|
Отмечаем: 1 января
День: выходной
|
Накануне Нового Года дети ходят по улицам, заходя в дома, и поют
колядки («
kalanda»). Колядки – это народные песни, созданные в течение веков. Так, по всей Греции мы встречаем одни и те же колядки, с местными нюансами, которые внесли разные исполнители с подлинным поэтическим талантом.
Колядки, которые исполнят нам соседские ребятишки, в какой бы то ни было из дней, мы должны принимать с большой радостью, т.к. это песенное пожелание на новый год. Следовательно, те деньги, которыми мы их одариваем, это не награда за работу, но
маленький выкуп за те пожелания, которые мы получаем.
А мы подробнее рассмотрим один весьма характерный элемент, который обнаруживается в Новогодних калядках - это смысл, придаваемый образу Св. Василия (греческий Дед Мороз). Его смерть выпала на 1 января 379 г. н.э., и привела к ассоциации его имени с празднованием Нового года у православных (у католиков эту роль выполняет Св. Сильвестр, у англичан – Св. Николай и т.д. )
Народная традиция, которая, начиная с древних календ, хотела, чтобы Новогодний день был знаковым для развития всего года, придала
Святому Василию те свойства, которые соответствовали её чаяниям и нуждам.
Так, например,
Св. Василий в новогодних колядках часто изображается как
землепашец. Весьма характерны колядки, которые исполняют в маленьких
критских деревнях на побережье Ливийского моря.
Пусть скорым будет начало года и начало января
Завтра рассветает день Св. Василия.
Когда впервые Христос, овеянный святым духом,
Прошёл по земле,
Первыми он приветствовал всех землепашцев.
Первый, кого он приветствовал, был Св. Василий:
Удачи тебе Василий, хорошая у тебя пара для вспашки.
Хорошая она и благословенна, мой господин, – ты ведь
благословляешь её своей правой рукой,
правой ли, левой ли – золотой своей рукой.
Скажи мне, Св. Василий, сколько мер ты засеваешь?
Засеваю двенадцать мер пшеницы, ржи – пятнадцать,
гороха – восемнадцать и с раннего утра иду в хлев.
Я скосил и намолотил тысячу модиев ( модий – мера, равная 8,75 л)
…………………..
Но больше я не считал, так как проходил Христос,
И там, где Христос остановился, выросло золотое дерево,
Там, где он ступил – золотой кипарисик,
Посередине кипариса – крест, на вершине его – источник.
На средних его ветках куропатка кудахчет –
Кудахчет, кудахчет куропатка:
Он наверху наш сыночек, свет наших очей.
Чудодейственный
посох Св. Василия, согласно одной точке зрения, ассоциируется с посохом Аарона из Ветхого Завета, согласно другой – с ветками, которые по мифу, пересказываемому в трудах Геродота, выбросило Священное оливковое дерево Акрополя сразу после того, как персы его сожгли.
В Македонии и Фракии существовал обычай: маленький ребёнок ходил по домам и дотрагивался своим посохом до деревьев, больных и домашнего скота. Этот обычай непосредственно отсылает к народным представлениям о Св. Василии и его посохе.
Утром Нового года все греки надеются, что первый встреченный человек будет добрым, тогда год пройдет счастливо, если же он злой и брюзга, несговорчивый и ворчун, дела пойдут из рук вон плохо и год будет ужасным.
На праздничном Новогоднем столе греки разрежут новогодний кулич,
василопиту, с запеченной внутри монетой, и каждый возьмет свой кусочек, чтобы поскорее узнать, досталась ли ему монетка на счастье.
Первый кусок предназначен
Христу или
Святому Василию и далее всем членам семьи по возрасту, и даже тем, кто отсутствует. Того, кто найдет монетку в своем куске ожидает счастливый год. Если монетка достанется Христу или Святому Василию, на неё покупают в церкви лампадку и зажигают ее перед иконостасом. Если монета достанется отсутствующему члену семьи, на нее покупают свечку, зажигают ее в честь Св.Василия и просят святого охранять его и побыстрее вернуть в семью живым и здоровым.
Ирини Хартулиари. Специально для проекта "Греция от Greek.ru".
Назад в раздел