Йоргос Даларас. Голос Олимпа и Пирея

Йоргос Даларас. Голос Олимпа и Пирея


"Сквозь голос Далараса я слышал слезы его страны", - написал в 1992 году один впечатлительный корреспондент "Техас Дейли Таймс". "Настоящий греческий бог с гитарой, ставший живой легендой", - это "The European", в том же году. "Музыка, как будто нисходящая с вершины священной горы Олимп", - "Cotidianul", Румыния, 1995 год. "Культурный шок", - восхищается летом 2001 года московский журнал "Афиша" по поводу его нового диска "The Running Roads".

Более 35 лет в музыке, из них более 15-ти он поет по всему миру - на греческом языке, собирая многотысячные аудитории. Арена "Wembley", залы "Albert Hall" и "Queen Elizabeth Hall", театр "Olimpia" в Париже, "Brendan Byrne Arena", "Radio City Hall", концерт в Берлине после падения Стены. Выпущено 55 сольных альбомов и почти столько же альбомов других исполнителей с его участием. С ним в 80-е - 90-е годы записывались либо выступали такие звезды, как Стинг, Брюс Спрингстин, Ал ди Меола, Пако де Лусия, Питер Габриэль, Трейси Чепмен, Джоан Фолкнер, группа "Джетро Талл", Горан Брегович. Он пел с лучшими симфоническими оркестрами мира, в том числе в России - с Академическим оркестром русских народных инструментов им. Осипова и Президентским оркестром.

Йоргос Даларас

Он родился в 1949 г. в афинском порту Пирей. "я родился для музыки", - сказал однажды Даларас, и это не преувеличение. Родиться в Пирее не для музыки вообще сложнее, чем где-либо еще, особенно если ты родился в Пирее в семье музыканта. В начале 1920-х годов, когда в этом городе появились сотни тысяч беженцев из Малой Азии, именно здесь на основе народных городских песен ("лаико") возник и широко распространился музыкальный стиль "рембетика" - даже не стиль, а почти образ жизни (традиции народной культуры Пирея на протяжении многих лет противопоставлялись "буржуазности" и "аристократизму" Афин), и поколение его отца, Лукаса Дараласа, выросло под эту музыку. "Песни о социальных проблемах и несчастной любви" - эта неуклюжая фраза из прессы, тем не менее, дух рембетики отражает вполне адекватно. Жанр текстов этих песен - жестокий городской романс (как "Маруся отравилась" или те песенки, какие мы в пионерских лагерях переписывали в тетрадки и плакали, когда кто-нибудь выл во дворе под гитару: "Всего лишь час он до рассвета не дожилЕ"). То, что поют исполнители рембетики, близко к тем же дворовым песенкам (впрочем, иногда это и серьезная лирическая поэзия), но не на трех с половиной аккордах, а с довольно сложным музыкальным сопровождением. Рембетику обычно играет группа в составе нескольких инструментов - гитары, скрипки, бузуки, аккордеона, фортепиано. Мелодии, очень меланхоличные, если характеризовать их упрощенно, - греческий блюз, не без влияний музыкальных культур других народов Средиземноморья. Поначалу рембетика была музыкой бродяг и городской шпаны, неудачников всех степеней, но в годы Второй мировой войны и диктатуры "черных полковников" становилась музыкой сопротивления, официально запрещалась. Теперь она звучит в греческих клубах. Короче говоря, живая классика. В творчестве Далараса влияние рембетики всегда было одним из основных компонентов, особенно в ранних альбомах "Малая Азия" (1972) и "50 лет рембетики" (1975).

Даларас - не только человек недюжинной музыкальной эрудиции и обладатель голоса редкой красоты, но и одаренный музыкант. Среди инструментов, на которых он играет, - гитара, бузуки, тцура, лауто и другие. При этом, несмотря на самые высокие в Греции тиражи, "золотые" и "платиновые" диски, безоговорочную принадлежность к местному музыкальному "мейнстриму", навесить на его творчество ярлыки "поп-" или "этно-" вряд ли рискнули бы даже те, кто считает, что "поп-" - это все, что хорошо продается, а "этно-" - все, что поется не по-английски. Во-первых, таким оценкам препятствует многолетнее сотрудничество Далараса с лучшими композиторами Греции, сложнейшие мелодии, талантливые импровизации и исполнительское мастерство музыкантов. Во-вторых, слова, они же - тексты. "Как вам нравится название альбома "Не говори ни слова, родина в опасности""? - спрашивала я у друзей и знакомых. Или цитировала две-три строчки из какой-нибудь его песни - и в том, и в другом случае мои друзья и знакомые радовались как малые дети Ёксархии. Даларас записал целый альбом на стихи Одиссеаса Ёлитиса, лауреата Нобелевской премии 1979 г. в области литературы. Другой постоянный автор текстов его песен - Михалис Ганас - в 1993 году за поэтическое творчество получил в Греции государственную премию. Сам Даларас неоднократно говорил в своих интервью, что популярная музыка - это совсем необязательно легкая музыка, она может быть и такой, какую ищут ценители "альтернативы". Разумеется, не только говорил, но и доказывал на деле.

Летом 2001-го года состоялись очередные гастроли Далараса по городам Европы. А уже скоро слушатели со всего мира сами приедут к нему - будем надеяться, гости Олимпиады - 2004 услышат этот неповторимый голос в Афинах.

О.З.

Подробнее рекомендуем сайт о Даларосе dalaras.da.ru

Назад в раздел