Дельфы. Греция

У подножия Парнаса, в живописном природном окружении, меж двух могучих скал Федриад, расположено общегреческое Дельфийское святилище – самый известный оракул Древней Эллады. По поверью, Дельфы были основаны там, где, согласно мифу, встретились два орла, которых Зевс выпустил с противоположных концов земли, чтобы найти ее центр.

И действительно – в течение многих веков Дельфы были духовным и религиозным центром и символом единства всего древнегреческого мира. Как справедливо замечает Ф. Зелинский, «в период своего расцвета влияние Дельф не уступало влиянию нынешнего Святого Престола».

Начало Дельф теряется в доисторических временах и мифах древних греков. Согласно преданию, изначально здесь было святилище, посвященное женскому божеству Земли, стражем которого был страшный змей Пифон. Аполлон убил Пифона, и уже его собственное святилище на этом месте было основано критянами, которые прибыли в Кирру, гавань Дельф, сопровождаемые самим богом, перевоплотившимся в дельфина.

Дельфы

Этот миф о главенстве Аполлона разыгрывался на праздничных представлениях, которые проходили в Дельфах во время Септирий, Дельфиний, Таргилей, Феофаний и, разумеется, во время знаменитых Пифийских игр, устраивавшихся в честь победы бога над Пифоном, которые включали в себя музыкальные конкурсы и спортивные состязания.

Древнейшие находки на территории Дельф датируются неолитической эпохой (4000 г. до н.э.) и происходят из Корикейского Андроса, пещеры на Парнасе, где и отправлялся первый засвидетельствованный здесь культ. На территории святилища были найдены остатки микенского поселения и кладбища. Следы поселений здесь крайне немногочисленны и разбросаны. Они прослеживаются только до VIII в. до н.э., когда тут окончательно воцарился культ Аполлона, и началось развитие его святилища и прорицалища. К концу VII в. до н.э. здесь были построены первые каменные храмы, один из которых был посвящен Аполлону, а второй – Афине, которая также официально почиталась здесь с эпитетом «Проная», или «Проноя», и имела свой собственный участок. Согласно филологическим изысканиям и археологическим находкам, в Дельфах также почитались Артемида, Посейдон, Дионис, Гермес, Зевс Многомилостивый, Гигея и Илифия.

Святилище в Дельфах

Со святилищем связана история Амфиктионова союза, федерации из 12 фил Фессалии и материковой Греции, которая вначале представляла собой религиозное единство, а впоследствии приобрела и политическое значение. Дельфийская амфиктиония контролировала имущество и работу святилища, назначала жрецов и других должностных  лиц, выбирая их всегда из жителей Дельф. Под ее покровительством и защитой в течение VI в. до н.э. святилище добилось своей независимости от всех претендентов на его территорию, увеличило свое религиозное и политическое влияние, расширило свои границы и реорганизовало Пифийские игры, вторые по значению общегреческие состязания после Олимпийских, которые также проводились раз в четыре года. 

Стадион в Дельфах

На период VI-IV вв. до н.э. приходится величайший расцвет дельфийского святилища. Его оракулы, которые считаются наиболее достоверными во всей Ойкумене, оглашает Пифия, жрица прорицалища, а толкуют их жрецы Аполлона. Города, вожди и простые люди стекаются сюда, прося совета у бога, и выражают свою благодарность блестящими подношениями, которые со временем затмили само святилище. Слава оракула достигает границ мира, и начало его существования уже теряется в глубинах древности и мифов. Считалось, что Дельфийский оракул дал точные предсказания насчет Девкалионова потопа, похода Аргонавтов и Троянской войны. Но абсолютно точно важность его предсказаний была доказана в отношении основания греческих колоний. Мало того, Дельфы своим влиянием и мощью спровоцировали две Священные войны, в середине V и IV вв. до н.э. В III в. на исторической арене появляется новая политическая и военная сила – этолийцы, которые демонстрируют свое пребывание в святилище роскошными дарами. В период римского владычества (после 168 г. до н.э.) отношение к Дельфам стало переменчивым: одни императоры ему благоволили, другие, как например Сулла в 86 г. до н.э., его разграбляли.

Дельфийский Оракул

Упадок оракула пришел вместе с распространением философского учения, рационализма, в III в. до н.э. Тем не менее его деятельность оставалась без изменений до II в. уже нашей эры, эпохи Адриана. Тогда святилище посетил Павсаний, который подробно описал очень много остатков зданий, надписей и статуй. Его описание оказало значительную помощь в восстановлении топографии святилища. В 394 г. окончательный конец деятельности святилища положил своим указом византийский император Феодосий I. С воцарение христианства Дельфы стали епископской кафедрой, но были покинуты в VII в. во время нашествия славянских племен. Постепенно останки древнего святилища уходили под землю, и в конце концов на его месте разместилась деревенька Кастри, в которую и стали впоследствии прибывать любители древностей.

Исследования в археологическом комплексе в Дельфах были начаты около 1860 г. немцами. В 1891 г. французы получили от греческого правительства разрешение на проведение систематических исследований, и тогда начались т.н. «Большие раскопки», первым шагом которых было удаление отсюда деревушки Кастри. В ходе этих раскопок на свет вышли удивительные находки, среди которых около 3000 надписей, которые раскрывают различные стороны древнего гражданского быта. Сегодня работы на двух участках дельфийского святилища продолжает Французская Школа в сотрудничестве с Греческой археологической службой. К их деятельности относятся не только раскопки, но и восстановительные работы. Уникальным памятником, который сохранил свой изначальный материал для практически полного восстановления, стала Сокровищница афинян, восстановленная в 1903-1906 гг. французами на средства Афин. Другими восстановленными памятниками являются алтарь хиосцев, храм Аполлона и толос. 

В новейшую эпоху здесь была предпринята попытка возобновить дельфийскую идею поэтом Ангелосом Сикелианосом и его супругой Евой, которые дали две постановки древних драм, в 1927 и 1930 гг., желая создать на этом месте новый духовный центр земли.

Далее: Археологические достопримечательности Дельф >>>

Текст: Дмитрий Кикоть.
Фото: Роман Симкин.
Специально для проекта «Греция от Greek.ru»