Греция любима навсегда



Греция любима навсегда

Греция любима навсегда
Автор
Наталья Долгополова
Тип отзыва
отзыв филэллина
Месяц отдыха
июнь
Год отдыха
2004
Регион Греции
Общий по всей Греции

Июнь-июль 2004 года

Эллада зачаровывает с первого взгляда. У меня просто захватило дух от восторга, когда еще через иллюминатор самолета я увидела прорезающий сверкающий водную гладь трезубец полуостровов Кассандра, Ситония и Афон. Мягкие очертания гор, цветущие сады, поля пшеницы, сосны. Аккуратные, словно игрушечные домики с черепичными крышами. Узорчатые базилики. Красота, очень естественно и гармонично сочетающая творения природы и творения человека. И все это пропитано спокойствием, сердечностью, достоинством и неспешность.


Полуостров Кассандра

Первый день в Греции. Мы стояли на берегу Эгейского моря, восхищаясь идеально ровным горизонтом, слегка подернутым легкими облачками. Откуда-то рядом доносились магические переливы Сертаки. Казалось, что время остановилось и успокоилось. Насытившись умиротворенным созерцанием, мы отправились гулять по поселку. Вернулись обратно на побережье через пару часов и… застыли от удивления. Облака рассеялись, и там, где раньше был чистый горизонт, возникла огромная гора. Стоявшие рядом греки только усмехнулись: «Олимп часто появляется именно так». Тогда я действительно поверил, что впереди нас ждут чудеса.


Переезд Фессалоники - Каламбака  

Когда смотришь на покрытую снегом вершину Олимпа, то, кажется, начинаешь понимать, почему греки считали эту гору священной. Где же еще может восседать Зевс-громовержец как ни на высоте почти в три тысячи метров?! Горы вообще оказывают на сознание человека магическое действие. Ведь, пытаясь увидеть вершину, или даже карабкаясь на нее, невольно поднимаешь глаза вверх, к небу. А небо на подсознательном уровне ассоциируется у нас с чем-то возвышенным и духовным. И здесь скрывается еще одна черта греческих таинств. В отличии, например, от большинства египетских сакральных строений (пирамиды, храмы, обелиски и др.), формирующих в сознании жесткую вертикаль, греческая архитектура гораздо в большей степени склонна к использованию горизонтальных конструкций. Уже под вечер мы прибыли в Каламбаку - небольшой городок, расположенный у самого подножия Метеорских утесов. Здесь великолепно чувствовалась жизнь некурортной греческой провинции. Традиционные таверны, сувенирные лавки, прекрасные цветные фонтаны.


Метеора

Слово «meteoros» в переводе с греческого языка означает «парящий в воздухе», «парящий между небом и землей». Такое название носит комплекс православных монастырей, построенных на вершинах огромных скал. Честно говоря, я даже не знаю, как лучше описать словами это абсолютно сюрреалистическое зрелище. Оно одновременно напоминает ландшафт какой-то другой планеты и заросли гигантских каменных «грибов», возвышающихся на ножках колоссального размера.  

Пройдя 115 вырубленных в скале ступеней, мы попали на территорию монастыря Большой Метеорон (он же Преображенский монастырь). Здесь царил свой жизненный уклад и свой ритм. Посетили кафоликон, прошли по другим монастырским постройкам. Кроме прекрасных фресок запомнилось множество эзотерических символов (пяти- и шестиконечные звезды, монограмма Христа и др.), украшающие стены и пол монастыря. Над источником со святой водой, красовалась надпись, одинаково читающаяся как слева направо, так и справа налево (кажется, она означает «Умывая лицо, очищай и душу»).

И все-таки главным в Метеорах для меня стали не иконы и священные раритеты, а сам Дух этого места. В отличие от многих других монастырей, которые мне доводилось посещать, здесь не было и следа угрюмой строгости или даже враждебности по отношению ко всему внешнему миру. Но присутствовало явное ощущение возвышенности или, как говорит Православный канон, «внутреннего горения», которое должно приходить к человеку во время искренней молитвы. Наверное, именно в таких местах, даже вне стен монастырей, а просто сидя на краю скал лучше всего заниматься глубокими медитациями. Уже за пределами монастыря нас пригласили в мастерскую по изготовлению икон и угостили традиционной греческой узой (анисовой водкой).


Афины

Оказавшись поздно вечером на афинских улицах, мы испытали некоторое замешательство. Присутствовавшая здесь суета людей и машин резко контрастировала с умиротворением курортных городов и спокойствием греческой провинции. В голову сама собой пришла античная поговорка: «Если ты не видел Афины - ты осел, а если видел и не восхитился - ты пень». Первая прогулка по ночным Афинам была очень увлекательной. Миновав целый лабиринт полутемных улочек, мы оказались на площади Омония (площадь Согласия), прошлись по улице Панепистимиу, полюбовались тремя знаменитыми Храмами знаний (здания Университета, Академии и Национальной библиотеки), вышли к подножию Акрополя, посетили площадь Синтагма и район Монастираки. И заблудились по пути обратно. Позже наш гид, сказал, что эта очень хорошая примета. Невозможно узнать Афины, не заплутав в них. Так считали еще древние. Но тогда мы еще не знали об этом и с энтузиазмом расспрашивали прохожих о том, как дойти до нашей гостиницы. Надо отдать должное грекам - все они (даже полицейские!) давали ясные и понятные рекомендации. Причем делали это неторопливо, и, кажется, даже с удовольствием.

Акрополь. Несомненно, Акрополь (дословно «вышгород») - это символ Афин. Огромный комплекс, стоящей на скале высотой 156 метров. К его основным фрагментам относятся циклопические стены, храм Афины-Ники, Эрехтейон (храм Афины и Посейдона) и, конечно, Парфенон. Рядом  с Эрехтеоном до сих пор растет молодое оливковое дерево, подаренное городу самой богиней Афиной. Удивительно гармонично воспринимаются главные храмы Акрополя. Несмотря на колоссальные размеры, они не кажутся тяжелыми и массивными. Наоборот, поражают изяществом и легкостью. В храме Парфенона нет ни одной прямой линии (даже колонны имеют более сложную форму). Нам рассказали, что французские ученые сделали компьютерную модель Парфенона и попробовали «спрямить» все его конструкции. И компьютерный модель храма просто рассыпалась… В реальном же Парфеноне каждый архитектурный модуль построен строго по принципу «золотого сечения» (т.е. в соотношении 4:9). Вероятно, поэтому Парфенон смотрится так естественно.


Плака

Плака - это бывший центр, а сегодня небольшой район Афин, сохранивший многие черты старинного города. Оазис маленьких улочек, одноэтажных домиков, особняков, таверн, ресторанчиков, сувенирных лавок и толп туристов.

Особенно очаровывает Плака ночью. Кажется, что здесь можно купить и попробовать все (нам особенно понравилось мороженое). Или просто погулять по уютным переулкам, послушать живую музыку, понаблюдать за стариками, отстраненно играющими в нарды, и полюбоваться великолепным видом возвышающегося рядом Акрополя. Пожалуй, именно на Плаке лучше всего чувствуется сложно передаваемый колорит греческой жизни. Здесь совершенно теряется ощущение того, что ты находишься в столице европейского государства. Кажется, будто это крохотный уголок совершенно другого - уютного, яркого и  гостеприимного мира. Мира, в котором в котором тебе искренне улыбаются, играют на гитаре и угощают всякими вкусностями.

Большинство туристов ходит только по хорошо освещенным, мощеным камнем улочкам Плаки. Мы же попробовали свернуть в один из петляющих переулков и сразу встретили трех крохотных черных котят с удивительно большими сверкающими в темноте глазами. Словно тени они мгновенно метнулись куда-то в сторону и растаяли в темноте. Мистическое зрелище!

На Плаке мы ближе познакомились с двумя милейшими талисманами Олимпиады-2004. Ими оказались Фивос и Афина. Эти два очаровательных персонажа были созданы по примеру древнегреческих статуэток современными дизайнерами.

Плака до сих пор продолжают открывать все новые и новые тайны. В 2002 году во время строительства афинского метрополитена произошел обвал дороги и куда-то под землю провалился большой припаркованный грузовик. Так в самом центре Афин была неожиданно обнаружена древняя пещера. И подобных примеров огромное количество. Скажем, никто точно не знает, почему этот район называется именно так.

Согласно одно из гипотез Плака получила свое название от широкой каменной плиты («Plaka» по-гречески означает «плита»), которая была найдена на территории церкви Святого Георгия александрийского, около древнего театра Диониса.

Не будет преувеличением сказать, что прогулка по Плаке стала одним из самых ярких впечатлений, привезенных из Греции!!!!