Под крылом Архангела Михаила (июль 2012 на о.Тасос). Часть III - Возврат на остров.

После двух дней скитаний по материку тела требовали пляжа. Решили сходить на тот, что напротив наших апартаментов. На удивление, пляж оказался классным. Практически полное отсутствие народу, широкий и длинный пляж Трипити - смесь мелкой гальки с мраморной крошкой. Вообщем, зависли мы здесь часа на три.
А во второй половине дня поехали в Лименарью - второй по величине город на Тасосе. От нашего жилья ехать буквально пять минут. На полпути находится самая известная ювелирная фабрика острова Iris Gold. Т.к. фирма уже сделала себе имя (во всяком случае, на Тасосе), ничего удивительного, что цены на изделия зашкаливают.
Лименарья - город сильно начал развиваться в 20-х годах прошлого века, когда здесь начали отгружать полезные ископаемые для немецкой фирмы Speidel, офисы которой известны под названием Палатаки. До сих пор считаются архитектурной изюминкой города.

Не без чувства юмора:

Вот так эти офисы выглядят издалека:

Ныне здание стоит бесхозным, обнесенное сеткой-рабицей. Но проходы есть:

Рядом находится довольно своеобразное место. Я даже и не знаю, как правильно его охарактеризовать.

На какой-то ритуальный или магический рисунки не похоже. Немного выше: а-ля современный дольмен (в назидание потомкам):

Скалы здесь тоже своеобразной формы:

А дальше - снова в Алики.

Самые яркие краски моря - здесь. Скорее всего - из-за наличия древних мраморных карьеров.

Вот так они выглядят:

В зарослях бегали "местные жители":

Обедать решили в Панагии, в таверне "Елена". Но до этого были еще виды на восточную часть побережья:

и очень любопытный источник:

Подземные воды нашли выход на поверхность в чреве большого старого платана:

Сейчас, глядя на огромные серые московские сугробы, даже трудно представить, что буквально в трех часах лёта находится такая красота:

В Потамии заехали в монастырь Апостолос:

Кто будет на Тасосе в деревушке Потамия (а там надо побывать обязательно), очень рекомендую таверну Елена (не пропУстите, рядом с паркингом для авто):

Вечернюю часть решили провести в столице. Осталось там несколько неувиденных с прошлого раза мест.

Между Панагией и Лименасом находится действующий мраморный карьер:

О его размерах можно судить, лишь сделав фотографии откуда-то сверху. В один из следующих дней у нас будет такая возможность.

По дороге встретили небольшую церквушку Аг.Пантелеймонас:

На Тасосе нет таких древних церквей, как к примеру, на Крите. Поэтому интерьер внутри довольно сдержанный и не вызывает каких-то восклицательных эмоций:

В Лименасе:

В мраморных блоках хорошо прослеживаются скульптурные композиции на тему верховных богов Эллады. Аналогичные композиции часто встречаются на аверсах античных монет:

В западной части столицы есть район Евреокастро. На самой его оконечности находится церковь Святых Апостолов:

Как часто бывает, нынешняя церковь построена на руинах древнехристианской базилики:

Далее наблюдали такую картину:

Ждем-с:

Через пару часов улов должен выглядить приблизительно так:

И уже совсем вечером:

После чего погнали домой. Утром - ранний подъем. Завтра для нас самый знАковый день на острове.

Проснулись с восходом солнца, когда багрянец только начинал золотить вершины гор. Какая же красота вокруг!

Теперь не мешало бы пояснить, чего это мы поднялись в такую рань и куда у нас предстоит поездка.

Около 900 лет назад на покрытом скудной растительностью острове Тасос жил в подвижничестве некий святой по имени Лука. Около 14 лет провел он в уединении, где для молитвенных нужд построил небольшую церквушку в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Скоре вокруг него стали собираться желающие духовного окормления люди. Так на этом месте выросла целая деревня Феологос (ныне Теологос).

Будучи истинным ревнителем пустынножительства, преподобный Лука, уходя от людской суеты, поселился в пещерах "Глубокой реки" - так называлось место, где сейчас находится монастырь Архангела Михаила - и продолжил там строгую подвижническую жизнь в последующие 20 лет...Однажды во время молитвы увидел он перед собой в небесном сиянии архистратига Михаила, который сказал старцу "Мир тебе".
Испугался преподобный такого невероятного видения и подобного молнии облика архангела и начал молиться: "Пресвятая Богородица, помоги мне"...
Архангел, дабы избавить преподобного от страха, ударил жезлом камень, находящийся поблизости, произнеся: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". И тотчас из камня - а погода стояла засушливая - забил источник. Увидев чудо, преподобный ободрился, уверовал в присутствие архангела и с душевным плачем просил прощения за свое предыдущее маловерие.
И тогда архангел говорит ему: "Пей из этого источника и больше не бойся дьявольских искушений, но построй на этом месте храм в мою честь, где люди будут получать душевную пользу и исцеляться от болезней навек".

Так возник храм Архангела Михаила, внутри которого находился источник со святой водой.

Эта церковь стала прибежищем для всех трудящихся и обремененных, потому что, когда приходили сюда и пили воду из этого святого источника и умывались, получали исцеление от всякой телесной и душевной болезни.
Преподобный Лука прожил еще 3 года в молитвах и затем, согласно пророчеству архангела, отошел с миром к Господу...
По прошествии нескольких столетий настал страшный день 1453г, взятие турками Константинополя и впоследствии всей Византийской Империи. Несмотря на гнет завоевателей, верующие продолжали приходить с большим благочестием к храму архангела и к святому источнику и получать исцеления от Всесильного нашего Господа.

Иноземцы, видя славу этого места, пожелали положить конец чудесам архангела. Для этого трое из них причалили на лодке к берегу и поднялись к храму. Самый дерзкий из них осмелился войти внутрь храма для того, чтобы осквернить святой источник. В тот момент архангел ударил его молнией, и упал он на пол церкви замертво. В тот же час источник в церкви иссяк, как бы ушел под землю и вышел на поверхность, т.е. заново забил уже ниже этого места, ближе к морю в одной из пещер на склоне той же горы.
На следующий день некий иерей по имени Димитрий пришел на это место совершить литургию с несколькими людьми, жаждущими исцеления. Войдя в храм, он увидел лежащее тело агарянина и иссякший источник. Сильный страх и огорчение почувствовали все пришедшие...
В ту ночь явился священнику архангел и повелел: "Иди в храм мой, убери из него и отбрось подальше нечистое тело, возьми болящих и спустись с ними вниз к берегу моря, и в какой пещере увидите свет, туда входите, и пусть окунутся больные и получат облегчение".
Так и произошло. Увидев в одной маленькой пещере яркий свет, пришедшие начали восклицать: "Архистратиже помоги". Когда они подошли ближе, свет потух, а в воздухе распространилось тонкое благоухание. Т.к. вход в пещеру был очень узок, то всем приходилось вползать в нее на коленях, и источник получил название "Поклонный".
С тех пор, кто спускается в пещеру к источнику с благочестием и верой, получают исцеление.
(взято из книги "Монастырь Архангела Михаила на острове Тасос.")

Половина книги отведена чудесам, творимым Архангелом Михаилом. Книга продается в монастырской лавке, в т.ч. на русском языке.

Вот в эту пещеру нам и предстоял поход, причем инициатором этого была моя супруга.
Сразу же хочу предупредить тех, кто решится на это: необходима очень удобная спортивная обувь и большой запас пресной воды.

Прежде чем начать свой спуск, еще раз зашли в монастырь, зажгли свечи (а несколько штук взяли с собой в пещеру). Погода в этот день как будто была по заказу для такого похода: набежали легкие облака и воздух был не такой жаркий, как обычно.
Все, пошли. Хочу сказать, что мы и понятия не имели, что нас ждет впереди. В книге супруга прочитала, что в пещеру спукались люди даже с частичным параличем. "Ну, если такие смогли, значит и нам под силу" - говорила она.
Сначала, для разогрева, на склоне горы имеется узкая грунтовая тропинка, которая через несколько минут теряется в камнях. Чтобы знать путь в пещеру, на склоне горы установлены вот такие металлические колышки:

Вот так приблизительно по краю обрыва и выглядит спуск:

До уровня моря мы дошли минут за 20-25.
"И чего это пишут, что сложная дорога?" - удивлялись мы. Однако самое трудное было впереди.

Весь берег был завален огромными камнями и кусками скал. Часть из них отвалилась от склона горы, часть завезли в качестве укрепления, чтобы волны в дальнейшем не разбивали почву.

И никакого намека на тропу. Единственное, когда мы уже начинали сомневаться в правильности дороги, где-то на камнях виднелись вот такие указатели:

Иногда эти указатели приводили нас к краю воды и скольким скалам:

иногда уводили к основанию скалы:

Сказать, что дорога трудная - это значит ничего не сказать. Если бы после похода меня спросили, смог бы еще раз проделать такой маршрут, я бы очень сильно засомневался.

Самое главное, мы и понятия не имели, где находится эта пещера и как ее увидеть.
В нескольких местах даже меня стала одолевать мысль в напрасности сей столь авантюрной затеи, когда приходилось буквально плошмя прижиматься к скалам, чтобы протиснуться или где-то спуститься.

Было пару моментов, когда размах ног не позволял супруге перейти с одной скалы на другую. Тогда я с прыткостью горного козла (хотя изрядно уставшего) становился вместо распорки, делая из своей спины какое-то подобие мостика. Мы даже и не думали в тот момент, как будем возвращаться.

В какой-то миг я решил дать отдых супруге, оставив ее переводить дух, а сам поскакал дальше, чтобы выяснить, сколько нам еще предстоит карабкаться.

Вернувшись минут через 10, мой прогноз был неутешительным: "Дальше будет еще хуже. Ты пройти не сможешь". "Как так, больные и хромые доходили, а я не смогу?" - вырвалось у моей супруги. Не ожидая такого упорства и веры, мы полезли дальше. И уже видно что-то наподобие пещерки. Осталось еще преодолеть несколько очень скользких металлических перил и лестниц, без которых мы бы уже плавали.

Один раз я хорошо приложился головой, пару раз нога "поехала":

И тем не менее мы добрались! Пещерка действительно оказалсь очень узкой. И чтобы попасть внутрь, надо было проползти несколько метров. В глубине находилась иконка Архангела Михаила и стояло несколько свечей:

Рядом бил пресный источник, образовывая в нишах скал своеобразные озерца.

А теперь хочу расссказать вам о чуде, которое приключилось лично со мной.
Месяца за два до поездки меня периодически беспокоило левое колено. Иногда боль была тупой, иногда довольно-таки острой. Себя уговаривал, что приеду в Москву, надобно бы врачу показаться.
Так вот, решил я опустить больное колено в холодную воду, бьющую из источника. Подержал пару минут, ну и дальше забыл об этом. Тем более нам еще предстоял еще обратный путь. Наполнили мы пару пустых бутылей святой водой, и полезли обратно.
Не буду описывать наши волнения и мучения. Скажу только, что добрались мы в целости и сохранности.
Весь поход занял около 4-х часов: два на спуск и столько же на подъем (с учетом остановок на отдых). Когда поднялись наверх, на нас страшно было смотреть: лица замученные, уставшие, вся одежда мокрая. Но на сердце было такое спокойствие и умиротворение: то ли за то, что мы сделали это, то ли от ощущения, что Архангел Михаил весь путь прошел с нами.
А уже вечером я говорю супруге: "Не могу поверить, но колено у меня перестало болеть!"
С тех пор прошло уже больше полугода, и колено меня совершенно не беспокоит. Я считаю это настоящим чудом (а не каким-то случайным стечением обстоятельств), произошедшим лично со мной. И от все души благодарю за это Архангела Михаила.

Понятно, что после такой "прогулки" всю оставшуюся часть дня мы провели на нашем пляже, отмокая в чистейшем Фракийском море. А вечером снова поехали в Теологос в таверну "Стелиос" на барашку.

Заканчивается наш отпуск в Северной Греции. Остался один полноценный день. Что вы думаете, как мы его использовали? Конечно же, ...поездкой в горы.
Именна эта часть Тасоса пока была нами не освоена. А вершины острова очень манили к себе.
Заехав с утра в прокатную контору, мы поменяли нашу Панду на необходимый в горах Судзуки-Джимми (естественно, по предварительной договоренности).
Для начала - в самую "дикую" горную деревню острова - Кастро, находящуюся на высоте 600 м над уровнем моря. От поселка Каливиа начинается 8-километровый грунтовый подъем.

Чем выше горы, тем красивее пейзажи. Приятно было осознавать, что вокруг ни души и все открытое пространство принадлежит только тебе.

Вообщем дорога до Кастро позволяла бы использовать легковушку. Особых ям и рытвин встречено не было. Но, повторюсь, это только дорога до Кастро.

О существовании этой деревни узнали только в 1434 году. Деревня была заселена до конца 19-го века, после чего опустела.

Однако в последнее время местные жители стали возвращаться в село. Ныне в Кастро отремонтированы несколько домов, открыта пара церквей и работает одна таверна (больше мы не видели).
Местность и врямь суровая:

ДомА в Кастро - как маленькие крепости:

На самом краю скалы расположена старая церковь:

А рядом с ней - какая-то полуразрушенная постройка:

Однако то, что мы увидели в окно, поразило даже видавшего виды меня. Вся постройка использовалась в качестве ... общественного склепа:

Вот уж не думал, что смогу увидеть такое в наше время:

"Отойдя" немного от увиденного, пошли гулять по Кастро дальше. Что еще любопытного преподнесет это село?
Кустарник похож на какую-то гигантскую собаку:

На удивление, таверна оказалась открытой:

Помимо нас, здесь оказалась пара туристов из Германии.
Ох, до чего ж хорош греческий кофе!

На входе в таверну висит нарисованная от руки табличка, своего рода мини-карта данной местности:

Любопытная картина:

Игрушка из "нашего детства". Такое чувство, что время здесь застыло:

Непременный атрибут греческих деревень - кошки:

Буквально в десяти метрах от таверны находится самая старая церковь Кастро - Агиос Афанасиос:

К нашей радости, пожилая женщина как раз открывала церковь:

Массивный засов изнутри:

Внутри по стенам и арочным перекрытиям - старинные фрески, древние иконы. Вообщем, все то, что я хотел увидеть:

Далее облазили все закоулки деревни:

После чего поехали покорять самую верхнюю точку острова - гору Ипсарио (1208 м.).

В принципе, на гору Ипсарио можно проехать из Кастро (просто надо точно знать, какую из грунтовок выбирать). Так мы сначала и сделали. Однако дорога шла между горой и пропастью, была довольно узкая и ухабистая, стали попадаться какие-то канавы, что даже я на Джимми решил повернуть обратно. Лучше уж ехать, как наметили изначально, т.е. через деревушку Мариес.
Между Аг.Георгиес и Мариес был указатель на какой-то монастырь. Свернули, однако он оказался закрыт:

То тут, то там виднелись фундаменты каких-то древних колонн или строений:

Что ж, не беда, что закрыт. Наша основная сегодняшняя цель - вершина горы Ипсарио.

По пути встретили горное озеро:

На склонах холма возле озера распустили свои пышные ветви плакучие ивы:

Такое чувство, что ты не в Греции, а в средней полосе России:

Возле озера местный островитянин продавал мед со своей пасеки.

Спросили у него про водопады, о которых вычитали в какой-то книженции. Ответ таков: водопады есть, но сейчас они все пересохшие. Весной сюда надо приезжать.

Ладно, едем дальше.

По хорошему, чтобы заснять природу во всей красе, сюда надо приезжать пораньше, когда нет сероватой знойной дымки.

Последний километр перед вершиной горы дорога стала проверять авто на проходимость. Здесь уж легковушка не пройдет. Похвалили себя за предусмотрительность.

Наконец-то добрались. За все время пути нам попалась все пара таких же машин. Но на вершине мы были одни. Здесь можно ничего не говорить, просто любоваться:

БОльшая часть острова как на ладони:

Вдали, где поднимается легкая дымка, тот самый мраморный карьер возле Лименаса:

Если бы не последний день, мы бы здесь "зависли" на пару часов: такое эстетическое удовольствие получаешь от увиденного.

Однако у нас было еще желание заскочить на один из пляжей: как никак последний день на острове. Поэтому поехали обратно.
Где-то в чаще:

Уже на побережье заскочили в одну из церквей на дороге:

А далее - в сторону нашего пляжа:

Даже нашлась пара фоток пляжа в Трипити:

Утром у нас был трансфер до аэропорта в г.Салоники.
Заключительная кормежка чаек на пароме:

"Что ты меня фотографируешь? Хлеба давай!":

Целеустремленный взгляд:

"Посторонись! Иду на посадку":

В максимальном приближении:

До свидания, Тасос!

В заключении еще пара слов.
Тасос оправдал наши ожидания на 110%. Остров подходит для отдыха как отдельным парам, так и семьям с детьми. Для тех, кто не ставит цель жить в 5-звездочных отелях, а больше наслаждаться природными достопримечательностями. Один из самых зеленых греческих островов. Не надо брать турпакеты по питанию HB или ALL. Цены в тавернах - самые низкие из встреченных нами в Греции. Пляжи на любой вкус и цвет. Вечером в качестве променада можно выбирать либо столицу, либо южную Лименарью (хотя в тех же Потасе, Панагии и др. так же можно провести вечер). Машина на острове крайне желательна. Думаю, лет через 5, когда наши ТО все чаще начнуть предлагать на остров туры и летать в а/п Хрисуполи, Тасос ждут вторые Халкидики. Поэтому для тех, кто пытается сбежать от "русскоязычного нашествия", стоит поторопиться.
Всем приятных путешествий на острове!