НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Афины. Аттика. Греция

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Национальный Археологический музей располагает одной из самых больших и значительных коллекций произведений древнегреческого искусства. Его многочисленные и чрезвычайно интересные экспонаты дадут вам возможность совершить путешествие в далекие исторические времена. Сокровища музея, несомненно, очаруют вас. Нижеследующие заметки отнюдь не претендуют на роль путеводителя (на это потребовалось бы значительно больше страниц) и призваны обратить ваше внимание лишь на самые важные экспонаты.

СТАТУЯ ПОСЕЙДОНА С МЫСА АРТЕМИСИОН
Эта бронзовая статуя высотой в 2.09 метров является одним из шедевров классической скульптуры, а также одной из немногих сохранившихся до наших дней оригинальных бронзовых статуй античного периода. Вопрос о том, кого она изображает (Посейдона или Зевса) до сих пор является предметом разногласий между специалистами. Статуя была найдена в 1928 году в море, на месте кораблекрушения у мыса Артемисион (о. Эвбея).

СТАТУЭТКА ЗЕВСА
Статуэтка Зевса Керавновола (Мечащего молнии) происходит из Додони. Стоит отметить, что поза бога, готовящегося метнуть молнию, напоминает статую Посейдона с мыса Артемисион.

ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНА
Этот красивый, хорошо сохранившийся рельеф из Элевсина был создан около 440-430 гг. до н.э. На рельефе изображена богиня плодородия Деметра, вручающая колосья пшеницы молодому царю Элевсина Триптолему, в правой части композиции - ее дочь Персефона, дающая свое благословение. Обратите внимание на разницу в размерах фигур Триптолема и Деметры. По обычаям того времени, в композициях, где боги представлены совместно с людьми, фигуры первых, в знак уважения к их божественной сущности, изображались значительно более высокими.

ЛЕКИФ МИРРИНЫ
16-й зал музея назван в честь наиболее важного его экспоната - беломраморного лекифа (сосуда, служившего предметом погребального обихода), найденного на площади Синтагма в 1873 году. Лекиф украшен рельефом, на котором представлены бог Гермес, ведущий за руку молодую женщину Миррину, и трое мужчин - родственники Миррины, присутствующие при ее уводе. Согласно надписи над головой женской фигуры, Гермес ведет Миррину к богу подземного царства Аиду. Обратите внимание на ее склоненную голову и грустное выражение лица (430-420 годы до н.э.).

СТЕЛА ГЕГЕСО
Эта самая знаменитая из греческих стел датируется V в. до н.э. Памятник был найден на территории Керамика, где в настоящее время установлена его копия. Рельеф надгробия изображает молодую женщину Гегесо, сидящую в кресле и перебирающую украшения, лежащие в шкатулке, которую держит перед ней служанка. Предполагается, что фон рельефа был окрашен в синий цвет, а украшения - в золотой. В верхней части стелы начертано имя - Гегесо Проксено. Лицо женщины, дышащее меланхолией, и выразительные складки одежды выполнены с очаровательным совершенством.

МАЛЬЧИК-ВСАДНИК С МЫСА АРТЕМИСИОН
Бронзовая статуя II века до н.э. была найдена вместе со статуей Посейдона у мыса Артемисион. Возможно, что скульптуры мальчика и коня были исполнены отдельно. Обратите внимание на метко схваченную игру мышц коня и на напряженно-сосредоточенное выражение лица маленького наездника.

МРАМОРНЫЕ ВОТИВНЫЕ РЕЛЬЕФЫ: ДЕМЕТРА, ПЕРСЕФОНА И АСКЛЕПИЙ
Слева изображена Персефона, держащая в правой руке два факела. Перед ней мы видим сидящую Деметру, а справа от нее стоит бог-врачеватель Асклепий. В правой части композиции изображено шесть поклоняющихся богам фигур. Согласно надписи, посвящение рельефа Асклепию и двум богиням, особо почитаемым в Элевсине, было сделано пятью из запечатленных справа людей, бывших знаменитыми врачевателями. Их имена читаются в нижней части композиции и окружены венцами из оливковых ветвей, символизирующими награды, которыми государство почтило их труды.

ГОЛОВА ГИГИЕИ
Голова богини здоровья Гигиеи несомненно знакома вам по многочисленным фотографиям. Посещение Национального музея даст вам возможность увидеть воочию эту замечательную скульптуру и непосредственно насладиться удивительным благородством ее облика. Голова, являвшаяся, как предполагается, частью не сохранившейся до наших дней статуи богини (350-340 гг. до н.э.), была найдена в храме Афины Алеи в Тегее.

ЮНОША С ОСТРОВА АНГИКИФЕРЫ
Еще одна древнегреческая статуя (340 г. до н.э.), послужившая предметом научных прений. Опираясь на очевидное заключение о том, что в правой руке статуи находился некий предмет сферической формы, некоторые специалисты предполагают, что скульптура изображала Париса, держащего яблоко, а другие - Персея с головой Андромеды. Статуя юноши была обнаружена на месте кораблекрушения у о. Антикиферы в 1900 году.

МАЛЬЧИК ИЗ МАРАФОНА
Статуя подростка получила свое название от Марафонского залива, где она была обнаружена в 1926 году. Надпись на пьедестале указывает на то, что моделью скульптора был некий борец. За исключением левой руки, несущей, по заключению специалистов, следы позднейшей реставрации, скульптура считается шедевром древнегреческого искусства. Возможно, что это работа знаменитого Праксителя или одного из его учеников (330 г. до н.э.).

ЗОЛОТАЯ МАСКА "АГАМЕМНОНА"
Несмотря на то что теория, предложенная знаменитым археологом Шлиманом, признана ошибочной, и отождествление памятника с маской Агамемнона опровергнуто, этот экспонат заслуживает вашего внимания. Современные исследователи предполагают, что это погребальная маска некоего царя, умершего за три века до Агамемнона (XVI в. до н.э.). Маска находится в зале Микенского искусства Там же вы можете познакомиться с другими предметами, найденными в царских захоронениях древних Микен: драгоценными украшениями, различными изделиями из золота, кинжалами и т.д.

ЭКСПОЗИЦИЯ С О. ФЕРА
В экспозиции памятников, происходящих с о. Фера (Санторин), наибольший интерес имеют стенные росписи, обнаруженные в местности Акротири и представляющие собой самые ранние образцы европейской монументальной живописи. Росписи Феры являются ценным источником сведений о доисторическом периоде - о жизни Эгейского ареала во времена бронзового века.

СТЕННАЯ РОСПИСЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БОРЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ
Картина кулачного боя. У мальчика слева - перчатки для боя и серьги в ушах. Обратите внимание на миндалевидную форму глаз обоих борцов.