoever, being always entitled to claum whatever amount has been ogliged to pay as well as tor remuneration for losses and damages idemnified by the owner because of his responsibility as such.
12. Renter shall be responsible for all traffic and parking violation fines and penalties and he shall promptly report such to the owner the latest within 24 hours or at returnt of the vehicle whichever occurs first, regardless cause, being obliged to cooperate with the owner to release, if applicable.
13. This Agreement and all the rights deriving from it are not assignable and / or tranferrable. Further renting of the vehicle or other wise assessment to third parties is prohibited.
14. This Agreement and its performance shall be governed by Greek Laws and any and all dispute or claims shall be judged by the competent Greek Courts.
Executed the date and in the place set forth on front side.
Допускаю, что местами мог глюкнуть Finereader, но, кажется, ошибочки были и в самом договоре.
Я не стал заморачиваться с международными правами, т.к. знал, что моих российских будет достаточно. Так оно и получилось. На мое предложение оплатить карточкой или наличными сотрудники DROSSOS выбрали последнее. Один момент мне очень не понравился. Во время оформления Rezo взял мою пластиковую карточку, перенёс на лист бумаги её тиснение и списал с обратной стороны её CVV код. “Для гарантии” – сказал он. Хмм. Первое дело, что я сделал, вернувшись домой, это обнулил остаток. На форс мажор мы взяли номер телефона Rezo (у нас оставался российский мобильник) и вырулили на дорогу. Бензина в баке у нас было минимум. “Ещё 5 километров и начнет мигать” сказали мне – “так и вернёшь.”. Я на ближайшей колонке по привычке попросил 10 (имея в виду литров), а мне залили на 10 евро (6,5 литров), но и этого нам хватило с лихвой.
Остров. Мда… так на него стремиться и так не повезло с погодой! С утра было солнышко, а к полудню всё небо заволокло тучками так, что соседние острова казалось парят на облаках. Но выбора у нас не было – на всё, про всё 8 часов. У меня было порядка 10 карт острова и с его географией, казалось, было всё понятно. По многочисленным прочитанным отчетам наших предшественников я наметил цели поездок и последовательность их посещения, но были сомнения относительно правильности выбираемых дорог. И действительно, вместо первого пункта нашей программы планируемого Акротири, мы оказались в Камари (указателей в южной части острова значительно меньше, чем в северной, более туристической). Как оказалось в недалёком будущем это было правильное изменение. Чего хорошего в Камари? Пляж с черным песком и Старая Тира на горе. Для пляжа был ещё не сезон, поэтому мы сразу направились к Старой Тире. Ещё дома разглядывая тот серпантин, который ведет наверх, захватывало дыхание.
Я толком ещё не ездил по горным дорогам, а здесь предстояло такое счастье. Когда мы выехали на прямую дорогу к нашей цели я заметил знак ремонта дороги, который был заботливо отодвинут в сторону. И действительно, сделав 4-5 колен по серпантину мы уткнулись в группу машин, которые стояли на обочине явно неспроста. Спешились и мы, а пройдя немного вперед увидели тот самый ремонт. Дальше проезда нет - вот это попадалово! Альтернатива небольшая – или идти по серпантину пешком, или возвращаться. Выбрали первое. Когда прошли горы песка и камней, то за очередным поворотом увидели пару машин. Странно, подумалось тогда, как они проехали? Потом сообразили. Это работники сайта и, возможно, работники турфирм острова, узнав про ремонт дороги (и насколько он затянется) пожертвовали парой своих машин, сделав их невыездными. Если надо было кого отвезти-привести, они на одной машине подъезжают с одной стороны, переходят завалы и пересаживаются в другую. Совсем как Штирлиц с пастором Шлаком. А мы пёхом топали в гору 40 минут до билетных касс (3 евро) и ещё 20 минут до самой Тиры. Не на много меньше заняла обратная дорога. Это обстоятельство смазало всё впечатление о посещении сайта, да и времени особо не было для гуляния. Мне показалось странным желание древних так высоко забраться. Это только чтобы построиться надо сколько трудов приложить, а ведь ещё каждый день надо доставлять наверх питание и воду! Ну, им виднее.
Дальше ориентироваться было легче – в пределах прямой видимости был Пиргос, куда мы и направились. В городке особо не задержались, т.к. поджимало время, и мы стремились на юг острова. Опять немного заплутали и вместо Мегалохори оказались на дороге, ведущей на вершину горы. Об этом нам сказали в местной винодельне, у которой мы остановились. Был соблазн прокатиться на гору, но видимость из-за облачности оставляла желать лучшего. Поэтому решили развернуться. Больше мы с дороги не сбивались. Чтобы вам меньше плутать советую обращать внимание на двойную сплошную разделяющую линию. Если едете по дороге, где она есть, то, скорее всего, едете правильно. Дороги на острове и не хорошие, и не плохие. Такие, к которым мы, россияне, привыкли.
Достаточно быстро мы добрались до Акротири. С главной целью нашего путешествия на Санторини получился
облом. Сайт острова Акротири был закрыт : ( . По последним отчетом я был морально к этому готов, но надеялся на чудо. Чуда не произошло – ржавые ворота не открывались, похоже, давно. На калитке висела табличка с изображением собаки, а билетный киоск пустовал. Зато за оградой вовсю работали два крана. Поэтому мы облизнулись и поехали к следующей цели – красному пляжу. Машину к нему можно подогнать очень близко – перед белой церквушкой есть хорошая стоянка. Оттуда остается перемахнуть через бугор и спуститься к главному пляжу. Дорога к нему ведет несложная – перед нами девчонки шли в сланцах. Ещё один поворот и Red beach предстаёт в полной красе – перед нами нереальные марсианские пейзажи. Но одна мысль мне не дает покоя. Над пляжем в центре нависает огромная красная скала, которая если рухнет, то мало не покажется. Подобную я видел на мысе Алчак, под Судаком. Помню с каким недоверием каждый раз проходил под ней на дикий пляж. В общем, смотрите сами и держитесь, на всякий случай, по краям пляжа.
Следующим пунктом программы был пляж Влихада. Ориентируясь по бензоколонкам, отмеченным на карте, до него добрались влёт. Опять тёмно-серый песок с мелкими камушкам и высокие песчаные берега с причудливыми рельефными рисунками, которые и вызвали наш интерес. Эти складки - причудливое детище ветра и моря, но мне они показались несколько однообразными. Как настоящий индеец я с разбегу вскарабкался вверх метров на 8 и там почувствовал, что спуститься не могу, разве как на пятой точке. Берега состояли из прессованного песка, а когда на склоны наступаешь, то тысячи песчинок отрывается, и ноги начинают скользить на них как на роликах. Пачкаться не хотелось, поэтому я встал на четвереньки, доцарапался до ближайшей ложбинки, где уперся в её склоны руками враспорку, чтобы спуститься. Народу практически никого не было и мы планировали здесь покупаться. Но сплошная облачность и ветер отбили всякую охоту. Поэтому сели в машину и поехали дальше.
На пляжи Периссы мы посмотрели ещё со склонов старой Тиры. Поэтому туда решили не заезжать, а направились сразу в Ию. Как я уже говорил указатели в северной части очень информативны, поэтому дорога к ней труда не составила. Красивый городок. Очень много живописных и фотогеничных мест. Он мне понравился больше, чем Тира, в которую мы отправились позже. Но и там, и там сплошные толпы туристов и заточенная под них инфраструктура города. В магазинах и кафе уже говорят по-русски и встречаются наши бывшие соотечественники. Но мы приехали на Санторини ради его природы, поэтому быстро пробежались по главным улицам, сделали культовые фотографии и опять сели в машину, на которой проехали вдоль гребня кордельеры, останавливаясь на всех прилегающих view point.
К 17 часам мы спустились к порту Athinos. В расположенном здесь же офисе компании сдали машину Rezo (здесь же мы могли машину и взять!) и пошли обедать в ближайшее кафе – Spartacos. Хозяин, узнав, что мы из России, для оформления заказа позвал девушку Женю, переехавшую сюда из Молдавии. Мы опять получили по-гречески огромные порции и оторвались за всё дневное голодание.
FLYINGCAT_4 отправлением на Крит прибыл почти вовремя. Билеты на него стоили по 45 евро, а в выпускном павильоне порта мы за что-то заплатили дополнительно 56 центов. После посадки на борт выглянуло солнышко, и я захотел снять панораму кордельеры с кормы судна, но, увы, меня оттуда прогнали, дверь закрыли на замок, и наш “Кот” полетел.
Если бы мне ещё довелось приехать на Санторини на непляжный отдых, то я бы ехал сюда на три дня и остановился бы в Ие. Два дня посвятил острову – объездил бы его на автомобиле полностью; а на третий, если будет своя команда человек в 10, арендовал бы катер и прокатился вокруг этого и других островов, по всем их замечательным бухточкам.
Крит
Но когда ещё будет новая поездка на Санорини и будет ли она вообще, а в тот день мы прибыли на Крит, в город Ираклион. На море был почти полный штиль, так что про качку и прочие, связанные с ней прелести, ничего рассказать не могу. Мы плавно подошли к пристани, и высадились. Было около 20 часов и уже хотелось покоя. Поэтому направились сразу в отель, который забронировали ещё дома. Он оказался совсем недалеко от порта – в поисках его мы даже проскочили лишний квартал. Предъявили booking, оплатили наличкой, получили ключи.
Kastro. Очень милый отель. Он расположен несколько в стороне от основных улиц, так что утром не было шумно. Небольшой балкончик, продуманная система освещения, TFT телевизор, сейф, свежая мебель. В номере была удобная стеклянная кабинка с двойным душем. Завтрак для трёх звезд стандартный. Если меня опять занесет на Крит, с удовольствием остановлюсь здесь опять. Помещение для завтрака всего на несколько столиков, поэтому части постояльцев отеля приходилось дожидаться своей очереди. Удивили искусственные цветы в кафе отеля. Может это особый шик или лень живые поливать?
После
Санторини есть особо не хотелось, а вот фрукты у нас кончились. Спросили портье где их можно купить. Девушка наморщила лоб и сказала, что сегодня суббота, а значит все супермаркеты уже закрыты, и значит, до понедельника мы ничего не купим. Мы не поверили и пошли искать. Зря ! Действительно ничего не нашли, хотя несколько маленьких магазинчиков всё же было открыто, но у них был другой ассортимент продуктов. Нет худа без добра – мы немного познакомились с городом и вышли к Венецианской ложе.
Ираклион. По сравнению с Афинами этот город мне очень понравился. В Афинах, конечно, есть Акрополь, Агора, Керамикос, музеи, но они как золотые вкрапления в общей серой массе бетона. Здесь же город дышит историей и архитектурные памятники смотрятся гармонично. Город, что мы видели, смотрелся очень целостно. Конечно, если приезжать на остров, чтобы покупаться, то делать здесь нечего, но в туристических целях здесь можно задержаться дня на два.
Утром мы отправились на разведку – надо было найти автобусную станцию и узнать реальные часы работы археологического музея. На автобусную станцию вышли сразу – от порта перешли дорогу по переходу, который был оборудован переключателем светофора для пешеходов, знакомым ещё по Стокгольму и Гамбургу. Только он здесь не работал :). После десятой попытки включить зелёный цвет пошли так, на красный. Нашли киоск, в котором продавались билеты на автобус до Кносского дворца (по 1.30 евро; 2 и 20 номера рейсов) и пошли дальше - искать музей. Мы немного не сориентировались по карте и пошли по другой дороге, в результате сделали километровый крюк. У билетеров музея узнали, что они работают до 19 часов, а Кносский дворец всего до 15 часов. Поэтому вернулись в отель, сдали номер, без проблем оставили свои лишние вещи в его камере хранения и вернулись на остановку.
Кносский дворец. Ехать до него минут 15. Опять было облачно, но в этом случае я был рад этому обстоятельству. Иначе мы бы просто умерли от жары. Опять остановка была недалеко от сайта и водитель громко о ней объявил. На входе купили билеты (6 евро), вошли. Сделали 3-4 круга вокруг того, что когда-то было дворцом, пытаясь войти во все возможные и невозможные помещения. Глядя на это древнее пристанище минотавра у меня в голове как заезженная пластинка крутилось одна мысль: ”Эх, Эванс, Эванс, что же ты наделал!”. Бетонные плиты, столбы и новоиспеченная кладка рушили всю прелесть древних построек. Но с точки зрения вытягивания денег из туристов проект бесподобный. Часа полтора на осмотр хватило, а уходить не хотелось.
Тогда я вспомнил, что на карте, рядом, был отмечен малый дворец. Захотелось взглянуть - может хоть до него Эванс не добрался. Перешли дорогу и увидели закрытые железные ворота, за ними буйную растительность, за которой ничего не было видно. Мда, Эванс сюда не добрался, но и другие, похоже, тоже. Автобуса не было, и мы решили пройти одну остановку назад пешком. К территории малого дворца примыкала другая территория. Пройдя её и оглянувшись, мы увидели, что её ворота были призывно открыты. Решили войти. Это оказалось что-то типа небольшого ботанического сада с достаточно крупной усадьбой. Там росли ухоженные южные растения, и было приятно погулять. Не было никого. Мы прошли весь сад и оказались у границы разделяющей его и малый дворец. Здесь нас ждал неприятный сюрприз. Территория малого дворца охранялась собаками, и они не были привязаны. Мало того, территории между собой сообщались и собаки, нас почуяв, приближались. Мы спешно ретировались за здание усадьбы и присели на лавочку под декоративной кустарниковой аркой. На лай собак из здания вышел сотрудник сада, поздоровался и поинтересовался, откуда мы, а потом продолжил заниматься своими делами. Мы подождали пока лай стихнет и продолжили осмотр, но к границе уже не приближались. Напротив усадьбы установлена красивая скульптура римского военноначальника или императора с оторванной головой – наверное, турки постарались. Ну не любят мусульмане человеческих изображений! Удивляюсь – как они сфинксу башку не снесли.
Выйдя из сада, пошли дальше мимо полей, мимо оливковых рощ, пока не дошли до открытой овощной палатки, которую приметили когда ещё ехали во дворец. Там купили половинку сочнейшего арбуза (на 5 кг за 5 евро) и огромные груши размером со средний кабачок. Это было единственное место в Греции, где не понимали по-английски, но пары выученных фраз и международных жестов было вполне достаточно. Мы нарезали арбуз дольками и расположились по другую от палатки сторону дороги, где был пятачок, очень похожий на остановку. Правда смущала надпись на стене “taxi” и вереница этих машин. Когда арбуз мы ополовинили, появился автобус, который я попытался остановить как у нас останавливают маршрутку, но водитель даже не отреагировал. Проследив взглядом удаляющийся автобус, мы увидели, как он затормозил за поворотом. Там автобусная остановка и оказалась. Автобусы ходят часто, поэтому мы не много потеряли, зевнув первый.
Возвратившись в город мы опять пошли в археологический музей (4 евро). Так получилось, что мы дважды обошли его здание и оно показалось нам огромным, но когда вошли вовнутрь, то увидели всего один средненький зал. Что хранится в остальной части здания одному богу известно. А вот музей Бенаки и Венецианская крепость наоборот. Снаружи выглядят компактными, а изнутри о-го-го! Как бы мал не был зал ираклионского музея, но выставленные в нём экспонаты впечатляют.
Один фестский диск чего стоит.
Понравились и многие другие артефакты. Из-за ценности экспонатов в этом музее самое большое количество сотрудников в расчете на квадратный метр. С осмотром мы управились за полчаса и направились к венецианской крепости (по 2 евро вход).
Внутри неё особо ничего нет. Огромные залы пустуют, а некоторые даже не освещены. В коридорах положили несколько пушек и якорей. Но сходить в крепость стоит, хотя бы для того, чтобы получить впечатления о том, как когда-то строили. Понравилась внутренняя наклонная брусчатая мостовая, выводящая наверх. По ней, наверное, когда-то таскали грузы на телегах. А сверху крепости хороший вид на порт и гавань с их многочисленными яхтами и катерками.
А уж с крепости прямая дорога на пешеходную улицу 25 Августа. Это главная туристическая магистраль города. Пройдя мимо офисов многочисленных компаний и магазинов сувениров, выходим к площади, на которой расположены венецианская лоджия и фонтан Морозини. Удивило отсутствие в фонтане мелочи, но мы исправили это недоразумение. И днем и вечером здесь собирается целая толпа как критян, так и гостей, поэтому обедать мы пошли в кафе в сторону набережной. Обед оказался самым дешёвым в Греции – наш стандартный набор потянул всего на 21 евро. Из кафе неспешно вернулись в отель, забрали свои вещи и направились в сторону порта.
Наши билеты были куплены на судно Крити II (по 60 евро), а накануне, по приезду, мы видели в порту одиноко стоящий Крити I. Я тогда ещё подумал, что было бы славно увидеть оба корабля сразу. Но и сегодня вечером в порту по-прежнему стояло только вчерашнее судно. Странно. Со своими сомнениями я обратился к группе работников порта, которые мне объяснили, что мы поплывём именно на Крити I и для этого надо переоформить билеты. Я отдал свои билеты в расположенный рядом киоск компании и получил новые, оформленные на отправляющийся корабль. Когда я дома бронировал билеты, то в форме заказа обязательно надо было указать пол пассажира. Для палубного размещения это не существенно, а для каютного важно - греки разносят мужчин и женщин. На финских/шведских паромах мы ездили смешано (в этих странах и в баню вместе ходят : ) ), а здесь остаётся либо выкупать все купе, либо брать двухместную каюту. И то, и другое чревато дополнительными тратами, поэтому приходится выбирать. 120 евро – приличная сумма. Поэтому мы разделились. На женской половине коробочка была полна, а в нашей каюте было три пассажира. Наверное, были другие пустующие каюты, поэтому по корабельному громкоговорителю пассажирам с билетами на сидячие места предлагали переместиться в каюты; думается, что за доплату (60-36=24 евро).
Я проснулся от всё возрастающего шума в коридоре. Оказалось, что паром уже минут 10 стоит в порту и в освободившихся каютах вовсю работает целая армия уборщиков. Хоть паром и опоздал, но будить пассажиров в 6:30 утра никто не собирался. Я умылся, разбудил соседей и мы сошли на берег.
По знакомому маршруту быстро добрались до своего отеля, предъявили второй booking и через полчаса заселились в новый номер, более худший : ( . Круглосуточное заселение, безусловно, большой плюс отеля.
Дельфы
Поездка на острова была самой технически сложной экскурсией, поэтому поездка в Дельфы не вызвали никаких проблем. Мы знали, что автобусы туда отправляются от автовокзала на Liossion 260, а ехать до него надо на 024 автобусе. Его остановку нашли около парламента (со сквера на площади Синтагма надо нырнуть в подземный переход метро, выйти наверх и направо). К радости обнаружили, что автобусы ходят достаточно часто, чем решили воспользоваться поехав на разведку. Ехать надо было до остановки ПРАКТОРЕIO (12 остановок), а водители такси знают это место как Tris gephyres («Три моста»). Мы уже не раз сталкивались с тем, что расписания, скаченные с интернета не соответствуют действительности, но на этот раз он не
подвел.
Вот оно на апрель 2010 года: 7:30, 10:30, 13:00, 15:30, 17:30, 20:00. Соответственно, обратные вечерние рейсы в Афины – 16:00, 18:00, 21:00 (по воскресеньям). Понятно, что ехать надо было на семичасовом автобусе. Сразу возникла проблемка – завтрак в отеле начинается в 6:30 и к нему хотелось приложиться, а если 024 автобус припоздает или будут пробки, то появлялся риск опоздать. Поэтому решили взять такси, которых у площади Синтагма пруд пруди.
Решено – сделано. Подъём в 6:00, быстро закидали на завтраке в себя всё, что влезло и на площадь. Водитель такси сделал небольшой крюк, поэтому сумма поездки немного перевалила за 5 евро. Ну да ладно – 6 евро тоже не деньги. Накануне были сомнения – брать ли билеты заранее (по 13.60 евро) или нет. Решили не брать и правильно сделали – автобус был полупустой. Какая касса продаёт билеты на Дельфы мы узнали у одного сотрудника автовокзала, а другой нам показал, где стоит сам автобус. Оказалось, что он стоял на самой дальней платформе (по-моему 7-ой) и у него на верхнем табло горело “Amfissa”. Что это значит я узнал только когда вернулись домой и посмотрели карту.
Дорога не была утомительной и заняла порядка трёх часов. Сначала удивило, что водитель ни у кого не проверил билеты. Все стало на места, когда где-то после Ливадии (там была остановка минут на 10) к нам подсел контролер и ехал с нами до самих Дельф. Равнина сменилась горами, дорога сузилась и стала сильно петлять, пока, наконец, слева и справа мы не увидели вожделенные развалины. Автобус проехал ещё немного и въехал в маленький симпатичный двухэтажный городок с одноименным названием.
В домике, рядом с остановкой, совмещавшем в себе сувенирную лавку и кассу, мы взяли обратные билеты. А уж потом пошли по направлению к сайту, заглядывая во все магазинчики в поисках спиртного. Дело в том, что погода испортилась, было пасмурно и дул неприятный ветер, т.е. дубак конкретный. В одном магазинчике взяли ликёр, а в другом – стопки под него. Словоохотливый старичок, узнав для чего нам стопки, сбегал их помыть. Сами понимаете, как только мы бутылку ополовинили, и ветер стих выглянуло солнце : ).
Начали мы с дальних, нижних
Дельф, где расположено известное по всем открыткам святилище Афины и куда организованных туристов не возят. Кстати, Дельфы оказались единственным местом в Греции, где нам попался большой удельный вес наших соотечественников. Русская речь доносилась со всех сторон. Нижние Дельфы оказались в более разрушенном состоянии и даже от некогда величественной ротонды осталось всего три колоны. Поэтому на их осмотр нам хватило минут 30-40.
А за верхние Дельфы надо было уже заплатить по 6 евро. Зато здесь было что посмотреть и где полазить. Нет, здесь тоже были различные ограждения и временами раздавался пронзительный свисток, которым работники сайта прогоняли чересчур любопытных туристов. Но соотношение нельзя/можно было достаточно комфортным. Конечно, жаль, что нельзя было прогуляться по плитам храма Аполлона, зато можно прикоснуться к древним письменам с просьбами к богам и богиням, которым не менее 2,5 тысяч лет. Временами в развалинах встречались различные дырки, в которые очень хотелось слазить, если бы не риск перепачкаться, да и фонарик бы не помешал. Туристическая тропа сделана грамотно – она описывает сильную синусоиду, проходя мимо всех основных культовых объектов. Мне думается, что экскурсоводу работать там одно удовольствие. У нас был скаченный из интернета план местности, но он не особо был необходим. Во многих местах стоят стойки с указанием плана, названия археологического объекта и сопроводительным текстом на английском языке. Двух часов хватило и здесь, а вот в музей мы не пошли – уже пресытились. Сошли с основных туристических маршрутов и пошли гулять по склонам гор. Очень хотелось спуститься вниз, в древнейшую долину, которую покрывает целое море оливковых деревьев, но времени для этого уже не осталось. Поэтому сделали последние фотографии и направились на знакомую автобусную остановку.
Последняя ремарка. От автовокзала в Афинах на 024 автобусе с нами возвращались две китаянки. Им, на удивление, нигде не удалось купить билеты – ни в здании автовокзала, ни в киоске, не у водителя. Так они и ехали “зайцем”. А мы взяли билеты ещё накануне, в метро.
Дельфы – очень красивое место. В другой раз я бы приехал сюда дня на два, чтобы впитать в себя их энергетику. Поселился бы в отеле с видом на море и долину. В первый день спустился бы в вниз и прошелся бы по древней извилистой дороге до перевала, заглянул бы в пещеру (или грот), которая хорошо просматривается с дороги (а ещё лучше в бинокль). А на другой день прошелся бы оливковой долиной до самого Коринфского залива (километров 10) и там бы искупался.
Домой
Настал последний день. Всегреческая забастовка была намечена на завтра, поэтому мы спокойно выписались из отеля и покатили наши вещи на остановку автобуса X95. В киоске рядом с автобусом купили билеты и за те же 50 минут доехали до аэропорта. Там всё было как-то буднично. Нашел в зале весы, убрал перегруз из одной из сумок, регистрация, паспортный контроль, дьютики. Самолёт вовремя взлетел, и казалось, всё будет хорошо, и мы спокойно доберемся домой. Как бы ни так! Над Москвой нас встретила облачность, и пилот сказал, что посадка задерживается по таким-то причинам. Всем стало ясно, что он врёт, и под ложечкой от страха засосало. Через полчаса кружения самолёт пошёл на посадку, и чем ближе была земля, тем тише становилось в самолете. Касание. Самолет очень неприятно юзом бросает сначала в одну сторону, потом в другую. На моей памяти это был первый раз, когда при приземлении никто не захлопал. После остановки самолёта мы минут 20 ждали автобуса к трапу. Сели, поехали, но свой вход проехали, а вернуться уже не смогли из-за поджавших нас других автобусов. Ждали 15 минут, пока найдут ключи, чтобы открыть для нас запасной вход. На паспортном контроле проторчали полчаса в длиннющей очереди. У кого были транзитные рейсы через полтора часа, все опоздали. Привет, Родина. Мы дома.