Как выглядели греки в античную и византийскую эпохи?

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



Страницы: 1 2 След.
RSS
Как выглядели греки в античную и византийскую эпохи?
 
Как выглядели греки в античную эпоху (до нашей эры и в первые века нашей эры)?
Какие у них были цвет глаз и цвет волос? Какой у них был рост, телосложение?

И как выглядели греки в византийскую эпоху (5--15 века)?
Опять же -- какие у них были цвет глаз, цвет волос, рост, телосложение?

Ακούω κωδωνοκρουσία της Άγιας Σοφίας!
 
кое-что о греках античной эпохи :) но это скорее описание в общих чертах одежда, украшения и.т.п.
Античная Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину.
Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.
Основной частью мужской одежды был ХИТОН. Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.
Поверх хитона набрасывали ГИМАТИЙ – нечто вроде плаща. Один край гиматия укреплялся на груди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.
Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался ХЛАМИДОЙ и применялся на войне, на Охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей.
Голова оставалась непокрытой. Греки носили шляпы только за городом. На улицах можно было встретить в шляпе только путешественника или инвалида.
Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме франтов длинные волосы носили философы.
Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и разносторонней практикой. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину.
Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.
На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром.
В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли. Наиболее частой была надпись “Следуй за мной”. Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том состоянии, что защищать ноги было необходимо.
Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с печатью служили украшением и для того, чтобы пользоваться печатью. Палка считалась совершенно обязательной. Для почтенного человека было совершенно немыслимо идти по улице без палки.
Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская , женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – ПЕПЛОС. Для выхода на улицу надевали ПЕПЛОС - кусок ткани шириной около полутора метров и длиной 3- 4 метра, которым гречанки драпировались с бесконечным разнообразием складок. Иногда краем этого куска закутывали голову, если не надевали отдельное покрывало.
Нижний ХИТОН делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах. Иногда к хитону приделывались закрытые и открытые рукава. Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой. ХИТОН – домашний костюм.
Для женских одежд применялась шерсть, полотно и прозрачная ткань, происхождение которой неизвестно. Из цветов предпочитали шафрановый, пурпурный, зелёный, серо-голубой, золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в рисунок, яркие каймы и узоры для отделки.
В городе женщины носили шляпы, за городом же надевали круглые почти плоские шляпы с остроконечным верхом. На ноги надевали сандалии, белые или желтые туфли и высокие ботинки. Выходя на улицу, брали зонтик и веер из павлиньих перьев или деревянный в форме лотоса. Наряд дополнялся украшениями – золотыми серьгами в форме спирали или с подвесками, золотыми ожерельями, диадемами браслетами на верхней части руки, кольцами и золотыми обручами на лодыжках.
Необходимейшим предметом в жизни женщины было зеркало. Его делали из полированного металла, прикреплённым к ручке, более или менее богато отделанной.
У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами.
Короткие волосы у свободной женщины означали траур или признанную старость.
Применялись белила, румяна, краска для бровей и ресниц. Щёки и губы раскрашивались палочками из свинцового сурика. Брови красились сажей или толчёной сурьмой. Веки оттенялись углем. Ресницы темнили, а затем закрепляли микстурой из белка с аммиачной камедью. Духами злоупотребляли и мужчины.
Dum spiro, spero!
 
 
Цитата
Muse пишет:
кое-что о греках античной эпохи
Это Ваша статья?
 
Цитата
Angelika Chatzi пишет:
Это Ваша статья?

статья не моя, мной лишь скомпонована и отредактирована по теме...
в прошлом я преподаватель мировой художественной культуры статью нашла в своих лекциях, если действительно необходим автор, могу попытаться найти :)
Dum spiro, spero!
 
Muse, спасибо Вам за рассказ!

Но я имел немного другое. Я имел ввиду не одежду древних греков, а их цвет глаз, цвет волос, рост, телосложение.
Правда ли, что в античное время (до нашей эры и в первые века нашей эры) древние греки были людьми со светлыми волоосами, светлыми глазами и с высоким ростом?

И какой также был цвет глаз, цвет волос, рост, телосложение у греков византийской эпохи (4--15 века)?

Ακούω κωδωνοκρουσία της Άγιας Σοφίας!
 
Цитата
ABCD пишет:
Правда ли, что в античное время (до нашей эры и в первые века нашей эры) древние греки были людьми со светлыми волоосами, светлыми глазами и с высоким ростом?
врядли кто-то из присутсвующих на форуме знал древних греков лично :)
Считается, что да. И болгары тоже.
Собственно, Гитлер отнес их к арийцам :)
 
 
Цитата
ABCD пишет:
Правда ли, что в античное время (до нашей эры и в первые века нашей эры) древние греки были людьми со светлыми волоосами, светлыми глазами и с высоким ростом?
Когда вскрыли гробницы круга А в Микенах, то скелеты захороненных там людей действительно были достаточно высокими в районе 180см, но это были представители правящего рода и видимо (судя по оружию) - воины, эти точно кушали хорошо.
Сейчас в музее Микен выставлены их восстановленные по черепам скульптурные портреты. Где-то у меня есть фотографии.
Изменено: Serg&Nady - 10.02.2011 17:49:22
 
Реконструированная британскими учёными, по манчестерскому методу, 11-летняя афинянка Миртис, умершая в 430 году до н.э. (классический период) в Афинах от чумы:



http://theatre-education.co.uk/2010/09/ancient-greeks-brought-to-life/
Изменено: Nik Lemos - 10.02.2011 18:21:11
 
А вообще, имхо, осталось столько скульптур, которые чётко показывают как выглядели греки в античную эпоху, вот греческая девушка, 2-й век до н.э.:



Учёные вычислили абсолютно точные данные этой девушки:

Грудь - 86 см.
Талия - 69 см.
Бёдра - 93 см.

Рост - 164 см.
Изменено: Nik Lemos - 12.02.2011 05:58:54
 
Цитата
Nik Lemos пишет:
Учёные вычислили абсолютно точные данные этой девушки:
Даже имя узнали.))) Венера Милосская. :)
 
Цитата
Tatiana-K пишет:
Даже имя узнали.))) Венера Милосская.

Да. Но это девочки. А вот так примерно в античной Греции выглядели мальчики:





 








Изменено: Nik Lemos - 12.02.2011 06:19:43
 
Цитата
Nik Lemos пишет:
А вот так примерно в античной Греции выглядели мальчики:
"А из одежды у Геракла был один меч, в могучей левой руке"!
Неужели все эти мужи героических пропорций, расхаживали по древней греции в таком виде, в неглиже??? :ae:

Наши поезда самые поездатые поезда в мире!
 
 
Цитата
Lenok пишет:
Неужели все эти мужи героических пропорций, расхаживали по древней греции в таком виде, в неглиже?
конечно нет! У них были шортики! ;ellina
извините несдержалась :D
 
Цитата
Lenok пишет:
"А из одежды у Геракла был один меч, в могучей левой руке"! Неужели все эти мужи героических пропорций, расхаживали по древней греции в таком виде, в неглиже???



Ни одна цивилизация не уделяла столько внимания эстетике обнаженного мужского тела, сколько древнегреческая.

В повседневной жизни греческие мужчины конечно не ходили голыми. Публичная нагота допускалась в античной Греции только в банях, при купаньях и на спортивных состязаниях, причем во всех этих ситуациях существовала строгая гендерная сегрегация, то есть женщины туда не допускались. Немалую роль играли и статусные соображения. На знаменитых греческих пирах-симпозиумах наготой блистали танцовщицы-гетеры и мальчики-рабы, гости же возлежали в туниках и соблюдали положенные правила приличия. Иначе там просто не могло быть философских диспутов, которые сделали слово "симпозиум" столь респектабельным. Разумеется, симпозиум мог превратиться и в оргию.

Почему греки стали обнажаться на войне, можно строить лишь предположения. Первоначальное появление наготы на войне, скорее всего, не было вызвано влиянием спорта. Кроме того, для распространения этого обычая из спортивной в военную сферу потребовалось бы некоторое время. Следовательно можно предположить, что изначально нагота у архаических греческих воинов носила ритуальный апотропический характер, как, например, у кельтов, которые обнажались лишь для боя. Нагота в подобном "героическом обществе" должна была показать, что воин уверен в себе и презирает смерть. Поэтому он готов вернуться в то же состояние, в котором появился на свет.

Феномен мужской наготы у древних греков тесно связан с другими факторами общественной жизни эллинов: с распространением спортивных состязаний, в которых принимали участие обнаженные атлеты, с формированием эстетического культа калокагатии, вышедшего из агонального духа греческого общества. Все эти факторы, взаимодействуя и влияя друг на друга, привели к тому, что нагота мужчин стала одной из сторон повседневной жизни греческого общества. Вошла она и в военную сферу.

Однако господствующий статус не избавлял греческих мужчин от тревог и сомнений в собственной маскулинности. Соревновательность и жесткое соперничество, характерные для любого мужского сообщества, распространялись и на телесный облик. Для греческого мужчины были важны не только социальные достижения, но также физическая сила и телесная красота, ценителями которой были опять-таки не только женщины, но и другие мужчины. С этим связано и повышенное внимание античности к эстетике мужского тела.
Изменено: Nik Lemos - 12.02.2011 18:22:06
 
...может быть, подобный смысл первоначально имела и нагота греческих воинов. Позднее, вместе со складыванием полисной идеологии и, в частности, идеала калокагатии, основным мотивом обнажения воинов стала, судя по всему, гордость своим телом. Очевидно, при этом психологический фактор также должен был сыграть свою роль во время войны греков с азиатами-персами. У последних обнажение считалось позорным. Греки же презирали варваров, которые не занимались голыми физическими упражнениями и поэтому имели незакаленные тела. Таким образом, обнаженные греческие гоплиты уверенностью в себе могли вселять страх в противников-азиатов. Все это, по-видимому, также способствовало определенному распространению наготы среди эллинских гоплитов в V-IV вв. до н. э.

http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/2003/nef.htm
Изменено: Nik Lemos - 12.02.2011 18:30:11
 
Nik Lemos, вот спасибо за такую подробную и поучительную лекцию, по поводу "мужского достоинства" в древней греции! :D :D :D
Теперь я понимаю древних греческих женщин - как трудно было сдержаться, чтобы не согрешить при виде таких замечательных греческих мужиков, разгуливающих по греческим полисам голыми.
Это наверное они придумали древний лозунг - "Меньше слов - больше дела, меньше одежды - больше тела"! :D :D :D

Наши поезда самые поездатые поезда в мире!
 
Цитата
odessitka пишет:
конечно нет! У них были шортики! извините несдержалась
odessitka, я так внимательно рассматривала скульптуры древнегреческих мужчин, и полубогов, и атлетов, и героев, и блин ни на одном из них не увидела хоть что-то напоминающее "шортики" :D :D :D

Наши поезда самые поездатые поезда в мире!
 
Цитата
Lenok пишет:
я так внимательно рассматривала скульптуры древнегреческих мужчин, и полубогов, и атлетов, и героев, и блин ни на одном из них не увидела хоть что-то напоминающее "шортики"
Вы смотрели на фото справа,а надо смотреть на маленькое фото слева. :D :D
 
Цитата
Lenok пишет:
Теперь я понимаю древних греческих женщин - как трудно было сдержаться, чтобы не согрешить при виде таких замечательных греческих мужиков, разгуливающих по греческим полисам голыми.

девчонки ну что вы в самом деле, весна ещё не наступила ... :)
Изменено: Хохол - 13.02.2011 13:42:39
 
 
Ух ..)) Весна)))).. Как буду держаться за ..велосипед! ) Не догонишь!))))) :D :D
 
Цитата
Tatiana-K пишет:
Вы смотрели на фото справа,а надо смотреть на маленькое фото слева.
Tatiana-K, мы налево не ходим :o Ой! то есть не смотрим! :D :D :D

Цитата
Nik Lemos пишет:
Нагота в подобном "героическом обществе" должна была показать, что воин уверен в себе и презирает смерть. Поэтому он готов вернуться в то же состояние, в котором появился на свет.
Теперь с точки зрения человечества, можно предположить, что древние греки являются прямыми потомками Адама и Евы, по мужской линии ;)

Наши поезда самые поездатые поезда в мире!
 
Значит, большинство греков, живших в античную эпоху (до нашей эры и в первые века нашей эры) были светловолосыми светлоглазыми людьми.

А как выглядели греки, жившие в византийскую эпоху (5--15 века)? Какой у них был цвет глаз, цвет волос, рост, телосложение?
Сведений, как я понимаю, должно быть больше. Это византийские, русские, болгарские, сербские, арабские, турецкие, западноевропейские источники.

Ακούω κωδωνοκρουσία της Άγιας Σοφίας!
 
Цитата
ABCD пишет:
А как выглядели греки, жившие в византийскую эпоху (5--15 века)? Какой у них был цвет глаз, цвет волос, рост, телосложение?
Посмотрите на мозаику Агьи Софии, и вы все увидите сами, портреты Феодоры и Юстиниана. Феодора зафиксирована за несколько месяцев до своей смерти.

Ха, даже у меня, понтийской гречанки, осенью 2010 года (или когда была выставка византийских икон), работница Пушкинского музея поинтересовалась
- Девушка, а Вы не гречанка, в Вашем лице есть что-то от Византийской эпохи. :) Вот.
Изменено: Οφέλια . - 22.02.2011 09:39:28
όλα σην κάρδεμ έχατα έναν απέξ κι βγάλω

 
Цитата
Οφέλια . пишет:
Посмотрите на мозаику Агьи Софии

Это мозаика Сан-Витале в Равенне.

Действительно, образцов византийской внешности и притом цветных сохранилось много. Достаточно поближе познакомиться с византийским искусством.

Еще по внешности греков можно посмотреть реконструкцию облика св. Николая Чудотворца. Правда, я склоняюсь к тому, что он был по национальности ликиец, а не грек.
Изменено: Elenh V. - 23.02.2011 19:42:45
 
Как я понимаю, в византийскую эпоху большинство греков были свтеловолосыми светлоглазыми людьми.
Об этом говорят византийские иконы и картины того времени.

Но интересно: попадались среди греков византийской эпохи черноволосые черноглазые люди? Говорят ли что-нибудь об этом византийские, русские, болгарские, сербские, западноевропейские, турецкие, арабские источники?

Ακούω κωδωνοκρουσία της Άγιας Σοφίας!
 
 
Цитата
Elenh V. пишет:
Это мозаика Сан-Витале в Равенне.
ТОЧНО 8) позорница я. век живи..
όλα σην κάρδεμ έχατα έναν απέξ κι βγάλω

 
По поводу наготы греческих воинов - интересная статья!

А.К. Нефедкин
Нагота греческого воина: героика или реальность?

Проблемы античной истории
Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова.
Под редакцией д-ра ист. наук А.Ю. Дворниченко

Феномен мужской наготы у древних греков тесно связан с другими факторами общественной жизни эллинов: с распространением спортивных состязаний, в которых принимали участие обнаженные атлеты, с формированием эстетического культа калокагатии, вышедшего из агонального духа греческого общества, и с расцветом педерастии среди состоятельной части населения. Все эти факторы, взаимодействуя и влияя друг на друга, привели к тому, что нагота мужчин стала одной из сторон повседневной жизни греческого общества. Вошла она и в военную сферу. Чтобы понять причины появления и затем существования обнаженности в военной области, надо сначала лучше изучить известные нам факторы, действовавшие в других сферах греческой жизни.
В гомеровскую эпоху на людях не было принято обнажаться, человек испытывал в подобных ситуациях стыд (Hom. Od. VI, 210-224; XXIII, 67). У Гомера даже атлеты и борцы, снимая обычную одежду, для состязаний на погребальных играх одевают набедренную повязку (Il. XXIII, 683; 685; 710; Od. 76). Древнейшее письменное сообщение о наготе мы находим во фрагменте Гесиода, который рассказывает о том, что Гиппомен, будучи обнаженным, боролся с Атлантой (Schol. ad Hom. Il. XXIII, 683; Eustath. ad Hom. Il. XXIII, 683 (P. 1324, 15sqq.)).1 Связь со спортом в данном сюжете видна достаточно отчетливо. Ведь хорошо известно, что греки соревновались обнаженными. Это, судя по всему, было одним из факторов, повлиявших на формирования культа наготы у греческих мужчин, которые, в принципе, были воинами - защитниками отечества. Поэтому, очевидно, сначала надо выяснить время и причину появления обычая состязаться голыми.
Античная традиция расходится по поводу того, кто был первым атлетом, сбросившим набедренную повязку. По наиболее распространенной версии это был бегун Орсипп из Мегар, у которого во время бега слетела повязка и он, обнаженным, был награжден венком
победителя (Schol. ad Thuc. I, 6, 5; Paus., I, 44, 1; Etym. Mag. s.v. gumnavsia; Eustath. ad Hom. Il. XXIII, 683 (P. 1324, 13sqq.); IG, VII, 52, 5-6). Это произошло в 15-ю или, менее вероятно, в 32-ю Олимпиаду (соответственно, 720 или 652 г. до н. э.).2 По другой версии, этим бегуном был Аканф из Спарты (Dion. Hal. Ant. Rom. VII, 72, 3-4).
Впрочем, у нас есть еще и свидетельство о более позднем введении наготы у атлетов. Согласно Фукидиду и, видимо, следующему за ним Платону, упражняться обнаженными начали незадолго до их времени (Thuc. I, 6, 5: ouj polla; e[th; Plat. Resp. V, 452c: ouj polu;" crovno").3 Исследователи по-разному объясняют данное сообщение. Так, В. А. Мюллер считает, что в VI в. до н. э. обнаженность была вновь введена дорийцами под сильным ионийским влиянием.4 Н. Б. Кроутер думает, что нагота распространилась на состязаниях лишь в начале V в. до н. э., после греко-персидских войн.5 Ж. Делорм видит в данном сообщении просто гомеровское наследие.6 М. Макдоннелл, с одной стороны, рассматривает сообщение Фукидида в целом как ошибочное, однако, с другой стороны, он полагает, что в середине VI в. до н. э. в Афинах ввели обычай спортивного обнажения.7 Вероятно, ближе к истине позиция Н. Э. Гардинера, который объясняет данное противоречие источников о времени введения наготы тем, что со времени, упоминаемого Фукидидом, стали обнажаться все спортсмены.8 Р. Л. Хауленд же, несколько уточняя, предполагает, что сообщение историка относится к боевым видам спорта, а не к бегу.9 Л. Бонфент, также не без оснований, доказывает, что Фукидид и Платон говорят лишь о нормализации в общественной жизни спортивной наготы, в отличие от обнажения в религиозных ритуалах и искусстве.10 Возможно, лишь незадолго до Фукидида обнажаться стали атлеты в большинстве эллинских полисов, в том числе и ионийцы, которые до этого могли не состязаться обнаженными.
Для верификации нарративных источников о времени появления наготы у атлетов обратимся к репрезентативным памятникам. Как с оговорками указывает М. Макдоннелл, уже с начала VII в. до н. э. голые спортсмены появляются на протоаттических вазах. Также на одном бронзовом рельефе (около 650 г. до н. э.) мы находим обнаженных боксеров.11 С середины VI в. до н. э. на вазах изображения обнаженных атлетов доминируют. Так, на аттических вазах последней четверти VI в. до н. э. лишь на одиннадцати спортсмены носят набедренную повязку, а на пятистах других - участники состязаний обнажены.12 Следовательно, письменной традиции об обнажении атлетов в последней четверти VIII в. до н. э., в принципе, не противоречит и вазопись - главный репрезентативный источник.
Причину, по которой спортсмены стали соревноваться голыми, как справедливо отметила Л. Бонфент, греки представляли не совсем ясно.13 Объяснение Лукиана, вкладываемое им в уста Солона, о том, что эллины таким образом гордились своим телом, своей красотой, явно более позднее (Anach., 36).14 Павсаний просто замечает, что обнаженному бежать легче, чем одетому (Paus. I, 44, 1; ср.: Plat. Rep. V, 452d). Очевидно, все же было особое решение, постановившие, чтобы атлеты соревновались нагими. Так, Etymologicon magnum (s.v. gumnavsia) сообщает: "У древних существовал обычай носить набедренные повязки (perizwvmata) и таким образом состязаться. Во время тридцать второй Олимпиады, когда состязался Орсипп Лакедемонянин, развязавшаяся набедренная повязка стала виновницей его победы. Поэтому и был установлен закон (novmo" ejtevqh) бежать голыми". Евстафий передает две альтернативные версии о происхождении данного обычая: "Некто Орсипп, которому помешала набедренная повязка, пострадал и погиб или, согласно некоторым, был победителем" (Eustath. ad Hom. Il. XXIII, 683 (P. 1324, 13sqq.)). Исидор Севильский поддерживает версию о гибели Орсиппа на состязаниях (Orig., XVIII, 17, 2): "Конечно, прежде на играх состязающиеся были опоясаны, поскольку не обнажались. Позднее некий бегун, когда набедренная повязка развязалась, внезапно упал и умер. Поэтому тогда, по постановлению совета, архонт Гиппомен позволил (permisit), чтобы все подряд упражняющиеся были обнажены" (ср.: Schol. Ven. ad Hom. Il. XXIII, 638). Следовательно, был определенный законодательный акт, введший наготу в общегреческих спортивных состязаниях. Известен также и элейский закон, постановивший тренерам на арене обнажаться, чтобы в их число не проникли женщины (Paus., V, 6, 7-8). Хотя и современные исследователи также объясняют происхождение данного спортивного обычая по-разному.15 Представляется весьма убедительным мнение Л. Бонфент, предполагающей, что общеэллинские спортивные игры произошли от религиозных обрядов, в том числе и от обряда инициации юношей, которые обнаженными участвовали в этом ритуале.16 Позднее же был установлен и закон, закрепивший этот неписанный обычай.
Античная традиция справедливо производила наименование "гимнасий" (gumnavsion) от слова "голый" (gumnov") (Etym. Mag. s.v. gumnavsia; Eustath. ad Hom. Il. XXIII, 683 (P. 1324, 15)). Ведь делали упражнения обнаженными. Хотя древние авторы достаточно часто упоминают слова palaivstra и gumnavsion синонимично, но, в целом, можно сказать, что палестра - это площадка для борьбы, тогда как гимнасий - это здание для бега, входящее в более сложный комплекс спортивных сооружений (Plut. Quest. conv. II, 4 = Moral., 638c-d).17 Ж. Делорм указывает, что гимнасии распространились в греческом мире к середине VI в. до н. э.: именно в это время в Афинах появляются специальные здания (ср.: Plut. Sol. 1; Athen. XIII, 602d).18 Тогда как в Спарте здание гимнасия известно лишь в позднюю эпоху; вероятно, и у критян было то же самое.19 Убедительным также выглядит мнение Фужере, считающего, что комплекс "гимнасия" прошел определенную эволюцию, начиная от простой беговой дорожки и заканчивая сложным архитектурным комплексом IV в. до н. э.20 Следовательно, у дорийцев продолжалась древняя традиция соревнований в определенных местах, а не в специальных зданиях (для Крита: GDI. 4991. ll. 40-42; Suid. s.v. drovmo"). Этим, видимо, и объясняется античная традиция, согласно которой гимнасии первыми ввели спартанцы (Athen., I, 14d-e).21 Вероятно, не лишено смысла мнение и Н. Гардинера о том, что появление в VII в. до н. э. обнаженных статуэток куросов связано именно с обнажением спортсменов в палестре.22 Действительно, куросы, представляющие собой вотивные фигурки, часто изображали не Аполлона, а простых смертных, в том числе и победителей на спортивных состязаниях, которые, соответственно, показаны в подобающем атлетам виде.23 Л. Бонфент, по-видимому, не без оснований, кроме спортивной наготы, связывает наготу куросов с обрядами инициации юношей, ритуальными плясками в обнаженном виде.24
Тренировки в гимнасии были, в первую очередь, подготовкой граждан к войне (Plat. Leg. VII, 832d-833c; Aristoph. Pax. 354-355; Lucian. Anach. 24; 28; 30; Philostr. Gymnast. 19; 43; Plut. Quest. conv. II, 5 = Moral., 639d-640a).25 Поэтому гимнасии были государственными институтами. А некоторые спортивные состязания даже возникли в память военных побед. Так, гоплодром в боевом снаряжении у платейцев и беотийцев был введен в память победы при Платеях (Philostr. Gymnast. 8).
Вооружение бегунов было именно боевым, включая и щит с "фартуком" (th;n o{plisin podhvrh). О популярности занятий в гимнасии у беотицев, в частности, у фиванцев свидетельствуют многие источники (Plat. Symp. 182b; Theoph. Hist. plant. IX, 20, 5; Steph. Byz. s.v. Boiwtiva; Eustath. Comm. ad Dion. Perieg. 426 (GGM. II. P. 218)). Плутарх даже объясняет победу беотийцев над спартанцами при Левктрах (371 г. до н. э.) тем, что фиванцы были лучше натренированны и более искусны в борьбе (Quest. conv. II, 5 = Moral., 639f).
Другим фактором, оказавшим существенное влияние на существование наготы у греков был идеал калокагатии (kalokajgaqiva) - гармонии внутреннего мира человека с его внешним обликом (Plat. Symp. 216b-219e). Он окончательно сложился у эллинов к классической эпохе. Считалось, что внешне красивый человек обладает такими же прекрасными духовными достоинствами. Окончательно складывается и идеал куроса - это, прежде всего, идеал юноши-аристократа, атлета и бойца. Именно тогда греки стали обращать большее внимание на спортивные тренировки и, соответственно, на красоту своего тела, ведь они состязались на людях, будучи обнаженными. Л. Бонфент справедливо отмечает: "В Греции примечательное введение спортивной мужской наготы, которая, конечно, происходит от ритуального, религиозного содержания, развилось в специальный социальный и гражданский смысл. Она стала костюмом, униформой: при совместных упражнениях в гимнасии она подчеркивала статус человека как гражданина полиса и как грека".26 Преклонение перед идеалом калокагатии подчас доходило до абсурда. К примеру, один из командиров наемников Эписфен из Олинфа (рубеж V-IV вв. до н. э.) набирал воинов в свой отряд, исходя только из их физической красоты (Xen. An. VII, 4, 7-8).

Мужская нагота не была чем-то чужеродным и в повседневной жизни греков. К началу классического периода обнаженность отходит от чисто религиозного контекста и переходит в гражданскую сферу, сферу полиса - государства граждан-воинов. В этот период гимнасий становится обычным государственным институтом, где мужчины приобретают закалку для войны. Вспомним, что греческие мужчины не носили исподнего. Хитон надевался на голое тело (Theophr. Charac. 4, 7; Plut. Apoph. reg et duc. 25, 19 = Moral., 178c-d).37 А в определенных ситуациях сбрасывалась и эта одежда. Так, уже во время Гесиода крестьяне на поле могли работать голыми (Hesiod. Op. 391; ср.: Verg. Georg. I, 299). На архаических вазах мы, например, находим мужчин, работающих в саду обнаженными.38 В мастерской работники также подчас снимали одежду.39 Воины на бивуаке могли выполнять работы, не имея на себе одеяния (Xen. An. IV, 4, 12). Судя по всему, греческие мальчики в различных обстоятельствах могли ходить обнаженными.40 Кроме того, нагота продолжала быть и признаком культового или религиозного обряда (Hesych. s.v. gumnopaivdia). Афиней рассказывает о юном Софокле (I, 20f): "Действительно, после Саламинского морского сражения он, обнаженный и умащенный, ходил в хороводе с лирами. А другие говорят: в гиматии". На аристократических симпосиях увенчанные пирующие были обнажены, прикрываясь лишь покрывалом.41 Таким образом, нагота в классическую эпоху продолжает существовать, постепенно переходя из чисто культовой и религиозной области в гражданскую, в том числе и в военную.
В письменных источниках традиция обнажения у воинов не нашла сколько-нибудь ясного отражения. Поэтому некоторые исследователи вообще отрицают то, что эллинские воины сражались без одежды.42 Действительно, мы одновременно можем вспомнить и о том, что у древних авторов есть многочисленные указания на наготу кельтских воинов (Polyb. II, 28, 8; 29, 7; Liv. XXXVIII, 21, 9; Diod. V, 29, 1-2; Plut. Crass. 25; Aul. Gel. IX, 13; Hdn. III, 14, 7). Однако наличие этих сведений было вызвано определенными причинами. Вспомним, что римляне негативно относились к полному обнажению тела даже во время физических упражнений (Cic. Dis. Tuscul. IV, 33; Plut. Quest. Rom. 40 = Moral., 274d-e; Tac. Ann. XIV, 20). Следовательно, латинские авторы сразу же обратили свое внимание как на обнаженность кельтов, так и на способ ведения ими боя. В начале сражения эти воины, сотрясая оружием, крича и распевая особые боевые песни, производили сильное психологическое впечатление на противника (Diod. V, 29, 1-2; Aul. Gel. IX, 13). Этот психологический эффект, деморализующий противника, должен был увеличить свою силу видом голых воинов, презирающих раны и смерть. Как справедливо отметила Л. Бонфент, обнажение кельтов для боя носило магический характер: "Когда они атаковали, они демонстрировали свою доблесть, поскольку наполнялись неистовством, безумием войны, и отбрасывали всякое самообладание. Они могли также взывать к особому виду сверхчеловеческой помощи в момент кризиса и испытания".43 Римляне сразу обратили внимание на столь непривычный для них способ галлов сражаться обнаженными. А для греков нагота была обычной стороной их жизни, которая к римской эпохе сошла на нет. А зачем грекам говорить о банальном?
В качестве примера того, что греки сражались обнаженными, иногда приводят случай со спартанцем Исадом.44 Этот эпизод произошел в 362 г. до н. э. в Спарте, в которую прорвалась армия Эпаминонда. Плутарх рассказывает (Ages. 34,8-11): "Думаю, что Исад, сын Фебида, представил красивое и достойное удивления зрелище не только согражданам, но и врагам. Ибо он имел выдающуюся наружность и большой рост, находясь в том возрасте, в котором люди приятнее всего расцветают, переходя из мальчишества в мужество; он, голый, без защитного вооружения и гиматия, выбежал из дома, смазав тело маслом и имея в одной руке копье, а в другой - меч; и через середину сражающихся он ударил по врагам, опрокидывая, разя и ниспровергая встречающихся. Он не был никем ранен, или потому, что божество из-за доблести хранило его, или потому, что он показался противникам чем-то большим и могущественным, нежели человек. Говорят, что после этого эфоры увенчали его, а затем наложили штраф в тысячу драхм, поскольку он отважился сражаться без вооружения".
Несколько по-другому о данном эпизоде рассказывает Элиан (Var. hist. VI, 3): "Лакедемоняне увенчали бывшего еще мальчиком Исада, когда закон еще не призывал его к оружию, поскольку он, выскочив из гимнасия, отличился в бою; но, поскольку он не имел требуемого возраста и устремился на врагов, не имея принятого оружия, его оштрафовали".
Исад был сыном знатного спартанца, военачальника Фебида (см.: Plut. Ages. 23, 6-11; 24, 1). Он в разгар боя в городе бросился на воинов Эпаминонда и нанес им значительный урон. Почему же Исад бросился в бой обнаженным? Не было ли это традиционным обычаем спартанцев? С одной стороны, Исад мог не подготовиться к достаточно неожиданному бою и не успеть одеться и вооружиться, но при этом он сбросил с себя плащ и остался голым - дело не требующее времени. Но, с другой стороны, он ведь успел натереться маслом. Вероятно, более соответствует истине сообщение Элиана: Исад прибежал к месту боевых действий из гимнасия. Очевидно, Исад действительно еще не имел призывного возраста (20 лет) и поэтому он не участвовал в боевых действиях и не имел своего боевого оружия, схватив домашнее. Он пошел в бой, держа меч в качестве прикрытия левой рукой, а копьем в правой руке сражался. Именно так обычно держали меч и копье во время охоты. По-видимому, объяснение Плутарха о том, что высокий и красивый Исад, олицетворяющий идеалы эллинской калокагатии, показался противникам неким сверхъестественным существом, соответствует истине. Ведь греки верили в то, что боги принимают участие в сражении (Hdt. VI, 117; Plut. Thes. 35; Just. XX, 3, 8). Видения же божеств в бою, как указывает американский антиковед В. Д. Хэнсон, были вызваны массовой галлюцинацией у сражающихся, которая, в свою очередь, создается экстремальным шоковым состоянием людей в бою.45 За свое мужество Исад был увенчан. Но, с другой стороны, оштрафован эфорами. За что? Очевидно, Исада оштрафовали не за то, что он голым выбежал на улицу, а за то, что он не имел необходимого защитного снаряжения, щита. Ведь последний, по спартанским представлениям, защищал не только самого бойца, но и придавал прочность всему строю-фаланге (Plut. Apoph. Lacon. 28, 2 = Moral. 220a; Apoph. mul. Lacon. 5, 17 = Moral. 241f). Именно за потерю щита спартанец подвергался позору. Итак, в данном эпизоде нагота Исада не является чем-то необычным, она,вероятно, объясняется тем, что он выбежал из гимнасия, где он тренировался. Следовательно, данный случай отнюдь не свидетельствует о типичности обнажения воинов у греков.
Таким образом, единственным источником информации о том, что воины греков сражались обнаженными, остаются репрезентативные памятники. Уже на архаических памятниках мы видим как одетых, так и обнаженных воинов. Причем изображения весьма реалистичны и нет особых сомнений в том, что показан реальный персонаж или, по крайней мере, герой, имеющий, однако, снаряжение современной художнику эпохи. Вместе с тем отметим, что элементы архаизации военных реалий встречаются уже на вазописи VI в. до н. э., представляющей героические сюжеты.
На вазах позднегеометрического стиля (вторая половина VIII в. до н. э.) наготу достаточно сложно выявить, так как показаны только силуэты фигур. Однако иногда мы все же можем распознать, что воины не имеют одежды.46 Например, фаллосы четко показаны у мужчин на сцене кораблекрушения.47 Также отметим, что жеребцы, запряженные в колесницы, изображенные на тех же дипилонских вазах, имеют ярко очерченный половой признак.48 Возможно, определенная часть воинов, изображенных на вазописи, все же носила одежду, ведь пенисы не показаны, либо это все же можно объяснить стилем изображения. Бронзовые архаические статуэтки (VIII-VII вв. до н. э.) также представляют нам обнаженных воинов в вооружении геометрической эпохи: шлем с высоким гребнем, защитный пояс и дипилонский щит.49 Сходство с кельтской манерой снаряжения для боя очевидно: обнаженный галльский воин в бою наряду с оружием имеет на себе гривну и металлический пояс (Diod., V, 29, 1-2; Hdn. III, 14, 7). Возможно, и смысл обнажения был также одинаков.
На знаменитой вазе из собрания Киджи (около 640 г. до н. э.) мы видим полностью оснащенных гоплитов, часть из которых одета в набедренную повязку, а другие ее не имеют.50 О том, что спартанский гоплит не имел поясной одежды, вспоминает во второй половине VII в. до н. э. Тиртей (6, 24 (Diehl)). То же самое мы видим и на бронзовых вотивных статуэтках (VII-VI вв. до н. э.), изображающих гоплитов: одни воины имеют набедренную повязку, другие - без одежды, в одних доспехах.51 Насколько я могу судить, в VII-VI вв. до н. э. на вазописи чаще встречаются одетые воины.52 Причем обнаженных бойцов можно рассматривать как героев.53 Однако на некоторых чернофигурных вазах VI в. до н. э. продолжают встречаться полностью обнаженные воины или же бойцы в защитном вооружении, но без одежды.54 Причем, когда все воины обнажены или когда бойцы только одной стороны не имеют одежды, мы еще можем усматривать в данных сюжетах определенную героизацию.55 В последующие два столетия обнаженные воины встречаются гораздо чаще, подчас занимая доминирующее положение. Это, очевидно, связано не с изменением сюжетов изображений: те же мифо-эпические сюжеты, в основном с приданием изображениям современных художнику реалий. Можно предположить, что увеличение количества изображений обнаженных воинов связано не только с оформлением полисного идеала калокагатии,56 влиявшим на художника, но и с отражением окружающей мастера действительности.
Греки не только изображали своих богов и героев полностью или частично обнаженными, воплощая в них все тот же идеал калогакатии, но и в жизни они также стремились подражать тем же богам и героям. Так, шестикратный олимпионик атлет Милон из Кротона (середина VI в. до н. э.), очевидно, считал себя не менее великим героем, чем Геракл. Он шел на войну, увенчанным олимпийским венком и снаряженным шкурой и палицей, как древний герой (Diod. XII, 9, 6; ср.: Paus. VI, 14, 5-8).57 Александр Македонский также мог себе позволить появляться в одеяниях Аммона, Артемиды, Гермеса или Геракла (Athen. XII, 537e). Подражал в одежде Геркулесу и Марк Антоний (Plut. Anton. 4). В качестве военной хитрости, чтобы создать иллюзию участия богов в битве, воины могли даже переодеваться в костюмы этих божеств. Так, мессенский вождь Аристомен и его соратник напали на своих врагов спартанцев в облике братьев Диоскуров: на белых конях со звездой на пилосах, в тот момент, когда лакедемоняне справляли праздник в честь этих божеств (середина VII в. до н. э.; Polyaen. II, 31, 4). То же самое сделали мессенцы Гонипп и Панорм. Последний эксцесс послужил причиной гнева Кастора и Полидевка на мессенцев (Paus. IV, 27, 1). Следовательно, греки могли подражать героям и в одеянии. Однако ничего не мешало эллинам подражать своим героям и в обнажении. И, таким образом, представление о героической наготе, в свою очередь, также могло влиять на формирование культа наготы у эллинских мужчин, и воинов в частности, которые следовали за своими идеалами.
Охота справедливо считалась древними подготовкой к войне (Plat. Leg. VII, 823c; Xen. Cyn. 12, 1-9; 13, 11; Cyr. I, 2, 10; De re eq. 8, 10; Aristot. Pol. I, 3, 8 (1256b); Caes. B.G. I, 1; Arr. Cyn. 1, 1; AP, VI, 188). Ведь охота, с одной стороны, была одной из форм тренировки боевой сноровки и реакции. А с другой стороны, она была своего рода спортивным состязанием в ловкости и смекалке. В этом плане она приравнивалась к гимнастическим упражнениям.58 Возможно, поэтому столь часто охотников изображали одетыми только в плащ эфаптис59 или хламиду либо вообще обнаженными. Так, на вазе Киджи среди пятерых юношей, охотящихся на льва, двое обнажены.60 Очевидно, часть эллинов предпочитала охотиться полуобнаженными или вообще голыми еще в последней трети IV в. до н. э. Мы это достаточно ясно видим по сценам на "Саркофаге Александра", фреске с фасада "Могилы Филиппа", мозаике из Пеллы и другим памятникам.61 Война же у греков также была своеобразным ритуализированным действом агонального типа.62 Следовательно, мужчины, состязавшиеся в спортивных соревнованиях голыми и охотящиеся полуобнаженными, могли и в бою быть нагими, показывая врагу свое мужество и презрение к смерти.
Как подметил Н. Секунда, в начале IV в. до н. э. "обнаженное тело в изображении боевых сцен было обычным делом".63 Как и в предыдущий период, в одних случаях представленная на памятниках битва носит эпический характер. Например, на метопах Парфенона показана кентавромахия (448-442 гг. до н. э.), а на рельефах мавзолея в Галикарнасе изображен бой обнаженных греков с одетыми амазонками (350-е гг. до н. э.).64 В подобных сценах нагота воинов могла быть данью героической традиции. Однако в других случаях обнаженные воины показаны в одних и тех же сценах с одетыми. Причем подчас мы ясно можем сказать, что контекст сцены не эпический. Так, например, на северном фризе Парфенона (440-435 гг. до н. э.) изображена панафинейская процессия всадников, в которой участвуют как одетые для верховой езды юноши (шляпа-петас, хламида, хитон, сапоги-котурны), так и обнаженные наездники, имеющие лишь плащ.65 На фризе цоколя монумента Нереид в ликийском городе Ксанфе (около 400 г. до н. э.) мы в сценах сражения видим, наряду с одетыми воинами, обнаженных. И это несмотря на то, что в Азии считалось неприличным показывать свое тело обнаженным. Ведь эта традиция отчасти была воспринята и анатолийскими греками, которые даже куросов изображали одетыми.66 Даже если контекст данных сцен мифологический, то и тогда воины, одетые в характерный длинный хитон, носят современное вооружение: полотняный панцирь, аттический шлем, щит-аспис.67 Вместе с тем, на фризах из ликийской Лимирны (конец V в. до н. э.) пешие и конные воины изображены одетыми.68 На "Саркофаге Александра" (последняя треть IV в. до н. э.) в сценах сражения против персов часть пеших македонян также показана одетыми в одних хламидах.69 Объяснять такое смешение обнаженных и одетых воинов только героизацией достаточно сложно. Интересную особенность изображения беотийских воинов последней четверти V - первых десятилетий IV в. до н. э. подметил Н. Секунда: на надгробных рельефах и расписных сосудах гоплиты показаны полуобнаженными, одетыми только в плащ и шлем, но при этом имеющими обувь.70 Поскольку предметы снаряжения представлены с детальной точностью, то можно согласится с английским антиковедом в том, что данные изображения отражают реальность.71 Можно предположить, что так была снаряжена только наиболее знатная часть гоплитов, вероятно, среди прочих и воины "Священного отряда", тогда как остальные гоплиты были, без сомнения, одетыми. Так, надгробная плита Мнасона из Фив (424 г. до н. э.) показывает нам босого гоплита в хитоне-экзомисе, вооруженного простым, не украшенным внутри щитом, шлемом-пилосом, мечом и копьем.72 Ведь во второй половине V в. до н. э., особенно в период Пелопоннесской войны, воины, судя по изображениям, все чаще сражаются без панциря.73
Спартанцы, которые до этого, в архаический период, носили бронзовые кирасы, шли в бой, имея на себе лишь плащ и шапку или шлем типа пилос (ср.: Thuc. IV, 34, 4; Schol. ad Thuc. IV, 34, 4). Лакедемонянина в подобном снаряжении мы видим на одной аттической вазе, датируемой примерно 460 г. до н. э.74 Однако плащ - не очень удобное одеяние для схватки, поэтому его могли сбрасывать.75
Почему греки стали обнажаться на войне, можно строить лишь предположения. Поскольку позднегеометрические вазы датируются несколько более ранним периодом, чем 720 г. до н. э., когда эллины стали обнажаться на олимпийских играх, то первоначальное появление наготы на войне, скорее всего, не было вызвано влиянием спорта. Кроме того, для распространения этого обычая из спортивной в военную сферу потребовалось бы некоторое время. Следовательно, опираясь на доводы Л. Бонфент, можно предположить, что изначально нагота у архаических греческих воинов носила ритуальный апотропический характер,76 как, например, у кельтов, которые обнажались лишь для боя (Liv. XXXVIII,21,9). Нагота в подобном "героическом обществе" должна была показать, что воин уверен в себе и презирает смерть (Polyb. II, 28, 8; Diod., V, 29, 1-2). Поэтому он готов вернуться в то же состояние, в котором появился на свет. Может быть, подобный смысл первоначально имела и нагота греческих воинов. Позднее, вместе со складыванием полисной идеологии и, в частности, идеала калокагатии, основным мотивом обнажения воинов стала, судя по всему, гордость своим телом (Lucian. Anach. 36). Очевидно, при этом психологический фактор также должен был сыграть свою роль во время войны греков с азиатами-персами. У последних обнажение считалось позорным (Hdt. I, 10; Plat. Symp. 182b; ср.: Thuc. I, 6, 5; Schol. ad Thuc. I, 6, 5). Греки же презирали варваров, которые не занимались голыми физическими упражнениями и поэтому имели незакаленные тела (Xen. Ages. 1, 28). Таким образом, обнаженные греческие гоплиты уверенностью в себе могли вселять страх в противников-азиатов. Все это, по-видимому, также способствовало определенному распространению наготы среди эллинских гоплитов в V-IV вв. до н. э.
Итак, мы помним, что герои Гомера сражаются одетыми. Однако, очевидно, это стыдливая ионийская традиция. В определенных же ситуациях обыденной жизни мужчины могли быть совсем голыми. Например, во время работы в поле. Также и дети могли играть, будучи без одежды. Однако подобная традиция детской наготы имелась у многих народов.77 Другая оригинальная традиция обнажения существовала у архаичных греческих этносов, где была особая суровая система воспитания мальчиков - будущих воинов, входящих затем в мужские союзы. Тут сызмальства мужской пол привык к обнаженному или полуобнаженному состоянию. Именно у этих этносов (критян, спартанцев) следует искать начало традиции обнажения. Кроме того, нельзя не учитывать и религиозный фактор в происхождении греческой наготы. Определенный толчок к распространению обнажения у греков связан, очевидно, с запретом носить набедренные повязки на панэллинских олимпийских играх (720 г. до н. э.). В архаический период в полисах распространяется институт гимнасия, в котором тренировались и состязались обнаженные атлеты. В эту эпоху складывается и идеал калокагатии. О данном идеале нам говорят многочисленные статуи куросов VII-VI вв. до н. э. Эллины гордятся своим телом, его красотой. Это, в свою очередь, приводит к смещению сексуальных акцентов у мужчин с гетеро- на гомосексуальный. Изменение сексуальной ориентации появляется в дорийских общинах, где мужское население было включено в мужские союзы и, соответственно, оторвано от дома и семьи (Крит, Спарта). Данный процесс естественным образом приводит к созданию определенных воинских подразделений, состоящих из любовников: любимый и любящий стремятся встать рядом в строю, чтобы защищать и помогать друг другу. Нельзя исключить и того, что обнажение происходило, в первую очередь, именно в этих отрядах, чтобы дать возможность влюбленному любоваться телом любимого и тем самым вдохновляться на борьбу. Распространению наготы среди воинов способствовало и еще одно обстоятельство. По мере складывания идеала калокагатии эллины стали наделять своих богов, которым они приписывали человеческие черты, прекрасным телом. Соответственно, необожителей и героев изображали обнаженными. Эллины же стремились подражать героям и в поступках, и в облике, отсюда также могла возникнуть тенденция сражаться обнаженными. Возможно, некоторой консервации данного обычая способствовал и психологический фактор: война с азиатами-персами, не имевшими традиции обнажать тело. Последних можно было устрашить подобным презрением к боли, ранам и, естественно, к противнику. Кроме того, обнажение в бою, как и на охоте, могло в то время рассматриваться с точки зрения агона: бой - это состязание особого рода, в котором участвуют обнаженные атлеты-воины.78
Достаточно сложно, опираясь на изображения, решить, насколько был распространен обычай сражаться голыми у эллинов, ведь не всегда можно разграничить героические и обыденные сюжеты. Кроме того, надо учитывать и художественную специфику изображений. Можно колебаться, была ли нагота на позднегеометрических вазах реальностью или же это была своеобразная героизация персонажей.79 Однако вспомним, что греческая вазопись, изображая даже мифологические сцены, представляла в основном современные художнику реалии. Об этом же нам, очевидно, говорят и бронзовые фигурки обнаженных архаических воинов. Как представляется, уже во второй половине VIII в. до н. э., когда у гоплитов, в основном, не было панциря, обнажение было достаточно распространено. Это было связано с религиозными и апотропическими представлениями о наготе: с показом своей готовности сражаться, презирать ранения и даже смерть. Несколько меньше воинов без одежды мы обнаруживаем на вазописи в следующем столетии, при этом бойцы обычно снаряжены коринфским шлемом и бронзовой колоколовидной кирасой. Также редко гоплиты сражались без одеяния и в VI в. до н. э. Аристократический агональный этос, становление гимнасия как института, распространение гомосексуальности - все это способствует распространению мужской наготы в различные сферы жизни древнегреческого общества. Нагота переходит из чисто религиозной в гражданскую сферу жизни эллинов. В классический период в связи с широким распространением идеалов калокагатии обнажение расцвело. По мере отказа гоплитов от доспехов во второй половине V в. до н. э., воин оставался нагим, прикрываясь лишь шлемом, щитом, иногда еще и поножами. Впрочем, вероятно, и в этот период большинство воинов все же сражались одетыми. В период эллинизма данная традиция, судя по всему, стала угасать. На рубеже IV-III вв. до н. э. определенная часть эллинских воинов еще могла сражаться обнаженными. Среди македонян, очевидно, этот обычай усвоила лишь знатная молодежь. Позднее традиция сражаться нагими исчезает. Этому способствовало восточное влияние на греков в период эллинистического синтеза культур. Если, согласно официальной идеологии, богов, героев и правителей еще продолжали изображать обнаженными, то на бытовом уровне нагота, за исключением гимнасиев в эллинистических полисах, уже, по-видимому, не была распространена. Совершенно ясно, что римляне, с их отрицательным отношением к наготе, как к пороку, завоевав греческую ойкумену, способствовали окончательному исчезновению данного обычая.
Изменено: Serg&Nady - 24.02.2011 22:54:11
 
Цитата
ABCD пишет:
Значит, большинство греков, живших в античную эпоху (до нашей эры и в первые века нашей эры) были светловолосыми светлоглазыми людьми.
Не знаю, но на греческих вазах что-то особо блондинов не видно.

Цитата
ABCD пишет:
Как я понимаю, в византийскую эпоху большинство греков были свтеловолосыми светлоглазыми людьми. Об этом говорят византийские иконы и картины того времени.
В византийскую эпоху, когда в 6 веке на территорию Византии хлынули потоки славян, греки, точнее выразиться население византийской империи, вполне могло "осветлиться".
 
«εσθλαβώθη δε πάσα η χώρα και γέγονε βάρβαρος
 
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)