07.03.2011 09:00
Как Греция отмечает "Сырное воскресенье"
Воскресенье, завершающее неделю
карнавалов, является последним днем, когда едят сыр. Эта неделя называется также
сырной неделей, а кроме того греки налегают на рыбу и яйца, так как в понедельник начинается
Великий пост.
В некоторых традиционных сатирических песнях фигурирует тема прощания с сыром и приветствия
лука-порея.
Утром последнего перед Постом воскресенья все отправляются в церковь. За этим следует традиционная сырная трапеза, от которой и получило свое название
Сырное воскресенье.
В
Аркадии едят сырный суп – жидкое варево из диких трав, которое подается с куском
мизитры (мизитра представляет собой что-то среднее между творогом и сыром и немного напоминает адыгейский сыр ностальгирующим по Родине русским). Эту похлебку подают в качестве первого блюда после того, как стол три раза поднимают руками и садятся. На обед в этот день принято есть жареную рыбу типа трески (еда бедняков) с чесночным соусом и молочный пирог
Галопита или же Галатопита. Этот пирог похож на запеченый заварной крем. Для него не используется тесто, поэтому в народе его называют «ксиполити галопита» (
босоногий молочный пирог), только молоко, яйца, сахар и мука (или манка). Если такую начинку завернуть в тесто и полить сиропом, то это будет
галактобуреко – одно из любимейших лакомств греков, на которое русские часто пожимают плечами: пирожок с манной кашей, что тут такого? Во время разрезания и поедания пирога все желают друг другу, чтобы Великий пост прошел хорошо.
Основное же блюдо в сырное воскресенье – это макароны, густо посыпанные сыром. Их подают на ужин, часто вместе со свиным салом или рыбой. Не состоящая в браке молодежь тайком прячет первую макаронину под подушку, чтобы во сне увидеть будущего супруга или супругу.
Влахи центральной Греции тоже готовят традиционные молочные и сырные пироги, а также пироги из
траханы (трахана представляет собой толченые в крупную крошку зерна пшеницы, смешанные с ферментированным молоком или йогуртом. Ее очень жалует старшее поколение в качестве супа или же каши для младенцев).
На
Милосе и
Кеасе принято остатки трапезы не убирать со стола до самого утра, на случай, если дух дома ночью проголодается.
На
Карпатосе по традиции мэр приглашает к себе в гости всех жителей острова на большой фуршет с рыбой, сыром и творогом, рисовым пудингом и
ситакой с медом и маслом (ситака – это молочный продукт, полученный из жирного козьего молока, он имеет островатый вкус и выглядит мягким, как масло).
Воскресенье заканчивается печеными в камине яйцами. Во время их приготовления все внимательно следят за тем, что происходит с яйцами: потеют они или лопаются. Трактуется это, правда, по-разному в разных областях Греции. Например, где-то считается, что запотевшее яйцо сулит его «жарителю» счастливый год, а где-то – что оно принадлежит ленивцу! Лопнувшее яйцо обещает брак на чужбине. Яичную скорлупу бросают в камин и говорят: «Как лопается скорлупа, пусть лопнут и наши враги!» К потолку подвешивается яйцо, которое раскачивает отец перед открытыми ртами своих детей – кому удастся схватить яйцо ртом, весь год обернется сплошным везением!
Эти традиции, связанные с яйцами в конце карнавальной недели, вовсе не случайны. Они символизируют цикл Великого поста – ими он начинается и заканчивается. В некоторых областях Греции принято было съедать только половину яйца, а вторую половину выбрасывали, чтобы в день
Пасхи съесть другую половину. Говорят, что рот запечатывается яйцом, а на Пасху открывается яйцом.
Кали Саракости (Хорошего Великого поста!), как говорят греки.
Елена Романова. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»