Остров, с которого не хотелось уезжать

Крит 18.05-27.05.2007
Пролетая над Средиземным морем и наблюдая за белыми барашками волн и красивыми маленькими островками мы представляли, как будем покорять Крит и наслаждаться солнцем. Пилот объявил, что самолет начинает снижение, и тут мы погружаемся в непроницаемую вату облаков! Причем, летим так продолжительное время не видя ничего. Море показалось под нами, когда мы были совсем низко – вот так погодка! Штормит, дождь… Посадка на короткой взлетной полосе Ираклиона с максимально возможным замедлением, маленький аэропорт, быстрое получение багажа и мы в руках встречающей стороны – Le Grand с русскоговорящими гидами. Еще 15 минут и мы на втором этаже двухэтажного автобуса едем по извилистому шоссе развозя туристов. До Херсониссоса (места нашей дислокации) доезжаем довольно быстро – это всего километров 35. Отель (это был 3***+ GoldenBeach c HB обслуживанием) понравился, номер дали отличный – большой, с видом на море и горы. Кроме того это был 4 этаж и весь горок, с его маленькими домиками, был как на ладони. Вот только погода… У нас с собой не было даже зонта. Ну что же, унывать не будем: одеваемся потеплее и идем гулять по городу. Городок изобилует супермаркетами, магазинами сувениров, одежды, так что есть где провести дождливое время. Покупаем Узо (местная анисовая водка), Рецину (белое сухое вино с запахом смолы, употребляется греками как прохладительный напиток). Дегустируем это все в номере – Узо очень мне нравится! Рецина – очень оригинально, но на любителя. Идем пробовать море. Холодно, но оно мне покоряется-). Жена лезть отказывается.

Опять дождь
Утро следующего дня встречает нас опять неприветливо. Море штормит, дождь. Ближе к обеду, вроде, утихло. Решаем ехать в Ираклион на автобусе, которые ходят где-то раз в полчаса и представляют собой хорошие экскурсионные автобусы. Поездка Херсониссос-Ираклион занимает где-то минут 40 и стоит 2.7Е. Но дождь опять пошел. Покупаем простенький зонтик за 1.5Е, не мокнуть же! В Ираклионе погода лучше, дождя нет, но сильный ветер. Гуляем в порту, потом по местной пешеходной улочке поднимаемся в город. Наша цель – Археологический музей. Находим его и видим объявление: музей закрыт с 2006(!) года и будет открыт только с 1 августа!!! Причем, нигде на сайтах турагентств, ни, даже, в разговоре с гидом об этом ни слова. Неужели нельзя предупредить об этом туристов? Едем домой – опять полил дождь. Ближе к вечеру гуляем по городу уже без дождя, я фотографирую волны и красивый пирс с фонариками. Но нет мне покоя! Горы действуют завораживающе! Тем более, что кажется они так близко… Беру фотоаппарат и, несмотря на то, что уже вечер и капает дождь, лезу (по резко поднимающимся вверх улочкам) в старый город, который гораздо выше нового Херсониссоса. Вот прошел последний дом, дорога кончилась, иду вверх по грунтовке. Упираюсь в ограды огородов и тут из какого-то сарайчика за забором из проволоки начинают вылезать зрители- козы и козлы были очень удивлены моим поздним визитом-) Фоткаю совсем близкую уже гору и фонари верхней трассы. Огни нового города как на ладони - перепад высот приличный.

«Sun is shining, the weather is sweet, yeah…» (Bob Marley)
«Солнце!!!» Такими криками мы встретили третий день нашего пребывания на Крите. Быстро завтракаем и на пляж. А там уже жарко – вот так чудеса горной местности. Потом мы еще много раз убеждались, что в разных местах острова погода разная и меняется в течении дня много раз. Берем лежаки (2.5Е за штуку) и загораем. Майская вода прохладная, но главное в нее залезть, а потом уже можно купаться и купаться. Уже через 3 часа замечаем, что начинаем подгорать, бежим номер. Решаем, что сегодня нужно ознакомится с верхним городком уже при свете. Попутно заходим в прокаты автомобилей- прицениваемся. По жаре лезть уже труднее, но мы проделываем маршрут, попутно отобедав национальными блюдами в живописной таверне. Там мы заказали своеобразный комплект на 2-х человек из 4-х видов салатов и 4-х тарелочек горячего. Съесть все было нереально! Добил нас десерт, который нам преподнесли – что-то наподобие пончиков в меде – пальчики оближешь! Потихоньку идем выше, за дома. На горе фотографируем камни и мох – настоящие альпийские горки дикой природы, которые так любят делать вручную у нас на огородах.

206!
Подъем! Пора в путь! Вчера мы подзагорели, поэтому надо и попутешествовать. Идем в приглянувшееся нам агентство – AutoTravel. Еще вчера, обходя прокаты, оно нам приглянулось наличием русскоговорящего менеджера - нам все наглядно объяснили и показали- какие машины, какие страховки и т.д. На самом деле, цены у всех очень близки, но многие не включают все международные страховки (от угона, аварий, страховка жизни). Наш выбор – ярко-красный Peugeot 206. Берем его на 4 дня с полной страховкой за 120Е. «Разложены планшеты…», т.е. карты – решаем ехать довольно далеко, на хваленый (по отчетам) «единственный в Европе пальмовый пляж Вай», где, якобы, снимали рекламу Баунти-). Впервые еду по таким серпантинам! Дорога может поворачивать сразу на 180 градусов, иногда повороты «слепые» - класс! Опасаясь больших штрафов не гоним, тем более на такой дороге не до скорости. Проезжаем Агиос Николаос, оставляем его на обратную дорогу. Дорога уходит выше и выше – видим огромную гору-карьер, которую постепенно «съедает» техника. Скорее всего на блоки или просто камень. Когда мы оказываемся очень высоко, видим впереди стоянку смотровой площадки. Виды потрясающие! Вода 3-х цветов: зеленый, голубой, синий! Вдали виден Агиос Николаос. Едем дальше, деревеньки становятся все меньше, дороги периодически уже не огорожены отбойником от пропасти. Вай все ближе. По указателям, наконец, доезжаем. 140км. от нас, но ехать больше 2-х часов из-за серпантинов. Въезд на стоянку Вая платный - то ли 2, то ли 3 евро. Пляж симпатичный, пальмы действительно растут в метрах 50 от моря и можно расположиться в их тени. Отдыхаем, я купаюсь. Вода для жены все еще холодная-). Потом залезаем на гору на смотровую площадку и за руль, в обратный путь. Заезжаем в Агиос Николаос – симпатичный городок с круглым заливом моря внутри и яхтами. Проезжаем дальше, в Элунду. Смотрим на остров Спиналонга. Вроде ничего интересного. Ну хватит на сегодня, возвращаемся к ужину. Пробег за сегодня – 280км.

«Вот, новый поворот, и мотор ревет!»
Покорять остров нам понравилось и мы едем, теперь, в другую сторону острова. Хотим посетить сначала монастырь Аркади, потом Ретимно и монастырь Мони Превели. Поворот на Аркади мы так и не заметили, попали сразу в Ретимно. Городок симпатичный, большой форт на берегу, исследуем его. Ищем местный Археологический музей – ну не судьба нам по музеям ходить! Карты говорят о разных местах его нахождения, местные жители говорят, что он внутри форта(!) откуда мы уже вышли… Ну и ладно. Теперь нам предстоит пересечь остров и увидеть Мони Превели и Ливийское море. Выезжаем из Ретимно и попадаем не на ту дорогу, делаем приличный крюк и опять попадаем в Ретимно. Теперь мы уже более внимательны и ищем указатель на Спили. Есть! Надо было просто попасть опять на тот же поворот с трассы на Ретимно. Едем по второстепенной трассе по указателям на Спили. Немного не доезжая, сворачиваем и попадаем в красивейшее ущелье, где неба не видно из-за низкостоящих облаков – в ущелье идет дождь, хотя мы въехали в него из солнечной погоды – вот, что значит горы. Решаем, что на обратном пути обязательно остановимся здесь, благо есть несколько смотровых площадок. Дорога к монастырю идет вверх – такого серпантина нам еще не попадалось – узкая дорожка для 2-х машин, ограждения нет, уклон довольно крутой – класс! А тут еще умудряются проехать и экскурсионные автобусы. Видимо, чтобы разъехаться с ним, легковушкам необходимо сдавать назад в более широкие места. Благополучно заползаем и оказываемся на большой парковке у монастыря. Подходим к монастырю, начинаем читать объявления на входе: фотографировать внутри нельзя, вход стоит столько-то, спасибо, что добрались до нас… И тут - «Проходите!» - это на русском языке сказал нам человек на входе! Я где-то читал, что в монастырях Крита русских, как православных христиан, пропускают бесплатно, а тут мы с этим столкнулись сами. По-русски же поблагодарив, проходим внутрь. На небольшой территории монастыря видим как новые строения, так и остатки старых корпусов и даже вольер с павлинами и другой живностью! Так же на территории есть музей. Заходим в церковь, ставим свечки… Что интересно, женщины должны тоже снять головной убор на входе, о чем жену, жестами, попросил монах.
Еще читая отчеты перед поездкой, кто-то писал, что радом с монастырем есть пляж, где в море (здесь уже оно Ливийское) впадает горная речка и можно купаться как в пресной, так и в соленой воде. Спустившись по серпантину от монастыря, видим указатель «Palm Beach», видимо, нам туда. Внезапно асфальт кончился и мы уже едем по крупному щебню. Ну ладно, думаю я, море-то недалеко. Ага, недалеко оно по карте, а в горах все не так! Узкая щебенчатая дорога поползла в гору, перешла в серпантин. Ограждений нет, ширина местами уменьшается до 3 метров, но наш Peugeot ползет, местами с небольшой пробуксовкой по щебенке. Аккуратно расходимся с парой встречных машин, хорошо они тоже маленькие. Не представляю, как там можно проехать в дождь? Уфф! Добрались. Обедаем в таверне, до пляжа еще нужно пройти минут 10 – он находится за перевалом и проехать туда нельзя.
А ведь не зря мы приехали! Полоска песка разделяет море и реку, река в пальмах – красота! И кто говорил, что Вай – это единственный пальмовый пляж? Честно говоря, это место мне понравилось больше. Правда, было прохладно, но я все-равно благополучно искупался уже в Ливийском море, а затем и в речке. Вода, как мне показалось, такая же по температуре, как и в Херсониссосе, а вот в речке – прохладнее. Долго не задерживаемся, т.к. нам предстоит долгий путь назад. Преодолеваем щебеночный серпантин, фотографируем ущелье. Нам позируют горные орлы, вылетающие из тумана горных вершин и, не взмахнув крыльями, скрываются. По отвесному склону лазают козы, звеня бубенцами.
Но мы же не заехали в Спили! Гоним туда, благо это всего километров 5-6 в другом направлении. И не зря - красивый городок под горой: аккуратненькие домки, большая церковь, мощеные улицы и, главная достопримечательность, 25 источников в виде голов львов. Пьем, набираем с собой воды – она очень мягкая и вкусная - «В Spili мы воду пили-)». Наполненные впечатлениями мчимся назад – пора на ужин. Пробег за сегодня – 320км.

Cave
Утром загораем на пляже и едем в долину Лассити. Это недалеко от нас. Поднимаемся по указателям, заезжаем в музей древнего человека – ничего особенного там нет. Показана эволюция жилища человека от пещеры до дома из камня. Смотрим, как устроены ветряки-насосы. Именно они поднимали воду на поля долины. Немного работают и до сих порт, а сотни металлических остовов ржавеют на угодьях местных крестьян – прогресс поднялся и туда. Главная наша цель – посетить пещеру Зевса – Dikteon Cave. Указатели вывели верно. Оставляем машину и в гору! До пещеры нужно минут 15 подниматься по каменистой тропинке – хорошая разминка для ног и дыхания-) Подниматься на ослике за 10Е не для нас – запашок еще тот! И вот мы у входа. Купив билеты, начинаем спускаться по лестнице вглубь пещеры. Это уже не так трудно, тем более в пещере прохладно и можно остыть после трудного восхождения. Внутри градусов 5-7, льда нет. Лестница нормальная и не так скользко, как, например, в ледяной пещере Трехглазке на Ай-Петри в Крыму. Фотографировать со вспышкой нельзя, но никто на это не обращает внимания и смотрителей внутри нет. Пещера представляет собой один зал, много сталактитов и сталагмитов, есть подсветка. Выбираемся, отдыхаем, решаем проехать вокруг долины, что и делаем. Обедаем в местной таверне – попробовали очень вкусное блюдо - жареный сыр – советую! Пробег – километров 80.

Bali & Kurna
Утром решаем, что все-таки нужно попасть в в городок Bali – уж очень интересное название! Кроме того, читал про хороший пляж там. И правда – большой песчаный пляж, есть и оборудованный и дикий, народу практически нет – отлично. Вода в Бали теплее, т.к. это залив. Достал палкой морского ежа – здесь они маленькие и с короткими иголками, не то, что в Египте. Держится на камнях с помощью присосок, может перемещаться, шевеля иголками. Начинает конкретно припекать и мы решаем посмотреть единственное крупное горное озеро Курна.
Едем мимо Ретимно, ищем поворот. Указателей нет… Уже проехала Georgioupoli. Разворачиваюсь и спрашиваю в магазинчике как проехать к Курне. Абориген явно не понимает английский, но слово «Курна» все решает. Мы проехали поворот и надо возвращаться километров 6. Зато поворот теперь с нашей стороны. Поворот находим и петляем к озеру. Видим рукописный указатель «Lake», едем по узкой гравийке и метров через 200 видим его! Окруженная горами, гладь озера с зеленой прозрачной водой смотрится потрясающе. Ищем, где бы залезть в воду, проезжаем все озеро – тупик. Видим, что впереди стоит машина и люди что-то рассматривают. Черепахи! Я читал, что они там есть, но как-то забыл об этом. Средних размеров, они выползают на камни насосной станции расположенной рядом. Возвращаемся назад, к тавернам и берем катамаран за 7Е. С него можно залезть в воду, т.к. есть лестница. Плаваем, видим черепаху на дне озера, много птиц. Купаюсь на глубине – вода теплая. Советую съездить – озеро красивое.
Это последний день владения машиной, а нам еще нужно посмотреть развалины Кносса. Мчимся назад, успеваем – вход до 19.30, а сейчас еще 18.00. Смотрим развалины – смысл сходить есть. По задумке реставраторов, часть раскопок оставлена нетронутой, а часть дворца воссоздана, чтобы понять, как это было.
Вот и настало время попрощаться с нашим Пыжыком – он нас не подвел и мы вместе накатали 1000км. за 4 дня. Расход топлива 5.6л/100км – отлично, учитывая трудные горные маршруты. Цена топлива – 1.15Е. Подвеска умеренно жесткая – на серпантинах то что надо! Немного не понравились большие хода педалей сцепления и тормоза и передаточное число рулевого механизма - нужно много крутить. Залез под капот – объем движка установить не удалось, но машина легкая и того, что было (а я думаю, это 1.2-1.5 литра) было достаточно. Год выпуска – 2005. Машина была оснащена АБС, 2 подушки, кондей. Хорошо, что мы взяли ее, а не джипчик Jimny с матерчатой крышей – было бы шумно и кондея в нем нет.

Lazy
Сегодня lazy day – загораем, купаемся. К вечеру прошел небольшой дождь.

Уно, Дуо, Тре… нет, Кваттро!
Их много ездит по улочкам Херсониссоса, их много в прокатных конторах. Вот и мы решили взять на день квадроцикл! Идем в ближайшую, тем более у нее большой гараж и выбор. Удовольствие стоит 30Е в сутки с полной страховкой и шлемами, без КАСКО – 20, но мы решаем не рисковать. Управление не сложное – тормоз как на велосипеде – двумя руками, газ – рычажок под большим пальцем. Заливаем 3.5 литра бензина – должно хватить. Катаемся по старому Херсониссосу, едем обедать в Сталиду – соседний городок. Все классно, но хочется оффроуда! Возвращаемся к нам, купаемся – вода сегодня поменяла цвет! Местами она изумрудная. И стала заметно теплее. Но нечего технике проставить! Еду один искать приключения – нашел сначала стройку, где полазил на квадрике по кучам щебня, а потом нашел отличный карьер – вот это стихия квадроцикла! Заезжаю за женой и фотоаппаратом, устраиваем фотосессию. Вот день пролетел – и не заметили… Но есть еще минут 40 до сдачи, еду один на берег между Херсониссосом и Сталидой – там пустынный каменистый берег и много места где кататься, чем и пользуются туристы. Отдавать было жалко… Эх, себе бы такой! Вечером пришел факс, что мы летим на другом рейсе и на следующий день у нас появилось несколько свободных часов для моря!

Домой!
Вот и настал этот грустный день – уезжать совсем не хотелось… Понравился нам остров. Понравился, прежде всего своей природой, чистым морем и воздухом, своим прекрасным климатом и запахом меда и цветов. Возможно, что нам не хватило каких-то «музейных» впечатлений, «впечатлений для головы», как сказала моя половинка. Но зато других впечатлений было море! А море сегодня было настолько прозрачное, что никакие очки для плавания нужны не были – все было видно на много метров вглубь.
Автобус пришел вовремя, до свидания, Крит!

P.S.
Перелет у нас был туда Калининградскими авиалиниями. Были сомнения по-поводу неизвестной авиакомпании, но все зря – вылетел/прилетел вовремя, кормили лучше, чем в Трансаэро (назад) и даже вино давали.
На острове из напитков советую попробовать Узо – оно мне понравилось более всего. Так же есть Ракия и знаменитая Метакса. Есть еще один национальный напиток – Рецина – сухое белое вино с запахом смолы. Употребляется холодным и в супермаркетах может стоять рядом с пивом и, даже, в пивных бутылках.
В Херсониссосе более всего понравился супермаркет Proton – самые низкие цены и большой выбор.
Туроператор Амботис – без проблем. Единственное, что билеты дали часов в 8 вечера перед днем вылета. В аэропорту не захотелось с кем-то встречаться. Оформлялись через агентство «Счастливое путешествие», там у меня знакомая.