Музей древнегреческих музыкальных инструментов в Катаколон

Музей древнегреческих музыкальных инструментов в Катаколон

08.06.2011 14:55

Музей древнегреческих музыкальных инструментов в Катаколон

Городок Катаколон (Катаколо) является портовой гаванью г. Пиргос и принимает более 700 тысяч туристов ежегодно, в основном благодаря круизным кораблям. В его уютных тавернах гости города могут отведать местные рыбные блюда. При желании туристы могут подняться в старый город (Понтикокастро) на некогда самые укрепленные бастионы Виллеардуинов, откуда при хорошей и ясной погоде открывается великолепный вид на окрестности.

Однако жемчужиной этого портового городка 5 лет назад стали два современных музея древнегреческой культуры, расположившиеся на небольшом удалении друг от друга при самом въезде в Катаколон: Музей древнегреческих технологий и Музей древнегреческих музыкальных инструментов.

Команда Greek.ru представляет Вам эксклюзивную статью на русском языке о двух уникальных музеях, которые заслуживают внимания всех путешествующих по Пелопоннесу.

Константин КоцанРабота всего выставочного комплекса – это результат многолетних исследований его основателя и автора этих удивительных реконструкций Константина Коцана (Котсана). Он посвятил свою жизнь изучению древнегреческого литературного наследия, а также конструкторских и инженерных решений.

Подробнее о Музее древнегреческих технологий >>>

В Музее древнегреческих музыкальных инструментов представлено сорок два уникальных экспоната, презентация которых сопровождается подробными комментариями, схемами и диаграммами Константина Коцана – он также является основателем музея и автором этих реконструкций.
Афанасия
О музее нам рассказывает г-жа Афанасия Курва.

Афанасия: «Само здание, в котором находится Музей инструментов – это подарок греческого судовладельца Янниса Лациса, который умер в 2003 году и оставил это здание в дар мэрии Пиргоса. Здание было полностью реконструировано, лишь в одной стене оставлен старый камень, показывающий, каким был дом великого грека».

(Современникам род Лацисов больше известен благодаря внуку Янниса – Парису, который отметился в роли жениха Пэрис Хилтон)

Воссозданная коллекция древних музыкальных инструментов есть наиболее полная и совершенная в своем жанре экспозиция. Создание или научно-технологическая реконструкция большинства музейных экспонатов стали результатом многолетних текстологических исследований, основанных прежде всего на детальном изучении литературных источников, а также на глубоком анализе памятников прикладного искусства древней Греции.

Из наиболее заметных инструментов можно назвать струнные эликон, монохорд и гексахорд Пифагора, при помощи которых великий философ проводил исследования музыкальных гамм, обосновав в своих выводах связь музыки с математикой.


Афанасия: «Посмотрите на разницу между древнегреческой музыкой, в которой ноты точно соответствуют математическим отношениям, и современной музыкой, когда по причине полифонии мы это соответствие немного изменили. Европейская музыка немного... фальшивит. Вы знали это? Да, она фальшивит, потому что музыка и математика связаны между собой. Чтоб извлечь эти ноты, нужно придерживаться четких математических отношений. Если я отклонюсь немножко влево или вправо – это уже фальшь. Но благодаря большому количеству музыкальных инструментов мы сейчас воспринимаем эти отклоненные ноты как точные».

Одним из экспонатов музея является «чарующая слух» лира Гермеса, которая, по древнему преданию, стала первым струнным инструментом человечества. В качестве одного из литературных источников использовался известный древнегреческий миф о Гермесе – юном и прекрасном боге, который, будучи еще младенцем, смастерил себе этот музыкальный инструмент из панциря черепахи, бычьей кожи, овечьих внутренностей и козьих рогов.

Афанасия: «Гермес при рождении не имел игрушек, потому что мать родила его на горе, скрываясь от супруги Зевса. А маленькому Гермесу очень хотелось поиграть, поэтому он искал-искал и нашел черепаху. Он сказал ей: «Я сделаю так, что ты, черепаха, будешь иметь лучший в мире голос». Древние греки отвели роль создателя первого струнного музыкального инструмента именно богу, потому что понимали, что музыка принадлежит не человечеству, а вселенной».


В одной из витрин представлена величественная кифара Аполлона – технологически сложный инструмент с ясным и глубоким звуком, оснащенный многоуровневой системой подтягивания и ослабления струн, в том числе и механизмом, придающим мелодии волнообразный звуковой эффект. Кифара требовала от всякого исполнителя исключительного мастерства и профессиональной подготовки, использовалась обычно как аккомпанемент к песенному творчеству во время песенно-музыкальных состязаний, а также на других общественных торжествах.

Афанасия: «Продолжим с мифом. Когда Гермес создал лиру, он проголодался и решил перекусить. Но чтоб поесть, одному богу требуются сто быков. Но на горе их не было. Он спустился вниз и украл быков старшего брата Аполлона. 100 быков! А Аполлон у древних греков – это очень большой бог, примерно как Христос сейчас. И он сразу понял, кто именно его обокрал, и поймал Гермеса. А Гермес был очень маленький и слабенький, он не мог противостоять брату, поэтому решил отвлечь его и отдал ему свою лиру. Аполлон был зачарован ее звучанием настолько, что выбросил свою флейту (авлос) и стал играть только на лире. Он стал предводителем Муз, и древние греки признали самым величественным музыкальным инструментов кифару Аполлона.
Так говорит миф. А мифы Древней Греции очень важны – они рассказывают правду.
Кифара Аполлона известна нам по древним изображениям, но... это не она. Древним художникам настоящая кифара казалась слишком сложной, они ее толком не понимали, поэтому они предпочитали изображать более простой инструмент и говорили, что это кифара. Но это не так, это не она!»


Среди экспонатов можно увидеть и «фампуру» - древний деревянный трехструнный инструмент с маленьким резонатором и весьма длинным грифом, ставший родоначальником многих современных струнных инструментов аналогичных ситару или лютне.

Уникальное собрание струнных инструментов древности обогащают и другие экспонаты: среди них известная «гомеровская форминга» – архаический инструмент древнегреческих сказителей, который в произведениях самого Гомера был охарактеризован не иначе как «сладкогласный» и «чистозвучный»; среди экспонатов можно увидеть также архаическую кифару, дионисийский барбитон, кифару Орфея, пектис Сапфо, тригон, самбику (самбук), эликон Птоломея и многие другие древние инструменты.

Афанасия: «У нас тут очень много самых разнообразных инструментов, вот посмотрите на эту древнюю кифару. Вы видите ее каждый вечер. Где? На небе! Очень просто – ведь это лира Орфея. По легенде, когда Орфей был растерзан менадами, Аполлон взял его лиру и забросил ее на небо, где она стала созвездием Лиры».

Кроме богатейшего собрания древнегреческих струнных инструментов на экспозиции представлены духовые и шумовые инструменты греческой архаики: многочисленные дудочки, свирели, флейты и фисгармонии, а также тимпаны, бубны и кимвалы со всевозможными погремушками и трещотками.

Экспозицию древнегреческих инструментов подытоживает гидравлический орган (гидравлос) Ктесибия – первый в истории клавишный орган, на котором для посетителей музея будут исполнены подлинные древнегреческие песнопения из единственно сохранившихся и дошедших до наших дней музыкальных источников Греции.



Афанасия: «Этот гидравлос относится к третьему веку до н.э. Позже византийский автократор подарил подобный инструмент римскому папе. И католики теперь используют орган в церковных богослужениях. Таким образом, у нас есть древний гидравлос, церковный орган – это его сын, а пианино – его внук».

Дополнительную информацию по экспонатам музея, основным библиографическим источникам, схемам и техническим описаниям можно получить на официальном сайте музея www.kotsanas.com.

Роман Симкин. Годунова Наталья. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"
Авторы благодарят Ольгу Дерновскую и Василия Бондаренко за помощь и консультации по ново- и древне- греческой теме.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 7773

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru