Хочу вернуться в Грецию

Хочу вернуться в Грецию

18.06.2011 19:00

Хочу вернуться в Грецию

Десяти дней оказалось достаточно, чтобы влюбиться в Грецию. Любовь случилась внезапно, с первого взгляда, и, похоже, навсегда. Я и не заметила, как Греция закружила меня в веселом танце, и даже не удивилась, что это мои ноги танцуют сиртаки. Удержаться, устоять невозможно: греки с первого дня подкупают своей веселостью и жизнерадостностью. Да и может ли быть иначе в стране, в которой 300 дней в году светит солнце?

В первые дни очень не привычно, когда на какую-то просьбу грек качает головой из стороны в сторону, а потом говорит «нет проблем!». Это как раз значит «да», а вот если закивает головой, то «нет». Отказывать не очень любят, вместо «нет» могут просто высоко поднять брови.

Греки пьют много кофе, много курят. Мужчины часто крутят в руках четки, но не потому, что слишком религиозные, а чтобы чем-то занять руки и меньше курить. При этом средняя продолжительность жизни – 80 лет. Когда кто-то умирает в 70, все переживают, что знакомый скончался так рано. Мужчины в 40 лет говорят, что им еще рано иметь детей, волноваться не стоит, жизнь впереди долгая и дети успеют вырасти. Греки трепетно относятся к своим родителям, особо почитают мать. В стране очень мало домов престарелых, брошенных стариков нет. Родители живут вместе с детьми или совсем рядом.

Часами сидеть в тавернах, курить, читать газеты и разговаривать – любимое занятие.

Популярные у мужчин темы – политика, футбол и секс. Сиеста – святое дело. С 14 до 17 часов магазины не работают, все греки отдыхают. И не важно, холодно на улице или жарко. Даже в кризис магазины не стали работать дольше.

Без кофе греки своей жизни не представляют, а вот чай пьют редко, в основном, когда болеют, тогда в напиток добавляют травы. На острове Парос официант расстроился, когда после обильного ужина я попросила чай, думал, что заболела.

Греческий салат обязательно присутствует на каждом столе.
В том, что мы готовим в России, греки свой салат не узнали бы. В нем обязательно должны быть только греческие оливковое масло, оливки и фета, а это найти в наших магазинах непросто. Поэтому фанаты греческой еды закупают натуральные продукты в Duty Free.

Пасха

В Салоники – северную столицу Греции – я прилетела на Пасху. Угощать куличами и крашеными яйцами начали еще в аэропорту. Традиционное «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!». Пасха в Греции – главный праздник, который отмечают целой улицей, целым домом, целой деревней. На лужайках на вертеле жарят барашка, без него пасхального стола просто не может быть! В отеле в Халкидиках туристы с самого утра принюхивались и присматривались к вертящимся над огнем баранам. Вот они уже подрумянились (конечно, бараны, а не туристы!), можно снимать пробу. Мясо просто тает во рту! А суп из бараньих потрошков будит во мне гурмана, я начинаю мычать от удовольствия. Впрочем, я не одна такая. В Греции за трапезой все гости говорят на интернациональном языке, только и слышишь «м-м-м-м-м!!!».

Начинаются танцы. Профессиональные танцоры показывают мастер-класс, а потом, без объявления «танцуют все!», все действительно начинают танцевать, на ходу разучивая движения. И вот несколько девушек пританцовывают уже на столе, а мужчины им хлопают, задавая ритм. Нет, танцы на столах – это вам не разврат, а греческая традиция. В Греции на Пасху танцуют даже священники, но, наверное, все-таки не на столе.

В Салониках жила в двух шагах от площади Аристотеля и набережной, а там уже видно Белую башню – символ города. Нагулявшись по Салоникам, спала без задних ног в уютной кровати. Вот бы домой такую! Мягко, комфортно, но утром проблема – из этой кровати совсем не хочется вылезать.

Мэр города Салоники Яннис Бутарис – еще одна достопримечательность города.

Он никогда, даже на официальные мероприятия, не надевает галстук. В ухе небольшая серьга, а на руках татуировки. Он рассказывает, что вот эта появилось после смерти любимой жены, а эту, в виде ящерицы – символа возрождения, господин Бутарис сделал в 70 лет, когда встретил новую любовь. Я спрашиваю у мэра, на чем он ездит на работу. Его ответ поражает меня даже больше, чем татуировки. Мэр полуторамиллионного города ходит на работу пешком или ездит на велосипеде, а если дождь идет, за ним приезжает маленькая служебная машина. По закону положена охрана, но градоначальник от нее отказался: «Зачем? Сегодня смешно иметь сопровождение. Я же мэр города, меня выбрали, каждый может подойти ко мне на улице и пощупать. Все знают, что я хожу пешком. Утром захожу на рынок, а вечером могу посидеть в баре. Люди меня останавливают, о чем-то спрашивают, говорят «сделай то и это». Я все слушаю».

В Салониках запомнилась рыбная таверна Xamodrakas, самая первая в городе и до сих пор самая лучшая. Столики стоят прямо у воды, а под ними дежурят кошки. Они терпеливо и ненавязчиво ждут угощения, но при виде официантов на время разбегаются. В зале на стене висит фотография улыбающегося Владимира Путина, он дважды обедал в Xamodrakas. Судя по его довольному виду, еда ему очень понравилась.

Афины

Дальше были Афины. Самые туристические места в греческой столице можно определить, не раскрывая путеводитель. Увидели мирно спящих собак – вам сюда. Собаки незлые и неагрессивные, нежатся на солнце, дают себя гладить и не возражают, когда их фотографируют.

На площади Синтагма, у Могилы Неизвестного солдата туристы забывают про животных и переключаются на эвзонов – солдат элитного подразделения пехоты греческой армии.

Они стоят неподвижно целый час, потом идет забавная смена караула. Эвзоны медленно вышагивают, высоко поднимая ноги. Форма караула символична, по ней можно изучать историю Греции. На голове красная феска, цвет символизирует пролитую кровь борцов за независимость. Эвзоны стоят в шерстяной плиссированной юбке, она называется фустанелла. Если не лень, можете посчитать на ней складки. Их будет 400, ровно столько лет Греция была под османским игом. Каждый солдат должен ежедневно отпаривать каждую складку. На ногах царухи – кожаные ботинки с большими черными помпонами. Каждый весит 5 кг и подбит 60 стальными гвоздями. Когда эвзон шагает, высоко поднимая ноги, получается звук, напоминающий цокот лошадиных копыт. А в смешных помпонах партизаны раньше прятали точеные ножи. Попасть в эвзоны так же непросто и почетно, как в наш Президентский полк. У солдата должна быть приятная внешность и рост не ниже 187 см. От армии греки не бегают. Говорят «как это я не пойду служить, я же должен родину защищать!». И это не просто слова, греки – настоящие патриоты. У них почти на каждом жилом доме развевается национальный флаг.

Конечно, главная достопримечательность греческой столицы – это Акрополь.

И пусть он десятилетиями наполовину закрыт строительными лесами, это не мешает прочувствовать важность момента. История как будто оживает. Театр Диониса – самый древний в Греции, Агора – рынок, находившийся на перекрестке сухопутных и морских торговых путей. И на десерт самое-самое – Парфенон, храм богини Афины. Внутри была знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева. Лицо и руки были сделаны из слоновой кости, одежда и оружие из золота, а глаза из драгоценных камней. Древним грекам Афина казалась живой. В пятом веке 12-метровую статую перевезли в Константинополь, где она погибла во время пожара.

Под открытым небом сейчас стоят копии, а подлинники скульптур, те, которые из страны не вывезли, можно рассмотреть в музее Акрополя, он находится рядом. Для него построили новое здание, более просторное. Экскурсоводы в музее часто вспоминают англичан, которые никак не хотят возвращать Греции вывезенные в 19 веке ценности. Посетителей встречают пять кариатид с Акрополя, а для шестой, она хранится в Британском музее, оставлено свободное место – вдруг случится чудо и статуя вернется на родину?

Вдоволь нагулявшись по Акрополю, иду в самый старый район города Плаку, с удовольствием брожу по узким улочкам, заглядываю в сувенирные лавки.

Спешу на мыс Сунион любоваться закатом. Если повезет с погодой и не будет облаков, солнце на ваших глазах «сядет» за линию горизонта. Место древние греки выбрали идеально и на скале поставили храм Посейдона. На нем много «автографов», есть и тот, который приписывают лорду Байрону. В мифологии это именно та скала, с которой бросился царь Эгей, когда увидел корабль с черными парусами. Он думал, что его сын Тесей погиб, а тот просто забыл поменять черные паруса на белые. Здесь можно было снять отличную рекламу сотового оператора. Эгей хочет броситься со скалы в море, но тут ему звонит сын и говорит: «Папа, я живой!».

Остров Милос

Из Афин я на пароме добралась до острова Милос. Он входит в группу Кикладских островов, а там именно то, с чем ассоциируется Греция: белые церкви с голубыми куполами, узкие улочки, белые дома, которые потрясающе смотрятся на фоне синего неба, мельницы.

Я жила в отеле с живописным видом на залив. На Милосе очень любят отдыхать итальянцы, россиян приезжает немного, в год человек 60, но заходит 600 российских яхт. На острове вам обязательно покажут место, где нашли Венеру Милосскую (сейчас это один из главных шедевров Лувра), предложат заглянуть в самые древние в Европе катакомбы, в которых прятались первые христиане. На острове потрясающие виды, причудливые скалы, в которых угадываются разные животные, фантастические фигуры из известняка, сказочные пещеры, тихие берега, чистые песчаные пляжи, уютные церквушки на скалах у моря. Остров уютный, спокойный: приятно пахнет травами, мычат коровы, блеют овцы, а так тишина и покой. На берегу рядом мирно спят и кошки, и дикие утки.

На Милосе 7 тысяч жителей, все друг друга знают, остров – это одна большая деревня, которая состоит из нескольких маленьких.

Праздники там отмечают именно всей деревней. Мне повезло, я попала на День Святого Георгия. Вечером на площади перед церковью накрыли столы. Мужчины прямо там делали шашлык, жарили мясо, женщины заранее испекли хлеб, заготовили домашнее вино. Чего только на этих столах не было! Примерно так у нас накрывают столы на семейные праздники, а там праздник отмечала одна большая семья – целая деревня. Музыканты играли народные мелодии, танцевали все: и старики, и дети, и молодежь. И так на Милосе отмечают все праздники.

В тавернах вам обязательно предложат блюда, которые готовят только на этом острове. Все очень вкусно и сытно. Повара рекомендуют туристам в первые дни съедать только половину, чтобы привыкать к обильной греческой трапезе постепенно. На вопрос, в чем же секрет вашей кухни, жители Милоса отвечают: «Все дело в продуктах, они всегда свежие, выращенные на острове. Утром на грядке, а вечером у вас в тарелке». То же самое с рыбой и морепродуктами. Утром на берегу собираются люди и кошки, все вглядываются в море. Вот показалась рыбацкая лодка. Рыбак вместе с сыновьями выгружает улов, а его жена тут же на берегу все это продает. Через полчаса уже ничего нет, товар не залеживается. Когда официанты говорят о свежести и качестве продуктов, то шутят, что даже знают имя курицы, которая снесла в-о-о-т эти яйца. Греки едят много рыбы и морепродуктов, почти во все блюда добавляют травы, которые собирают в горах, пьют вино, анисовую водку узо и виноградную самогонку циппуро. Спиртные напитки всегда на столе, при этом на улицах не встретишь пьяных.

Мне очень понравилось правило греков: ТЫ должен пить вино, а не ОНО тебя.

На острове можно не опасаться за свой кошелек или жизнь. За 32 года было одно уголовное преступление. Наркоман убил девушку, которая не захотела с ним больше встречаться. И все, за три десятилетия больше никакого криминала. Поразительно.

Парос

Очарованная Милосом, на аэротакси лечу на остров Парос (это тоже Киклады). Аэротакси – маленький самолетик на 8 мест, напоминает наш кукурузник. Весь самолет стоит 1,5 тысячи евро (за эти деньги можно прилететь из Афин на Милос, а с Милоса на Парос), хочешь – лети один, хочешь – с компанией. Билеты забронированы до сентября, в Греции это востребованный вид транспорта. Он безопасный и очень удобный, потому что сам планируешь свой маршрут. Самолет на 37 человек обойдется в 3 тысячи евро.

На Паросе рядом со взлетно-посадочной полосой есть потрясающая пекарня. Как и все в Греции, она семейная.

Главный здесь – пекарь Георгос, а помогают ему жена, дочь и маленький сын. Выпечка всегда свежая, такая аппетитная, что глаза разбегаются. Нос волнуется от дразнящих запахов, прощай, талия, хочется попробовать все! В углу, на почетном месте висит цабуна – народный музыкальный инструмент, сделанный из шкуры козы. Вечером я оказалась на деревенском празднике, вновь встретила там Георгоса, он как раз играл на этой цабуне.

В июле и августе, когда дует сильный северный ветер, на Парос съезжаются любители виндсерфинга со всего мира и погода их не разочаровывает. Ветра такие сильные, что на бульваре все деревья наклонились в одну сторону. На Паросе есть несколько курортов, особую прелесть ему придают горные деревушки, виноградники и оливковые рощи. Между тремя центрами острова регулярно ходят автобусы, везде можно взять напрокат автомобиль, велосипед или катер.

Хочется вернуться

Греки мне часто говорили, что тот, кто хоть раз побывал в Греции, обязательно вернется. Сначала я думала, ну, кто ж не хвалит перед иностранцем свою страну. Но вернувшись в Москву, я поняла, что на греческой земле оставила частицу русской души, за которой очень хочется вернуться.

Юлия Усачева

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4639

ИСТОЧНИК: http://www.gazeta.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.