Эндиматология Понта

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



Страницы: 1
RSS
Эндиматология Понта, , или особенности понтийского национального костюма
 
Надо отметить .что понтийский национальный костюм является продолжением византийского с некоторми элементами костюмов турецкого и других народов, соседствующих с понтийцами.То же соседство повлияло и на диалект.
Мужской костюм.
Мужской нац костюм начинает меняться (В конце 19 в) на европейский.Составляющие костюма можно поделить на 1)нижнее бельё и 2)верхнюю одежду.
Нижнее бельё состоит из
1) то камис(рубаха).Льняная рубашка белого цвета с длинными рукавами, узким воротом с вырезом спереди ,застёгивающаяся на 3х пуговицах.Женихи надевали шёлковые рубашки.
2) То совракон(панталоны).Широкие с талии до колен сужались к икрам.

Верхняя одежда
1) а)и кецэ-головнй убор из шерсти чёрного или белого цвета,окружённое чёрным платком(мавро чит).b)то калпак – головнй убор заимствованный у турков из сукна(чёха(кстати и по-грузински чёха=сукно)) с подкладкой.c) то тэрлик- головнй убор типа фески из войлока или хлопчатобумажной ткани,последнее носилось под кеце или фэси для удержания пота.d) то папак- головнй убор из овечьей кожи с подкладкой.e)то фэс(и)- головнй убор вишнёвого или чёрного цвета с султанской кисточкой(пискил) из чёрных шёлковых нитей.f)то пашлук-головной убор с длинными коцами,которые обвязывали вокруг головы(его носят на голове наши мужчины-танцоры)
2)и зипуна-покров от шеи до талии зелёного или вишнёвого цвета из шерсти хлопка или шелка.
3)то елек-(жилет) его носили над рубашкой под зупуной.
4)то капаклин-перекрещивающаяся спереди рубаха из белого хлопка, льна или сукна.
5)то ишлук-короткая одежда до талии с подкладкой и рукавами с пуговицами.Шили её из льна или шёлка.В зимний ишлук прокладывали слой ваты.
6)то сальвар(или и каравана)-(шаровары)от талии до икр или колен.Шили их из европейского сукна для мальчиков и стариков ,а для юношей из хлопка чёрного или тёмнолазурного цвета.Держался на талии верёвкой-вракозон,образовывал много складок спереди и сзади.
7)то потур-то же что и сальвар но из шерсти.Старики зимой носили потур с прложенной ватой под подкладкой.
8)и зипка(и зивра или и зифка)-то же что и сальвар но из чёрной шерстяной ткани или английской шали коричневого или светлолазуревого цвета.Имела карманы по бокам, множество складок и сужалась ниже колен .
9)то зонар(пояс)-имел длину 3-4 метра и ширину 40см.Богатые старики носили зонар из персидской шали разного цвета.Небогатые старики и молодые люди носили пояся из чёрной или белой шерстяной ткани или голубого хлопка.Богачи по праздникам носили зонар который назывался тараполуз(или тараполоз.или тарапулуз) из шёлка с частыми разноцветными горизонтальными и вертикальными полосками и с бахромой по бокам..Их привозили из г.Триполи Африки.Вв ерхней части таких широких поясов помещали предметы первой необходимости(кошелёк, платок, табакерку, ключи и т. д.) Оруженосцы(силахлуthес) поверх пояса носили силахлух из кожи ,к которому прикреплялись салтурман( короткий нож), матаран(коробок с порохом) и gавлух (кожанный мешочек с серным колчеданом и сталью )а так же яитан(коробок для масла и ваты для чистки ружья).Сзади вешали то каракулак(длинный нож украшенный серебром ,кашиклик(коробка для вмлок и ножей) и нихтикон(длинная ночная рубаха)
10)Гаиш-узкий кожанный пояс.
11) то мандил-платок из льна или шёлка.В знак обоюдной любви молодые люди в первую встречу после обручения обменивались платками.
12)та ортаря-шерстяные носки
13)та шёротя-шерстяные перчатки.
14)то коцик-одежда с узким воротником.длинными рукавами ,открытый спереди длиной до талии и тесьмой по бокам из шерсти или сукна.
15)и сальтамарка-то же что и коцик,но сразрезами на рукавах и двумя карманами слева(один снаружи, другой-снутри)
16)и гуна(шуба)-верхняя одежда из чёрного серого или коричневого сукна с длинными рукавами и с карманами.
17) и чоха-длинная а иногда короткая верхняя одежда.
18) и дэлме-длинная верхняя одежда из сукна с воротом и рукавами открытая спереди.Её носили старики а так же женихи во время венчания.
 
Интересно было бы посмотреть на последний пункт (и дэлме). Честно говоря, эту часть одежды я плохо представляю. Фотографий или рисунков не найдется?
 
 
Нет. Информацию я взяла из "энциклопедии понтийского эллинизма"Фотографии там такой нет,да и сама я дэлме не видела ,и в песнях не слышала.Но постараюсь найти дополнительную информацию.А вот к примеру один мой знакомый венчался в церкви Панаия Сумела в том виде,каком наши ребята танцуют.
 
Женская одежда.

Как и мужскую так и женскую одежду можно поделить на 2 части: нижнюю и верхнюю.

Нижнее бельё состоит из
1)то камИс-рубашка с длинными широкими рукавами ,узким воротом .Она была шире мужской и доставала до колен.Шили её из тонкой ткани белого цвета(лён, перкаль,шёлк).
(у нас в ансамбле рубашки покороче-чуть ниже талии .Спереди перекрещиваются образовывая V-образный вырез и ремешками на краях обвязываются вокруг талии.Рукава без манжет оканчиваются тесёмкой а некоторые связанными крючком кружевами,что мне особенно нравится.-И это за время 75и лет существования ансамбля)
2)то вракИн(или- андзофОр, или- лОмман)-трусы.Шили их из белой ткани(лён,перкаль).Держались на талии верёвочкой-вракозон.Когда-то доставали до колен с тесёмками на краях, которые завязывались на голенях.
3) то сти8опАн-бюстгалтер связанный из хлопка или шерсти.

Верхняя одежда:
1)и тАпла-типа кокошника невысокое дисковидное украшение головы украшенное по кругу полосами чёрной или лазуревой нити.Её носили девушки и молодые женщины.
2) то ледзЭк(лечек)-(косынка)большой четырёхугольный белый платок из плотной марли.(мы его надеваем поверх тепелики когда не успеваем заплести волосы в косу .В Закавказье мы её называли -чит)
3) то тэпэлИк(или тяпялИк(кстати по-понтийски и тяпЯ=макушка))-типа таплы но с пришитым сверху круглым клинком из серебра или позолота с рельефными изображениями.Тепелик носили только девочки.
4)то курсИн-то же что и тепелик, но вышитый сверху золотой нитью или покрытый золотистой тканью с золотистыми узорами.
5) то тэрлИк(или тярлик)-то же что и тэпэлик но вышитый разноцветными нитками и пришитыми манетками.
6)то пуллУн( или пурлун)- то же что и тэпэлик но потоньше красного или зелёного цвета.Его надевали невесты сразу после венчания.
7) и валА-накидка для невест до талии,которая покрывала только туловище.
8)то шал-шаль
9)то чаркУл-белая шёлковая накидка покрывавшая всё тело с головы до пят , оставляя открытым только лицо.
10) и кАя-длинная вуаль невесты.
11)то камаротЭр(или и камАра)-вуаль покрывавшая полностью невесту, которую надевали до и после венчания.
12)то сальвАр(или шальвАр, или шарвАл)-очень широкие шаровары, которые держались на шнурках и ими же завязывались на голенях или лодыжках.Шили его из шерсти, хлопка, фланели или шёлка.
13) и зипУна (или зупУна,эндерИ,яндярИ)-длинный хитон с узким воротом и разрезами на рукавах (10см).Одежда византийского происхождения.Сильно отличается от других греческих нац костюмов благодаря восточному характеру и богатому виду.Зипуна узка на туловище и в рукавах,достающих до кистей рук.Чуть выше пупка застёгивается на 3-4 маленькие пуговицы(можно и побольше, пуговицы золотистые формы грибочков),расположенных близко одна к другой,так узко как бы поддерживая грудь.Обычно шили её из хлопчатошёлковой ткани-кязи, А самые дорогие были из муарЭ и севаИн(точного перевода не нашла).А так же из шерстяной ткани,флонели, хлопка, шёлка.Цвета были яркие:красного, жёлтого,оранжевого, тёмнооливкового цвета,вишнёвого, гранатового(на мой взгляд красиво смотрится зупуна цвета недоспелого граната с мелкими узорами бежевого цвета в сочетании с сальвари тёмновишнёвого цвета,а так же бежевая зупуна с мелкими золотистыми узорами в сочетании с шёлковым сальвари золотистого цвета, а так же коричневого цвета с узорами коричневых оттенков в сочетании с шёлковым сальвари золотистого цвета.)Узоры тканей были восточной культуры : в полоску, с узорами птиц,цветов и вообще природной тематики.Для пожилых женщин между основной тканью и подкладкой прокладывали слой ваты.Зупуна невесты обычно была шёлковой золотистого цвета.
( при надевании зупуны надо подворачивать рукава на длину разреза=10см под кондогуни(кондэс)так,чтоб были видны только края рукавов рубашки )
14)то спалЕр( или то спарЕл)-нагрудник.Имеет вид равнобедренного четырёхугольника с короткой стороной под шеей и длинной под грудью,с тесьмами на концах.Верхняя пара тесёмок завязывалась за шеей, а нижняя на спине.
15) то зонАр-пояс размером 3м×1,5м из местной толстой шали или хлопчатобумажной мпогоцветной персидской шали(эджемшАлин или аджам-шАлин)или же из тонкой шерстяной ткани из г.Лахори(Индия), который и получил своё название-лахори(он в виде очень большой косынки , один из углов которой висит сзади посередине,и имеет цвета коричневых оттенков с узорами).Шили его так же из шёлковой ткани , привозимой из г.Триполи(Африка), и называли его тараполОз (или траполОз, или тараполУз).Его –то и надевали невесты .
( помните слова из куплета «Эго тИнан агапо тараполУз зОшкете»?)
16)то нихтикОн-ночнушка.Шили её как и мужскую из льна ,перкали.
17)та клемИа-типа узкого пояса, который надевали поверх фартука( фотАн).Его вязали узорами из шерстяных ниток разного цвета .
18) то кондЭс-жакетка типа болеро , до талии из сукна или вельвета с подкладкой и без пуговиц.(чем оно короче и уже,тем изящней смотрится весь наряд)
19)то кондоgУн-то же что и кондэс, но с волчьей шкурой снутри.
20) и чёха-жакетка до талии без подкладки из шерстяной ткани.
21) и капОта-типа чёхи.
22)и пОлти-жакетка на пуговицах из чёрной ткани или сукна, с рукавами и подкладкой.
23) и сальтамАрка-короткая узкая жакетка без пуговиц из сукна с подкладкой красного цвета.Иногда с карманом в левом нижнем углу.
24) и gУна( её же называли-макрогУн)-длинная шуба с волчьей шкурой изнутри,из европейского сукна чёрного или коричневого цвета.
25)и дэлмЕ-то же что и мужская дэлме-длинная одежда, которую надевали поверх зупуны .Из сукна.Открытая спереди, без подкладки, с узким воротом и длинными рукавами.
26)и лимбадЭ-шили её из хб ткани,флонели,кашемира.Открытая спереди,с узким воротом,длинными рукавами и носили её зимой поверх зупуны.
27)то паштамбАл-фартук четырёхугольной формы прикрывавший зупуну от талии и ниже.Шили её из английского сукна светловишнёвого цвета.
28) и фотА-длинный фартук из хб или шёлковой ткани с широкими или узкими , горизонтальными или вертикальными полосками.
29) и кокнЕца-шерстяной фартук от талии до икр, кирпичного цвета .
30) та ортАря-шерстяные или хб носки белого цвета.
31)та шорОтя-шерстяные перчатки.
 
Очень простой была одежда младенцев.Им надевали распашёнку из хлопка, а на голову шапочку( и факЕлла) с прикреплёнными к ней монеткой,серебрянным крестиком,и голубой бусинкой (матожинИш) от сглаза.Обязателен был и оберег(хамаИл).

(заглавные гласные-ударные!!!)

Платья сантетских женщин были немного короче, из за климатических условий неподступной,высокогорной ,дождливой Санты,которая даже в августе,всё так же как и раньше, чуть вечер, теряется за туманом.

Некоторые виды одежд называются и по-понтийски и по-турецки,что следовало ожидать т к турецкий был объявлен гос языком Понта.Но это относится больше к мужской одежде, т к понтийские женщины редко общались с турецкими.С конца 19го века ,с началом общественных и экономических изменений в Европе,что подействовало и на Понт,национальный костюм начинает свои испытания особенно в городах и по побережью.Изменения начались с мужского костюма из за их поездок в др страны и учёбы в Европе.Лишь пожилые женщины продолжали носить нац наряд вплоть до1921 и немного времени после прибытия в Грецию.

Тот костюм,что носят наши мужчины-танцоры-это военный, партизанский костюм перенятый от лазов в 19ом веке из за удобства в боях.

А вот и несколько куплетов относительно этой темы:

То спалеропо с’ эморфон,и фота с’метаксен’ эн
Т’есон и карthья ки пони thаррис эн сиthэрэнен.

До эпа8эс ке лин’с ке thэн’с ти лечеки с’ та тэкя,
Эмен чалимя ми пулис эgо д’ эпина эфека.

То спалеропо с’ коккинон, и фотас еранэон(голубой)
Ке ато то пичимопо с’ туркон эфтай ромеон.

Си зупуна с’ на инуме кумбин маламатенен(золотая),
На киме с’энгалёпо су то марgаритаренен(жемчужное).

Аллаксон то зупунопо с’ ке вален то калон-и
Ке зост’ апан’ то траполуз’ ке эла эмба со хорон-и.

Вален тин таплан зарота ке эвgа апан со thоман(терраса)
Ке пе ме «КалОс Орисес»(Добро пожаловать) ме то gликин то стоман.

Gутнин(хлопчатошёлковый) спалер пу 8а фори, 8эл ке кязин зупунан,
зошкет’ апан ке то лахор’,инете амон хатуна.(принцесса)

Маврон чит ми шкепаесе, пашким(разве) до исе gрэя(старуха)
Эсен иевне коккина, арни м’ та еранэа.

Макрин фотан ми зошкесе, макрин эн эмбоthый(мешает) се,
т’ омматя м’ на лелевне се, и пши м’ на поthэthый се.

И зупуна с’ метаксотон(шёлковая), та кумпиа с’ ешиля(зелёные)
Арнопо м’ ияс gрасимон ке амон ата алла(ещё) шиля(тысячи).

Ияс gрАсимон=Носи на здоровье!

И не могу не сказать, что наш женский наряд по сравнению со всеми другими греческими самый красивый , господский.А вот мужской можно сравнить пожалуй только с критским, к которому я так же неравнодушна, но наш всё ж роднее.И говорю я это не от того что понтийка,а на основании многократных сравнений.А как мы преобразовываемся надевая наряд,и в нём так комфортно на любой сцене при любой публике! И пусть жарковато в нём выступать афинским августовским вечером, и пусть во время гастролей занимает пол чемодана. Своя ноша она всегда лёгкая ;)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)