Крит в мае 2013. Часть 6. 27-30 мая. Озеро Курнас, Тополийское ущелье, пляж Элафониси, Скалета, Амудара.

Утро 27 мая, после двухдневного пути по горам, вопреки собственным ожиданиям, чувствую себя отлично. У меня в планах остался ещё один маршрут, на юго-западную часть острова, розовый пляж Элафониси. По пути хочется побывать на озере Курнас, в Тополийском ущелье и в пещере Святой Софии в этом же ущелье. В этот таз я еду не один, подобралась компания, всего нас 4 человека. Выезжаем в 9 часов утра из Скалеты и по скоростной магистрали двигаемся на запад. Погода ясная, настроение замечательное. Едем и под греческую музыку любуемся дорогой, олеандрами, горами и морем.
Загрузка плеера

Озеро Курнас

Озеро Курнас образовалось в карстовом разломе. Наибольшая глубина 25м. Дно озера находится на 3м ниже уровня моря. Из озера вытекает река Армирос. Вода заполняет не только сам разлом но и отмели, прилегающие к нему. Из за резкого перепада глубин на отмели и в разломе, цвет воды в озере разный. На отмелях вода нагревается на солнце до того, что это скорее похоже на бассейн. Глубина на отмелях не превышает человеческий рост. Вода очень чистая и прозрачная. Словом очень комфортное курортное место. Многие приезжают сюда с детьми. Поплавать в озере одно удовольствие.
На берегу озера много таверн, где можно взять на прокат катамаран. Обычно, если берёшь катамаран, то тебе предлагают потом посидеть в таверне и бесплатно угощают большим стаканом свежего апельсинового сока. Апельсины здесь очень сочные и вкусные, сильно брызгаются при небольшом усилии. Сок тоже отменный. Разумеется большинство гостей соком не ограничиваются и заказывают что-нибудь ещё.
В озере обитают водные черепахи и несколько видов красивых рыб. Сквозь прозрачную воду рыбки хорошо видны.
Мы взяли четырёхместный катамаран, покупались прямо с катамарана на отмели, проплыли вдоль берега всего озера ( примерно 3,5км) посмотрели черепашек и рыб. Приятно иногда ощутить безмятежность и покой.

Озеро Курнас. "Здесь был я".

Тополийское ущелье и пещера Святой Софии

Накупавшись и отдохнув на озере Курнас, едем к Тополийскому ущелью. После Ханьи, на развязке, съезжаем с магистрали по указателю на Илос (Elos) и Элафониси. Дорога постепенно становится круче, забирается вверх по серпантину и входит в Тополийское ущелье.
В Тополийском ущелье есть старый тоннель. Он слишком узкий для проезда в обе стороны одновременно, поэтому в нём организовано поочерёдное движение, которое управляется светофорами.
Но нас ждал неприятный сюрприз. Тоннель и прилегающий участок дороги был закрыт. Не знаю, что случилось, может быть тоннель расширяют, может быть ремонтируют, или оползень произошёл. Но старый тоннель мы не увидели.
У ограды, закрывающей проезд, местный грек продавал мёд и масло. В горных деревнях западного Крита везде делают и продают на дорогах мёд. Выбор очень большой. Можно найти травяной, цветочный, тимьяновый и т.д. Мне больше понравился тимьяновый. Он из всех самый густой. Тёмный, но прозрачный и густой как смола. Естественно очень вкусный.
Но фото в Тополийском ущелье мы всё же сделали.

Объезд нужно было делать по сельским горным дорогам по самым высотам над Тополийским ущельем. Мы проезжали маленькие деревушки, утопающие в зелени.
Один раз я сбился с пути, но быстро это понял и начал спрашивать дорогу у местных греков. Две женщины, ехавшие нам на встречу, сказали ехать за ними и вывели нас на верный путь.
Вот обычный крестьянский дом на западе Крита. Вода греется в чёрном баке на крыше, электричество от солнечных батарей. Есть горячая вода и свет, всё автономно.

Мы объехали закрытый участок и выехали на нужную дорогу в районе Илоса. Поскольку мы очень хотели посмотреть пещеру Святой Софии, мы от Илоса поехали на север по направлению к Тополийскому ущелью. От дороги, южнее тоннеля, идёт пешеходная дорожка со ступенями, поднимающаяся к пещере. Идти примерно 200м.
Вход в пещеру очень большой и просторный. Слева от входа, в самой пещере находится церквушка Святой Софии. Она очень простая, без архитектурных изысков. Свод пещеры имеет высоту почти с пятиэтажный дом. В ней много сталактитов и сталагмитов, в глубине пещеры ходы такие же просторные и высокие. Много голубей. Когда они взлетают, шум от крыльев многократно отражается от сводов, колонн и стен и усиливается.
Не забываем, что сталагмиты руками трогать нельзя, поскольку органический налёт может навредить им и остановить их рост. Об этом есть предостерегающая надпись
Я не удержался от соблазна поиграть в спилиолога и одев свой налобный фонарь облазил всю пещеру. Это не трудно.

Пляж Элафониси

От пещеры Святой Софии двигаемся на юго-запад к оконечности острова, пляжу Элафониси. Указатели есть везде, не заблудитесь.
Юго-западное побережье Крита считается одним из самых экоголически чистых мест в Европе.
Ещё отмель между островком Элафониси и Критом называют поцелуем двух морей: Ливийского и Средиземного.
Розовые пляжи, обрамляющие берега небольшого греческого островка Элефониси - удивительное природное явление. Такой цвет побережье получило за счет большого количества примесей в песке, содержащем мелкие обломки ракушек, морских раковин и кораллов. Разглядеть песок от нежно-розовых до лиловых оттенков можно не только у берега, но и на небольшой глубине: кристально чистая вода обнажает побережье Элафониси.
Впрочем, существует и другая версия появления розовых пляжей. В 1824 году Элефониси подвергся нападению турок; в результате бойни было убито более семи сотен местных жителей. В память о кровавой расправе над греками на самой высокой точке островка установлен мемориал. А розовый цвет побережья Элафониси по сей день является напоминанием о тех трагических днях.
Остров отделен от Крита узким проливом длиной около сотни метров, который, благодаря небольшой глубине, легко перейти вброд. Глубина пролива зависит от времени года: так, в летние месяцы она не превышает 20 сантиметров.
Пляж, и отмель соединяющая островок Элафониси с Критом защищена от открытого моря торчащими из воды чёрными рифами, поэтому волн здесь нет. Небольшая глубина также избавляет от сильной волны. Здесь очень хорошо отдыхать с детьми, поскольку везде очень мелко.
На пляже есть таблички с просьбами не уносить розовый песок как сувенир.
Мы загораем в лучах склонившегося к западу солнца, дурачимся в мелкой воде, любуемся розовым песком, изумрудной водой и синим небом.

Солнце клонится к западному горизонту и пора возвращаться, чтобы засветло проехать участки крутого серпантина.
Возвращаемся мы по дороге, которая идёт вдоль западного Критского берега на высоте над морем. К сожалению не получилось сделать фото в сторону моря из-за низкого солнца, а останавливаться и настраивать камеру не было времени.
Дорога очень красива, панорамы гор, цветов и моря потрясающие. В одной из придорожных таверн можно было бы чудесно встретить закат, но мы решили проехать эту дорогу засветло и успеть до темноты выехать на магистраль на северном побережье.

В Скалету мы вернулись уже после 10 часов вечера. На ужин в отеле опоздали и пошли ужинать в таверну к Мариносу, весёлому молодому греку, который не может разговаривать без шуток и любит сбивать туристов с толку.
Например он может назвать мусаку Мустафой. А потом смеяться, когда его просят подать на стол Мустафу.
Еда у него замечательная, мы все четверо остались очень довольны.
Вот и закончился восьмой день на Крите. Все довольные и счастливые идём спать.

28 и 29 мая, Скалета, Амудара

Последние 2 дня на Крите я провёл в Скалете. Пляжный отдых, знакомства и общение с разными людьми тоже полезная вещь и пренебрегать этим не стоит. Тем более я уже семь дней то за рулём, то в горах. Нужно и отдохнуть.
Среди русских туристов, отдыхающих в одиночку в экономичных отелях, попадаются очень интересные люди и бывалые путешественники. Кроме немцев, поляков и чехов, я познакомился с людьми из Пскова, Петербурга, Ростова, с Поволжья, Урала, Москвы, из Латвии и даже встретил семью из Владивостока.
Вечером 28 мая я решил поехать туда, где был в прошлом году, в Амудару, отель Армония.
Андреа с ресепшена и бармен Вангелис меня узнали сразу. Признаться, не ожидал. Когда я заказал у Вангелиса греческий кофе, он сказал "My first greek coffe in this season".
В баре Армонии была компания наших. Один из наших нечаянно сломал ногу в отеле в первый день. Когда он позвонил в страховую компанию, то его спросили выпивал ли он в этот день. Он ответил, что в этот день нет, но в прошлый да. Зря он так ответил, страховщики ему отказали. Спасло его то, что у него была ещё одна страховка и он позвонил во вторую страховую компанию. Уже зная как отвечать, он получил помощь.
Народ, помните. Когда страховая компания задаёт вам любые вопросы, даже казалось бы самые невинные, она преследует одну единственную цель: найти повод чтобы отказать. Отвечайте аккуратно.
Я рассказал про своё восхождение на Псилоритис, про Сфакию, Ливийское море, другие туристы рассказали про свои путешествия. Попросив Вангелиса передать приветы всем, кого я знал в Амударе, я уже ночью вернулся в Скалету.

Последнее фото на Крите 29 мая. Прощай Ретимно! Прощай Скалета! Прощай Крити! Я су!

29 мая отдых, прощание с Критом и со всеми, с кем я успел познакомиться.
Когда я упаковывал свой рюкзак, то обнаружился небольшой перевес. Пришлось вечером одну бутыль анойского вина распить со всеми на прощание.
В 3 часа ночи туристический автобус забрал меня из Скалеты, и в 7:30 самолёт взлетел из Ираклионского аэропорта. Как и год назад, в день отлёта была сильная дымка и остров быстро скрылся в белой мгле за хвостом самолёта.

Моя жизнь складывается очень непредсказуемо и противоречиво, и я не знаю, увижу ли я когда-нибудь снова Грецию и Крит. Но помнить этот волшебный остров, манивший меня с детства, я буду всегда.
Я су, Крити! Я су Эллада!