Царь Эдип. Софокл. Центр исполнительского искусства Шизуока. Япония.

Режиссер - Тадаши Сузуки

Давно были отмечены черты сходства между японской традиционной драмой Но и греческой трагедией. Очевидно, что они сходны друг с другом на уровне сценической структуры. В обоих участвует хор как неотделимая часть драматического действия: и там, и там используются маски, давая возможность одному-трем ведущим актерам исполнять более одной роли. Но более глубокое сходство состоит совсем в другом.

Показывая трагическую смерть благородных героев, оба вида драмы воздают им должное, умиротворяя их души. Оба вида драмы неизменно обращают внимание на фатальную человеческую слабость, пришлось ослепить себя ради ее постижения. И мы приходим в ужас от того. в какой острой форме, с какой силой и ясностью обнажена перед нами человеческая жизнь, а вед это было 2500 лет назад.

Это триумф, это новое, живое доказательство высоты и глубины культурной силы Древней Греции. И мы понимаем, что Эдип преподал нам замечательный урок морали, рассказав нам о смирении и силе духа. Я попытался бросить этот шедевр Софокла в горнило японского традиционного театра, чтобы посмотреть, что может сделать с этим наше общее искусство и творческое мастерство. Остается только надеяться, что моя версия этой трагической истории найдет отклик в сердцах публики.

Центр исполнительских искусств Шизуока

Центр исполнительских искусств Шизуока(SРАС) был основан в 1995 году в качестве творческой базы для артистов-исполнителей на национальном и международном уровне. В Центре есть Отдел искусств, который состоит из режиссеров, хореографов, художников, актеров, танцоров, а также технического и административного персонала, составляющего постоянную труппу РЛС. В 1999 году Центр принимал вторую театральную Олимпиаду, а с 2000 года является также организатором международного фестиваля - Весеннего фестиваля искусств в Сидзуоке.

Тадаши Сузуки - генеральный директор и художественный руководитель Центра исполнительских искусств Шизуока (Япония). Тадаши Сузуки - всемирно известный театральный режиссер и создатель своего метода обучения актеров. В 1982 году он организовал первый в Японии международный театральный фестиваль в Тога, а с 1993 года Судзуки является членом Международного теагрального Олимпийского комитета. В 1998 году Центр исполнительских искусств Шизуока впервые принимал Международную театральную Олимпиаду, где Тадаши Судзуки представил звезд мировой оперной сцены. Среди его работ "О драматических страстях", "Женщины Трои". "Дионис". "Сирано де Бержерак".

Благодаря фестивалю в Тога и второй театральной Олимпиаде в Сидзуоке Сузуки представил японской публике множество известнейших актеров мировой сцены. Сузуки сформулировал свою теорию во многих книгах. Сборник его произведений на английском языке "Способ игры" опубликован Группой театральных коммуникаций США. Сузуки является не только одним из выдающихся театральных режиссеров мира. но также теоретиком театрального искусства. Метод Сузуки - это система упражнений, ведущих к реализации философии Сузуки. Краеугольным камнем этой философии является вера в то, что человеческие существа обладают способностью подключаться к выразительной силе животной энергии, и в контексте этого способа выражения театр приобретает в современном мире важнейшее социальное и духовное значение.

Сузуки затрагивает в своих работах структуру театральной группы, создание и использование театрального пространства, а также преодоление культурных и национальных барьеров во имя создания работ на всеобщей основе. Сузуки долго и плодотворно сотрудничал со знаменитым архитектором Арата Исодзаки. В тесном взаимодействии Исодзаки и Сузуки работали вместе над созданием восьми театров в Японии. В результате появились здания, которые не только сочетают в себе театральное искусство с архитектурой, но находятся на определенном уровне независимости в качестве формы современного искусства, которая успела привлечь внимание многих представителей современного авангарда. Деятельность Сузуки, как в качестве главного режиссера, создающего многоязычные постановки, сочетающие в себе черты разных культур, так и в качестве продюсера фестивалей, который собирает вместе людей со всего мира. чтобы они могли объединить свои усилия в мире театра, является отражением весьма перспективного подхода ко многим фундаментальным составляющим нашего времени.

На третьей Всемирной театральной Олимпиаде Тадаши Сузуки помимо драматических спектаклей "Электра" и "Царь Эдип" представляет оперу японского композитора Хосокавы "Видение Лира" с участием российских звезд оперной сцены. Этот проект интересен тем. что впервые российские артисты будут работать с выдающимся мастером.