Хорватия стала 28-м государством Европейского союза

Хорватия стала 28-м государством Европейского союза

01.07.2013 04:54
 Хорватия сегодня официально стала 28-м государством-членом Европейского союза.

Празднества по случаю торжественного события были не такими пышными, как ранее в подобных случаях, и во многом прошли под знаком дискуссий о состоянии как хорватской экономики, так и дальнейшей судьбы ЕС. Учитывая, что экономика балканской страны уже пятый год не выходит из рецессии, а безработица достигает рекордных 21 проц от трудоспособного населения, мало кто из хорватов настроен широко отмечать долгожданную европейскую интеграцию.

В Брюсселе также обеспокоены многочисленными экономическими проблемами, с которыми столкнулся ЕС в последние годы. Именно они стали причиной многочисленных трений внутри сообщества и спекуляций о его возможном распаде.

Согласно последним данным исследования общественного мнения, вступление Хорватии в Евросоюз безоговорочно поддерживают лишь около 23 проц населения страны. За время кризиса евро привлекательность ЕС в глазах граждан существенно померкла, и, по мнению многих хорватов, европейская интеграция не принесет стране ничего хорошего, о чем наглядно говорят недавние примеры Греции и Португалии.

Президент Хорватии Иво Йосипович рассказал в интервью одному из местных телеканалов, что в последнее время западные журналисты часто задавали ему вопрос о том, почему Хорватия хочет вступить в Евросоюз. "Потому что мы верим, что у ЕС есть будущее", - подчеркнул президент.

Хорватия присоединяется к евросообществу спустя немногим более 20 лет, прошедших с момента начала войны за независимость, за четыре года которой в стране погибли около 20 тыс человек. Страна с населением 4,4 млн человек стала вторым по счету государством, входившим в состав бывшей Югославии, которая стала членом Европейского союза. Первой стала в 2004 году Словения.

На преодоление пути к ЕС Хорватии потребовалось семь лет непростых и зачастую непопулярных реформ и решений, осуществляемых под контролем Брюсселя.

В частности, Загреб выдал Международному трибуналу по бывшей Югославии ряд высокопоставленных военных и политических деятелей, обвиняемых в совершении военных преступлений, что вызвало крайне негативную реакцию граждан. Власти также вынуждены были продать многие прославленные судостроительные верфи, погрязшие в многомилионных долгах. В стране началась борьба с коррупцией во всех эшелонах, в результате чего за решетку угодил даже бывший премьер-министр Иво Санадер.

Известие о том, что из-за занятости торжественную церемонию вступления Хорватии в ЕС не посетит неформальный лидер блока - канцлер Германии Ангела Меркель - также не прибавило праздничного духа. Сославшись на чрезвычайную занятость, Меркель направила руководству Хорватии видеопослание, в котором помимо поздравлений обратила внимание на необходимость укрепления главенства закона и дальнейшей борьбы с коррупцией.

По мнению ряда аналитиков, для Хорватии, значительную часть поступлений в бюджет которой дают доходы от туризма, вступление в Евросоюз оживит туристический сектор и обеспечит столь необходимый проблемной экономике стимул.

Эксперты сходятся в том, что присоединение к ЕС, безусловно, улучшит имидж Хорватии как туристического направления и даже сможет принести новые инвестиции: туризм обеспечивает ключевую поддержку для экономики страны, борющейся с рецессией почти непрерывно с 2009 года. В прошлом году на долю туризма пришлось около 15 проц ВВП страны - общая сумма дохода составила около 6,8 млрд евро.

К другим безусловным плюсам можно отнести и то, что вступление Хорватии в Евросоюз значительно поднимет статус страны, и что Загреб получит жизненно необходимые субсидии ЕС. По данным минфина, в 2013 году государство получит от ЕС 800 млн евро, затем из года в год эта цифра будет только увеличиваться. Кроме того, Хорватия повысит свою инвестиционную привлекательность, а ее граждане смогут абсолютно свободно передвигаться по территории ЕС, легко трудоустраиваться и получать высококачественное европейское образование.

В то же время цена членства ЕС для Хорватии может оказаться непомерно дорогой. Главные опасения хорватов заключаются в том, что экономически слабая страна может не выдержать неравной конкуренции с сильными соседями. В частности, с итальянцами, которые могут на корню скупить местный бизнес. Многие боятся резкого повышения цен при том, что заработные платы останутся на том же уровне, а также введения для хорватского бизнеса завышенных европейских требований и, соответственно, разорения местных компаний.

Озабоченность вызывает также возможность наплыва в балканскую страну огромного числа нелегальных мигрантов.

Многих хорватов пугает перспектива выплаты своих кровных сбережений в общеевропейский "котел", откуда эти средства пойдут на выплату греческих пенсий, португальских пособий по безработице. Кроме того, многие сомневаются в будущем ЕС и евровалюты, особенно на фоне призывов ряда стран к выходу из еврозоны и возвращению к национальным валютам. Не радует хорватов и перспектива окончательно потерять экономическую самостоятельность, особенно в свете недавних договоренностей лидеров Италии и ФРГ о создании единого экономического правительства еврозоны.

Приняв Хорватию, Евросоюз завершил цикл расширения по меньшей мере до конца десятилетия

Евросоюз с приемом Хорватии в сообщество завершил целый цикл своей истории. По мнению оптимистически настроенных европейских аналитиков, следующую страну в единую Европу "возьмут" не раньше 2020 года. По мнению пессимистов, о расширении речь вообще более не идет, и первые страны начнут покидать сообщество все к тому же 2020 году.

Хорватия подала заявку на вступление в ЕС в 2003 году, успев сделать это до начала не только мирового финансового кризиса /2008 год/ и европейского кризиса суверенной задолженности /2010 год/, но и до институционального кризиса ЕС /2005 год/, начало которого ознаменовал провал европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах. Именно тогда, в конце 2005 года, в качестве одного из объяснений этого провала в кулуарах брюссельских штаб-квартир институтов Евросоюза впервые прозвучал термин "усталость от расширения". Тогда он относился к самому крупному расширению ЕС - 2004 года, когда в сообщество вступили разом 10 стран Восточной Европы, после чего Евросоюз практически полностью утратил управляемость. Впоследствии этот термин стал звучать все чаще, и последнее расширение сообщества - в 2007 году, когда в ЕС вступили Румыния и Болгария, лишь обострило эту проблему, добавив в повестку дня Евросоюза проблемы с массовой незаконной иммиграцией и последующими депортациями цыган, серию коррупционных скандалов в высших эшелонах власти и случаи неадекватного использования средств из европейских фондов.

Следующие в списке

Впрочем, были еще две страны, с которыми переговоры о подготовке к вступлению начались в тот же период - Македония /2004 год/ и Турция /2005 год/. Увы, помимо проблем самого переговорного процесса, прием этих стран в ЕС прочно блокирован их сложными отношениями со странами-членами сообщества. Турция не признает входящую в ЕС Республику Кипр, а Македония ведет двадцатилетний спор о своем названии с Грецией, который уже стоил Скопье блокирования ее приема в НАТО в 2008 году.

Следующими в списке стоят Черногория, которая начала переговоры в 2012 году, и Сербия, которой европейцы обещали начать переговорный процесс до конца этого года, если конечно она будет продолжать мириться с Косово. О перспективах завершения этих переговоров в Брюсселе сегодня никто говорить даже не пытается. Потенциальными кандидатами остаются Босния и Герцеговина, Албания и Косово. На этом список стран, которые могут быть приняты в ЕС, хотя бы в теории, завершен.

Таким образом, Хорватия стала последней страной, старт переговорам с которой был дан с еще относительно благодушных докризисных позиций и не был отягчен нерешаемыми противоречиями. Хорватия успела "проскочить" - с каждым следующим кандидатом работы будет все больше, а внутреннее сопротивление стран сообщества будет становится все серьезнее.

"Процесс европейской интеграции похож на крокодила"

По меткому выражению постпреда России при ЕС Владимира Чижова, "процесс европейской интеграции похож на крокодила - не из-за зубов, просто, как и крокодил, он не может двигаться назад".

Однако он может до бесконечности замедлять движение вперед. Именно этого ожидают сегодня европейские аналитики. Впрочем, таков цикл жизни всех великих империй в мировой истории. Расширение, стабилизация, стагнация и распад. Задача аналитика - определить в какой точке на этой схеме находится современный Евросоюз.

Что касается европейской бюрократии, то для нее вступление Хорватии - это праздник настоящий, без прикрас. Как заявил 28 июня по итогам саммита ЕС в Брюсселе глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, "это свидетельствует о том, что Евросоюз не утратил привлекательности для европейских народов". Поддерживает европейский дух, так сказать.

Отказ Исландии

Европе такое свидетельство было не лишне. Особенно после того, как в мае этого года произошло небывалое событие - от вступления в Евросоюз отказалась очень перспективная страна-кандидат, которой прочили быстрое вступление "экстерном", поскольку она, в отличие от государств Балкан, изначально соответствовала большинству европейских норм и требований. То была Исландия. Рейкьявик начал переговоры о вступлении в ЕС, напуганный размахом финансового кризиса 2008 года, но пять лет спустя прервал этот процесс, напуганный еще больше методами, которыми сегодня Брюссель борется с финансовыми неурядицами. Отказ Исландии от присоединения к сообществу стал мощным ударом по европейскому самолюбию - в Брюсселе и европейских столицах об этом событии постарались как можно меньше говорить и побыстрее забыть.

Что же до хорватов, то их мечта наконец сбылась. Увы, как это нередко случается в жизни, сбывшись, мечта утратила изрядную долю изначального шарма. С момента, когда Хорватия выдвинула свою кандидатуру на вступление - 21 февраля 2003 года, прошло более 10 лет. После завершения балканских войн Хорватия рвалась в динамично развивающееся сообщество наиболее передовых государств мира. Сегодня положение Европейского союза выглядит не намного лучше, чем самой Хорватии. Рецессия, 50-процентная безработица среди молодежи, экономическая неопределенность в будущем. Да, Хорватию по-прежнему ждет обещанная ей помощь из фондов развития ЕС /свыше 750 млн евро только в этом году/, но, как показывает опыт Болгарии и Румынии, эти деньги предстоит отрабатывать - бороться с коррупцией, укреплять бюджетную дисциплину, проводить структурные реформы. В случае недостаточного усердия, Брюссель теперь может эти выплаты и приостановить.

Да и "полноправное вступление в европейскую семью", о котором речь шла в 2003 году, сегодня выглядит несколько иначе. До принятия Лиссабонского договора ЕС в 2009 году все решения в рамках сообщества принимались только единогласно всеми странами-членами. Компромисс искали до тех пор, пока он не устраивал все без исключения государства ЕС. Увы, после вступления в ЕС в 2004 году сразу 10 стран Восточной Европы этот метод перестал работать. 15 государств могли договориться между собой, 25 - уже нет. Как следствие, приняв Лиссабонский договор, Евросоюз отказался от принципа компромисса - теперь основные решения, в первую очередь, в области экономики принимаются в Совете ЕС путем голосования - квалифицированным большинством голосов. Права вето больше нету.

"Европейский семестр"

С 2011 года в лексиконе Евросоюза появился новый термин - "европейский семестр", суть которого заключается в том, что теперь Еврокомиссия дважды в год дает оценку национальным бюджетным политикам стран-членов Евросоюза и под угрозой санкций требует от них выполнения макроэкономических требований Брюсселя, направленных на соблюдение бюджетной дисциплины во избежание новых кризисов. Фактически принятие бюджета перестало быть суверенной прерогативой государства и перешло под наднациональный контроль.

Неприятный осадок оставил и отказ нынешнего де-факто лидера ЕС - канцлера ФРГ Ангелы Меркель приехать в Загреб на связанные со вступлением торжества, как она сама объяснила на пресс-конференции в Брюсселе, "из-за загруженного графика работы" в воскресенье, 30 июня.

Теперь Загребу предстоит адаптация к европейскому единому рынку в условиях продолжающегося кризиса, рецессии и социальной напряженности, что остается сложной задачей.

Введение, по требованию Еврокомиссии, виз для россиян, не будет способствовать упрощению этого процесса - не меньше 15 проц ВВП Хорватии составляют доходы от туризма, а насколько потрепанные кризисом европейцы смогут заменить этой стране потерянных российских туристов - покажет только время.
Источник:  http://www.itar-tass.com

Количество показов: 4025


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.