Магия критского лабиринта

Магия критского лабиринта

15.08.2008 10:54

Магия критского лабиринта

Давным-давно, в те времена, когда миром правили могущественные олимпийские боги, на Крите в Кносском дворце царя Миноса жило страшное чудовище Минотавр. Это существо с головой быка и туловищем человека убивало прекрасных юношей и девушек, которых ему привозили из разных городов Древней Эллады. Так было до тех пор, пока не приплыл на остров отважный сын повелителя морей Посейдона Тесей. Взяв с собой кинжал и смотанную в клубок нить, подаренные герою критской царевной Ариадной, Тесей убил Минотавра и вывел на свободу пленников. С того времени боги благоволят ко всем, кто приезжает на остров Крит, а тех, кто побывает в знаменитом лабиринте, награждают волшебными дарами.

Ираклионская мозаика

- В первый раз к нам? - спросила меня будто выточенная из мрамора эллинка-стюардесса, когда я поднималась по трапу.
- В третий. Я уже была в Афинах, Салониках...

Она рассмеялась какими-то южными колокольчиками:
- Крит - это не совсем Греция. Это особая страна, в которой... Впрочем... Добро пожаловать! Спустя три с половиной часа вы сами все увидите.

А потом были перелет и удивительное приземление в главном аэропорту Ираклиона. Самолет снижался над морем, уже почти были видны волны, и казалось, что сейчас мы нырнем в серебристо-изумрудную воду, как вдруг морская гладь сменилась бетоном посадочной полосы, и Крит принял нас в свои объятия.

В мифах Эллады говорится, что источник жизни всего мира заключался в Хаосе. А из него, вечного, темного и безграничного, на свет родились бессмертные боги, титаны, люди. И может быть, в память об этом Хаосе хочется рассказывать о Крите немного не по порядку, перелетая мыслями с одного воспоминания на другое.

Вот слышится музыка - быстрая, ритмичная и остро-чувственная. Она звучит так, что кажется: вовсе не струн касаются музыканты своими смычками, а нитей, соединяющих человеческие души. Мелодия уводит за собой и пьянит, пожалуй, даже сильнее прозрачной ракии, которую пьют здесь не залпом, как водку, а по чуть-чуть, смакуя и причмокивая. А когда приходит время смотреть на танцы, уже кажется, что в одном порыве кружатся и пристукивают каблуками не только пестрящие фартуками и платками гречанки-критчанки и шароварные юноши с бахромой на упрямых черных шевелюрах, но весь гостеприимный остров.

Я иду по улице Ираклиона и думаю о том, на кого же более всего похожи жители Крита. Быть может, на итальянцев? Да, несомненно: у них такая же быстрая речь и почти античные профили.

А впрочем, нет. Конечно, на турок, и только на них. Манера говорить, едва уловимые жесты, немного мимики - как это все напоминает Стамбул, Константинополь, Царьград... Минуту спустя меня пронизывает понимание. Нет! Не на итальянцев и турок похожи греки-критчане, но на нас, именно на нас, жителей России. Пусть они не говорят с нами на одном языке, это всего лишь недоразумение, вызванное ссорой у подножия вавилонской башни, но они смотрят на жизнь точно так же, как и мы.

На Крите чувствуешь себя как дома, спокойно и уверенно. Здесь все какое-то родное, близкое, понятное.

- Вы из Москвы? - Молодой продавец сувениров вспыхивает на меня глазами повзрослевшего Амура.
- Да, - отвечаю я и жду, что в ответ последует или турецкое расхваливание своего товара, или надменный итальянский взгляд.
- Очень рад. Я всегда болею за московский <<Спартак>>! - Он смеется и продает мне бронзовую голову Минотавра в два раза дешевле, чем собирался минуту назад.

Здесь редко торгуются, возможно, считая это недостойным занятием, зато легко сбрасывают цену и дарят подарки тем, кто просто умеет улыбаться миру.

Обычаи и суеверия

Как и вся Греция, Крит православен. Здесь крестятся справа налево тремя пальцами, раскрашивают на Пасху яйца в разноцветные цвета и молятся возле икон, зажигая от лампад длинные восковые свечи. Однако некоторые критские обычаи поражают.

В XIV веке на острове хозяйничали католики венецианцы. Они не приветствовали православных канонов церковного зодчества, и потому монастырь Богоматери Керы немного напоминает каменный армянский храм, перестроенный итальянцами. Но внутри все как у нас: икона Спасителя - справа от алтаря, икона Богоматери - слева. Удивляют только сотни тонких серебряных чеканок с изображением человеческих фигурок и массивная железная цепь, подвешенная на крюк.

Легенда гласит, что когда-то давно турки задумали лишить Крит великой святыни и увезли икону в Стамбул. Однако недолго оплакивали жители острова утрату, вскоре икона чудесным образом перелетела море и оказалась в своей горной обители. То же самое произошло и во второй раз. А в третий наученные горьким опытом турки не просто украли икону, но и приковали ее цепью к массивному мраморному столбу. Прошло немного времени, и критский монастырь возликовал: икона вернулась в третий раз, но теперь уже не одна, а вместе с мраморным стражем. С тех самых пор возле изъеденного временем камня просят паломники у Богоматери Керы исполнения желаний, чеканят на серебре изображения больных и страждущих, вымаливая для них исцеление и отпущение грехов, и обматывают себя холодной, отполированной тысячей прикосновений цепью, чтобы навеки соединить себя со святыней.

Ну а тем, кто приезжает на Крит для того, чтобы умилостивить языческих богинь вдохновения, стоит побывать возле самого древнего дерева в Европе и испить из заколдованного источника. Огромный платан, возраст которого более 2 тысяч лет, зовет отдохнуть в тенистом шепоте своих ветвей. Приложишь руку к гладкой коре - и вот уже чувствуешь, как сила земли, солнца, живительных соков наполняет тебя и делает сильным.

- Попробуйте воды! - Маленькая кареглазая муза современности манит меня мокрыми ладошками в сторону ключа, булькающего свежестью. - Один глоток может превратить простого человека в знаменитость!

Верить этому или нет? Кто знает. Но говорят, что все известные писатели и философы Греции хоть раз в жизни посещали этот родник, чтобы утолить жажду славы и испить эликсир гениальности.

Природа и города

Критские пляжи возле шикарных отелей влюбляют в себя отнюдь не с первого взгляда. Сначала кажется, что в крапчатой гальке нет ничего особенного, что морские ежи делают заплывы в море опасными, что берег кажется немного непричесанным из-за сухих водорослей, но потом... Когда лежишь на шезлонге, подставляя лицо червонному солнцу, и дышишь настоем из ветра и йода, начинаешь совсем иначе понимать берег.

Я зачерпываю ладонями гладкие круглые камешки, бросаю их в пену прибоя и неожиданно понимаю, что это маленькие кусочки великой минойской цивилизации. Весь пляж здесь - россыпь мрамора, обласканная миллионами волн. Быть может, этот счастливый белый камень был некогда статуей бога? А этот серовато-стальной служил украшением богатого дворца? Здесь прикасаешься к вечности, купаешься в волнах, неизменных как мироздание, и бронзовеешь кожей, постепенно венчаясь с этим миром, полным света и брызг.

Остров Крит - заповедная земля ароматов. Улицы здесь пахнут горячим камнем, дома - вкусным хлебом и ракией, а горы - эфирными маслами теплых деревьев и трав. Узкие до замирания сердца серпантины дорог оплетают горы изящными лентами и иногда, лишь в дни, когда со Средиземноморья прилетают грустные циклоны, приводят путешественников прямо в пахнущие оливковыми деревьями облака, которые жители Крита называют туманом.

Оставив позади горы, возвращаюсь в города. Но можно ли так называть небольшие штукатурно-белые поселения, которые в память о пиратской древности невозможно увидеть с моря? Они похожи на рыбацкие поселки, пропахшие солью и звенящие на ветру колокольцами сетей. Их можно сравнить с крохотными музеями, в которых каждый человек - одновременно и гость, и смотритель. Они просты в своей малоэтажности, но велики широтой своих душ. Крит испокон веков стоял на пересечении торговых морских путей. И потому его города - это коктейли из стилей Африки, Азии и Европы.

Многоликий Лабиринт

Есть много причин, по которым стоит посетить Крит. Хотя нет! Есть много причин, по которым не приехать на Крит невозможно. Как не увидеть пещеру, где воспитывался громовержец Зевс, когда его мать, богиня Рея, спасала сына от преследований Урана? Как не искупаться в пене волн, из которых появилась на свет богиня любви Афродита? Как не испить янтарного вина, замешенного на смоле кедровых сосен? Как не полакомиться сочными маслинами, цвет которых здесь фиолетово-бурый? И как не поехать в великий Кносский дворец - знаменитый Лабиринт Минотавра?

Критские гиды рассказывают, что Минотавр - всего лишь аллегория, объединившая божественного критского правителя Миноса и быка, символизирующего власть.

- Не было Минотавра, как не было и запутанного Лабиринта. Это просто гениальное творение зодчего Дедала, дворец, прозванный Лабиринтом из-за обоюдоострых украшений-секир, которые были расставлены во всех залах. А потом... Людская молва разнесла по миру историю об опасных закоулках, свирепом человеко-быке и любви прекрасной Ариадны, - говорят экскурсоводы, однако, мирясь с инерцией, все же показывают туристам легендарное место встречи Тесея и Минотавра.

Кносский дворец: желтизна его стен, укрепленных терракотово-красными колоннами; его многоуровневые каменные переходы, построенные почти 4 тысячи лет назад; его троны, купальни, зернохранилища. Все это впечатляет и порождает мечты. Стоя посреди останков центрального зала, начинаешь понимать, что люди вновь и вновь приезжают сюда не только для того, чтобы полюбоваться обломками древности. На самом деле они стремятся попасть в невидимый лабиринт собственных душ, в котором всегда, ежеминутно и ежесекундно их подстерегает собственный Минотавр, которого можно либо убить, либо приручить.

Критчане рассказывают, что человек, посетивший Лабиринт и вспомнивший обо всех своих кошмарах, уже никогда не останется прежним. Тот, кто приходит в Кносский дворец слабым, покидает его полным сил. Дрожащие от страха преисполняются отваги. А заблуждающиеся находят истину. Древние минойские боги Крита и олимпийские боги Эллады благоволят к тем, кто борется со своими Минотаврами, и награждают новой прекрасной жизнью всех, кто приходит в великий и неподвластный времени Лабиринт.

ЕЛЕНА ХОТУЛЕВА

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3535

ИСТОЧНИК: http://www.gzt.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.