Первый епископ Китийский

24.04.2005 23:25

Первый епископ Китийский

"Первосвященники положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса" (Ин.12:10-11). "Китион — древнее название Ларнаки. По преданию город основан потомком праведного Ноя Китимом. Историко-археологические свидетельства говорят о том, что город и его гавань известны, по крайней мере, с 12 в. до н.э." ( Из путеводителя).

О том, как произошло воскресение св. Лазаря, рассказано Евангелистом Иоанном Богословом столь подробно, что при чтении 11 главы Евангелия от Иоанна словно присутствуешь при великих событиях воскрешения Господом Его умершего Друга. О дальнейшей судьбе св. Лазаря в 12 главе Евангелия от Иоанна говорится совсем немного и довольно загадочно. Словно начат рассказ, да не закончен, будто какие-то обстоятельства не дали возможности Евангелисту подробно рассказать о посмертной судьбе Друга Христа. А на страницах Евангелия начинается повествование о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Судьба Лазаря как бы уходит в тень. Все заслоняют собой Страдания Господа, Голгофа, скорбь погребения и триумф победы над смертью — ликование Воскресения Христова. А что же Лазарь? Предания Православной Церкви бережно сохранили для всех последующих поколений драгоценные подробности жизни, служения и подвига св. Лазаря на Кипрской земле. Итак, перенесемся в 30-ые годы  первого века по Рождеству Христову на остров Кипр, в древний Китион…

ГОСТЬ ИЗ ПАЛЕСТИНЫ

С корабля из Палестины сошел по сходням в шум и толчею китийского порта ничем не примечательный с виду иудей, некто Лазарь. Пожалуй, лишь особенно скорбный взгляд больших темных глаз мог привлечь чье-то сочувственное внимание или досужее любопытство. После воскрешения выражение лица Лазаря изменилось. Подумать только, с того времени  прошло почти две тысячи лет, но из поколения в поколение передается: Лазарь ни разу в своей второй жизни не улыбнулся. Почему так глубока была его душевная мука? В молитве Святому есть такие слова: "Владыка живота и смерти (Господь Иисус Христос) попустил тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершия  во множестве неисчетным адовыми узами содержимыя и страшные страх видел еси". Побывав за гранью жизни, увидев адские муки грешников, Лазарь был так глубоко потрясен, что след этого потрясения нес всю жизнь. Его скорбный лик, взгляд, полный глубоко затаенной печали пронзительно точно изображены на кипрских иконах святого.

ПРОПОВЕДЬ В СИНАГОГЕ

По приезде в первую субботу Лазарь, как праведный иудей, пришел в синагогу, где собирались его соотечественники, чтобы слушать чтение Закона и Пророков. Часто бывало, что начальник синагоги предоставлял слово вновь прибывшим, особенно, если то были иудеи, недавно прибывшие с родины. Мог ли Друг Христов не поведать соотечественникам о том чуде, которое с ним произошло, мог ли не возблагодарить Господа за то, что Сына Своего Единородного послал на грешную землю во спасение людей?! Как правило, проповеди апостолов заканчивались двумя последствиями: начальники, возбуждая фанатизм иудеев, изгоняли апостолов из синагог, язычники же, привлеченные проповедью любви,  принимали святое крещение. И оказался Друг Господа на окраине города Китиона, точнее даже за городом, в болотистой низине недалеко от морского берега. Здесь  местами поднимались каменистые холмы, прорезанные глубокими трещинами. А в одном холме темнел таинственный вход, оказалась там небольшая пещера. Здесь и поселился будущий епископ Китийский.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

Начинается вторая жизнь святого Лазаря. Это уже не тот "некто Лазарь из Вифании", но святой аскет, молитвенник и проповедник. На тропинке, которая ведет к его пещере, мы можем встретить и бедных иудеев, жаждущих истины, и изможденного тяжкой работой раба. Бедняга поздно вечером украдкой от хозяев пробирается сюда, чтобы встретить Праведника и обрести надежду на справедливость, которая обязательно восторжествует. А еще была напряженная молитвенная жизнь, строгий пост, — так в делах милосердия и любви, со словом Божиим вокруг Друга Христова собиралась христианская община. Здесь уместно будет вспомнить один из немногочисленных эпизодов из жизни святого Лазаря, который память народная сохранила и бережно донесла до наших дней.

САЛИНЕС

Рассказывают, что однажды знойным летним днем Праведный Лазарь, мучимый жаждой, шел по тропинке среди плодоносящего виноградника. Навстречу ему с корзиной, наполненной спелыми гроздьями, шел хозяин виноградника, богач, отличавшийся неимоверной жадностью. Корзина была прикрыта листьями, дабы палящие лучи солнца не причинили вреда плодам. А хозяин мысленно подсчитывал барыши, которые его ожидали в этот урожайный год от продажи винограда. "Добрый человек!" — услышал хозяин непривычное обращение. (Давно никто так его не называл). Он увидел бедно одетого иудея, который приветливо смотрел на него. "Позволь мне утолить жажду твоим виноградом". Бедняк ждал ответа. И тут же изворотливый ум подсказал богачу выход из затруднительного положения. "Виноградом? Э-э-э, так я несу…соль!", — ответил хозяин, внутренне радуясь своей находчивости: "Конечно, этот бедняк много не съест, а все равно жаль добро переводить". Тяжело вздохнув, встречный промолвил: "Значит, соль, говоришь? Ну что ж, пусть будет по слову твоему" и удалился. Солнце нещадно палило, зной сгущал воздух, марево зыбилось, размывало очертания гор и долин. Богач и не заметил, как  виноградник словно растворился в жарком воздухе, а на его месте появилось озеро, наполненное  водой.  Он бросился к воде, удивляясь и радуясь, ведь вода всегда в Китионе была роскошью. Но, вскрикнув, отшатнулся, ощутив горько-соленой вкус озерной воды.
Так, согласно преданию, возникло Соленое озеро, "Салинес" называют его жители Ларнаки. Возникло, как наказание за жадность и ложь, но и как бесценный дар Китиону от святого Лазаря. Ведь вплоть до тридцатых годов двадцатого века жители города черпали отсюда свое благосостояние: соль экспортировалась во многие страны мира. И сегодня Соленое озеро является достопримечательностью города. Летом оно безводно и белоснежные  соляные "сугробы" окаймляют его. Но лишь пройдут первые зимние дожди, как наполняется оно водой. Тогда вечерняя Ларнака, словно принарядившаяся красавица, любуется отражением своих многоцветных огней в зеркальной глади озера. А на рассвете розовые фламинго совершают свои прогулки, восхищая зрителей, которые специально приезжают сюда, чтобы полюбоваться Салинесом и его обитателями.

ВСТРЕЧА С АПОСТОЛАМИ

Однако вернемся к той тропинке, которая вела к пещере святого Лазаря, тем более что от озера до нее рукой подать. Однажды на ней оказались три человека, которые тоже хотели увидеть Праведника. Многое произошло с каждым из них за те двенадцать лет, что прошли после отъезда Лазаря из Палестины. И сейчас, встречая гостей, апостолов Павла и Варнаву, а также племянника Варнавы Марка, Лазарь испытывал нетерпение. Хотелось поскорее узнать новости с родины. Что поведали апостолы Лазарю? Наверное, рассказали о гонениях на христиан в Иерусалиме после его отъезда, о распространении Церкви в Финикии и Антиохии. Вот как об этих событиях повествует Закон Божий: "Слово Христа росло и распространялось. Возвратившись из Иерусалима в Антиохию, Варнава и Павел продолжали здесь свою проповедь. Когда же они служили Господу и постились, Дух Святой сказал Церкви: "Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Тогда пресвитеры Антиохийской Церкви, совершив пост и молитву, возложили на Павла и Варнаву руки и отпустили их в далекое путешествие. С ними пошел и прибывший из Иерусалима Иоанн (Марк). Путешественники … отплыли на остров Кипр. Там они высадились при Саламине, а затем прошли весь остров с востока на запад…"
Эту же миссию выполнял и Лазарь в Китионе. И вот происходит важнейшее событие не только в судьбе Лазаря и его небольшой общины, но и судьбе Кипра — рукоположение святого Лазаря во епископа Китиона, и было это в 45 г. по Рождеству Христову. Чудесной памятью о тех событиях является икона "Всех Святых в Кипрской Земле Воссиявших". На этой иконе мы видим сонм святых, которых кипрская земля подарила православному миру. Три апостола стоят в первом ряду. Павел и Варнава бережно держат храм, справа от них святой Лазарь с Евангелием в руках, слева — Марк Евангелист. Они стоят плечом к плечу, великие святые, основатели Церкви Христовой, устроители Кипрской православной церкви. Все они,  кроме святого Лазаря,  погибли мученической смертью.

АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

А у Святого Лазаря впереди были почти два десятилетия епископского служения, наполненные усердными трудами, полными духовной борьбы. Кто же препятствовал распространению Слова Божия? Мощным препятствием был фанатизм иудейских общин. В рассказе "Странствия и мученичество Святого Варнавы Апостола" очень ярко передана обстановка, окружавшая христиан на Кипре. Неизвестный автор описывает, как Апостол Варнава проповедовал Слово Божие, но "пришли из Сирии иудеи и стали возражать против того, что он говорил, и, возражая, богохульствовали. Они поднимали против него народ, говоря, что в словах его нет ничего истинного, а тот, кого он называет Иисусом, какой-то обманщик и безбожник, нарушавший закон и субботу, и сказанное пророками. И искали случая убить его". И это были не пустые угрозы, расправы со свв. Варнавой и Ираклиодием поражают звериной жестокостью. Второй враждебной силой были жрецы бесчисленных языческих храмов. Интуитивно чувствуя, что духовный тупик поклонения десяткам богов привел их к краху, они с ненавистью встретили проповедь апостолов и Святого Лазаря. Однако примечателен следующий отрывок из "Странствия и мученичества…":
"Но там была одна женщина, вдова. Она была за пределами города и не поклонялась богам". Ради таких людей и начал свое служение святой Лазарь на Кипре. Он разделил их участь, принял гонения, жил в пещере, но его подвижничество и праведность, его высокая вера и самоотверженность нашли отклик в сердцах людей.

ПРИБЫТИЕ НА КИПР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Было много трудностей, но одно счастливое событие искупило все тяготы. Народное предание доносит до нас трогательный рассказ о прибытии Богородицы на Кипр. Святой Лазарь был очень опечален, так как не мог видеть Пресвятую Деву Матерь Господа нашего и Его Друга. "Поэтому послал он в Святую Землю корабль, чтобы привезти Ее на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками. Но когда корабль, на котором плыла Богородица и спутники Ее, подошел к Китиону, разыгрался сильнейший шторм, который унес корабль к афонским берегам, далеко в Эгейское море". После посещения Афона Богородица прибывает в Китион, где и произошла Ее встреча со святым Лазарем. Она привезла ему в дар фелонь, верхнее одеяние, изготовленное Ее пречистыми Руками. На иконах Лазарь всегда изображен в этой фелони, затканной крестами. Фелонь означала и означает изображение сияния Божественной славы и крепости, Божественного света, одеяние праведности и духовной радости. Не тогда ли сложилась молитва при одеянии священником фелони:
"Священницы Твои, Господи, облекут в правду, и преподобные Твои радостно возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". В предании говорится, что, благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

КРИПТА

Когда земной путь Святого Лазаря подошел к концу, он мирно почил и был похоронен в мраморном саркофаге там, где прошло его служение. Мало сохранилось подробностей трех десятилетий жизни и служения Святого Лазаря на Кипрской земле. И виной тому жесточайшие атаки врагов-иноверцев, которые обрушились на Кипр, когда в пламени пожарищ безвозвратно сгорали ценнейшие документы эпохи. Об этих печальных страницах Китиона речь впереди, "Деяния Святых Апостолов" и "Странствия и мученичество Святого Апостола Варнавы" потрясающе передают дух времени. И еще есть одно место в Ларнаке, где, кажется, сами камни говорят о времени и о Святом, победившем время.
…Из бокового нефа храма Святого Лазаря ведут туда ступени. Их семь, неглубоко в пространстве, но в какую глубину веков они нас приведут — на двадцать столетий назад! Подземная часть храма таинственна. Она тоже документ эпохи, зримый и осязаемый. Я часто прихожу сюда для молитвы личной и с русскими паломниками. Здесь нет времени, здесь остановились века. Здесь царит благодать.
Преклоню колена, касаюсь разгоряченным лицом прохлады камня. И замирает душа в этих стенах, слышавших слова Друга Христа. Здесь он проповедовал, здесь встретили его апостолы Павел, Варнава, Марк Евангелист. Здесь он, свершив свой святительский подвиг, и почил, а святые его останки были похоронены. Вековая тишина, нарушаемая лишь звоном струящейся святой воды, да тихим молитвенным пением, царит вокруг. Тишина и печаль. Древний камень с выбитым крестом — немой свидетель духовного подвига, который ежедневно вершился здесь, в древнем Китионе, в других кипрских краях: Тамасосе, Пафосе, всюду. И имя этому подвигу — обретение христианства. Сюда, к Святому Лазарю,  приходили те, кто в основании нашей веры положили свои беззаветные труды, горячие сердца, преданные души, самую жизнь. Как прожить жизнь, чтобы, называя себя христианином, быть имени этого достойным? И душа летит на крыльях молитвы: "Святой Лазаре, умоли Милостивого Бога, да сподобит нас причастники быти вечныя жизни, ею же и ты на трудах святительства на острове Кипрском сам ныне наслаждаешься в обителех райских".

Наталья Зыкова



КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2341

ИСТОЧНИК: http://www.cyprusadvertiser.com





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.