Святая Гора Афон

Блоги о Греции


Святая Гора Афон

Случайно откопал на компе свой стародавний текст про Афон в записях примерно 2005 года. Очевидно, когда-то из этого предполагалось сделать небольшой справочник-путеводитель. Но так и не сделалось. Восстанавливаю историческую справедливость пост-фактум.




Афон – это место тишины, уединения и молитвы. Монашеская республика, куда доступ открыт лишь одной женщине – Богоматери. Девственная природа и застывшая в своем величии история. Последний сохранившийся в неприкосновенности осколок Византийской империи, все население которого подчиняется строго Константинопольскому Патриархату. Византийских знамен здесь больше, чем греческих: даже те немногие автомобили, которые есть на Афоне, имеют спецномера с византийским флагом. Будучи особой территориальной единицей Греции, Афон имеет привилегию самоуправления. Для того чтобы попасть сюда, паломнику надо иметь особый документ – диамонитирий, который даст ему право на несколько дней погрузиться в сохранившийся на протяжении многих веков уклад жизни. Однако обо всем по порядку.

От истории к современности

Афон, или Святая Гора, как его часто называют, - это самый восточный из трех полуостровов, являющихся продолжением полуострова Халкидики. Длина его – примерно 60 км, ширина – от 8 до 12 км, а площадь – примерно 360 кв. км. У основания полуострова чаще всего встречаются равнины и небольшие холмики, однако чем дальше от материка, тем выше становятся эти холмы, переходящие в скалы, а завершается полуостров величавой мраморной горой Афон высотой 2033 м.

О том, откуда взялось название горы, доподлинно неизвестно. Очевидно только, что появилось оно задолго до того, как сюда пришли греческие племена. Согласно древнему мифу, Афоном звали одного из гигантов, восставших против олимпийских богов. В поединке он сошелся с самим Посейдоном. Но бог морских вод одолел его. Над тем местом, где Посейдон поверг гиганта, и возвышается будто бы гора, названная его именем.

Впрочем, гора эта прославилась не только в мифах, но и в истории. Именно около Афона в 493 г до Р.Х. буря разметала флот Мардония, зятя персидского царя, который шел с несметным войском покорять Грецию. Ходят также слухи, что спустя полтора века после этого Дейнократ, придворный архитектор Александра Македонского, предлагал своему владыке создать из мраморной горы его изваяние, так что у одной руки статуи лежал бы многонаселенный город, а из другой в воды Эгейского моря стекала бы река. Однако Александр оказался не в восторге от этого тщеславного проекта, и Афон остался Афоном. Кроме этих исторических анекдотов о дохристианской истории полуострова нам известно крайне мало: только названия некоторых городов, таких как Сани, Фисс, Клеоны, Дион, Олоксиф, Акрофои, Аполлония. Однако точное их местонахождение определить так и не удалось.

Христианская же история Афона начинается с благочестивого предания, согласно которому Божия Матерь и Евангелист Иоанн плыли в гости к Лазарю, первому Кипрскому епископу, тому самому, которого некогда воскресил сам Иисус Христос, и недалеко от Афона их корабль попал в бурю. Волны вынесли Деву Марию и ее спутника на берег неподалеку от того места, где сейчас находится монастырь Ивирон. Восхищенная красотой места, Божия Матерь попросила у Сына своего, чтобы он даровал ей этот край во владение. И с неба тотчас раздался голос: «Да будет место сие Твоим наследием и уделом и раем, а также спасительной гаванью для ищущих спасения».

Существует предание, что первые монастыри здесь были основаны при Константине Великом, затем их разрушил Юлиан Отступник, а повторно они были восстановлены Феодосием Великим и Пульхерией. Впрочем, исторических доказательств этому нет. С точки зрения строгой науки, лишь в VII в. полуостров действительно начинает становиться местом стечения монашествующих. По мнению историков, этому способствовали сразу три фактора: 1) упадок и распад древних городов, существовавших до этого на полуострове, 2) появление и усиление арабов, новых врагов Византийской империи, что привело к разрушению древних монашеских центров на Востоке и 3) преследование монашества и монахов императорами и жителями столицы, особенно в эпоху иконоборчества. А процесс превращения Афона именно в монашескую республику можно считать завершенным после выхода в 885 г. золотой буллы императора Василия I, которая разрешала проживание на полуострове только монахам, а белому духовенству и мирянам было предписано покинуть «незаконно занимаемый ими» удел Богородицы. Тогда же Афон получает статус особой области с самоуправлением. Примерно в это же время возникает второе название Афона – Святая гора. Появившись в среде простого населения, оно быстро приобретает популярность, и уже как юридический термин употребляется в золотой булле Константина IX Мономаха (XI в.).

Что касается развития монашества на Афоне, то сведения здесь достаточно скудны, однако с уверенностью можно сказать, что монастырей в разное время здесь было множество – в XI в., например, здесь насчитывали до 180 обителей. Однако большинство из них представляли собой скиты, а не монастыри в современном понимании этого слова. Древнейший из дошедших до нас монастырей – это Великая Лавра, основанная преподобным Афанасием в 963 году. Она же, кстати, стала одним из первых общежительных монастырей на Святой Горе (до этого большинство монастырей было особножительными, то есть монахи жили как бы каждый по себе, вне организации, собираясь лишь в общий храм на службы). К X в. относится также основание других крупных монастырей: Ватопеда, Ивирона, Дохиара, Филофея, Ксенофонта.

С самого начала монастыри здесь были не только греческими. Об этом, в частности, напоминает название монастыря Ивирон, которое недвусмысленно отсылает нас к его создателям, монахам-грузинам. В XII в. Афон переживает целое «нашествие иноплеменных» - сюда приходят русские, грузинские, сербские и даже латинские монахи, исповедующие православие. Монастырей стало так много, что особым указом было решено ограничить их число. Суровым выдался для Афона XIII в., период власти латинян. Именно тогда католики организовали преследования святогорских монахов, вплоть до убийств – деяния, которые и сейчас являются одним из важнейших аргументов для противников примирения Константинопольского Патриархата со Святым Престолом. Следующие два века стали для Афона периодом расцвета, и ему удалось с императорской поддержкой, а также благодаря дарам сербских владык поправить тот ущерб, который раньше был нанесен его монастырям пиратами и латинянами.

Однако в 1453 г., после падения Константинополя, Афон переходит под власть турецких владык. Впрочем, немедленное признание новой власти помогло монастырям сохранить свое имущество и получить от турецких властей особый статус для Афона как «места, где днем и ночью славится имя Бога» и «убежища для бедных и иноземцев». Кстати, что касается этого последнего статуса, то в тяжелые для греческого народа годы монахи-агиориты по доброй воле из христианской любви нарушили свой душевный покой, а заодно – и золотую буллу Алексея I Комнина, изданную еще в XI в., по которой ни одна женщина не могла пребывать на Афоне, и многие женщины спасались от турок именно здесь. Однако роль Афона в поддержке греческого народа и его самосознания не ограничивалась только предоставлением убежища. Именно здесь была сохранена греческая ученость, отсюда выходили пламенные проповедники истинной веры. Именно здесь было организовано первое высшее учебное заведение Новой Греции – «Афонская Академия», еще задолго до того, как сама Новая Греция появилась на карте мира. И именно на Афоне заработала первая греческая типография. Наконец, во время Освободительного движения 1821 г. многие монахи оставили свои обители и примкнули к восставшим соотечественникам с оружием в руках.

Святая Гора сегодня


На Святой Горе в настоящий момент действуют 20 монастырей, список которых в иерархическом порядке выглядит следующим образом:

1. Великая Лавра
2. Ватопед
3. Ивирон
4. Хиландар
5. Дионисиат
6. Кутлумуш
7. Пантократор
8. Ксиропотам
9. Зограф
10. Дохиар
11 Каракал
12. Филофей
13. Симонопетра
14 Агиу Павлу
15 Ставроникита
16. Ксенофонт
17. Григориат
18. Эсфигмен
19. Пантелеимонов
20. Кастамонит


Это число постоянно, и в соответствии с Уставной Хартией Святой Горы учреждение двадцать первого монастыря запрещено. В случае если монахов будет столько, что места для проживания им не хватит, они должны будут поселяться в отдельно стоящих скитах, кельях и т.д.
Монастыри владеют территорией, которая по их числу разделена на 20 участков. Этим 20 монастырям принадлежат также все монашеские поселения, находящиеся на Афоне. Только Карея, где проживают власти монашеской республики, сохраняет свою независимость от всех монастырей. Монастыри находятся на самоуправлении, так как не подчиняются непосредственно какой-либо церковной власти, кроме Константинопольского Патриархата, да и от него сохраняется только духовная зависимость.

Все афонские монастыри носят титулы царских, патриарших и ставропигиальных. Царскими они называются, так как своим основанием они обязаны прямому приказу или содействию Византийских императоров, либо были утверждены их золотой буллой. Патриаршими они были названы позднее, из-за особых грамот, которые привязывали их к Константинопольскому Патриархату, который взял на себя в основном духовное попечение о них. И, наконец, ставропигиальными они названы в честь креста (по-гречески «ставрос»), который был установлен на их месте патриархом или епископом еще до их основания.

Что касается типа монашеской жизни, то все монастыри сейчас являются общежительными, хотя еще в 1992 году встречались и особножительные. Разница между ними в том, что в общежительных, как видно из самого слова, все – общее, то есть проживание, работа, еда и молитва, а в особножительных, за исключением общего проживания и молитвы, каждый монах определяет для себя все сам.
Во всех монастырях законодательную власть осуществляет геронтия, состоящая из определенного числа монахов, а исполнительную власть представляет игумен, который также считается духовным отцом братии монастыря и избирается на пожизненный срок всеми монахами, которые пребывают в составе братии монастыря свыше 6 лет. Игумену в исполнении его обязанностей помогает особый комитет, т.н. игуменский совет, состоящий из двух-трех человек, избираемых геронтией из своего числа сроком на год. Жизнь в общежительных монастырях в высшей степени организованна, посты строго соблюдаются, а монахи, как правило, выполняют различные послушания, которые в начале каждого года им поручает монастырь; при этом у них нет никакого своего имущества – о нуждах монахов заботятся сами монастыри.

Скиты. Всего на Афоне существует 12 скитов, разбросанных по всему полуострову. Как раньше монастыри, скиты тоже делятся на общежительные и особножительные. Аскеты, проживающие в них, занимаются земледельческими работами, иконописью, музыкой и прикладным искусством.

Общежительных скитов всего четыре: 1) Пророка Илии (русский), подчиняющийся монастырю Пантократора, 2) Св. Иоанна Предтечи (румынский), подчиняющийся Великой Лавре, 3) Св. Андрея, или Серай (русский), подчиняющийся Ватопеду и 4) Богородичный скит (болгарский), который подчиняется монастырю Св. Пантелеимона. Внешне они кажутся монастырями с большими постройками и центральным храмом, собором, располагающимся посреди двора. Управляются они дикеоном, который исполняет свою должность пожизненно и соответствует игумену с общежительных монастырях, по образцу которых и строится жизнь в таких скитах.

Особножительных скитов, соответственно, восемь. Причем, в отличие от перечисленных выше «иностранных», все они – греческие. Итак, к ним относятся: 1) Благовещенский или Ксонофонтовский скит (подчиняется Ксенофонту), 2) Новый скит, или скит Башни и 3) Св. Димитрия, или Лаккоскити (оба подчиняются м-рю Агиу Павлу), 4) Св. Анны и 5) Кавсокалива (подчиняются Великой Лавре), 6) Св. Иоанна Предтечи (подчиняется Ивирону), 7) Св. Пантелеимона (подчиняется Кутлумушу) и 8 ) Св. Димитрия (подчиняется Ватопеду). Они представляют собой организованные общины, состоящие из множества калив. Здесь также в центре находится собор, то есть общий для всех храм, а вокруг него расположены каливы. Управление в нем осуществляет также дикеон, однако здесь он избирается каждый год (8 мая) геронтами, вместе с двумя или четырьмя советниками, половина из которых относятся к скиту, а вторая половина – к монастырю, курирующему этот скит.

Кельи. Представляют собой пространные монашеские строения, как сельские дома, с храмом, встроенным в такое строение и с крупным земельным участком. Они передаются монастырем группе из трех или более монахов, которые в основном занимаются земледелием или иными работами.

Каливы. Строения, как правило меньшие, чем кельи, с храмом, который также встроен в них, но без земельного надела. Монахи здесь живут также «семьями», как в скитах и каливах, но занимаются в основном различными видами искусств. Многие каливы вместе производят впечатление совместного поселения, но на самом деле они не организованы между собой и друг с другом у них нет никакой связи.

Кафизмы. Только не перепутайте их с группами псалмов. На Афоне это – маленькие пострйки, практически каливы, которые расположены близ монастырей, к которым они относятся. Живет в кафизме только один монах, который получает пищу в монастыре, внося за это символическую плату.

Исихастирии (аскитирии). В переводе с греческого – места молчания (аскезы). Расположены в пустынных и удаленных местах, главным образом на юге полуострова, и кажутся маленькими каливами или пещерками, беспорядочно рассеянными в пространстве, и издалека их легко принять за изолированные орлиные гнезда. Сюда уходят монахи, которые желают более суровой аскезы.

Управление Святой Горой.

Современная административная жизнь Афона регламентируется Уставной Хартией Святой Горы, принятой в 1924 году. Согласно ей, законодательная власть здесь принадлежит «Священному Синаксису», состоящему из всех 20 игуменов монастырей. Священный Синаксис 2 раза в год собирается в Карее, столице Афона, и голосованием принимает различные канонические решения; в исключительных случаях этот собор состоит из 40 членов. Административную власть представляет «Священный Кинот», состоящий из 20 представителей, по одному от каждого монастыря, которые избираются 1 января сроком на год и постоянно живут в Карее, а исполнительную ветвь власти представляет «Священная Эпистасия», состоящая из 4 членов, согласно разделению афонских монастырей на четыре пятерки. Из этих лиц представитель первого по иерархии монастыря (см. выше) председательствует в Святой Эпистасии и называется Протом или Протэпистатом (πρώτος по-гречески значит «первый»).

Право избрания Протэпистата имеют 5 главенствующих монастырей: Великая Лавра, Ватопед, Ивирон, Хеландар и Дионисиат, и посылают в Карею специального представителя для исполнения этой должности, а три других члена Священной Эпистасии выбираются Священным Кинотом из числа своих членов. Выборы и вступление в должность членов Святой Эпистасии начинается 1 июня, сроком на один год. наконец, судебная власть осуществляется различными учреждениями на Святой Горе и за ее пределами.

В Карее также постоянно пребывает политик-администратор Св. Горы, который подчиняется Министерству иностранных дел Греции и несет ответственность за верное применение положений Уставной Хартии, а также за порядок и безопасность. Вместе с ним службу несет небольшой штат административных работников, полицейских и других служащих, которые все вместе олицетворяют принадлежность Афона Греческому государству. Святая же Гора, согласно Конституции Греции и упомянутой Хартии, представляет собой автономную область на территории Греческой Республики.

Жизнь монахов на Святой Горе


Сутки на Афоне рассчитываются по так называемому византийскому времени, которое сдвигается каждый сезон, так что 00:00 наступает с заходом солнца. Только монастырь Ивирон отличается в этом отношении от прочих монастырей и корректирует свои часы в соответствии с восходом солнца (халдейская система). Весь суточный круг делится в монастырях на восьмичасовые отрезки, каждый из которых отводится для молитвы, работы и отдыха.

Молитва монахов делится на общую и частную. Общая молитва возносится всеми вместе на различных службах в центральном храме и часовенках. Наиболее обычными чинопоследованиями являются вечерня, полуденица, полуночница, утреня и божественная литургия, время которых увеличивается в связи с разными праздниками и особенно – в связи с двунадесятыми праздниками. Почти все службы совершаются ночью, когда мирские люди отдыхают или развлекаются.

Особо монахи-святогорцы почитают Богородицу, которая считается единственной царицей Афона, о чем мы уже сказали выше.
Основной частной молитвой является краткая молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» («Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με»). Часто для подсчета ее повторений используются четки.
Сегодня монахов на Афоне около 1700. Все они выполняют различные послушания, которые им назначает монастырское начальство. Как правило, это специфически монастырские послушания, а не работы мирского характера (например, ведение сельского хозяйства). Вот некоторые из таких, непривычных для мирян, послушаний:

Привратник (πυλώρης, πορτάρης) – живет в особой комнатке в главных воротах монастыря; внимательно проверяет диамонитирии паломников и проводит их в архондарик (монастырскую гостиницу).

Архондарий (начальник монастырской гостиницы, αρχοντάρης) – дает пищу паломникам и заботится об их сне, иногда ему помогает еще один монах, парархондарий (помощник архондария, παραρχοντάρης).

Звонарь (καμπανάρης) – бьет в симандру (специальная деревянная дощечка) и колокола во время различных церковных служб и на праздники.

Экклесиарх (εκκλασιάρχης) – ответственный за подготовку храма к службам.

Алтарник (βηματάρης) – хранит святые мощи на Священном алтаре и выносит их паломникам, которые желают им поклониться.

Уставщик (τυπικάρης) – служит начальником богослужения в храме и указывает певчим тропари и чтения дня.

Чтец (αναγνώστης) – читает богослужебные тексты в храме и на общей трапезе.

Трапезничий (τραπεζάρης) – ответственный за трапезу и ее приготовление.

Стряпчий (μάγειρας) – готовит пищу на очаге монастыря.

Хлебопекарь (μάγκιπας) – печник, который выпекает в печи хлеб.

Дохиарий (δοχειάρης) – начальник склада.

Библиотекарь (βιβλιοφύλακας, βιβλιοθηκάριος) – хранит ключи от библиотеки и отвечает за ее сохранность.

Келарь (σκευοφύλακας) – хранитель сокровищницы монастыря. Обычно на эту должность назначаются сразу несколько человек, у каждого из которых есть собственный ключ, без которого другой келарь самостоятельно не сможет войти в сокровищницу.

Просмонарий (προσμονάριος) – заботится о чудотворной иконе Богородицы, о часовне, где она хранится, поет молебны и принимает подношения паломников.

Арсанарий (αρσανάρης) – живет отдельно или, когда надо, спускается из монастыря в гавань для исполнения различных нужд и заказов монастыря.

Обычно пища святогорских монахов весьма скудна и ограничивается хлебом, маслом, вином, оливками, бобами и овощами. Мясо крайне редко на Афоне, а в монастырях его нет вовсе.

Монастыри Святой горы хранят древний обычай гостеприимства по отношению к любому их посетителю. Многие паломники и рабочие на Афоне, особенно в летние месяцы, получают отдых и еду в монастырях совершенно бесплатно.

Искусство Святой Горы Афон


В 1988 году Святая Гора стала четвертым по счету памятником Греции, включенным в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Хотя если посчитать количество критериев (6 из 10 возможных), по которым она была туда включена, окажется, что другого такого «заслуженного» памятника нет во всем списке этой организации. И это неудивительно: ведь в плане культурного и духовного наследия Афон стал преемником самого Константинополя, Царьграда. На сегодняшний день Афон – крупнейшая в мире сокровищница византийского искусства. Эта культурная традиция проявляет себя и в особой святогорской архитектуре, и в живописи, и в мелком прикладном искусстве.

После падения Константинополя искусство Афона продолжает следовать художественным традициям разных областей бывшей Византийской империи. И только в архитектуре сохранился свой, чисто афонский стиль, который, конечно же, также находится в русле византийской традиции. Падение Города, став концом Византии, оказалось началом очередного возрождения Константинопольской художественной школы ­ – на этот раз на Афоне: именно сюда, пользуясь особым статусом полуострова, полученным от султана, приезжают мастера из павшей столицы империи. Благодаря их стараниям на Афоне продолжилась живая художественная традиция Византии, а западной художественной традиции на Святой Горе до поры места не нашлось.

Однако помимо архитектуры и монументальной живописи на Афоне хранится множество ценнейших икон византийской и поствизантийской эпох. Сокровищницы монастырей скрывают также множество уникальных рукописей и драгоценных реликвий, которые стекались в эти монастыри со всех сторон: от византийских императоров, военачальников, богатых людей, епископов, клириков, иностранных правителей и простых христиан. Эти сокровища были сохранены неусыпной заботой святогорских монахов, подчас – в крайне опасных обстоятельствах.

Рассказ о культурном наследии Святой Горы следует начать с архитектуры. Как уже было сказано, на Афоне был выработан свой особый архитектурный стиль, не встречающийся нигде за его пределами. И речь здесь идет в первую очередь о центральном храме (соборе, или кафоликоне) монастыря. Даже в тех монастырях, где места крайне мало (так как некоторые из них стоят на небольшом плато наверху скалы), кафоликон всегда стоит отдельно, не соприкасаясь ни с какими другими строениями, в периметре монастырских стен, внутри которых, как правило, скрываются кельи монахов. Это расположение главного храма обусловлено тем, что он всегда должен быть виден монахам и к нему всегда должен быть открыт доступ. В своих чертах все кафоликоны (за исключением кафоликона Пантелеимонова монастыря) повторяют первый из них – кафоликон Великой Лавры, построенный в 963 году. Этот стиль восходит к крестовокупольному типу храмов Константинополя. Однако здесь линия, пересекающая основной неф под прямым углом, заканчивается апсидами с каждой стороны. Еще одной архитектурной особенностью таких храмов стало то, что справа и слева от восточной апсиды (то есть алтаря) начали пристраивать по две меньшие апсиды, которые изнутри имеют в плане форму полукруга, а снаружи – части восьмиугольника.

Второй по важности, но, пожалуй, первой по производимому впечатлению архитектурной особенностью каждого монастыря являются его стены. Будучи в свое время единственными защитниками святогорцев, они и поныне сохранили свой угрожающий вид. Благодаря им монастыри выглядят, как маленькие вооруженные замки средневековья. Впрочем, характерные балконы на втором этаже стен – это позднейшие надстройки, прототипом для которых послужили жилые дома Востока и Фракии. Впечатление средневекового замка усиливают укрепленные башни, которые есть во многих, хотя и не во всех монастырях Святой Горы. Впрочем, для обороны они не предназначались. На Афоне они играли лишь роль убежища для монахов и их сокровищ на время нападения пиратов.

Также типичным для многих монастырей является строение и расположение трапезных. Уже во время постройки предполагалось, что трапезные будут принимать не только монашествующих, но и паломников. Это и обусловило большие размеры этих зданий, а также их архитектуру – в плане они представляют крест или заглавную букву Т. Расположены они, как правило, напротив западного входа в кафоликон. Практически все трапезные на Афоне расписаны, причем иконография здесь не такая строгая, как в храмах, есть весьма красочные сюжеты. Поэтому во время трапезы советуем смотреть не только в тарелку.

Наконец, в монастырях, которым позволяет площадь, существуют небольшие водосвятные часовни. Здесь каждое первое число месяца, а также на Богоявление происходит освящение воды. Как правило, часовни выполнены из белого мрамора, а их невысокие стены обложены по внешней стороне резными каменными плитами, которые представляют собой чуть ли не единственные скульптурные украшения афонских монастырей.

В остальном каждый монастырь имеет свой уникальный облик, который во многом бывает обусловлен тем местом, где расположен монастырь. Но, безусловно, особо впечатляюще выглядят со стороны монастыри, расположенные практически на вертикальных скалах – такие как Симонопетра, Агиу Павлу и Ставроникита.

Что касается живописи, то начиная с эпохи Палеологов и особенно – во времена турецкого ига - Афон становится крупнейшим художественным центром, который до сих пор продолжает создавать шедевры в подлинно византийской традиции. Обычно причиной этого расцвета называют бегство на Святую Гору византийских живописцев со всех концов павшей империи, которые искали и находили тут защиту от поработителей. В частности, это объясняет, почему в отличие от архитектуры, достаточно единообразной для всех монастырей, росписи в его храмах и трапезных отличаются крайним разнообразием стилей. Следует, однако, оговориться, что в последнее время все больше подтверждается версия о том, что старцам-афонитам удалось создать собственные художественные школы, которые продолжали те стили, которые были принесены сюда живописцами из других областей.

К сожалению, оригинальных росписей первых веков существования монашеской республики до нас дошло не так много, как могло бы – убранство храмов не раз поновлялось, и оригинальные фрески часто исчезали под позднейшими. Например, от XII и XIII вв. нам осталось всего несколько оригинальных фресок.

Однако уже от XIV в. сохранилось столько росписей, что, начиная с этого периода, исследователям удалось выделить две главенствующие художественные школы на Афоне: Македонскую и Критскую.

Центрами Македонской школы были Константинополь и Салоники, своего расцвета она достигает в конце XIII – середине XIV вв. Характерными чертами этого художественного стиля является реализм, естественность и эмоциональность лиц, драматичность в передаче фигур и светлые цвета; впрочем, все это подчинено духовному содержанию. Основные памятники этой школы на Афоне сохранились в Протате (там работал величайший художник этого направления, Панселин), в кафоликоне монастыре Хиландар (где работали такие мастера, как Михаил Астрапас и Евтихий), а также в кафоликоне Ватопеда и часовнях Св. Георгия и Благовещения в Хиландаре.

Критская школа также уходит своими корнями в искусство Константинополя. Но переосмысляет его, достигая своего расцвета лишь в XVI в. По своему стилю она являет собой почти полную противоположность «праздничной» Македонской школе: сдержанные движения и жестикуляция, простота, благородство и спокойствие в ликах, общее покорное настроение и затененные цвета с редкими светлыми линиями на темном фоне, скудные штрихи в противовес игре света и тени в Македонской школе. Так как фрески этой школы, как уже было сказано, относятся к более позднему времени, нежели фрески Македонской, то и дошло их до нас больше. Среди особенно значимых следует отметить росписи в кафоликонах Великой Лавры и Ставроникиты, Дохиара и Дионисиата (в последнем из них они очень напоминают стиль фресок, встречающийся также в другом монашеском центре Греции – Метеорах). Критская школа оказалась крайне живучей, она дожила на Афоне до начала XIX в.

Тем не менее, уже в начале XVIII в. началось слияние критской и македонской манеры письма. Начало этому положил известный художник Дионисий из Фурны, который проповедовал возврат к искусству Панселина. Однако тут на Афон наложила отпечаток еще одна художественная традиция: западный стиль после покорения Ионийских островов и других областей Греции проложил себе путь и в храмы Святой Горы. Влияние его было столь велико, что лишь в середине XX в. традиционные византийские художественные школы вновь получили надлежащее распространение на Афоне.

Завершая рассказ о росписях храмов и часовен, упомянем и совершенно уникальный для Святой Горы памятник – настенные мозаики в кафоликоне Ватопеда. Эти мозаики датируются эпохой Комнинов и представляют собой бесценное культурное наследие.

Однако в первую очередь Святая Гора славится своими иконами. С византийских времен и до наших дней стекаются они на Афон. Хранятся они в особых местах и сокровищницах монастырей, но даже самые ценные из них могут просто быть одной из икон, находящейся в кафоликоне или какой-нибудь часовне. Для особо почитаемых икон (как правило это – иконы Богородицы) в афонских монастырях строят специальные часовни.

Многие из них датируются эпохой Палеологов. Однако большая их часть относится уже к поствизантийскому периоду. И здесь мы встречаем те же характерные черты Критской школы, что и в росписях афонских храмов. Причем этот стиль в иконописи принимает удар западной традиции гораздо более стойко, чем во фресках.

Однако помимо того, что афонские иконы – это шедевры византийского искусства, у них есть и более важное – не только религиозное, но и культурное значение. На Святой Горе ходит множество преданий об иконах, хранящихся в монастырях. Очень часто их считают здесь нерукотворными, либо приписывают кисти самого Евангелиста Луки. Также весьма распространен мотив, согласно которому та или иная икона чудотворным образом прибыла на полуостров откуда-нибудь издалека, чаще всего – из Константинополя. Например, такая легенда связана со знаменитой Иверской иконой (список которой, выполненный святогорскими монахами, сейчас хранится в Иверской часовне у Московского Кремля).

Наибольшей славой пользуются на Святой Горе собрания монастырей Великой Лавры, Ватопеда, Ивирона, Хеландара, Пантократора, Кутлумуша, Агиу Павлу и Каракала, иконы Протата, Ставроникиты, Дионисиата и Ксенофонта.

Особого упоминания заслуживают мозаичные иконы Христа Спасителя (Эсфигмен), Одигитрии (Хеландар), Распятия, Св. Анны с Богородицей (Ватопед), Евангелиста Иоанна (Великая Лавра), Св. Николая Стридейского (Ставроникита), Свв. Георгия и Димитрия (Ксенофонт).

Однако совершенно уникальный статус Афону придают его библиотеки. Это – крупнейшее собрание греческих рукописей и первопечатных книг в мире, с которым не могут поспорить ни библиотека Ватикана, ни тем более библиотека Конгресса. Древнейшие из кодексов относятся к IX – X вв., то есть фактически к началу известной нам рукописной традиции греческого средневековья (безусловно, в библиотеках мира есть отдельные более древние рукописи, однако, имея в виду массовую рукописную традицию, можно условно сказать, что между временем написания греческих папирусов в Египте и IX в. находится период, рукописи которого практически не дошли до нас). Многие из этих рукописей являются дарами императоров Византии и иных богатых и знатных христиан, поэтому очень часто эти кодексы бывали роскошно иллюстрированы. В наше время им посвящен один из самых красочных многотомников, изданных в Греции, который так и называется: «Сокровища Святой Горы». Наиболее богатые собрания представлены в монастырях Великая Лавра, Ватопед и Ивирон, хотя другие монастыри (и в том числе Пантелеимонов) также обладают бесценными коллекциями.

Наконец, в сокровищницах афонских монастырей хранится множество произведений прикладного искусства, резных икон, вышивок, которые невозможно упомянуть в нашем кратком очерке.

Природа Афона


Афон по праву является одним из объектов Всемирного наследия не только из-за своего уклада жизни, не только древних сокровищ, но и еще благодаря уникальности своей природы. В Греции практически в любом книжном магазине можно увидеть атлас растений Афона. И это не удивительно. Даже поднимаясь на автобусе из Дафни к вершине хребта, чтобы потом спуститься к Карее, можно заметить, как с подъемом меняется растительность. Говорят, особо дотошные исследователи насчитывали здесь до 5 климатических зон. Кроме того, не испытывая потребности в мясе, монахи-святогорцы уже около тысячи лет назад отказались от присутствия на полуострове прожорливых овец, что самым благотворным образом отразилось на состоянии его флоры и фауны. Кроме того, уже в Х веке вышел особый императорский указ об ограничении использования лесных ресурсов Афона. В результате сегодня на Святой Горе сохранились такие виды растений и животных, которые благодаря деятельности человека вымерли во всей остальной Греции. Всего же ученые насчитывают здесь до 5000 видов растений – богатство, которым не может похвастать ни одна другая сравнимая по площади с Афоном область Греции. Из них достаточно много видов являются эндемичными, то есть не встречаются более нигде в мире. Немало этому способствует и сложный рельеф местности с его расщелинами, небольшими пещерками, равнинами и самыми густыми на Балканах лесами. О красоте же всего этого многообразия природы Афона говорить бессмысленно – чтобы понять ее, надо там побывать.

Что полезно знать, отправляясь в паломничество на Афон


Согласно Уставной Хартии Святой Горы, посещение Афона дозволено только мужчинам. Женщинам запрещено даже приближаться к его берегам. Все желающие посетить Святую Гору обязаны иметь диамонитирий (вид на пребывание).

Заказать диамонитирий можно в Салоникском офисе Святой Горы по телефону: +30 2310 252575. Запрос на выдачу диамонитирия надо подавать как можно раньше, так как число диамонитириев, выдаваемых в Салоникском офисе ограничено (110 человек в день: 100 православных и 10 представителей иных вер и конфессий). Однако подавать заявку раньше, чем за шесть месяцев до предполагаемого визита нет смысла – у Вас ее просто не примут. Впрочем, монастыри Святой Горы имеют право выдавать особые диамонитирии для своих гостей - сверх тех диамонитириев, которые выдаются в указанном офисе. Этот вопрос можно обсудить с конкретным монастырем.

Паломник, собирающийся на Афон, может попасть туда из Иериссона, Неа Рода или Урануполиса. От Иериссона и Неа Рода паром идет до пристани монастыря Ивирон примерно 4 часа. Оттуда паломника автобус доставит в столицу Святой Горы, Карею, за полчаса. Если же паломник отправится из Урануполиса, то оттуда через два часа он попадет в Дафни - гавань Святой Горы. Из Дафни также за полчаса автобус довезет Вас до Кареи. Важно, впрочем, помнить следующее: через Иериссон попасть на Афон можно только летом. В зимние месяцы из-за бурного моря суда на сторону Ивирона не заходят. Но и летом паром из Иериссона не сможет доставить Вас до места назначения, если дуют северные ветры - для него благоприятны только южный и юго-западный ветра. Что касается Урануполиса, то здесь ежедневно отходят два рейса: в 6:30 и 9:45 утра к монастырям западной стороны полуострова. Судно делает следующие остановки: Дохиар, Ксенофонт, Пантелеимонов монастырь, Григориат, Дионисиат, Агиу Павлу. Чтобы попасть в иные монастыри, паломникам придется высадиться в гавани Дафни, оттуда переехать в Карею, и уже оттуда направиться в требуемый монастырь.

Телефоны в Урануполи:
Начальник гавани: +30-23770-71248
Бронирование билетов: +30-23770-71149

Для возврата в Урануполис из гавани Дафни следует заранее забронировать билет, так как места и рейсы ограничены. При отбытии с Афона в гавани Вас ждет собственная таможенная проверка Святой Горы, так как с полуострова запрещено вывозить святыни без соответствующего разрешения. Кстати, по личному опыту советую: если Вы вывозите с Афона ценные предметы (например, написанную от руки икону), то даже если таможня Афона дала вам добро на вывоз, затребуйте с этих таможенников документ о том, что они разрешили этот предмет к вывозу – иначе греческие погранцы уже на выезде из Греции могут не выпустить его, объявив художественной ценностью, и тогда он почти на 100% будет Вами потерян.

Транспортное сообщение на Святой Горе ограничено. То есть, конечно, если повезет, то вместо автобуса можно поймать какую-нибудь машину и попросить подвезти Вас. Но вообще надо быть готовым к достаточно дальним пешим переходам, так как случайную машину можно ждать часами. На все 360 кв. км Афона этих машин не больше сотни.

Теперь подробнее о диамонитириях. За несколько дней до своего прихода паломники обязаны позвонить в офис Святой горы в Салониках, чтобы забронировать место и получить кодовый номер. Этот номер необходим, так как количество посетителей Афона ограничено. Офис Святой Горы в Салониках открыт с 8:30 до 14:00, а в субботу - с 10:00 до 12:00. Прежде чем отправиться на Афон, паломник должен обязательно получить свой диамонитирий. Помимо Салоник это можно сделать также в Урануполисе и Иериссоне, офисы в обоих городах находятся справа от гавани. Обращаем особое внимание паломников, что если они хотят получить диамонитирий в гавани Иериссона, то они должны сообщить об этом заранее в Салоникский офис, чтобы служащий привез диамонитирии тем, кто хочет отправиться к восточному побережью Афона. Причем везет он только заранее заявленные для Иериссона диамонитирии. Для получения диамонитирия гражданам Греции необходим внутренний паспорт и 20 евро как плата за документ.

Иностранцам же придется представить больше документов
:
1. Рекомендательное письмо из посольства своей страны в Афинах или из соответствующего консульства в Салониках.
2. Разрешение на въезд на Афон, выданное Министерством иностранных дел в Афинах (Управление церковных дел) или Министерством Северной Греции в Салониках (Управление иностранных дел).
3. Паспорт.

На диамонитирии указываются личные данные паломника, его кодовый номер, дата и количество дней пребывания. Обычно этот срок ограничен 4 днями, но если паломник желает пробыть большее количество дней на Афоне, он может попросить о его продлении у Священной Эпистасии в Карее. С обычным диамонитирием паломник имеет право провести одну ночь в любом монастыре. Если же он хочет остаться более чем на одну ночь, он должен получить особый диамонитирий, который выдаются по согласованию с каждым монастырем.

Теперь самое важное: правила поведения на Афоне. Не будем ничего изобретать, а просто приведем выдержку из правил, которые отпечатаны на обратной стороне каждого диамонитирия:

«ДОРОГОЙ ПОСЕТИТЕЛЬ, какова бы ни была цель твоей поездки - духовная, научная, рабочая, туристическая - помни, что ты приезжаешь не в гражданское поселение, а в тихий дом, где живет и молится монашеская братия, и что хозяева дома, где ты будешь жить, считают тебя в первую очередь Паломником и ожидают от тебя соответствующего поведения.

Прояви же свое уважение к ним, постарайся подражать, насколько возможно, их молчаливому образу жизни, скромности их удела, упорядоченной и ненавязчивой их молитве, ежедневному распорядку их жизни.

Выполняй все инструкции и распоряжения каждой братии.

Не кури в Святых Обителях и выключай свой сотовый телефон в церкви, трапезной и на территории монастыря.

Не фотографируй монахов и внутреннее пространство монастыря, не получив предварительно разрешения на то. Также помни, что Священный Кинот категорически запрещает видеосъемки на Святой Горе. Так что при таможенном досмотре при отъезде будет произведена конфискация всех соответствующих пленок, кассет и т.д.

Также не разрешается охота, и в связи с этим строго запрещено ввозить на Афон оружие и собак (а также клетки).

Это место располагает не слишком большими удобствами. Доступ к монастырям, транспортное сообщение, проживание, медицинское обслуживание здесь почти такое же, как в удаленных районах Греции. Если ты преклонного возраста, больной или инвалид, то внимательно продумай, где и сколько ты будешь гостить, чтобы не вводить никого во искушение и самому не искушаться.

Наконец, если ты имеешь на руках особый или рабочий диамонитирий, не забывай, что тебе разрешено гостить или работать только в указанной в диамонитирии Святой Обители (монастыре, ските, каливе или келии). Просим не нарушать этого пункта и не просить пристанища в другой обители, так как тебя не примут, и тебе это доставит только беспокойство».
25.11.2011 08:59:14
спасибо!