"Неписаный закон" кипрского народа

14.12.2005 17:40

"Неписаный закон" кипрского народа

Как душа отдельного человека раскрывается в его поступках, так душа целого народа проявляется в его пословицах. Образные, меткие, мелодичные и чрезвычайно разнообразные, кипрские пословицы — это неиссякаемый источник для изучения характера народа и его психологии.

"Это неписаный закон и моральный кодекс, жизненная философия и живая история народа" — так определил значение пословиц известный собиратель народных изречений Павлос Ксутас. Его труд "Пословицы кипрского народа" содержит тысячи интереснейших выражений жителей острова. Долгие 50 лет потратил исследователь на собирание кипрских пословиц и поговорок, еще четыре года — на составление богатейшего сборника народных мудростей.

Однако пословицы трудно постичь лишь из письменных источников. Они существуют, пока слетают с уст людей, пока являются непосредственным отражением окружающего мира. Другое дело, что многие пословицы, появившиеся десятки и даже сотни лет назад, не менее актуальны и сегодня.

Когда бедность входит в дверь, любовь выходит через окно

Довольно сложно оспаривать верность подобного утверждения: слишком часто оно находит свое подтверждение в жизни. Теме любви посвящено немало кипрских пословиц. К сожалению, при переводе многие из них теряют свою стихотворную форму и ритмичность. Но глубина понимания остается: любовь нуждается в благоразумии и смирении, но и не терпит промедлений.

Весьма поучительны кипрские пословицы о семейной жизни. Если хочешь получить невесту, иди к ней в дом в субботу. А как еще можно понять, хорошей ли девушка будет хозяйкой, если не увидеть ее в самый разгар домашних дел? Как угадать характер будущей жены? Ответ прост: смотри на мать — женись на дочери.

Щедрое угощение в доме и умение женщины вести хозяйство всегда демонстрировали, насколько повезло мужчине с женой. Отсюда вывод: полна кладовка — хороша жена.

Любимую жену балуют и лелеют, а о заботливом муже говорят так: бережет ее (жену), как оливку на тарелке. Пословица идет еще из тех времен, когда для небогатого населения Кипра оливки были очень ценным продуктом.

На протяжении многих лет образование на Кипре было почти недоступно, и особенно ценились среди народа опыт и умение дать полезный совет. Потому и рекомендует старая пословица: Если нет в твоем доме старика — купи его.

Нет силы — льсти

Что ж, пусть не самый благородный, зато верный способ выживания. Именно такую тактику приходилось использовать местным жителям в годы иностранных колонизаций. История, без сомнения, оказала большое влияние на характер народа, что нашло свое отражение в его устных творениях — пословицах: человек без терпения — что лампа без масла.

Ты меня не любишь — так обмани своей улыбкой. Эта распространенная по всему острову пословица — настоящий урок дипломатии. А вот другая пословица, напротив, предостерегает слишком наивных: слышишь хорошее — не верь, плохому — верь.

О лицемерах, что скрывают истинные намерения под невинным видом, говорят: кто ее (его) не знает — дорого купит. Или так: стало горькое сладким; снаружи — красавица, внутри — чума. Учит народная мудрость и тому, как обращаться со своими недоброжелателями: хочешь огорчить врага — не отвечай ему.

Цену дружбе народ знал всегда, потому и говорится: один друг в трудную минуту стоит целого государства.

Не веришь мне, а веришь моему ослу?

Деревенская жизнь всегда наполнена тяжелой работой, в которой людям помогают животные. Среди них, правда не столь часто, — сильные верблюды и, конечно же, упрямые ослики. Чтобы проехаться верхом на верблюде, требуется определенная смелость, а отсюда уже и более широкое значение пословицы: кто боится, тот не ездит на верблюде. В неважных музыкальных способностях на Кипре медведя не винят, зато о самом неудачливом исполнителе скажут: ревет как осел. Боль заставляет забывать о правилах хорошего тона, поэтому похожая метафора заложена в другой пословице: кто болен — ослом ревет. Богатство и бедность — коллизия, старая как мир, но народ находит иносказательный способ ее выражения: даже ослы не носят одинаковых седел.

Не обойдена вниманием и хитрая лиса, но вновь с присущей народу изобретательностью: лиса и во сне видит кур; оставили лису сторожить курятник; смотришь, как лис на курицу; одно предполагает лиса, другое — меховщик.

Правда — это Бог, а Бог один

В народе всегда жила вера в высшую силу, на которую можно положиться в самые трудные минуты: пусть меня все ненавидят и любит Бог.
Образ дьявола как олицетворения зла и человеческих слабостей нередко присутствует в кипрских пословицах: дьявол далеко, а его деяния близко. О тех, кто всю жизнь грешил, а в старости решил откупиться щедрым пожертвованием церкви, говорят: когда дьявол состарится — станет священником. Невиновному же наказания не страшны, поэтому и утверждает народная мудрость: когда воруют — не воруй, когда вешают — не бойся.

Во многих пословицах проявляется удивительное чувство юмора кипрского народа и умение посмеяться над собственными недостатками: дай деревенщине храбрости — залезет в кровать в ботинках. Всем известна длительность процессов в кипрских судах, поэтому невозможно не оценить иронию сложенной уже достаточно давно пословицы: как освободишься — пойдешь в свидетели.

Несомненно, в пословицах отражается индивидуальность кипрского народа, свойственный лишь ему образ мышления. Но при этом сходство пословиц разных народов — это подтверждение близости людей вне зависимости от их национальной принадлежности. Любая пословица поучительна, но это не прямое наставление. Смысл пословицы зашифрован в образном сравнении. Его разгадка напоминает своеобразное упражнение для ума, которое и ведет к постижению истины.

Некоторые кипрские премудрости (и их толкование)
*  О нас сложат песню (с иронией о неразумном, глупом поведении)
*  Обеими ногами в одном ботинке (о весьма и весьма затруднительной ситуации)
*  Нет кошки, пляшут мыши (о полной, хотя и временной безнаказанности)
*  Не добавляй воды в вино (призыв говорить о главном, не отвлекаясь на детали)
* Один вино пьет, другой пьянеет (таков закон жизни: не всегда к ответу призывают истинного виновника)
*  Тот, у кого болит, идет ко врачу (о притворных жалобах мнимых больных и не только)
*  Не по зубам сухарик (о недоступности)
*  Тихонько яйца не разобьешь (о слишком нерешительных особах)
*  Бык его, где хочет — там его и привязывает (стоит ли вмешиваться в чужие дела?)
* Когда сосед хромой, начнешь поневоле хромать (разве не склонны мы перенимать чужие привычки?)
*  Одни делают, другие находят (бывают же по жизни везунчики!)
*  Еще не умер, а свечи уже зажгли (о нетерпеливых наследниках)
*  Если вышел в круг — танцуй (начатое дело все-таки следует завершать)
*  У кого нет ума — есть ноги (сравним с бешеной собакой, которой и семь верст не крюк)
*  Десять раз отмерь, один раз отрежь (десять вместо наших семи — чтобы наверняка)
* Послушай двоих, чтобы выбрать одно (всегда нелишне сравнить мнения оппонентов, прежде  чем прийти к конечному решению)
*  Одни едят, сколько хотят, другие — сколько имеют (такие вот непохожие диеты у богатых и бедных)
*  Когда за тобой охотится удача, не охоться за ней! (напутствие не переусердствовать, ведь, как говорится в русской пословице, от добра добра не ищут)

Елена Христофору

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4450

ИСТОЧНИК: http://www.cyprusadvertiser.com





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.