Камарес. Очарованное место



Камарес. Очарованное место

Камарес. Очарованное место
Автор
Светлана Кретова
Тип отзыва
отзыв филэллина
Месяц отдыха
июнь
Год отдыха
2006
Регион Греции
о-в Крит

Хотела написать зачарованное место, но подумала, нет, все-таки-очарованное. Место, очарованное историей, мировой  и лично моей.

Впервые услышала это название много лет назад на спецкурсе по античной истории,  и у меня оно навечно стало ассоциироваться с  летающими стрекозами, распускающимися лилиями, задумчиво-удивленными осьминогами,  тихо покачивающимися водорослями, играющими дельфинами, изображенными на керамических сосудах, созданных в крито-микенскую эпоху, найденных в прошлом столетии в пещере у селения Камарес.  

Отсюда и название этой керамики – керамика стиля «камарес». Только для меня это название навсегда стало не академическим определением типа и многоцветного орнамента  керамических сосудов, а представление о том, что можно жизненную философию и отношение к миру передать в утилитарной форме. Когда форма сосуда может стать  образом цветка, животного, насекомого. Его детали, орнамент передавали впечатление от естественного существующего образа. Я подумала, какое было у этих людей, живших 4 тысячелетия назад,  представление о жизни и отношение к жизни – естественное и свободное, если они хотели видеть, держать в руках, использовать в обычной жизни такие предметы, которые были одновременно и прекрасны и функциональны. Где стиль и функция соединены гармонично. Вот это соединение гармонии и функции меня просто «снесло», я влюбилась в эту историю. Может быть ведущим в этом  «скосившем меня», чувстве был возраст, впечатлительность, фамилия? Не знаю. Оказалось, что это навсегда. Крит стал моей нетайной страстью, а камарес – синонимом гармонии. Можно было только мечтать, что когда-нибудь я попаду на остров и увижу все своими глазами.

Это произошло. Все сложилось. За две недели мы проехали западную и центральную области Крита, совершили 16км поход по Самарье (оно стоит того), я «умирала от страха» по пути на Грамвузу и от восхищения в бухте Баллос. Ох, короче!  Увидели много и разного, ожидаемого и неожиданного.

В Ираклионе, в Археологическом музее, коллекция керамики потрясла не только меня, подготовленную, чтобы увидеть фрески, керамику, фестский диск, ювелирные украшения, ритоны, лабрисы и многое другое, но и моих близких Д1 и Д2 (муж и дочь, соответственно). Зная о моем пристрастии, они мужественно настраивали себя на посещение этого музея, предполагая обойтись «малой кровью». «Давай, ты нам быстренько все покажешь и объяснишь, и пошли дальше». Не вышло, зацепило. Потому что никто  (и я, несмотря на мою «подготовку»)  не ожидал увидеть такое разнообразие форм и прихотливости орнамента керамики стиля «камарес», количество печатей-паспортов древних критян (за каждым из них человек со своей историей и жизнью), миниатюрных золотых ласточек и невероятных пчелок. Да, что там! Не буду описывать наши впечатления, скажу, что Д1 и Д2, пристроившиеся к какой-то русскоговорящей экскурсии, которая пробегала по залам, пробежав, вернулись ко мне и потребовали «второй раз и поподробней», заявив в конце: «Может ты и права, в этот действительно, что-то есть». Конечно, есть –энергия жизни.

И поэтому, продумывая путь возвращения домой (в Рефимно) из Гортины, разглядывая задумчиво две свои немецкие автомобильные карты (ведь, всего нужного у мужчины  должно быть «по два, по четыре, по восемь и по двенадцать») Д1 произнес: «Знаешь, если ехать по этой горной дороге, то проедем через Камарес? Ты как?» «Как я?!!  Конечно, поедем!!» Для меня это было, как предложение поехать в Зурбаган. Мы поехали.
От Гортины через Зарос, оставив в стороне монастырь святого Николая, мимо монастыря Вронтисиу. Он впервые упоминается в XV веке, при венецианцах здесь жили самые образованные монахи Крита, которые писали иконы, переписывали священные книги, преподавали в школе. Здесь знаменитый Михаил Дамаскин написал шесть икон, которые долго хранились в монастыре, а затем были переданы в музей икон. Говорят, что здесь сохранились старинные иконы, фрески и старинные рукописи. Сохранился венецианский фонтан XV века. Едем дальше в Воризу, где тоже располагался монастырь Варсамонеру, «некогда центр свободомыслия на Крите» (путеводитель). С вольнодумством у нас и самих неплохо, дальше-дальше.

Дорога была пустынной и обычной для Крита – в меру в гору, в меру под гору, с большим количеством поворотов. Идет она через остроконечные холмы, оливковые рощи,  редкие деревушки.

Дорогу нам преградил настоящий «овцепад». Овцы «скатывались» вниз с крутого склона, холма, как яблоки, ловко притормаживали на шоссе и сбивались в кучки, под энергичные крики суровых и достойно-спокойных пастухов. Все это происходило в хорошем спортивном  темпе, при большом количестве пыли («столбами») и забавно. Чувствовались долгие годы (века) тренировок. Когда все спустились и выстроились, мы смогли проехать. Особенно радовалась наша Д2, весело мекала и бекала, пытаясь найти коммуникативный контакт с овцами и козлами. Последние в контакт вступили охотно, общий язык был найден.

Табличка, обозначавшая название деревни, Камарес. Просто так, как Простоквашино. Белые домики, таверна, старики с посохами, старушки в традиционно черном. Тишина, в деревне -  сиеста. Так выглядела моя мечта. Надпись на углу улицы по-немецки. Пешера (та самая, где и найдена была керамика) находиться на верху, туда «nur zu Fuss» (только пешком). Zu Fuss, так zu Fuss. Не раздумывая, вышли и пошли, как зачарованные, не думая сколько и как  идти вверх. Путь указывали желтые стрелки, значит, все-таки, кто-то шел. Дорога круто поднималась в гору, затем за околицу, все время вверх. Встретили двух американок, которые по мобильному пытались связаться со своими парнями час, как ушедшими вверх и не вернувшимися. Не отпугнуло, пошли дальше. Сухая земля, камни, колючки и все время круто  вверх. Встретили потерявшихся американских бой-френдов. Они возвращались ни с чем, обменялись впечатлениями и сомнениями. Они вниз, а мы, конечно, вверх. Дошли до пасеки, путеводные знаки приходилось разыскивать, но азарт моих спутников было уже не унять. В какой-то момент поняла, что вверх я больше не могу. Сандалии на босу ногу и все время в гору, тяжело. Сказала, что посижу здесь, на горе, под деревом. «Жди!»,- мои двинулись вверх. Скажу, что их не было больше часа, они поднялись довольно высоко и, конечно, совершенные молодцы, но пещеру не нашли. Как сказали, надо подготовиться, надеть кроссовки и знать хотя бы направление и «ходы» (южный склон горы Иды, где-то 600м над уровнем моря, как говорит путеводитель) и мы ее «откроем» в следующий раз, когда вернемся. А мы вернемся, сказали мои Д1 и Д2.

А что я? А я целый час сидела на горе, внизу которой лежала простая критская деревня с древним названием и историей. Вокруг зеленовато-желтоватые горы, вдалеке Ливийское море, самое голубое и прозрачное. Надо мной  небо с белыми облаками. Тишина, иногда слышны были звуки какого-то колокольчика, жужжание пчел. Ничто за тысячи лет не изменилась. Сначала копала задумчиво землю какой-то веточкой, надеясь найти осколочек знаменитой керамики (а вдруг, мне повезет!). Сдувала пыль с маленьких камешков – вдруг это печать, потерянная множество веков назад. А потом просто смотрела и не о чем не думала, было хорошо и ничего не тревожило, и никуда не хотелось уходить. Была как дома, ничто не нарушало этого состояния. Мне никуда не надо, я уже здесь. Очарованное место. Такое единение  места и времени, не сказать. Я просто знала, что это мое место, мой остров. И я сюда вернусь.