Крит=Атлантида?

Регистрация новых пользователей на форуме прекращена.

Для того, чтобы задать вопрос о Греции, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



   RSS
Крит=Атлантида?, У некоторых сложилось такое мнение.
 
[B]Я поддерживаю данную точку зрения.Хотелось бы познакомиться с точкой зрения знающиx форумчан.Подскажите,кто знает-кем были критяне Минойского периода?И удалось ли прочитать с большой долей точности их письменна?
Пока есть я,смерти нет,а когда придёт она,то не будет меня.
Страницы: Пред. 1 2
Ответы
 
Ну, если значительная часть Кносского дворца сохранилась до наших дней, то почему приплывшие на Крит в середине XIV в. до н.э. греки не могли видеть этот дворец? Да, критяне вроде бы заново его не отстраивали после катастрофы, но я вполне допускаю, что даже увиденного грекам вполне хватило, чтобы в их мифах появился Лабиринт.

Секира сама по себе запросто может быть оружием. Но - опять же, как я понял из прочитанного - ни одной боевой секиры на Крите археологам найти не удалось. Вот, читаю, что при раскопках в 13 км от Ираклиона найдены 4 огромных бронзовых двойных секиры, но они, похоже, ритуальные.
 
прошу прощения за то что влезаю в мужское общество. читала в детстве книгу одну - детектив. названия увы не помню. речь шла об убийствах девушек с целью соответствия технологии производства какого-то вида вина. по легенде якобы девушек комили несколько дней то ли мёдом.. потом выводили быка и он протыкал им живот рогами и потом девушку садили в бочку с вином чтобы ферменты перевариваемого меда взаимодействовали с виноматериалом. вобщем в реальные дни какие-то злодеи решили поддержать эту традицию. может конечно с научной точки зрения и бред полный.. но меня интересует вопрос - это случайно не минойская технология была? может быть, кто-то сталкивался с такими моментами кто подробно изучал эту культуру?
 
 
Цитата
Киарнайт пишет:
Мне почему-то представляется гораздо более вероятным, что Атлантида = Тира (Санторини).
По поводу Атлантиды (происхождение этой истории, ее реальность и т.д.). есть прекрасная книга:
Панченко Д. В. Платон и Атлантида. Серия *Из истории мировой культуры*. Л. Наука 1990г.
Там очень хорошо излагается идея о том, что Атлантида была придумана Платоном. Просто как иллюстрация его идеи об идеальном государстве. А гибель от землетрясения... Во времена Платона один прибрежный город действительно погиб из-за катастрофических тектонических процессов. Вот Платон и использовал сей факт, чтобы объяснить, куда же делась Атлантида. Прочее (идентификация Крита и Атлантиды) было додумано археологами уже в наши дни. Тира, естественно, тем более не годится в качестве гипотетической Атлантиды.
Киевский Балканский клуб
http://balkankiev.narod.ru/
 
Киарнайт,двойная секира всё же боевая.Такие были у викингов.Они очень
почитали оружие.ОТЧЕГО не почитать критянам?Согласно
Мифам греки
платили дань Криту.Просто так?В Библии много
пишется о
войне иудеев с народом моря.Кое-кто из.учёных опираясь на находки полагают,что это критяне.Я ничего не утверждаю,но
спрашиваю?
Пока есть я,смерти нет,а когда придёт она,то не будет меня.
 
viviko, многие основываясь на росписях стен дворца считают,что критяне проводили игры с быком(возможно ритуальные)Люди совершали прыжки через быка.Наверное,при этом происходили несчастные случаи на производстве.
Пока есть я,смерти нет,а когда придёт она,то не будет меня.
 
Цитата
Нафтис пишет:
Киарнайт,двойная секира всё же боевая.Такие были у викингов.Они очень
почитали оружие.ОТЧЕГО не почитать критянам?Согласно
Мифам греки
платили дань Криту.Просто так?В Библии много
пишется о
войне иудеев с народом моря.Кое-кто из.учёных опираясь на находки полагают,что это критяне.Я ничего не утверждаю,но
спрашиваю?
Насчет оружия. Я говорил лишь о том, что, как я понял, все оружие, которое археологи нашли на Крите, во-первых, датируется временем после 1450 г. до н.э., а во-вторых, идентично оружию, которое использовалось ахейцами на континенте. Ритуальные двойные секиры на Крите найдены, боевые - нет.

Насчет дани. Да, Платон пишет о том, что в то время, когда случилась катастрофа, греки как раз находились в состоянии войны с критянами. Другое дело, что, как я понял, документальных подтверждений этой войны не найдено.

Насчет народов моря. Когда-то где-то читал, что народы моря - это как раз ахейцы, которые в те времена довольно активно пиратствовали в восточной части Средиземного моря.
 
 
Цитата
Святослав Колесаниди пишет:
Атлантида была придумана Платоном.
Теоретически допустить такое можно, просто не совсем понятно, для чего Платону нужны были такие мистификации. Вроде взрослый человек был. :D
Цитата
Святослав Колесаниди пишет:Тира, естественно, тем более не годится в качестве гипотетической Атлантиды.
Не Тира, а Тира + Крит. Почему они не годятся? - Ну, если не воспринимать слова Платона буквально, разумеется.
 
Цитата
Святослав Колесаниди пишет:
А гибель от землетрясения...
Ну, там было не только землетрясение. Если в хронологическом порядке, то землетрясение 7-8 баллов (я говорю про Крит), воздушная ударная волна, цунами и пеплопад, сделавший невозможным земледелие по меньшей мере на несколько лет (если не десятков лет). Мы просто недооцениваем масштабы катастрофы. Считается, что во время взрыва вулкана на Тире выделилось кол-во энергии, эквивалентное взрыву двухсот тысяч атомных бомб.
 
Цитата
Киарнайт пишет:
Мы просто недооцениваем масштабы катастрофы. Считается, что во время взрыва вулкана на Тире выделилось кол-во энергии, эквивалентное взрыву двухсот тысяч атомных бомб.
В результате проведённых раскопок установлено, что в вулканическом пепле, покрывающем остров Тира, четко просматриваются три слоя, разделенные между собой поверхностями эрозии, которые образовались в те промежутки времени, когда выпадение пепла прекращалось, и поверхность достаточно долго подвергалась воздействию дождей и ветров. Самый нижний слой пепла достаточно сильно окрашен в красный цвет соединениями железа. Верхний слой, последний во времени, - самый толстый, до 20-25 м (суммарно в ряде мест вулканические выбросы достигают сотни метров). Считается, что извержения на Тире продолжалось не более трёх-четырёх десятков лет, с периодическими перерывами. Датировка этого «трёхслойного извержения», определённая методом радиоуглеродного анализа предметов, сохранившихся на Крите, достоверна во временном интервале от 1480 и до 1320 г. до н.э
 
Цитата
Киарнайт пишет:
Теоретически допустить такое можно, просто не совсем понятно, для чего Платону нужны были такие мистификации. Вроде взрослый человек был. :D
Дабы утвеждать, что изобретенное им идеальное государство существовало на самом деле. Примерно как сейчас на Украине утверждают, что украинская козацька республика была идеальным украинским государством. Да вот Екатерина разрушила Сечь... Потому Платон и привлек землетрясение - оно все разрушило, и ничего не осталось.
Киевский Балканский клуб
http://balkankiev.narod.ru/
 
Это Вам сам Платон говорил?Или только Ваша гипотиза?На чём она базируется?
Пока есть я,смерти нет,а когда придёт она,то не будет меня.
 
Святослав Колесаниди,
Теоретически возможно, хотя я о Платоне почему-то лучшего мнения. :D Но давайте на секунду представим, что египетские жрецы на самом деле рассказали Платону о некоей чудовищной катастрофе, 9000 лет назад постигшей некое могущественное островное государство и в минимальные сроки уничтожившей целую цивилизацию (это предположение). Сопоставьте этот рассказ с катастрофой на Санторини в середине второго тысячелетия до н.э., за 900 лет до Платона (это факт). Сопоставьте эту катастрофу с тем, что примерно в это же время были разрушены (и больше не восстанавливались) дворцы на Крите (тоже факт), и минойская цивилизация начала приходить в упадок.

По-моему, достаточно целостная картина вырисовывается.
 
Цитата
Киарнайт пишет:
Теоретически допустить такое можно, просто не совсем понятно, для чего Платону нужны были такие мистификации. Вроде взрослый человек был.
А может Платон имел вход в Акаши Хроники? :idea: ;)
 
 
Цитата
Киарнайт пишет:
просто не совсем понятно, для чего Платону нужны были такие мистификации
Цитата
Нафтис пишет:
Это Вам сам Платон говорил
Цитата
Киарнайт пишет:
хотя я о Платоне почему-то лучшего мнения
Господа, ваша ирония понятна, но ..
http://www.greek.ru/forum/read.php?FID=5&TID=4372&MID=25202&phrase_id=1065360#message25202
тоже обоснованная точка зрения :)
 
Цитата
samsurg пишет:
Господа, ваша ирония понятна, но ..
http://www.greek.ru/forum/read.php?FI...ssage25202
тоже обоснованная точка зрения
Написано много, а толком ничего нового нет! :(
 
Цитата
Screwman пишет:
толком ничего нового
Screwman,
ну , если честно, то ничего нового нет в теме Крит=Атлантида :Radyga
Однако на две страницы обсуждений ;)
А мысль о политических шифровках Платона, довольно свежая , по-моему 8)
 
Цитата
samsurg пишет:
ну , если честно, то ничего нового нет и в теме Крит=Атлантида
Однако на две страницы обсуждений
Согласен.
Цитата
samsurg пишет:
А мысль о политических шифровках Платона, довольно свежая , по-моему
:)
Мысль-то свежая, но она вытекает сама собой, если поподробнее читать и вникать Платона. Платон был одержим "созданием" и обсуждением "идеального государства".
 
В Танахе этот народ именуется «пелиштим» (иврит). Теме филистимлян уделяется внимание в библейском повествовании от первых до последних страниц - от Бытия до Пророков. Впервые сталкиввается с филистимлянами Авраам - в столетнем возрасте, когда он временно поселился в Гераре. Надо сказать, что столкновение это носило довольно миролюбивый характер. Авимелех - царь филистимский - требует от Авраама клятвы в отсутствии враждебных намерений. Авраам согласен дать такую клятву, но при условии, что Авимелех вернет ему отнятый колодезь воды. В свидетельство того, что колодезь этот выкопан людьми Авраама и того, что ему этой водой позволено будет пользоваться, Авраам дарит Авимелеху семь ягнят. После заключения этого союза «жил Авраам в земле Филистимской много дней» (Бытие, гл. 21:34).
Из приведенного нами примера, очевидно, что в Авраамовы времена государство филистимлян уже существовало. И можно смело утверждать, что первый мирный договор евреев с филистимлянами был заключен Авраамом в 1712 г. до н.э. [3760-(1558+98+292+100)] - см. Исход, таблицы I, II, III; а также и то, что филистимляне жили в этом районе задолго до того, как здесь появился предок еврейского народа Авраам.
Известно, что Авраам перекочевал из Месопотамии. Но откуда пришли филистимляне? Опять же. Библия дает нам ту точку опоры, от которой можно оттолкнуться, чтобы ответить на этот важный вопрос. В главе 10 Бытия приводится генеалогическое древо, берущее начало от сыновей Ноевых - Сима, Хама и Иафета. Сим и Хам являются эпонимами. От Сима, по Библии, произошли семитские народы, от Хама - хамитские. От Хама родился Мицраим, от Мицраима - Каслухим, от Каслухима произошли пелииштим (филистимляне) и кафторим. Отсюда можно с определенностью заключить, что филистимляне и кафторим, народы родственные, но ни в коем случае не единый.
На потомстве, идущем от Хама, следует остановиться несколько подробнее, ибо это очень важно для понимания хода исторических событий библейских времен. Хам, как известно, родил четырех сыновей - Хуша, Мицраима, Фута и Ханаана. От Хуша произошли Эфиопы, от Мицраима - Египтяне, от Ханаана - народы, которые были завоеваны и пораабощены потомками Авраама, чья родословная идет от Сима. От Мицраима же, как было уже сказано, произошли пелиштим и кафторим. Фут был бездетным.
В главе 9 Бытия говорится, что Хам увидел подвыпившего своего отца Ноя голым (что являлось, по-видимому, по тем временам большим грехом). Но за проступок этот Ной проклял не Хама, а внука своего - сына Хама Ханаана (отсюда следует, что дети, согласно библейским законам, несут ответственность за своих родителей; что соответствует здравому смыслу, если рассматривать этот закон не в моральном плане, а в наследственно-генетическом).
Итак, как это предсказано в Бытие, народы Ханаана, происходящие от Ханаана, будут рабами у потомков Сима. Но в Бытие ни слова об этом не сказано о филистимлянах. Бог в этом отношении молчит. И посему, давая сынам израилевым очертания земли, которую им, по слову Божьему, заповедал Авраам, Моисей должен был бы для филистимлян сделать исключение (не включать эту землю в в территорию захвата). Но глаза у захватнического голода велики, и Моисей неоправданно увеличивает кусок аппетитного пирога, заповеданный избранному народу: «Граница же западная: Великое море будет вам и границею; оно будет у вас граница западная» (Числа, гл. 34:6). В этом пункте свой воинственной речи Моисей включил (вопреки тому, что сказано об этом в Бытие) в границы земли израилевой участок побережья, принадлежащий филистимлянам. Эту же ошибку повторяет в своем духовном завещании Иисус Навин. «Земли брать в наследие осталось еще очень много, - говорит ему Господь (Иисус Навин, гл. 13:1) и продолжает (глава 13:2, 3), - все округи Филистимские и вся земля Гессурская. От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Ашдодский, Ашкелонский, Гефский, Екронский и Авверейский». Но не может Господь во времена, описываемые в Бытие говорить одно, а во времена Иисуса Навина - другое. По Бытию земли филистимские никак ханаанскими считаться не могут. Посему, в этом случае, от имени Моисея, так же, как и от имени Иисуса Навина, говорит не Господь, а политика силы.
Заметим следующий момент: в Иеремии (гл. 47:4) говорится, что филистимляне являются, как народ, остатками острова Кафтор; в Иезекииле (гл. 25:16) они называются критянами, в Амосе (гл. 9:7) говорится, что они из Кафтора; в Софонии (гл. 2:5) они именуются «гой критим» - народом Крита. Это говорит о том, что для древних израильтян отмеченные наименования этого острова считались идентичными, что, может быть, и правильно, но при этом наши древние соотечественники считали филистимлян и кафторим одним и тем же народом, несмотря на четкое в этом отношении разграничение, указанное в Бытие. С этим мнением, идущим вразрез с приведенной в Бытие генеалогией наших предков, согласны многие современные ученые. И в те же время некоторые из них относят название Кафтор не к острову Крит, а к побережью Малой Азии близ Киликии.
При такой разноголосице и путанице нам ничего не остается, как обосновать свое собственное мнение. Прежде всего отметим, что по Бытию, филистимляне (пелиштим) и кафторим - это народы разные, несмотря на то, что происходят от одного предка - Мицраима. Замечание о том, что это народы разные, занимает в Бытие так мало места, и в сравнении с глобальностью поднимаемых там вопросов, кажется настолько несущественным, что могло быть незамеченным, как толкователями Библии, так и ее пророками. Очевидно, что по причине такого недосмотра, библейские пророки Иеремия и Амос считают, что филистимляне имеют отношение к острову Кафтор; или по той причине, что во Второзаконии (гл. 2:23), дается следующая информация: «И Аввеев, живущих в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из Кафтора, истребили, и поселились на месте их». Предпочтение, которое пророки Иеремия и Амос отдают Второзаконию, в сравнении с Бытием, при использовании информации в отношении филистимлян, вполне понятны. Чтобы пророческая ненависть, которую они изливают на филистимлян, была в глазах их современников идеологически оправдана, им сподручнее было, закрыв глаза на информацию в Бытие, использовать информацию Второзакония, где о филистимлянах говорится, как о пришлецах, как о народе кафторим, исшедшим из Кафтора. Однако мы, в этом отношении, предпочтение отдаем первой книге Пятикнижия - Бытию, поскольку в ней первенство отдается не теократической идеологии, а исторической истине. Что же касается Второзакония, то нам известно, что время написания этой части Пятикнижия VIII-VII вв. до н.э. И это несомненно так, поскольку, как это выявил немецкий исследователь Библии
В. М. Л. де Ветте, законодательная часть Второзакония и реформы Хизкии и Иошияху соответствуют друг другу. Царствование Иошияху (640-609 гг. до н.э.) отмечено великим национальным возрождением еврейского народа. В эти времена еврейские поселения были основаны к Югу и Востоку от Газы - то есть в местах прожива-ния филистимлян. Подобная политика требовала идеологического оправдания - вот откуда при написании Второзакония появляются филистимляне под именем кафторим, исшедшие из Кафтора, истребившие Аввеев, живших в селениях до самой Газы, и поселившиеся вместо них! Мы же, в соответствии с информацией, почерпнутой нами в Бытие, вынуждены считать, что филистимляне к народу острова Кафтор никакого отношения не имеют (за исключением момента происхождения тех и других от одного общего предка, библейское имя которого Мицраим) и потому они никак не могут быть остатками кафторим. Отнесение пророками Иезекиилем и Софонием филистимлян к народу из острова Крит также ничем не обосновано и, вероятно, является мнением далеким от истинного положения вещей; мнением мифически сложившимся и общепринятым на той лишь основе, что филистимляне были морским народом, также, как и народ Крита, и на базе того, что торговые и, соответственно, культурные контакты филистимлян с критянами имели место и на очевидности того, что элементы поздне-микенской культуры в районе Палестины - прямой результат этих контактов. Среди ученых есть и такое мнение (сложившееся на основании египетских древних источников), что филистимляне, оставив остров Крит, пытались обосноваться в Египте, но потерпели неудачу и осели на побережье современной Палестины. Это надо же, в те времена (утверждается, что переселение происходило в XIII веке до н.э.) построить такое количество кораблей, чтобы иметь возможность переправить из острова Крит (преодолев при этом пятисоткилометровое морское пространство) армию, способную противостоять могущественному Египту. И не только армию. Переправить семьи воинов и прочий мирный люд (ведь речь идет не о грабительской войне, а о попытке целого народа обосноваться в Египте). Обосноваться не постепенно, а сходу. Да и почему, собственно говоря, в Египте - в этом самом тогда могущественном и самом устойчивом государстве Средиземноморского бассейна? Не нашлось что ли для этого земель более подходящих?
И вот эти филистимляне, после неудачной попытки осесть в стране пирамид, вторгаются в ханаанские области, и забыв о своем родном и приветливом Крите, основывают на юго-восточном побережье Средиземного моря новое государство! Да еще в такие времена, когда в этом районе появилось воинственное, жестокое, дисциплинированное и беспощадное Моисееве племя, крещенное испепеляющим солнцем египетского рабства! И вот в эти-то времена новоявленные филистимляне делают такие потрясающие успехи в деле колонизации чужой земли, что дают ей название Палестина, сохранившееся до сегодняшнего дня!
Господа, академики и прочие именитые ученые, приводя в этой статье утверждения, принадлежащие вам, мы ваше авторское первенство не оспариваем, как по причине нашей абсолютной честности, так и по той очевидной причине, что согласиться с ними никак не можем. Мы так подробно остановились на этих утверждениях прежде всего потому, что они вызвали в нас слишком сильное удивление непомерным богатством идеологизированной фантазии и полнейшим отсутствием элементарной логики. Неужели кто-нибудь из вас боится того факта, что филистимляне появились в районе ханаанских земель задолго до появления здесь Авраама? Ибо, когда Авраам столкнулся с филистимлянами, у них уже существовало государство (Авраам заключает договор с царем филистимлян Авимелехом); существовала территория, которую они считали своей и на которую они уже тогда претендовали. Договор Авраама с филистимлянами был, как мы это уже доказали, заключен в 1712 г. до н.э. - то есть в конце XVIII в. до н.э., чтоо на 500 лет раньше той колонизации ханаанских районов, которую приписывает филистимлянам наша современная историческая наука.
Прежде, чем прийти к каким-либо выводам, порассуждаем. Если в 1712 г. до н.э. государство филистимлян уже существовало, то вторжение в Египет произошло несколько раньше. Кстати, в 1712 г. до н. э. в Нижнем Египте царствовали гиксосы, а не египтяне. Но в это время филистимляне, как мы выяснили, уже имели свое государство и поэтому если говорить серьезно о возможной неудачной попытке критян (принимаемых некоторыми учеными за потомков филистимлян) обосноваться в Египте, то произойти это могло при династиях фараонов, властвовавших до момента египетского безвременья и последующего воцарения гиксосов -или при Сенусерте II (1896-1887), или при Синусерте III (1887-1849), или при Аменемхете III (1849-1801) - фараоны XII династии, или при фараоне XIII династии Ноферхотепе (1740--1729).
Известно, что египетские фараоны XII династии в период расцвета Среднего Царства делали активные попытки завязать торговые отношения с далекими странами. Так, например, в Египте, в развалинах города Ха-Сенусерт-Хотеп, построенного Сенусертом II, близ его пирамиды у входа в оазис Фаюм, были найдены черепки сосудов, доставленных с острова Крита. Одновременно с этим египетские вещи Среднего Царства были обнаружены при раскопках на Крите. Это, со всей очевидностью, говорит о существовании торговых связей между Египтом и Критом в эпоху Среднего Царства. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в те далекие времена и сам Египет осуществлял политику колонизации в виде мирного просачивания не территории чужих земель. Археологические раскопки, произведенные в ряде городов восточного побережья и найденные многочисленные изделия из слоновой кости и других материалов (египетские статуи, драгоценные сосуды и другие предметы, относимые ко времени царствования фараонов XII династии), говорят о том, что египтяне в этих районах были в те времена не случайными гостями, но, вполне вероятно - колонизаторами мирного характера, просочившимися в эти места в результате обширной торговли и дружественных контактов между Египтом и этими странами. В результате сказанного, мы считаем вторжение критян на территорию Египта событием вполне вероятным. Но произойти это могло, скорее всего, в период царствования могущественной XII династии фараонов (ибо именно в этот период такая попытка могла закончится поражением критян), но ни в коем случае не в XIII в. до н .э. и не с той целью, чтобы обосноваться в Египте. Вполне возможно, что после поражения критяне могли высадиться на побережье филистимлян (дружественного им морского народа), чтобы пополнить запасы и подлечить раненных. И с той же степенью вероятности могло произойти следующее - опасаясь возвращаться на остров Крит побежденными, критяне могли остаться на земле филистимской и раствориться среди приютившего их народа. Мы согласны с тем, что филистимляне (пелиштим) дали название земле своего обитания, но произошло это не в XIII в. до н. э., а на несколько веков раньше. Если считать началом израильской государственности воцарение Саула (1025 г. до н. э.), то государство филистимлян старше израильского государства почти на 700 лет (1712-1025). Мы полагаем, что филистимляне появились на территории Ханаана не после неудачного посещения Египта, а осели на побережье Средиземного моря, прибыв в эти места из Месопотамии, и посему язык древних филистимлян и Авраама был настолько похожим, что они могли понимать друг друга без переводчика. Очевидно, что морским народом филистимляне стали в результате торговых и культурных контактов с критянами. При этом, вполне вероятно, что критяне того времени, как и все народы восточного побережья, имели прямое отношение к народам Месопотамии и разговаривали на языке шумеро-аккадской группы. О том, что это так, говорят результаты раскопок городища Рас-Шамра. Среди множества надписей упоминаются Кафтор (Крит) и Хет-ка Пта (Мемфис). Очевидно, что здесь Крит назван Кафтором, потому что в те времена этот остров именно так и назывался: причем, как на финикийском языке, так и на языке критян (кафторим). Кстати, и название города Мемфис, передано так, как это звучало на древнем египетском языке - Хет-ка Пта.
Поскольку этимология слова «кафтор» семитского происхождения (означает кнопка), мы вправе предполагать, что язык кафторим (критян) был родственным шумеро-аккадскому языку. Отметим так же и тот факт, выявившийся в ходе нашего исследования, что городище Рас-Шамра расположено на месте столицы государства Угарит, существовавшего с конца 3-го тысячелетия до н.э. до середины 2-го. Фараон Аменхотеп III (1455-1424) в одном из писем вавилонскому царю упоминает страну Угарит. Исходя из указанной нами информации, мы можем сделать важный вывод, что угариты (финикийцы) называли Крит Кафтором задолго до написания Бытия. И посему мы можем смело утверждать, что название Кафтор проникло в Библию из финикийских источников. И что, очевидно, народ кафторим проживал на острове Крит.
Далее - поскольку мы выяснили, что критяне если и имеют непосредственное отношение к филистимлянам так только в той малой мере, которая не доказывает идентичности этих народов; вернемся к основному вопросу нашего исследования - непосредственно к филистимлянам и попытаемся разобраться в том конкретном, что о них известно.
Начнем с той детали библейского повествования, упомянутой в 1-я Царств, что главного своего бога филистимляне именовали Дагоном и храм свой называли храмом Дагона (даг на иврите означает - рыба). Отметим так же, что на иврите имеется еще одно похожее слово - даган, семантическое значение которого - хлебные злаки, жито. Так от какого же значения из указанных берет свое семантическое начало языческий бог филистимлян Дагон? Прежде всего выясним - изображался этот бог в виде камня или в виде животного, или, может быть, имел антропоморфные черты. В 1-я Ц. (гл. 5:2, 3) читаем: «И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Ашдодцы рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом». Из этой информации ясно, что Дагон был главным богом язычников-филистимлян, ибо они внесли военный трофей, взятый в битве с народом Израиля, в храм Дагона и поставили перед Дагоном, чтобы он мог лицезреть поверженного врага. Ясно и то, что Дагон изображался в виде статуи с антропоморфными чертами - «лежит лицем своим». Отметим также, что поскольку филистимляне один из народов, граничащих с Египтом, то, должно быть, египетская религия наложила свой отпечаток на религию филистимлян. Это можно заметить даже по такой формальной аналогии - Амон, Атон, Дагон. Но с другой стороны подобные имена были в древнейшие времена распространены и в Месопотамии. Основателем семитского государства Аккада, как известно, был Саргон. Заметим, что имена Саргон, Дагон по смысловому своему семантическому значению и по звучанию ближе друг к другу, чем имена Дагон, Атон. И это также говорит в пользу месопотамского происхождения филистимлян.
Теперь обратим внимание на то, как изображались боги в языческом Египте. Бог Себек изображался в виде человека с головой крокодила (обожествление нильских вод). Богиня Таурт (покровительница матери и детей, помощница рожениц) изображалась в виде беременной самки гиппопотама, с человеческими руками, женской грудью, с львиными задними лапами, а иногда с головой львицы. Баст (богиня любви, веселья) изображалась в виде женщины с головой кошки. Можно это перечисление продолжить, но приведенных примеров достаточно, чтобы предположить, что Дагон мог изображаться в виде человека с головой рыбы. Но поскольку у Дагона, как мы уже выяснили, было лицо, то более вероятно, что у этой статуи имелись другие атрибуты, указывающие на ее связь с рыбьим царством. Известно, например, что в религии Шумера и Аккада имели место пережитки древнего зверопоклонства. Поэтому вполне вероятно, что Дагон, как и вавилонский бог водной пучины Эа, изображался с рыбьим хвостом или с рыбой на спине.

>
вот еврейская точка зрения на филистимлян/критян
 
и еще в продолжении- Можно, конечно, предположить, что Дагон, главный бог филистимлян, был богом плодородия и имел отношение именно к сельскому хозяйству (Дагон - даган - хлебные злаки, жито), но в эттом случае такое предположение входит в противоречие с теми фактами, что филистимляне считались морским народом. Хотя надо сказать, что прибрежные народы Средиземноморья, наряду с морскими своими наклонностями, возделывали виноградную лозу, оливковое дерево и сеяли злаки. Филистимляне в этом отношении от этих народов ничем не отличались. Так, например, филистимский город Геф - - (гат, gat) имеет семантику - виноделььня, давильня. И, таким образом, ясно, что древние жители города Геф имели прямое отношение к виноградарству. По этим малым остаткам языка филистимлян ученые предполагают, что они в языковом отношении в древнейшие времена слились с окрестным хананейско-израильским населением, но мы предполагаем, что они более, чем слились - они изначально говорили на этом языке. Подтверждением этому является то, что еще при Аврааме царь филистимлян именуется Авимелехом - смысловое значение: мой отец царь. Напомним, что при заключении договора с Авраамом царя филистимского сопровождал военачальник Пихол - на иврите «» - (пихол, pihol). Если учесть, чтто «» - (каф, kaf) может иметь звучание (хаф,, haf) и что «» - (хет, het) буква близкая по звучанию букве «», то имя Пихол также имеет определенную семантику - «» - (похал, pohal), переводящуюся на руссский язык как мешок-седло или переметная сумка. Предмет, имеющий непосредственное отношение к воинскому снаряжению. Вполне вероятно, что Пихол был потомственным воином и поэтому родители дали ему такое имя. Есть еще одно филистимское имя, называемое в Библии - богатырь Голиаф, с которым сразился ДДавид. Голиаф на иврите пишется - «» - (голиат, goliat). Семантическое смысл этого слова - изгнание. Таким образом, судя только по приведенным здесь именам, переданных (вне всякого сомнения) библейским повествованием без искажения
(так, как эти имена звучали на живом языке филистимлян) можно утверждать, что язык пелиштим, если и отличался от языка иудеев, то только на диалектном уровне.
Коснемся коротко этимологии слова филистимляне - «» - (пелиштим, pelishtim), учитывая при ээтом, что буква «» может произноситься как «шин, shin» и как «син, sin». Слово это по мнению специалистов берет свое этимологическое начало от
«» - (плиша, plisha) - вторжение, но вполне вероятно, что слово пелиштим трансформировалось из слова «пеласги». Пеласгами, как мы об этом уже говорили, назывались народы восточной части Средиземного моря - в том числе и филистимляне. Мы не утверждаем, но, может быть, «пеласги» на иврите (в соответствии с законами произношения заимстовованных слов) превратилось в «пелашги». Но в иврите гласные звуки неустойчивы и поэтому звук «а» мог легко перейти в «и». В итоге - «пелишги». И, вероятно, отсюда, «пелиштим» и наименование страны - Палестина.
Наберемся терпения и проследим развитие взаимоотношений народа израилева и филистимлян, руководствуясь библейским источником. После смерти Авраама 83 летний его сын Исаак вернулся из земли полуденной в места своего детства - к колодцу Агари. Но жил там недолго, ибо наступили времена голода и «пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар» (Бытие, гл. 26:1). Заметим попутно, что с момента встречи Авраама с царем филистимлян Авимелехом до встречи с ним Исаака миновало 83.5 года (89-5.5). Таким образом Авимелеха, подобно Аврааму, можно считать долгожителем.
Живя в Гераре, Исаак возвеличился. «У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему. И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его, Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею. И Авимелех сказал Исааку: удались от нас; ибо ты сделался гораздо сильнее нас. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были в дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» (гл. 26:14, 15, 16, 17, 18).
После того, как Исаак обустроился в долине Герарской, пришел к нему из Герара Авимелех и свита его. «Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?» (гл. 26:27). Филистимляне, как и в авраамовы времена, были настроены весьма миролюбиво и предложили заключить союз: «Чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром» (гл. 26:29). В ответ на такое предложение: «Он сделал им пиршество, и они ели и пили. И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром» (гл. 26:30, 31).
После этих событий тема филистимлян появляется во Второзаконии. Моисей, как мы уже об этом говорили в начале нашей статьи, в своей воинственной и патриотической, но в пункте о филистимлянах несправедливой речи, включает пелиштим в народы ханаанские, что не соответствует тому, что сказано об этом в Бытие. Завоевательские аппетиты Моисея, при всех остальных его положительных качествах, обойдутся дорого народу Израиля, ибо ошибка Моисея замечена не будет и, как пророческое указание о завоевании земли филистимской, перейдет в область традиционного религиозного и политического мышления. Отметим, что с момента заключения второго мирного договора филистимлян с евреями (с сыном Авраама Исааком) до воинственных призывов Моисея уничтожить филистимское государство (учитывая 1296 г. до н. э. - год исхода евреев из Египта, вычисленный нами в статье «Исход», стр. 99) прошел 301 год (1712-75-1296-40).
Затем противостояние филистимлянам ставит на повестку дня продолжатель дела Моисеева Иисус Навин.
Иуда и Симеон переходят от слов к делу: «Иуда взял также Газу с пределами ее, Ашкелон с пределами его и Екрон с пределами его» (Книга Судей, гл. 1:18). В той же самой Книге Судей нам сообщается список народов, оставленных для искушения Израиля а также «для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее» (Книга Судей, гл. 3:2). В числе искусителей, наряду с другими народами и землями (в качестве учебного военного полигона), названы «пять владельцев Филистимских» (Книга Судей, гл. 3:3).
Несмотря на успехи Иуды в деле покорения земель филистимлян, эти успехи были сведены на нет, потому что «сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Книга Судей, гл. 13:1). В этой же главе нам сообщается история рождения еврейского Геракла Самсона. Ангел Господен явился жене человека из Цоры, от племени Данова, именем Маной и предсказал ей рождение богатыря, который «начнет спасать Израиль от руки Филистимлян» (Книга Судей, гл. 13:5).
Чем закончилось предсказание Ангела Господня известно. Филистимляне взяли обессилевшего Самсона, «выкололи ему глаза, привели его в Газу, и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Книга Судей, гл. 16:21). И когда волосы у Самсона отросли и сила вернулась к нему, он сказал: «Умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Книга Судей, гл. 16:30).
Казалось бы, что филистимляне уничтожены Самсоном навсегда, но не тут-то было. Во времена Самуила эта проблема возникает снова: «И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну, и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке. И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек» (1-я Ц., гл. 4:1, 2). Израильтяне, чтобы умилостивить Бога, принесли ковчег завета Господня в стан, но это не помогло. Филистимляне сразились с ними снова «и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят» (1-я Ц., гл. 4:10, 11).
Однако в это время поразила весь народ филистимлян болезнь и пошла молва, что виной этому ковчег израильтян, взятый в качестве трофея. Филистимляне призвали своих жрецов и прорицателей, чтобы узнать, что им делать с этим трофеем, как освободиться от него без последствий. Жрецы предложили вернуть ковчег израильтянам и при этом принести жертву повинности Богу израильтян «по числу владетелей Филистимких пять наростов золотых и пять мышей золотых» (1-я Ц., гл. 6:4). И были изготовлены эти жертвенные предметы - за города Ашдод, Газу, Ашкелон, Геф, Екрон. И ковчег был взят израильтянами - жителями Кириафиарима. По прошествии двадцати лет после этих событий филистимляне были поражены израильтянами по слову Самуила, взывавшего к Господу. И, как пишется в Библии, «усмирены были Филистимляне, и не стали ходить более в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила; и возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Екрона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль от рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями» (1-я Ц., гл. 7:13, 14).
Однако, по воцарении Саула, стычки между двумя народами продолжаются и постепенно вырастают до большого конфликта. «Пришел Наас Аммонитянин и осадил Иавис Галаадский» (1-я Ц., гл. 11:1). Жители Иависа хотели заключить с аммонитянами союз, но «сказал им Наас Аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля» (1-я Ц., гл. 11:2). Войско Нааса было повержено Саулом, но вскоре сыном Саула Ионофаном был разбит охранный отряд филистимлян, который был в Гиве. После этой стычки «собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря; и пришли и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена» (1-я Ц., гл. 13:5).
По ходу этого библейского повествования сообщаются настолько интересные факты, что их невозможно не упомянуть. «Кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острее у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны не было ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионофаном, а только нашлись они у Саула и Ионофана, сына его» - (1-я Ц., гл. 13:19-22).
На этих фактах следует остановиться несколько подробнее. По сути дела, филистимляне, разгромленные во времена Самуила, были бы должны заключить с израильтянами мирный договор на кабальных для себя условиях, но судя из того, что филистимляне, как утверждается в Библии, не позволяли евреям иметь своих кузнецов, получалось наоборот - филистимляне диктовали израильтянам свои условия. Такое отношение побежденных с победителями не вяжется со здравым смыслом и говорит или о том, что ко времени воцарения Саула филистимляне значительно усилились (отсюда проявление с их стороны агрессивности), или о том, что в те далекие времена (библейское повествование об этом умалчивает) между двумя соседними государствами был заключен договор о взаимном экономическом сотрудничестве, предусматривающем разделение труда: металлургическое производство сосредоточено в руках морского народа - филистимлян, сельское хозяйство - в руках израильтян. При этом процесс торговли происходил в виде натурального обмена - продукты металлургического производства менялись на продукты сельского хозяйства.
В Библии пишется, что «упорная война против Филистимлян была во все время Саулово» (1-я Ц., гл. 1:52). В этой же главе в стихе 21-ом сообщается любопытная подробность, что даже во время конфликта евреи ходили повсюду в стане филистимлян. Этот факт убеждает нас, что даже в период военных действий тотальной ненависти между двумя соседними народами (евреями и филистимлянами) не существовало, но, скорее всего, ненависть эта разжигалась среди еврейского населения экспансивной теократической идеологией.
Во времена Саула на исторической сцене появляется Давид, наделенный от природыхватким умом и недюжинной силой. Славу и авторитет у еврейского народа никому неизвестный до этого Давид завоевал, победив Голиафа - филистимского богатыря. Слава Давида и уважение к нему растут, поскольку и последующие сражения с филистимлянами приносят ему одну победу за другой. «И пошел Давид с людьми своими в Кеиль; и воевал с Филистимлянами, и угнал скот их, и нанес им великое поражение, и спас Давид жителей Кеиля» (1-я Ц., гл. 23:5).
Саул, движимый завистью к славе Давида, начал его преследовать. «И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую... И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому. И жил Давид у Анхуса в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его» (1-я Ц., гл. 27:1-3).
Давид пользовался гостеприимством филитимлян год и четыре месяца. Это лишний раз доказывает, что по природе своей филистимляне были народом гостеприимным и незлопамятным. С Давидом же дело обстояло так. Поскольку раньше основным источником его доходов были грабежи во время военных действий против филистимлян, но теперь бывшие враги стали его друзьями, то он начал опустошать если не собственную страну, то ее соседей. «И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас и сказать: «Так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимской».
И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек» (1- я Ц, гл. 27:11, 12). И когда возник новый военный конфликт между филистимлянами и Саулом, и князья филистимские засомневались в Давидовой верности, Давид сказал Анхусу и сказал искренне: «Почему бы мне не идти и не воевать с врагами господина моего, царя?» (1-я Ц., гл. 29:8). И все же Давид от этой битвы был отстранен. Для филистимлян она была победной. И побежали мужи израильские и пали пораженные - в том числе погибли Саул и его сыновья. После такого неожиданного для Давида поворота событий, он оставил филистимлян и поселился в городе Хевроне. «И пришли мужи Иудины и помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2-я Ц., гл. 2:4). И тогда филистимляне, услышав эту весть, пошли против Давида войной, но потерпели поражение - Давид «поразил Филистимлян от Гаваи до Гезера» (2-я Ц., гл. 5:25). В той же книге 2-я Ц., в гл. 21:15 пишется: «И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился».
И утомление это для народа израилева было настолько сильным, что после этого о филистимлянах вспомнил только пророк Иеремия, чьи годы жизни приходятся, примерно, на 645-600 г. до н.э. В главе 47 Иеремия предвещает гибель филистимлянам. Но это прежде всего означает, что филистимляне, как народ, при Иеремии еще не исчезли, несмотря на то, что со времени заключения первого мирного договора филистимлян с евреями прошло 1112 лет (1712-600) и несмотря на то, что 811 лет из этих 1112-и филистимляне испытывали постоянное агрессивное давление со стороны израильтян. Чуть позже Иеремии против филистимлян пророчествуют Иезекииль и другие пророки - Иоиль, Амос, Авдий.
В результате такой агрессивной теократической политики мышлению израилевого народа были привиты вирусы страха, ненависти и враждебного отношения к народу филистимскому. Об этом говорит известное выражение на иврите - «» - (пелиштим алейха, pelishtim aleha), ставшее фразеологическим синонимом. На русский язык это выражение переводится примерно так - вокруг только враги!
Во время написания этой статьи я позвонил в археологический иерусалимский музей и спросил, что в наше время известно о филистимлянах, что сталось с этим народом. Женский голосок на ласковом-преласковом иврите ответил мне, что филистимляне, как народ, исчезли 3000 лет тому назад. Спасибо, - сказал я ироническим голосом в ответ на эту информацию, ибо вопросом о филистимлянах я заинтересовался не случайно. Во время одной из своих подработок (дежурстве в качестве сторожа на одной из тельавивских строек) я, из чистого тогда еще любопытства, разговорился с молодым арабом, работавшим на этой стройке и приезжавшим в Тель-Авив на работу из города Газы. Из этого разговора, касающегося процесса русской алии и его негативного к этому процессу отношения, мне запомнилось, что араб этот с искренней гордостью говорил мне, что палестинцы появились на этой земле раньше евреев. Я тогда слушал этого араба с иронией, поскольку считал евреев самым древним народом из существующих сейчас на земле, и это мое знание было предметом моей внутренней гордости, возвеличивало меня в собственных глазах. Но, когда я копнул эту тему поглубже, то оказалось, что гордиться нечем и что мы, евреи, на этой земле не самые древние и что параллельно с нами живет целый ряд народов, которые могут приписывать, не без основания, это первенство именно себе.
И последнее. Если посмотреть на ту прибрежную полоску земли, на которой проживают нынешние палестинцы, которых принято считать арабами, то можно отметить, что полоска эта (как раз та, на которой когда-то жили филистимляне) с иными государствами, кроме как с государством Израиль, не граничит. Возникает вполне уместный логический вопрос - как же это на пространстве, не граничащем с территориями арабских государств, появилось многочисленное арабское население с такой большой плотностью жителей на один квадратный километр? Весь секрет заключается в том, что эти жители по своему генетическому составу не арабы, а филистимляне. И поскольку они никуда не исчезали на протяжении всех исторических времен и никогда со своей территории не уходили, то так же, как это было в древности, они и поныне там. Арабами же, очевидно, они стали называться после вторжения арабов в Эрец-Исраэль, продолжавшееся 1087 лет (1917-638-192). Здесь 192 года - продолжительность периода завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами (1099-1291). К периодам арабского владычества мы относим период этого владычества с 638 года нашей эры до 1099, затем период мамлюков (1291-1516) и, наконец, период османского владычества (1517-1917). Именно такое продолжительное время понадобилось, чтобы превратить филистимлян в арабов (в этот период они перешли от язычества к исламскому монотеизму и утратили свой родной язык). Если же учесть периоды ассирийского владычества и вавилонского (722-522 гг. до н.э.), затем персидского (522-332 гг. до н.э.), затем эллинистических монархий (322 г. до н.э. - 638 г. н.э.), что в сумме составляет 1360 лет, то выживаемости филистимлян в этих условиях, так же, как и евреев, приходиться поражаться. Но главная цель нашего исследования состоит не в этом. Она в том, чтобы показать на фактах трагедию двух свободолюбивых народов - еврейского и филистимского, их многотысячелетнее противоборство, как результат политической ошибки Моисея, или, может быть, недостаточно глубокого религиозного и смыслового погружения великого вождя еврейского народа в пророческие моменты Бытия. Эта распря традиционно продолжается по сегодняшний день. Моисею, может быть, следовало бы вести более гибкую и более продуманную революционную политику по отношению к народам Ханаана и тогда к настоящему моменту мы имели бы совсем другую картину - филистимляне, оторвавшись от своих языческих корней, выдержали бы испытание временем, руководствуясь не мусульманским монотеизмом, а иудаистским. Здесь речь идет не только о филистимлянах, но даже о тех же самых ханаанцах, которые по завету Господа должны бы были быть рабами рабов у своих братьев. Вспомним историю, рассказанную нам в гл. 34 Бытия. В дочь Иакова Дину влюбился Сихем сын Хамора хивийца. Он ее изнасиловал, но душа его прилепилась к этой девице и он, чтобы исправить свой проступок, попросил у Иакова ее в жены. В ответ на это сватовство Сихему было выставлено условие - сделать обрезание. Но мало того, исполнить этот обряд должен был весь мужской пол хивийского народа, ибо Сихем объяснил им: «Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом» (стих 22). Но два сына Иакова Симеон и Левий, братья Динины, поступили подло. Нарушив этот мирный договор, они «напали на город, и умертвили весь мужской пол; и самого Хамора и Сихема сына его убили», (стих 25, 26). Но кульминацией этого библейского рассказа является не этот подлый поступок, совершенный братьями, якобы, в отместку за поруганную честь своей сестры. Кульминацией является реакция на этот поступок их мудрого и дальновидного отца Иакова. Он сказал им: «Вы возмутили меня, сделав ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Фарезеев» (стих 30). Негативное отношение к этому подлому деянию сыновей было высказанно Иаковым, несмотря на проклятие Ноя и пророчество Господа в отношении ханаанских народов. Несомненно, что этот провидческий рассказ из Бытия был Моисею знаком, но он смотрел на Большую Историю не глазами Иакова. Он смотрел с вершины Фасги, что против Иерихона, на распростертые пространства глазами завоевателя - смотрел вниз с позиции силы. К чему это в итоге привело напоминать не надо, но Большая История повторяется. Нам ли участникам этого ее повторения жалеть о потерянном, если мы уверены, что прошедшие тысячелетние испытания накопили в нас не старческую усталость, но омолодили нас и дали нам новую мудрость. С учетом всего этого мы - евреи, жестоковыйный народ, смотрим с надеждой в завтрашний день!

<
____________________________________________________________­_________________________

п
 
Цитата
игорьм пишет:
вот еврейская точка зрения на филистимлян/критян
Источник ? Или это авторский текст? Уточните, пожалуйста.
 
 
простите, это не совсем по теме, но показалась занятной эта точка зрения, обычно читал о другом
 
А. Кобринский, "РЕШЕНИЕ... ВОПР. БИБЛЕИСТИКИ", философияТеме филистимлян уделяется внимание в библейском повествовании от первых до ... Отсюда можно с определенностью заключить, что филистимляне и кафторим, ...
www.geocities.com/athens/pantheon/2826/bibl-2.html - 23k -
 
а вот интересная цитата, как вам такая точка зрения(да простят меня армяне):

Согласно самому распространённому мнению, армяне — это индоевропейский народ, ближайшими этническими родственниками которого являются древние греки, переселившийся из Европы (Балканы) через Малую Азию. Примерно в XII в. до н. э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили в западной части Армянского нагорья рядом с хеттскими и хуррито-урартскими народами. 3атем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья
 
цитата из ВИКИПЕДИЯ
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)