24.09.2004 00:00
Путешествие в финикийское царство
Сегодня я приглашаю вас посетить финикийское царство. Но не спешите готовиться к дальней поездке. Нам не надо будет покидать гостеприимный Кипр.Здесь, на месте современной Ларнаки, когда-то существовало царство древних финикийцев.
Шумел на берегу гостеприимной бухты многолюдный торговый город, причаливали к пристани корабли, сгружались диковинные товары, рабы сновали, сгибаясь под тяжестью груза, надсмотрщики следили за разгрузкой кораблей, тяжело груженые подводы прибывали с разных уголков царства. Кипрские сосуды, медные слитки — всё грузилось на корабли.
Купцы, благополучно прибывшие из дальних стран, спешили в храмы, чтобы, принеся жертвы, отблагодарить финикийских богов за помощь в опасном плавании.
Это царство просуществовало на земле Кипра около 500 лет. Как же и когда произошла встреча Кипра и Финикии, почему во всех музеях Кипра мы видим изображение Астарты — главной богини финикийцев, а руины храма Астарты впечатляют своей грандиозностью и величием даже сейчас?
В нескольких минутах ходьбы от центра Ларнаки лежат руины Китиона, город с очень интересной и сложной судьбой.
ПРОГУЛКИ ПО УЛИЦАМ ДРЕВНЕГО КИТИОНА.
И вот мы в древнем Китионе: даже не специалист различит городские улицы, основания зданий, сторожевых башен, храмов. Специалисту же многое могут рассказать остатки некогда оживленного города-порта. Огромные стены города сложены из массивных каменных блоков — такие стены называются циклопическими. Их строили микенцы, жители древнегреческого города Микены. На Кипр они прибыли около 12 века до н.э.. Раскопки, которые проводились под руководством виднейшего кипрского ученого — исследователя Карагеоргиса показали, что Китион был крупнейшим религиозным центром южного Кипра. Обнаружен храмовый комплекс, в состав которого входили пять храмов. Интересно, что к комплексу примыкали мастерские, где выплавлялась медь. Металлургические мастерские существовали бок о бок с храмами, процесс производства бронзы обожествлялся.
И можно только вообразить, какими красочными обрядами, мистическими празднествами сопровождалось рождение металла!
КОРАБЛИК НА СТЕНЕ
На одной из сохранившихся стен Китиона легко различимо изображение корабля. Кто изобразил на городской стене этот маленький кораблик? Потрудилась ли над этим занятием рука морехода? Может быть, неведомый художник так украсил родную улицу? И вот через столько столетий, по волнам времени, волнам памяти, доплыл до ХХI в. символ еще одной "профессии" древнего Китиона. Это город — морская пристань, многие жители — мореходы и купцы.
Также Китион был и торговым центром, на его пристани часто встречались египтяне, посланцы Крита, а также смуглолицые, коричневые от солнца торговцы, которых египтяне называли "фенеху" —кораблестроитель. Их круглые корабли отличаются от судов других народов, они приспособлены для перевозки грузов.
Народ "фенеху" был известен киприотам издревле. Да и кто не знал в Восточном средиземноморье этих лучших мореходов древности! Они бороздили Средиземное море, выходили в океан за Гибралтарский пролив (Столбы Мелькарта — так называли финикийцы пролив, дав ему название в честь своего почитаемого божества), добирались до берегов Балтийского моря, пересекали экватор. И всюду они продавали товары: масла и вина, рыбу и пурпурную краску, которую предприимчивые финикийцы добывали у своих берегов из моллюсков. Эта краска высоко ценилась в древности.
Финикийцы вызывали зависть, восхищение и … страх. Сами они не вели войн, однако скупали пленных и перепродавали их в рабство. Во время своих морских путешествий финикийцы нередко занимались пиратством. Если не удавалось захватить силой в плен, людей старались заманить хитростью. Даже хитромудрый Одиссей чуть было не стал жертвою "коварных обманщиков" Вот как рассказывается об этом в "Одиссее"
"Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало,
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье, и дом он имел, убедил посетить с ним"
. . .
Меня он плыть пригласил, говоря, что товар свой там выгодно сбудем,
Сам же, напротив, меня, не товар, продать там замыслил."
Финикийцы были искусными ремесленниками и земледельцами. Киприоты: микенцы и коренные жители Кипра, торгуют с финикийцами, общаются с ними. Кипрские изделия археологи находят даже на побережье Ливана.
Но вот в середине XI в. до н. э. происходит непредсказуемая трагедия: страшное землетрясение случилось на южном берегу Кипра. И жители временно оставляют свой город, свои храмы и мастерские.
Проходит двести лет, и уже к IX в. до н. э. город начинает возрождаться. А около 850 г. до н.э. на месте древнего храмового комплекса воздвигается впечатляющий храм Астарты. Его построили финикийцы, посвятив храм главному Божеству этого народа. Археологи обнаружили несколько свидетельств финикийского присутствия: надписи, керамические изделия. Но храм Астарты, конечно, наиболее значителен. Ученые считают, что храм был крупнейшим во всем Средиземноморье. И сам факт строительства такого храма говорит о том, что финикийцы придавали большое значение Китиону, желая утвердиться здесь всерьез и надолго.
АСТАРТА
Вообще мир богов древних финикийцев был разнообразен и живописен, полон поэзии и драматического напряжения. Боги и богини финикийцев любят и ненавидят, страдают и умирают. Величайшим почитанием окружали финикийцы богиню плодородия Астарту. Национальное святилище ее находилось в Сидоне. Это была Богиня — мать. Hа руинах Китиона найдено очень много ее изображений с головой хищной птицы, и с младенцем на руках. Фигурки Астарты широко представлены в экспозиции археологического музея.
В культе Астарты подчеркивалась сексуальность, как главный аспект жизни. В религиозных мистериях мужчины и женщины занимались храмовой проституцией. Дары за их службу поступали в кассу храма, в виде пожертвований божеству. Однако надо понимать реалии того времени. Культ Астарты вовсе не свидетельствовал о моральной распущенности жителей Китиона. В такой форме наивно проявились чувства простых людей, которые были очень близки к природе, считали отношения между полами чем-то совершенно естественным, и поэтому не видели в них ничего зазорного. Сам же акт оплодотворения, в результате которого зарождалась новая жизнь, вызывал трепетный восторг и обожествлялся. Культ Астарты был очень широко распространен во всем тогдашнем цивилизованном мире.
Пятьсот лет Китион был финикийским царством. Полтысячелетия — это целая эпоха, наполненная яркими событиями, драматическими коллизиями, и следы ее бережно хранятся в ларнакском археологическом музее, который расположен в нескольких минутах ходьбы от руин Древнего Китиона. В стенах музея мы оказываемся среди экспонатов, хранящих память о загорелых мореплавателях фенеху, которые здесь в финикийском царстве Карт Хадашт (так финикийцы называли Китион) могли соединить тысячелетнюю мудрость и мистику востока с юностью и жизнерадостностью Эллады. Это было предчувствием эпохи Александра Великого — эллинизма, удивительного цветка, выросшего на объединенной почве древневосточной и древнегреческой культур.
НАДПИСИ НА СТЕЛАХ ИЛИ БЕСЦЕННЫЙ ДАР ФИНИКИЙЦЕВ
В ларнакском музее мы имеем уникальную возможность увидеть и рассмотреть легендарные финикийские письмена. Письменность, появившаяся в Финикии в Х в. до н. э., наконец расшифрована. И рядом с погребальной стелой, на которую нанесена надпись на финикийском языке, помещен перевод, который свидетельствует, что "Эта стела воздвигнута Баальрамом, сыном Эшмун-Адина... для его матери..." Запись сделана в VI в. до н. э. спустя четыреста лет после изобретения, которое явилось крупнейшим достижением финикийской культуры, бесценным даром, который преподнес человечеству этот удивительный народ — путешественник.
Сама жизнь заставила финикийцев изобрести алфавит. 600 знаков содержало иероглифическое письмо египтян. Попробуй-ка, выучи все значки, это ж сколько надо было учиться!
А финикийцы были людьми очень занятыми, им надо было вести подсчеты и заключать торговые договора, составлять деловые документы. И вот возникает алфавит, когда каждый значок обозначает не слово и не слог, а звук. Причем буквы обозначают лишь согласный звук. Финикийцу достаточно было видеть костяк слова, чтобы понять, о чем шла речь. На самом деле это несложно, давайте-ка проверим: УЧНК — ученик, ШКЛ — школа. Не правда ли, догадаться можно?
Самые древние надписи, составленные из букв финикийского алфавита, были найдены во время раскопок в древнем городе Библе (ныне Джебель ) Они относятся к ХIII в до н. э. Писали финикийцы справа налево, записи делали чернилами на черепках. Черепков найдено немного; другое дело — надписи, высеченные на саркофагах, стелах.
Финикийский алфавит состоял из 24 букв. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. Ведь даже самое название греческих букв — это не что иное, как финикийские слова. Например "альфа" — это название первой буквы греческого алфавита. А это название произошло от финикийского слова АЛЕФ — Бык. Первоначальная форма этой буквы напоминает голову быка.
Название второй буквы "бета" произошло от финикийского слова БЕТ, что значит дом. Первоначально эта буква была упрощенным изображением плана дома. Теперь вы понимаете, в какую глубину веков уходит история так нам знакомого слова "алфавит".
Финикийский алфавит был несравненно удобнее и проще любой клинописи или иероглифов, нo созданный на его основе греческий — еще более совершенен. Он состоял из 24 букв, обозначающих как гласные, так и согласные звуки. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита. А тот в свою очередь стал родоначальником алфавитов всех западноевропейских языков.
Финикийская азбука также стала родоначальницей арабского и древнееврейского алфавита. Поэтому-то мы с благодарностью вспоминаем смуглых финикийцев, сделавших бесценный подарок человечеству — 22 простые по написанию буквы.
Итак, финикийский зал музея приоткрыл перед нами свои тайны. Его экспонаты — рассказ о стране, которая исчезла словно растворилась в дымке веков. Рассказ, который достоин прочтения.
Наталья Зыкова