Театр родился в древних Афинах почти одновременно с демократией. Начало его восходит ко времени 61-ой Олимпиады (536-532 гг до н.э.), когда поэт Теспис из Икарии, что в Аттике (государстве со столицей Афины), на празднествах Великих Дионисий впервые ввёл в действо мужчину с накрашенным лицом, который вступал в диалог с ведущим хора. Это и был первый актёр.
Немного позже Эсхил добавил ещё одного актёра. Однако хор ("хорос " - в древнегреческой драме группа из 12 чел., сопровождавшая представление или принимавшая в нём участие пением или пляской), исполнявший круговой танец, сопровождаемый песней, продолжал составлять основную часть представления, тогда как диалог заполнял паузы в лирическом тексте. На этом начальном этапе нужна была лишь круглая площадка для хора и актёров, тогда как зрители стояли вокруг них. Впоследствии для зрителей на Афинской агоре воздвигли деревянные подмостки. Однако окончательным решением был выбор естественного спуска на южном склоне Акрополя, где зрители уже располагались только с одной стороны от актёров. Прямо напротив зрительских трибун в V в. до н.э. была воздвигнута сцена, то есть место, где переодевались актёры и участники хора. Между тем в драматических произведениях стала значительно сокращаться лирическая часть и господствующее значение стала приобретать речь актёров.
Классическая архитектурная форма театра окончательно сформировалась в IV в. до н.э. "Чаша ", где располагались места зрителей, планировалась весьма искусно с тем, чтобы гармонировать с местностью, иметь хорошую акустику и обеспечивать удобное прохождение зрителей. В передних рядах были установлены роскошные мраморные сидения для выдающихся лиц общества. Сцена приобрела торжественный вид, оформлялась картинами на сюжет действа. Актёры, число которых между тем возросло, стали выходить и играть на приподнятой передней части сцены.
Греческий театр очень рано узнали и полюбили на Западе. Здесь представления шли в сделанных на скорую руку деревянных театрах. Первая каменная театральная постройка была воздвигнута в Риме в 55-ом г. до н.э. императором Помпеем. Её прототипом явился эллинистический театр на о-ве Митилини. Позже, в эпоху Империй, выкристаллизовался новый тип театра: сцена, оркестр (в древности оркестром - "орхестра" - называлась круглая площадка перед сценой, предназначенная для хора и выделявшихся из него действующих лиц - актёров, примеч. переводчика) и ряды зрителей образовали единое архитектурное целое.
Театр продолжает оставаться открытым, но при этом оставляет ощущение закрытого пространства. В углублениях трёхэтажной сцены помещались статуи богов и императоров, а с её узкой крыши спадал большой театральный занавес. Площадку "оркестра" можно было переоборудовать для проведения зрелищ: зверинных и гладиаторких боев, сцен "охоты" на диких животных, "исторических" морских боев.
Предполагают, что древний театр сохранился в Константинополе до 7-го в. н.э., когда церковь запретила театральные зрелища, посвященные Дионису. Последняя попытка оживить театр, предпринятая просвещённым иерархом Григорием Назьянзиносом, который, следуя древнему образцу, написал трагедию "Страдающий Христос", не смогла повернуть ход событий.
Возвращение к древнему театру произошло в период французского Просветительства, когда Расин и Вольтер осуществили переработки древних трагедий. Однако первое представление древней драмы было осуществлено в Берлине в 1841 г. В Англии, в прославленных Оксфордском и Кембриджском университетах были поставлены трагедии на древнегреческом языке.
В Сицилии возрождение началось в 1914 г. в театре Сиракуз, а в Греции - в 1927 г. в театре в Дельфах по инициативе крупнейшего греческого поэта Ангелоса Сикеляноса. В наши дни самые значительные постановки года даются в театре Эпидавра и в театре Герода Аттика, в Дельфах же Международный комитет театральных олимпиад организует весьма авторитетные симпозиумы по древнегреческой драме. А тысячи зрителей, стремясь испытать редкостное волнение от представления греческой драмы на древних театральных площадках, заполняют каждое лето многие из древних театров по всей Греции.
Автор: Димитриос Пандермалис. Профессор археологии.
В современном мире историю и традицию древнегреческого театра продолжают немногочисленные труппы и исследователи из разных стран. В чем заключается древнегреческая философия театра, что такое гекзаметр и как звучала речь актера в Афинском театре классического периода, можно ли синтезировать настоящее театральное искусство используя древние философские аспекты разных учений и традиций? Именно эти вопросы они ставят перед собой и показывают зрителям в своих спектаклях. Причем зритель не может оставаться зрителем. Он становится соучастником процесса творчества актера и выходит за рамки пространства и времени вместе с ним.
Международный комитет театральных олимпиад, о котором упоминал г-н Пандермалис, организует Театральный фестиваль в Дельфах с тем, чтобы показать какая работа ведется в разных странах в этом направлении и каких результатов достигают участники этого процесса.
Из театров, представляющих древнегреческие традиции в своей работе, мы остановимя на тех, чьи спектакли можно было посмотреть в рамках III Всемирной театральной Олимпиады в Москве в 2001 г. и тех, кто приезжает на гастроли в Москву или просто работает в Москве, на зависть европейским столицам, постоянно приглашающим эти театры на гастроли.
Театр "Акторионес". Василис Лагос. Афины. Греция
Практическая работа основывается на опыте театральной лаборатории Ежи Гротовского (1978-1982), древних традиционных школ (Греции, Востока). Заметное влияние на деятельность Товарищества оказала работа Анатолия Васильева "Античный Логос" (1994-1997). Одновременно проясняются конкретные перспективы развития стилистики театра.
подробнее >>>
Театр «Школа драматического искусства». Художественный руководитель Анатолий Васильев. Москва. Россия
Созданная Анатолием Васильевым «Школа драматического искусства» - уникальная модель театра с точки зрения художественных, интеллектуальных, профессиональных и этических связей. Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного поиска, эксперимента. Результатом учебных семинаров и лабораторных поисков в «Школе драматического искусства» становятся спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, произведению, или же одной какой-то теме.
подробнее >>>
Центр исполнительского искусства Шизуока. Япония
Давно были отмечены черты сходства между японской традиционной драмой и греческой трагедией. Очевидно, что они сходны друг с другом на уровне сценической структуры. В обоих участвует хор как неотделимая часть драматического действия: и там, и там используются маски, давая возможность одному-трем ведущим актерам исполнять более одной роли. Но более глубокое сходство состоит совсем в другом.
подробнее >>>