Какими будут цены в новых членах ЕС

02.02.2004 00:00

Какими будут цены в новых членах ЕС

Еврокомиссия пришла к выводу, что в десяти странах, которые через 3 месяца станут членами ЕС, слишком низкие цены, и поэтому цены в Европе нужно 'выравнивать'.

Сейчас в среднем цены на товары и услуги в десятке будущих членов ЕС примерно вдвое ниже, чем в 15 нынешних его членах. Эксперты Еврокомиссии отмечают, что так было и при предыдущих расширениях ЕС, но потом цены постепенно "выравнивались". Напомним, что среди нынешних стран-новичков практически все являются "туристическими", и соответственно, решения ЕС прямо касаются кошелька туристов.

Уже понятно, что выравниваются цены при вступлении в ЕС своеобразно.

Цены не снижаются в более развитых и растут во вновь вступающих, а просто поднимаются в последних до уровня первых, т.е. общеевропейских. Так что на уровни воды в сообщающихся сосудах это совсем непохоже.

Когда Португалия и Испания вступали в ЕС в 1985 году, цены в них составляли, соответственно, 60 и 70% от уровня в остальных странах сообщества. Сейчас же этот разрыв между членами союза и десятью кандидатами еще больше.

Только Мальта и Кипр приближаются ко всей остальной Европе - там цены в целом составляют 87% и 82% от цен в ЕС соответственно. Словения - уже значительно дешевле (66% от уровня цен в ЕС). Польша и Латвия почти вдвое дешевле, чем будущие партнеры по общему рынку (55 и 54%), а Литва, Эстония, Чехия и Венгрия - более чем вдвое (46-47%). Самой дешевой из стран-кандидатов остается пока Словакия.

Выравниваться именно в сторону повышения, как объяснили "Газете.Ru" эксперты, цены будут по причинам экономическим и политическим. "Когда десять стран станут членами ЕС, для них сократятся многие издержки - по пересечению границы, человеческого капитала (полякам, например, проще будет работать в Британии) и т.д. - и в конце концов эти страны по своему экономическому развитию начнут выходить на уровень Западной Европы. Это значит, что вырастет спрос населения на многие виды товаров, вырастут зарплаты и общий уровень жизни, а это не может не вызвать роста цен", - объясняет ситуацию экономист инвесткомпании "ТройкаДиалог" Антон Струченевский. Кроме того, эти страны не сразу перейдут на евро, но будут стремиться к этому, добавляет начальник аналитического отдела инвесткомпании "Финам" Сергей Аринин. Переход на евро ликвидирует еще и валютные преграды, что лишь ускорит процесс интеграции и скорость, с которой десять стран-новичков догонят Евросоюз.

Теоретически, цены в объединяющихся странах должны именно выровняться, то есть немного повыситься в странах-претендентах и немного понизиться во всей остальной Европе. "Но соотношение экономик слишком разное, - отмечает начальник исследовательского отдела банка ING Юлия Цепляева. - Если мы возьмем девять дорогих яблок, а рядом положим одно дешевое, то оно тоже станет дорогим".

Во-вторых, не в интересах самого Евросоюза, чтобы цены в странах-новичках были ниже - иначе туда начнет перетекать спрос и новичкам будут доставаться все сливки, - поэтому ЕС будет настаивать на искусственном завышении цен, уверена Юлия Цепляева. "Точно так же сейчас Всемирная торговая организация за право членства в ней требует от России поднять тарифы естественных монополий на энергоносители, - отмечает аналитик инвестбанка Траст Николай Кащеев. - Сейчас у нас бензин дешевый, а будет дорогим".

Есть немало механизмов для того, чтобы заставить цены расти. Некоторые страны уже приступили к активным действиям. Например, в Чехии подняли налог на добавленную стоимость на услуги связи, алкогольные и табачные изделия с 5 до 22%. При этом, надо отдать чехам должное, они почти сразу объявили об усовершенствовании системы выдачи виз - обещают, что после ее введения скорость получения чешской визы должна возрасти.

Туристическим фирмам грядущие ценовые изменения в Восточной Европе, Прибалтике и на средиземноморских островах не нравятся совершенно. Как рассказала "Газете.Ru" представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, туроператоры ожидают снижения туда потока туристов после вступления десяти стран в ЕС на 30-40%. <Так всегда происходит, когда с любимыми местами отдыха происходят кардинальные изменения>, - отмечает она. Например, когда в Болгарии ввели визы, россияне туда практически перестали ездить, то же самое случилось с Финляндией, когда страна присоединилось к еврозоне, и цены в ней сильно выросли.

Только любовь, по мнению Ирины Тюриной, способна спасти туристический бизнес от падения спроса. После вхождения в ЕС, говорит она, некоторые страны, которые и сейчас не особенно популярны, например, Словакия, Словения, - совсем потеряют туристов, в другие - в Чехию, на Кипр - потом все равно начнут ездить. <Для россиян путешествия стали физиологической потребностью, поэтому любимые курорты они не бросят, как бы дорого они им не обходились>, - уверена Ирина Тюрина. И все же тех туристов, добавим от себя, для которых "лишние" 50 евро уже представляют проблему, новые члены ЕС могут потерять навсегда.

Куда оптимистичнее высказываются опрошенные "Газетой.Ru" специалисты туристической информационной службы "БАНКО".

По их мнению, на первых порах, возможно, и будет снижение туристического потока, в целом же все зависит от работы визовых служб этих стран. Если повысится стоимость виз, это может негативно отразиться на желании туристов посещать страны Восточной Европы. Что касается повышения цен на товары и услуги в самих странах - будущих членах ЕС, то это незначительно влияет на поток туристов. Несмотря на то, что в Чехии уже выросли цены на связь, алкогольную и табачную продукцию, туристы, как говорят в "БАНКО", "ездить туда не перестали".

Опрошенные газетой финасовые эксперты уточняют, у разных стран Восточной Европы займет разное время догнать по уровню цен ЕС: у развитых - Польши, Чехии, Венгрии - года 2-3, и менее развитых - Словении, Словакии - 4-5 лет. Так что посетить Прагу, Варшаву и Будапешт лучше успеть сейчас - скоро это станет заметно дороже.

Екатерина Каменкова

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2564

ИСТОЧНИК: http://www.gazeta.ru/