Ночь национальных чисток в Константинополе 1955 года

Ночь национальных чисток в Константинополе 1955 года

11.09.2007 16:41

Ночь национальных чисток в Константинополе 1955 года

Пассажирам афинского метрополитена хорошо известно, что на станции площади Синдагма часто проводятся различные мероприятия: выставки, художественные галереи, распродажи. Вечно спешащий житель греческой столицы быстро просматривает название очередной выставки и убегает дальше по своим делам, огромный мегаполис не оставляет много времени своему горожанину.
  
Но иногда следует остановиться и даже взять черно-белый буклет из рук не вечно улыбающихся рекламных девушек, а пожилой женщины с еле уловимой печалью в глазах. Прочитать и зайти в зал, заполненный фотографиями, заставляющими сжиматься сердце. Или прочитать в шумном вагоне метро и броситься потом разыскивать всю доступную информацию. Читать и задаваться вопросами: как, почему, за что?!
  
В эти первые осенние дни, а точнее 6 и 7 сентября каждый год у тысяч греков появляется печаль в глазах и кровоточит сердце. Ночь национальных чисток в Константинополе в 1955 году. Всего лишь полвека назад, уже в мирные годы после завершения Второй мировой войны, тысячи христианских жителей Стамбула и Измира, греки и армяне, заново пережили катастрофу 1920-х годов.
  
Весной 1955 года начались волнения на бывшем тогда британской колонией Кипре. Активисты из греков-киприотов требовали независимости острова от британской короны и, как логичное следствие, объединения с Грецией. Британские власти изобрели и всегда придерживались в политике по отношению к своим колониям приема «разделяй и властвуй». Внимание Турции, не обращавшей до тех пор никакого внимания на соседний остров, было искусно заострено на проблемах турок-киприотов. Как следствие, власти Турции начали кампанию по разжиганию национальной вражды, как на Кипре, так и у себя в стране.
  
Особо готовить общественное мнение не пришлось. После геноцида 20-х годов те немногие греческие и армянские семьи, оставшиеся на территории бывшей Османской империи, смогли снова подняться экономически, отстроить дома, обзавестись своим делом и добиться успехов, в основном, в торговле. Многие кварталы Константинополя снова стали напоминать добрые старые времена, как в эпоху расцвета христианских торговых предприятий. Нравилось ли это их соседям-туркам, не добившимся такого же экономического благополучия – вопрос риторический. Всегда легче найти виноватого в собственном неблагополучии, особенно, если он другой национальности и вероисповедания. Поэтому нетрудно предположить, что недостатка в добровольных погромщиках не было.
  
Поводом послужил взрыв в доме-музее Кемаля Ататюрка в Салониках. Как позже выяснилось, подрыв произвел сам смотритель музея взрывным механизмом, переданным ему турецкими спецслужбами. Средства массовой информации Турции умело раздули масштабы разрушений родного дома великого турецкого лидера, вызвав бурю возмущения турецкой общественности. Пресса времен президента Баяра и премьер-министра Мендереса представила истинно турецкий сценарий погромов и вандализма. Газета "Хюрриет", например, писала тогда: "Мы хотели бы напомнить нашему малому соседу Греции, что непристойные дети, если они не возьмутся за ум, достойны порки. Что и говорить, Греции знакомы турецкие побои". Прямо и откровенно.
  
Таким же простым был и разработанный план погромов. Предыдущей ночью были помечены дома, магазины и церкви, предназначенные к осквернению и разрушению. На следующую ночь более 100 тысяч погромщиков, хорошо организованных, обеспеченных  транспортом принялись исполнять свою черную работу. Пострадали около 80 церквей, 4500 магазинов, 2500 квартир, 40 школ. Были осквернены христианские кладбища, где погромщики не ограничились разрушением надгробий, а вскрыли и могилы. Страшные моральные потрясения пережили христианские женщины и девушки. Число убитых оценивается в 37 человек, но цифра эта не является абсолютной в силу невозможности точного подсчета. Материальный ущерб составил сотни миллионов долларов США, по некоторым оценкам – до миллиарда долларов в ценах той эпохи!
  
Подавляющее большинство греческих и армянских семей навсегда покинули пределы Турции. Новый, очередной исход христиан из Константинополя - сколько их было, начиная с черного вторника 1453 года!
  
От 140 тысяч греков, проживавших в Стамбуле середины 20-го века, остались несколько тысяч, а в Греции появились новые репатрианты. Где сейчас Лозаннское соглашение 1923 года, закрепляющее право на проживание в Стамбуле греческой общины? Видимо, там же, где и  право на самоуправление греческих общин на островах Имврос и Тенедос.
  
Прогрессивные граждане Турции, тем не менее, не забывают позорные страницы своей истории. В турецкой газете «Сабах» за 7 сентября вышла статья Эргуна Бабахана, посвященная событиям полувековой давности. Турецкий журналист с горечью пишет о преступлениях турецкого правительства против своих граждан – «великий город потерял свои краски, потерял свой голос» - и соотносит исторические уроки с сегодняшней ситуацией в стране, когда проблема исламизации и курдского меньшинства остро стоят перед современным турецким обществом.
  
В 2006 году была основана Экуменическая федерация жителей Константинополя по совместному решению 26 обществ константинопольцев, расположенных как в Греции, так и за ее пределами. Целью создания федерации провозглашено объединение усилий по поддержке Патриархата в Фанари, оставшихся еще в Константинополе соотечественников, и, конечно, для сохранения и передачи молодому поколению  культуры Константинополя. Благодаря федерации и была организована выставка памяти на станции Синдагма.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3927

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru