ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
Фаюмские портреты — это погребальные портреты в Римском Египте Iв. до н. э. - IVв н.э., возникшие в результате слияния традиций египетского канона и римского познания натуры. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Первые такие портреты были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (Фаюм - от египетского слова, означавшего озеро) в 1887г. британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Созданные большей частью при жизни заказчиков (этим часто и объясняется молодость изображенных) эти портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика. Однако после его смерти, портрет (или его копию) клали на лицо его мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов. При этом портреты нередко грубо обрезались.
Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Обычный цвет мужской одежды - белый; у женщин - белый, красный, зеленый или голубой. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как и женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.
Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в России такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Для фаюмских портретов I - II вв. них характерно стремление передать сходство, они объемны, красочны. На них представлены люди разной этнической принадлежности: римляне, греки, семиты, египтяне.
С конца II в. манера изображения меняется, портреты становятся схематичными, фронтальными, увеличиваются глаза — как отражение души человека. Не только в портретах, но и в изображениях императоров на монетах постепенно утрачивается сходство с конкретными людьми: они становятся просто символами. Все эти изменения оказались близки христианам и повлияли на их эстетическое восприятие.
Искусствоведы, говоря о связи фаюмского портрета с христианством, обращают внимание на линейную стилизацию, которая как бы напоминает нам некоторую иконность. Такого рода портреты чем-то ближе к иконе, чем росписи римских катакомб.
О связи фаюмского портрета с раннехристианским искусством.
Наталия Будур. Русские иконы:
«Исторически икона тесно связана с Фаюмским портретом (Фаюм, Египет – одна из восточных римских провинций). Фаюмский портрет был элементом погребального обряда. В Египте расписывался внутренний саркофаг. На поверхности такого саркофага наносилось изображение умершего. Черты лица были условны, тонки, в глазах виделась отрешенность от земного мира. Писался такой портрет на золотом фоне (что унаследовали раннехристианские иконы), тени не наносятся, так как они существуют в телесном мире, а умерший ушел в другой мир, в царство света. Затем Фаюмский портрет писался на кипарисном дереве восковыми красками. Первоначально это эквивалент саркофага, своеобразная погребальная маска. Маска же уже символ умершего человека. Это исторические корни и связи. Христианство внесло свои смыслы и значения в ту форму, которую оставил Фаюмский портрет».
Ирина Языкова. Происхождение иконы:
«Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае, их датируют V–VII вв. Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Стилистически они близки фрескам Геркуланума и Помпей и позднеримской портретной живописи. Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) – небольшие дощечки с изображением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные лица с широко раскрытыми глазами, глядящими на нас из вечности. Сходство с иконой значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погребальные портреты писались, чтобы удержать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смерти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть образ Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — победу Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресения и жизни вечной, в которую первыми входят святые».
ЭНКАУСТИКА (гр.encaustic, от encaio-жгу, выжигаю) – восковая живопись, выполненная горячим способом. Техника энкаустики была создана в V в. до н.э.
Краска состояла из пигмента и связующего вещества – воска. Предварительно нагретые краски наносились на нагретую поверхность (деревянные дощечки толщиной 2 мм) раскаленной металлической лопаткой. После живопись оплавляли с помощью жаровни. Техника требовала постоянного подогрева до температуры 60-80° C. Художник должен был работать быстро и не мог обойтись без помощника, владеющего секретами подогрева.
В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался Леонардо да Винчи. В 1935 году в России раскрыть тайну энкаустики удалось Василию Вениаминовичу Хвостенко. Но в процессе исследований он отравился порами ртути. Его дело продолжила дочь Татьяна Васильевна Хвостенко – известный художник, член союза художников России.