Салоники-Пантелеймонас-Метеоры-Скопелос-Скиатос

Салоники – Пантелеймонас-Метеоры-Скопелос-Скиатос

Отправной точкой нашего очередного путешествия по Греции стал аэропорт г. Салоников, в который мы прибыли в 7 утра и благополучно получили заранее забронированную машинку, Fiat Panda.

Первая наша остановка была запланирована в деревеньке Пантелеймонас, в отеле Pliades, до которой мы добрались часа за 2-2.5. В основном мы ехали по платной дороге, искать бесплатный объезд не хотелось. Первое, что произвело впечатление, когда мы вошли в номер - это огромные окна, через которые открывался удивительный вид - море, Олимп, и долина с массой деревень - все это раскинулось под ногами, на нашей высоте летали только ласточки. А ночью все это превращалось в россыпь драгоценных камней, которые сверкали, разбросанные на черном покрывале ночи. Можно больше никуда не ходить, а сидеть и смотреть в окно,- тишина, уединение, свобода. Каменные стены дома, камин, оформление номера - все это создавало настроение нереального мира. На завтрак хозяюшка сама принесла вкусный завтрак, какого ни в одном отеле по пути нашего путешествия нам не предлагали. Деревенька Пантелеймонас - место уникальное, таких наверное осталось немного - узкие брусчатые улицы, каменные дома, сидящие друг на дружке, тень от огромных деревьев, под которыми приютились уютные кафешки, церковь Святого Пантелеймона, в которой не встретишь ни одного человека, журчание источника возле церкви и цветы- цветы.

До ближайшего пляжа минут 10-15 на машине, до крепости Платомонос – также. В крепость войти можно до 15.00.

До деревни Литохоро, от которой начинается пешеходная трасса Е4, которая ведет к вершинам Олимпа, мы добрались следующим ранним утром минут за 30, объехав платную дорогу по параллельной ей. Осознавая собственные невеликие силы и жаркую погоду, мы решили не покорять Олимп, а лишь прогуляться, насколько это будет возможно. Проследовав на машине далее в Приони - место, куда максимально далеко можно проехать и, оставив машину на стоянке, мы присоединились к маршруту Е4. Дорога к первому приюту рассчитана на 3 часа, адаптирована для неподготовленного путешественника в хорошей обуви, очень красивая, ведет по лесу круто вверх. Идти очень тяжело, почти сразу взмокаешь от пота. По дороге мы встречали группы экипированных туристов и завидовали тому, что они наверняка на Олимп поднимутся. Обратно мы свернули через 2 часа около источника, в надежде вернуться более подготовленными, и в более прохладное время года.

По дороге из Приони в Литохоро можно заехать в восстанавливаемый храм Дионисия. и пройтись оттуда же по указателю в монашескую пещеру. Дорога займет минут 30 по лесу вдоль живописной речки, кстати, по трассе Е4. Маленькая часовня под скалой, журчит вода и никого, чудесное место.

Спускаясь чуть дальше в Литохоро, прямо на дороге есть таверна с замечательными видами и вкусной едой. Еще ниже по дороге можно заехать в. Монастырь Святого Диониса. Кстати, там в монастырском магазинчике продают много чего интересного - попробуйте пудинг собственного приготовления - это райское наслаждение.

Следующим утром мы простились с Пантелеймонасом и отправились в Метеоры. Дорога заняла у нас 3,5 часа, но мы объезжали платные дороги по небольшим городкам и не очень торопились. В Метеорах мы остановились в отеле Pyrgos Adrachti в ближайшей к Метеорам деревеньке Кастраки. Отличный отель, деревянные потолки и полы, качественная, деревянная мебель, москитные сетки, огромная кровать. Во всем чувствуется рука хорошего и строгого хозяина. Больше чем обещанная тройка. Вполне обычный завтрак. Про Метеоры нет смысла рассказывать, это надо видеть. Единственное что хочу сказать - в Метеорах очень-очень жарко, а каждый монастырь – это лестница. Лучшее время для меня было вечером, когда спадала жара и основная масса туристов разъезжалась, и можно было сидеть где-нибудь на огромном каменном холме и любоваться величием творений природы и рук человеческих.

Из Метеор через два дня мы направились в Волос, чтобы отплыть на остров Скопелос на пароме Нellenic Seaways. Билеты я купила заранее через интернет у них на сайте. До Волоса мы добрались за 2.5 часа, опять же объезжая платные дороги. Машину можно оставить в порту, прямо на причале в зоне ожидания отплытия, это бесплатно. Заезд находится перед платной стоянкой. Билеты мы забрали в агентстве Sporades Shipping and Travel, адрес был указан на сайте, практически напротив порта, чуть правее, если стоять спиной к морю. Паром - это дааааа, мы плавали раньше на паромах между островами на небольшие расстояния, и это был мой главный страх из-за непереносимости морского транспорта, а плыть-то 4 часа… Огромный кондиционированный зал, мягкие кресла, соединенные большими полукругами, бар, я не ожидала такого увидеть. Когда все уселись, как хотели и напились кофе с сэндвичами, и тихо расползлись, кто на верхние палубы, кто по бортам, оставшиеся люди растянулись на мягких креслах и мирно заснули. Но если не спать, за бортом с одной и другой стороны - острова, полуострова, можно стоять на солнце, можно в тени, красота. Да и момент погрузки-разгрузки парома – это тоже действо весьма интересное, чем нам довелось полюбоваться в порту острова Скиатос, в который мы заходили по дороге. Никакой качки я не почувствовала.

Скопелос встретил нас вечерней прохладой и воздухом, пропитанным запахом моря, сосен, трав и цветов. его хотелось вдыхать, вдыхать много-много. Остановились мы в Мarigoula Village , в той части города, где нет шума от дорог и раскинулись фруктовые сады. Отель искали долго,- ни указателей, ни улиц, ни номеров домов. Дорогу нам подсказали в магазине. Отель - красивая территория, много цветущих растений, бассейн, есть где припарковаться в тени. Номер большой, отдельная кухонная зона, балкон, есть весь необходимый минимум, очень чисто и уютно. Завтрак простой, с 8 утра. До центра города 15 мин пешком, по соседству барашки, петушки и громкоговорящий индюк. В городе есть свой пляж за портом, но мы ездили купаться по острову. Большие супермаркеты были замечены нами только на выезде из города в сторону Stafilos. В Греции очень вкусные фрукты, причем в супермаркетах качество ничуть не хуже, чем в маленьких фруктовых лавках - это и ароматные дыни, и сочные персики, солнечные и очень сладкие апельсины, огромная черешня и, конечно же , помидоры, ах, какие же там помидоры.. Еще в магазине можно купить йогурт, натуральный, без добавок, он густой, как говорится " ложка стоит" и крайне вкусный, как я по нему скучаю в Москве. В тавернах его подают с медом.

Город Скопелос - это белые домики, прилепленные друг к дружке, улочки даже не узкие, они очень узкие, а большей частью это даже не улицы, а лестницы. Вот так стоишь на перекрестке улицы и лестницы, думаешь куда идти, а навстречу едет бабушка на скутере. Зрелище завораживает. Как они там ориентируются, среди этих лестниц - уму не постижимо.

Внизу, на самой нижней улице, за рядом кафешек, есть одно место, которое лишило нас покоя и сна - булочная и кондитерская Koxunn, (по-гречески немного по другому пишется), там такая выпечкаааа, держись фигура. Лучше заглянуть туда до обеда, вечером уже все съедят, проверено, мы бывали там каждый день, делая запас на 3 дня....

Через 2 дня мы перебрались в Панормос, в Pelogos, апартаменты прямо на пляже. В Pelagose все сделано с большой любовью – солнечно-оранжевый номер, скатерки, картинки, вазочки, разный вкусный декор, в номере и по территории, - все те мелочи, которые создают уют и настроение дома. На кухне - кофеварка, чайник, ростер, полотенце, губка, жидкость, ну и все остальное, что очень нужно, только вот в других апартаментах не встретишь. Варенье, ликерчик, крем для рук ручной работы - бонусы для радости от хозяйки. И это первый отель в моей жизни, где в ванной стояла швабра, новая! Чтоб полотенце не использовалось в качестве половой тряпки. Балкон с удобной мебелью, милый садик с печкой. Очень рекомендую это место и эти апартаменты для уединенного и неторопливого отдыха и наслаждения волшебным, густым морем очень синего цвета.

Панормос - это очень маленькая деревушка, один магазинчик, несколько крутых отелей чуть в отдалении, апартаменты и таверны. До Скопелоса минут 20-25 на машине. В тавернах очень вкусно готовят свежую рыбу. Народу немного, в основном греческие и итальянские семьи с детишками, русской речи не слышали вообще. Можно проводить весь день там, можно ездить по острову. Тишина, умиротворение гарантированы!

Все дороги на Скопелосе серпантином, по лесу, или населенным пунктам, утопающим в цветах, апельсиновых и лимонных деревьях. Ездить - сплошное удовольствие.

Отдыхающие на пляжи подтягиваются часам к 10-10.30. До этого времени и пароваться места много и пляж весь твой и лежаки бесплатные. Коротко о пляжах, на которых мы были:

Stafilos- мелкая галька, хороший вход в воду, сосны на cкалах, бар, 2 лежака и зонтик стоят 6 евро, ветерок с моря. Пляж не маленький, но часам к 12 свободных лежаков не осталось! Нам очень понравился. Есть места, где можно лежать в тени без зонтика до обеда. Парковка маленькая около ресторана. Если пройти пляж до конца, дальше по тропинке в лес, попадешь на Velanio, необорудованный пляж, залитый солнцем с самого утра, так как он на восточной части острова, попадаются нудисты. Камни и галька.

Пляж Agnontas - небольшой оборудованный галечный пляж, приятный вход в воду, много припаркованных лодок. Таверна и магазинчик.

Пляж Limnonari- оборудованный, таверны, песок на берегу, но вход в воду скользкий по какой-то твердой песчанной породе.

Panormos - для меня самый красивый пляж, гальку, вероятно, отбирали, чтоб была одинаковая. Огромная, очень красивая бухта, глубина набирается довольно быстро, вода густая и очень чистая. Есть лежаки при тавернах, Вторую половину дня и до самого захода залит солнцем. Очень красивый закат.

Milia- большой пляж, есть зонтики, припарковаться можно у ресторана, места много. Лежишь бесплатно, надо что-то заказать в кафе. Вход в воду немного не удобный, где выступают плиты породы, где галька, где камни. Если отплыть от берега, вода становится прохладной. Пляж мне показался не очень уютным.

Kastani- очень красивый, сосны, огромная парковка, вход в воду удобный, галька, мягкие лежаки, есть лежаки на травке около бара, очень гламурно. За заказ из бара.

Ag.Ioanis - скала, на которой стоит маленькая церквушка, кадры из фильма Mamma Mia. Внизу есть пляж, маленький, с красивыми камнями, 5 евро за комплект. Дорога сюда - очень сильный серпантин, думала, не выедем. Мы были рано утром, с парковкой проблем не возникло, но места очень мало. Утром лестница наверх, к церкви в тени (лестница очень крутая и длинная), во второй половине дня- скорее всего на солнце. Даже утром там было очень жарко...

Поднимались на Дельфи, самая высокая точка острова, часть дороги асфальт, в конце размытая грунтовка. На вершине встретили группу пасущихся козлов.

Там же недалеко есть заброшенный монастырь. Пройти внутрь можно, если перелезть через невысокий забор. Запустение еще не слишком захватило это место, и там можно провести минуты и даже часы приятного уединения.

Очень не хотелось покидать Скопелос и Панормос, но нас ждал паром на Скиатос. Вернее это мы его ждали, так как он опоздал на полчаса.

Скиатос- совсем другой, чем Скопелос. Он меньше, но людей на нем в разы больше. Остров для любителей потусоваться. Цены тут выше, чем на Скопелосе и жизнь кипит и днем ночью. Вдоль побережья идет дорога, справа и слева от которой расположились отели, виллы, пляжи, бары и магазины. По дороге почти круглосуточно гоняют громкие квадроциклы и скутеры, поэтому если вы хотите тишины, селитесь между дорогой и морем, окнами на море. Именно шум был главным недостатком Villa Frideriki, в котором мы жили. Очень белый номер, добрая хозяйка и минимум необходимого, выданный нам по нашей просьбе, чистота. Все очень неплохо, но при самой высокой стоимости аренды из всех наших мест, это был наименее интересный вариант. Зато нам было разрешено задержаться до вечера, так как вылет у нас был в 21.00.

Дело в том, что для визы на сегодняшний день посольство Греции требует подтверждение 30% оплаты от отеля, так вот на Скиатосе с этим возникла проблема. Хозяева или не могли снять деньги с карты, или не хотели, или не знали, как прислать подтверждение. Время шло, места в интересных апартаментах таяли на глазах, вот и пришлось остановиться на оставшемся приемлемом по цене варианте, на нужных мне условиях.

Рядом с виллой есть таверна Jummi's, о ней нам рассказала хозяйка, там вечером почти не было свободных мест, так как там потрясающе вкусно готовят греческие национальные блюда. Безусловно, то, чем там занимаются люди, называется чревоугодием. Стоило увидеть лица посетителей, уплетающих за обе щеки из своих тарелок, как желание идти куда-то еще отпадало. Там есть русскоговорящий официант Никос, он поможет разобраться с меню. Не стоит обходить вниманием и горячие закуски, они превосходны. Остановка автобуса 16, Агия Параскеви.
Пляжей на Скиатосе очень много, наслаждение для тела и для глаз, песчаные и галечные, 8 евро за комплект везде, необорудованных пляжей не встретилось, температура воды разная, почти на всех больших пляжах можно найти бесплатную тень до обеда или ближе к вечеру. Нам понравились небольшие пляжи Krifi Amos и Mykros Aselinos, красивый закат можно наблюдать с дороги к пляжам Elia, Mandraki.

Elia очень мелкий, Mandraki- чудесный желтый песок, впереди желтые скалы полуострова. Эвбея., с правой стороны пляж обрамляет мягкая желтая порода, в которой промыты водой сюрреалистические сталактиты. Безусловно, все пляжи прекраснее, когда они пустынны, утром до 9-10 часов и вечером после 19.

Стоит посетить крепость Кастро. Почти 2 км по дороге из булыжника с резким уклоном и серпантином. Машины внизу на парковке были. Мы не рискнули поехать на машине, уж очень она у нас была привередливая к перегрузкам, вниз дошли пешком играючи, возвращались с постоянными остановками. Зато эта дорога похожа на дорогу в Изумрудный город, только она не желтая, а серая. Раньше, крепость Кастро оберегала жителей острова, переселившихся сюда, ища спасения от пиратов. Это целый город. Тут сохранились церкви и фундаменты домов. Церкви открыты, в дворе есть источник с водой. Дедушка на добровольных началах наводит порядок на территории.

Заезжали в монастырь Евангелистрии, приехали утром, в 9 часов, вход был открыт, но церковь и магазин были еще закрыты, людей не было, в монастыре царили прохлада и ... коты, которые были везде - в цветах, в горшках, на кондиционерах, на стульях, под лавками - очень много котов. Они вели свою жизнь, кто-то дрался, кто-то подыскивал местечко для приближающейся сиесты. Потом, позже, когда солнце стало высоко, они лежали разморенные прямо у дверей церкви.

Путешествие наше заканчивалось в аэропорту г.Скиатос, где мы должны были отдать свою машинку. Но конторы Avis там не обнаружилось, поэтому, чтобы не брать ее с собой домой, мы позвонили по телефону, указанному в контракте. Через 10 минут появилось три бравых хлопца в фирменных рубашках, и забрали нашу помощницу себе. От Скиатоса до Афин лететь полчаса на небольшом самолете с очень красивыми стюардессами, а потом еще два часа ожидания в комфортабельном аэропорту - и нас ждет наш самолет в Москву. Если вы планируете закупаться в дьюти фри, сделайте это лучше в Афинах. В аэропорту Афин придется выйти из зоны прилета, а потом опять пройти досмотр и бутылки уже не пронесешь (только если они будут упакованы в специальную тару).

Спасибо, Греция, за наше замечательное путешествие, за гостеприимство и тепло людей, с которыми мы здесь познакомились и которое будет нас согревать длинными, зимними вечерами. Верим, мы сюда еще вернемся!