Как совместить приятное с приятным или отпуск в Греции для любителей автоспорта

Блоги о Греции


Как совместить приятное с приятным или отпуск в Греции для любителей автоспорта

Легкая белая зависть появляется у меня по отношению к жителям западной части нашей страны, когда фраза «А поехали на ралли в Финляндию/Швецию» не вызывает, например, у питерских любителей автоспорта никакого удивления. В отличие от них, нам, сибирякам, выбраться и в отпуск и на отдельные автоспортивные мероприятия в Европу в большинстве случаев очень проблематично, учитывая, что только авиабилеты выходят нам в ту же сумму, которую жители центральной части тратят на весь отпуск. Ну и количество дней, которое можно провести вдалеке от рабочего места, тоже ограничено.
Поэтому первый шаг к мечте увидеть всё своими глазами для многих любителей автоспорта мужского пола отдаленных частей нашей необъятной страны будет очень простым:
Дорогая, а не поехать ли нам в отпуск в Грецию?
Уже много десятилетий Греция ежегодно принимает один из этапов чемпионата мира по классическому ралли (WRC ) – ралли Акрополис. Даты его проведения – конец мая - начало июня (+-неделя), что позволяет нам совместить классический пляжный отпуск и возможность созерцать вживую этап WRC практически без дополнительных финансовых затрат.
Согласно 3-летнего контракта между греками и FIA, с 2011 местом базирования этапа очень удачно выбран приморский туристический город Лутраки, расположенный всего в 100 км от столицы Греции. Примечательно, что несмотря на кризис, греческий этап всё-таки присутствует в календаре FIA (и смею надеяться, не исчезнет оттуда и в будущем). Вот и греческие фаны со мной согласны:
ola na parete.jpg
"Можно всё у нас забрать, но ралли Акрополис - никогда!"

Добраться туда из Афинского аэропорта на автомобиле можно всего за 1,5 часа по хорошего качества автобану. Город широко известен своей минеральной водой, недавно построен новый бальнеологический комплекс. Также это прекрасная отправная точка для путешествий по Пелопонесу в оставшееся от ралли время :).
attiki-SITE.jpg
Подготовка к поездке
Греция – страна Шенгена, поэтому для поездки необходимо получить въездную шенгенскую визу. Отдых в Лутраки широко представлен у российских туроператоров, соответственно, все турфирмы, работающие по греческому направлению, продают туры в этот город. Таким образом, если нет желания/времени/навыка планировать поездку самостоятельно, можно купить стандартный "отдыхательный" тур и избавить себя от лишних хлопот.

Если вы-таки решили быть самостоятельными, то:

  • Необходимо приобрести авиабилеты (прямая регулярка из Москвы есть у Аэрофлота и Эгейцев. Также летом наличествуют различные чартеры. Авиабилеты нужны именно в Афины, а не в Салоники, куда направляется основной поток российских туристов.
  • Необходимо забронировать жилье на ВЕСЬ планируемый срок пребывания. Тут поможет букинг или подобные ему сайты. Очень приветствуется оплата (или частичная предоплата проживания), ибо греческое консульство в последнее время разлюбило самостоятельных туристов, несущих финансово неподтвержденные распечатки с сайтов бронирования. Лучше предоставить факс из отеля о том, что вы забронировали номер на такие-то даты и даже уже (частично) оплатили. Также понадобится справка с работы и копия трудовой. Подробнее о перечне документов можно почитать на сайте Грек.ру.
  • Когда все вышеупомянутые бумажки готовы, есть два варианта, чтобы получить визу: самостоятельно отнести их в Консульство (в Москве/Санкт-Петербурге/Новороссийске), либо сдать их в один из многочисленных визовых центров. Там к 35 евро (стоимость визы) добавится сервисный сбор – около 800 рублей). Московское консульство работает очень оперативно. Получить визу можно за три дня – например, сдав документы в понедельник, в среду можно уже получить паспорт с заветной вклеечкой. Единственное, надо иметь ввиду, что на сдачу документов нужно обязательно записаться заранее по телефону. В визовые центры можно сдаваться без предварительной записи, но с учётом времени на пересылку и возврат ваших документов.

Ну и теперь, собственно, к "раллям"

Service Park
sp.jpg

Весь этот раллийный «табор» располагается на окраине города, частично на территории военной части, чуть далее 5-звездочного отеля Club Hotel Casino Lutraki, в коем размещается штаб-квартира, пресс-центр, ну и собственно проживают сами гонщики. От центра города где-то около 2 км.
sp1.jpg
Вход на территорию SP бесплатный (по крайней мере, был все эти годы) с утра и до позднего времени. Все конюшни огорожены, но обзорность очень хорошая.

А что там делать?
  • увидеть вживую пилотов
1.jpg
2.jpg

3.jpg
  • получить автограф (кто неравнодушен к этому делу)
4.jpg
  • прикупить одёжку ваших любимых команд
clothes.jpg
  • поприсутствовать на распределении стартовых мест
5.jpg
  • посмотреть на всё вблизи
6.jpg
7.jpg
8.jpg
  • понаблюдать за работой механиков
9.jpg
10.jpg

11.jpg
12.jpg
  • получить бесплатно всякие «ништяки» от компаний-спонсоров и «промчаться» на раллийном симуляторе
13.jpg
  • ну и конечно поприветствовать нашего Женю Новикова!
14.jpg
15.jpg
***
Если вы решили приобщиться к миру ралли не только путем посещения Парка сервиса, а готовы ехать и смотреть сие действо на спецучастках, то приступаем к следующей части.
Что взять с собой в поездку
Одежду, которую не жалко, ибо выглядеть вы будете как на первой картинке.
16.jpg
Средняя картинка – я в экипировке варианта «лайт», справа – пример полной экипировки, чтобы потом, в попытках избавиться от пыли в длинных волосах, не мыть голову 10 раз. А всего 5 :)

Потому что бывает вот так:
17.jpg
Также не помешает легкая, но закрытая обувь. В сланцах и шлепках не очень комфортно карабкаться на всякие пригорки в поиске лучших точек обзора.
Связь и навигация
Для перемещения по Греции в планшете у меня стоял I-go, а также для ралли дополнительно пришлось задействовать Ozi с растровыми картами советских времен (об этом позже).
Не обязательно, но можно взять, если есть: рации, если на СУ с вами едет еще кто-то (в горах не всегда есть сотовая связь), а также планшетник с симкой. При наличии сигнала удобно смотреть он-лайн статистику, ну и вообще быть в курсе текущей ситуации. Интернетная симка покупается в Лутраки, там есть магазины всех крупных операторов связи.
Информационная подготовка:
Что может понадобиться на официальном сайте http://www.wrc.com:
Возможность смотреть разного рода статистику – список участников, результаты по каждому дню, по каждому спецучастку, отставание от предыдущего, какой на данный момент идет СУ, а также сплиты – онлайн отсечка времени на определенных отметках внутри СУ по каждому экипажу. Для продвинутых в англицком наличествует онлайн радио и новости.
А вот страница собственно греческого этапа.
Здесь нас интересуют прежде всего карты по каждому дню, а также документ, под названием Rally Guide. В это большом опусе для нас важно Itinerary. Там можно посмотреть, когда начинается каждый спецучасток, его протяженность и время. Всё это позволяет нам примерно рассчитать план посещения спецучастков по дням. Ближе к дате проведения этапа появятся такие прекрасные вещи, как Схемы доступа зрителей на СУ и Треки СУ и доступа в формате kml. Скачиваете файл, грузите в Google Earth – вуаля!
18.jpg
Розовым – спецучастки, зеленым – доступ зрителей, синим – маршруты Дорожных секций – переезды боевых авто между СУ по дорогам общего пользования, где они как бы должны соблюдать ПДД. ;)
На ноуте все прекрасно смотрелось, но эти klm’ки нужны в автомобиле, а ноут в поездку брать не планировала. За пару дней до отъезда при попытке установить Google Earth под Андроид в свежекупленный планшет возникла проблема, ибо в России он официально «не того», прав root нет, танцор с бубном из меня не ахти какой, искать и разбираться в альтернативном софте было тоже некогда, поэтому в голову пришло гениальное решение задействовать старый надежный Ozi Explorer, который обычно мы используем в трофи-рейдах. Внезапно нашлись генштабовские карты для Греции, формат kml Озя кушает, в результате получилось вот так:
ozi.jpg
Текущее местоположение он определяет. Куда надо ехать - видит. Ну а то, что нет маршрутной навигации – ну и ладно.
Автомобиль
Для посещений спецучастков, вам, безусловно, необходим автомобиль. Нужно сказать, что этот вид бизнеса почему-то обошел Лутраки стороной, ибо на центральной улице была замечена только одна контора с надписью «rent car». Поэтому я бы рекомендовала брать машину сразу в аэропорту, предварительно оформив заказ по интернету. Цена на бензин, конечно, печальна – около 1,8 евро, но куда деваться… Также надо иметь в виду, что при повреждении авто на unpaved roads (дорогах без покрытия), никакая страховка действовать не будет. Т.е. съехали с асфальта – дальше сами, под свою ответственность. Но чтобы добраться до спецучастков в горах, надо пробираться именно по таким дорогам. Охота пуще неволи - едем…
Еще один вопрос, по которому в интернетах нет единого мнения: «Нужны ли в Греции международные права?». Это такая отдельно получаемая (по желанию) книжечка, которая является приложением к нашим правам за границей. Кто-то говорит о том, что наши пластиковые права одновременно и есть международные и больше ничего не надо, ведь Россия подписала конвенцию и всё такое. Кто-то пишет, что при бронировании через Интернет рентакар ему поставил обязательным условием наличие такой книжечки. Третьи говорят о том, что по нашим правам машину дадут, но при ДТП отсутствие этой штуки может служить основанием для отказа в выплате. В общем, каждый решает для себя сам, стоит ли ему тратить время и деньги на оформление этой книжицы, либо ехать как есть.
В этом году
мероприятие выпадает у нас на конец мая. 31 мая пятница, 1 июня суббота и 2 июня воскресенье. Как правило, ралли проходит в 4 дня, но в этот раз, в связи с кризисом, программу поджали и уместили всё в 3.
В среду и четверг экипажи будут проходить ознакомление с трассой, прописывать стенограммы. В пятницу очень насыщенный день – с 8 до 10 пройдет свободная практика, а в 10.33 начнется квалификационный шейкдаун, который пройдет в пригороде Лутраки, километра 2 чуть вверх от моря. Минус в том, что подъезд для зрителей только один, а желающих поприсутствовать будет много. И чем позже туда приедешь, тем дальше придется бросить машину и топать пешком…
После шейка экипажам придется метнуться в Афины, где в этот же день в 17 часов пройдет официальная церемония открытия, а в 18-30 уже стартует СУ1. В районе 8 часов вечера темнеет, так что СУ2 получится ночным.
Суббота. Всё действо развернется на полуострове Пелопонесс. 8 допов, 4 секции с повторным проходом.
Как мы видим на скрине Googl Earth, организаторы предусматривают проезды зрителей на СУ. Но чем меньше организованных подъездов, или чем проще добраться до СУ, тем больший бардак и пробки возникнут на приближении к нему. Я не любитель ходить пешком, поэтому стараюсь подобраться к СУ максимально близко. Что для этого можно сделать: во-первых, приехать заранее. В идеале – сильно заранее, чтобы прокатиться по будущему СУ и выбрать удачное место для парковки и последующего просмотра СУ. Минус: придется ждать несколько часов пока всё начнется (спать, читать, есть, гулять). Свободный проезд по СУ маршалы закрывают за 3 часа до начала, поэтому, если это утренний спецучасток, вставать приходится не то чтобы рано утром, а поздно ночью и как зомби с кофеем медленно тащиться в машину. Многие местные решают эту проблему проще - заезжают вечером – ночуют палаточными лагерями, или в машинах и просто просыпаются к 9 часам… Другой вариант – высмотреть в гугле «недокументированные подъезды» и руководствуясь принципом Бармалея (нормальные герои всегда идут в обход), попытаться заехать по неучтенным дорогам. Плюсы: если удастся, то без всякой толпы можно расположиться на шикарном куске СУ. Минусы – в реале дорога может быть вовсе не дорога, обвалена или размыта, можно заблудиться или проезд все-таки будет перекрыт полицией, ибо она идет как запасной вариант на проезд пожарных или скорой к СУ. При наличии свободного времени за несколько дней до начала, можно самим прокатиться по допам на предмет разведки подъездов, проездов и хороших зрительских точек. Только предварительно сверьтесь с расписанием, чтобы не пересечься с экипажами, которые в этот момент могут заниматься ознакомлением.

Как-то раз я тоже решила себе устроить «ознакомление». Вечером поехала на разведку СУ, которое будет через пару дней в непосредственной близости от города. Вроде по времени посмотрела – экипажи должны были уже закончить. Еду. Дорога в лесу, с закрытыми поворотами, узкая, камни всякие. Плетусь себе помаленьку, точки в навигаторе отмечаю. Вдруг слышу - позади кто-то едет… и едет быстро… Я газу, ищу какое-нибудь примыкание, чтобы убраться с дороги… а нету ничего, как несколько дней назад грейдер прошел, одни земляные борты по краям и прижаться некуда… В общем еле-еле успела всё-таки выскочить в сверток... Обпипикали меня и пронеслись мимо… а еще типа по правилам должны ездить на ознакомлении ;)

При расчете примерного времени на дорогу до СУ, нужно закладывать побольше, так как дороги горные, на подъездах к СУ часто без покрытия, плюс из-за большого количества народа полиция может перекрыть даже дальние подступы к СУ из-за забитости дороги автомобилями, всё это надо учитывать.
Часто практикуется дублирование спецучастков (так будет и 1 июня (суббота) – 4 СУ и потом еще раз проезд по ним же). Поэтому вариант для ленивых – заехать с утра на выбранный заранее СУ, посмотреть его, и остаться на нем же для второго прохода. Если маршалы откроют проезд после первого прохода, можно проехать по нему и выбрать «козырное» новое место. Если нет – переместиться пешочком.
Еще немного мини-советов. С собой обязательно воду в достаточном количестве. Можно запастись сухим пайком. На некоторых точках есть выездная торговля, но не всегда, поэтому лучше надеяться на себя. Также полезно заранее проверить наличие запаски/докатки и домкрата. Если вы любитель комфорта - можно прикупить недорогой маленький раскладной стульчик.

Немного фотографий разных лет со спецучастков (извиняюсь за качество):
20.jpg
21.jpg
22.jpg
23.jpg
24.jpg
25.jpg
26.jpg
27.jpg
28.jpg
29.jpg
30.jpg
31.jpg
32.jpg
33.jpg
34.jpg
35.jpg
36.jpg
2012, драматичный СУ18 финального дня:
«вдерево» Петера:
37.jpg
«вдерево» у Нассер Аль-Аттия и сход Оливейры
38.jpg

Гостевой сервис

Для тех, кто не хочет/не может морочиться с арендой, разбираться в картах, навигации и прочих делах, но имеет желание потратить определенную сумму денег, организаторы предусмотрели Гостевой Сервис. В этом году условия пока не опубликованы, поэтому расскажу на примере прошлого года. Фотографии в этой части повествования взяты с www.acropolisrallyhospitality.gr
Виды сервиса:
Бронзовый пакет:
Спецобслуживание в Парке сервиса (вип зона с едой, баром и кондиционером, онлайн-трансляция + живой комментарий «того, кто в курсе») + визит в зону команд с гидом (пустят внутрь за ограждения) + сувенирка + вип-паркинг (что важно, т.к. иногда общая парковка бывает под завязку). Стоимость по предварительному заказу– 95 евро в день, 195 за три дня. Если покупать у входа в парк, то 110 и 225 соответственно.
homepage01.jpg
bronze2_tn.jpgbronze_tn.jpg
Серебряный пакет
Всё, что в и бронзовом + посещение СУ, по одному в день с привозом-увозом
silver2_tn.jpg
+ церемонии старта-финиша. За 1 день – 295, за 3 – 715. На месте - 345 € и 745 € соответственно.
Золотой пакет
Всё, что в и серебре, только на СУ будете доставляться вертолетом (!)
1 день 695 € - 3 дня 1395 €. На месте - 810 € и 1620 € соответственно.
Платиновый пакет включает всё вышеперечисленное + проживание в Club Hotel Casino Loutraki и присутствие на всяких мероприятиях с пилотами. Всё это удовольствие стоит 2495€ .

Отдельные мероприятия:
ВИП-билет на церемонию старта:
За заранее заказанный билет стоимостью 100 евро вы получите выделенное место со шведским столом и баром. На месте – 120.
start_tn.jpg
ВИП-билет на финальную церемонию награждения:
Терраса Club Hotel Casino Loutraki отеля с видом на рампу (со шведским столом и баром). Заранее – 100 евро, на месте – 120.
Вертолетный пакет (1 день).
В субботу посещение трех СУ на вертолете, ну и всё, что в бронзе. Стоит 1695 €, на месте - 1970 €
heli1_tn.jpg
Пакет второго пилота
Побывать штурманом раллийного автомобиля категории N на специально организованном спецучастке (3км) + бронзовый пакет в Парке Сервиса - 450€.

***
Ну вот «вкратце» и всё. Если есть какие-то вопросы – прошу в личку. Буду рада, если помогла кому-то в планировании поездки. Хочется видеть больше российских болельщиков на данном мероприятии. Встретимся на Ралли Акрополис!