05.09.2007 11:56
Все о правах авиапассажиров
На вопросы читателей «КП» и слушателей «Маяка» отвечают председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий ЯНИН и журналист «Комсомолки», ведущая рубрики «Ваши права» Анна ДОБРЮХА.
Что делать, если пропал чемодан?
- Здравствуйте, это Сергей из Подмосковья. Мы с женой отдыхали в Греции, сделали много покупок и сдали их в багаж. А по прилете одного чемодана с ценными вещами недосчитались. В аэропорту нам сказали, что будут о нем узнавать через систему поиска. Но ответа так и нет. Мы можем потребовать какие-то компенсации?
- При международных рейсах в случае утраты багажа претензия может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прекращения воздушной перевозки (согласно ст. 127 Воздушного кодекса РФ). То есть вы могли предъявить свои требования к авиакомпании сразу, как только обнаружили пропажу чемодана. А системой поиска действительно нужно было воспользоваться. Она работает по всему миру - не исключено, что ваш багаж улетел по другому адресу и его вернут целым и невредимым. Если же в разумный срок вещи не доставлены, то стоит предъявлять претензию.
- А как доказать размер ущерба?
- По закону стоимость багажа при отсутствии чеков, счетов и т. п. определяется исходя из средней цены на аналогичный товар. Однако на практике применить это сложно, и назначается компенсация по стандартным нормам. При международных рейсах это 250 франков, или около 20 долларов за каждый кг утраченного багажа.
- Это по Воздушному кодексу?
- Нет, в данном случае применяется ст. 22 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. А по Воздушному кодексу РФ компенсация за утраченный багаж при внутренних рейсах - не более 200 рублей за кг веса.
- Мы летели из Турции и по своей вине в аэропорту Анталии потеряли ценные вещи - небольшой пластиковый пакет. Видимо, мы его забыли, когда был досмотр. Что нам теперь делать?
- Нужно связаться с представительством авиакомпании в Анталии. Сообщите, что у вас произошло, опишите пакет. Если его не выбросили, то вполне вероятно, что вам перешлют забытые вещи. Я как-то летел турецкими авиалиниями и забыл в самолете важные документы. Потом меня нашли и все передали!
Сколько алкоголя можно провезти в багаже?
- Это Галина. Знаю, что вступили в действие правила досмотра авиапассажиров (см. начало «Прямой линии» в «Отдохни!» за 29 июля и на сайте kp.ru). А меня волнует: есть ли ограничения по содержанию багажа? И насчет спиртного объясните! Еду в Италию отдыхать, хочу фирменных вин привезти и боюсь, что их заберут при досмотре.
- Что касается провоза спиртного в авиабагаже, напоминаю: алкогольные напитки крепостью более 24% можно провозить в количестве не более 5 литров на одного пассажира. Для менее крепких напитков ограничений в правилах нет.
Но существует еще таможенное законодательство РФ и правила перемещения вещей через границу в каждой из зарубежных стран. По нашим нормам можно свободно - через «зеленый коридор» - без заполнения таможенной декларации пройти с вещами, общий вес которых не превышает 35 кг, а стоимость в эквиваленте составляет не более 65 тыс. руб. Подробно обо всех правилах, в том числе зарубежных, вам должны рассказать в турфирме, где приобретаете путевку.
Кому предъявлять претензии при задержке рейса?
- Вы говорили, что при полете зарубежными авиакомпаниями компенсации за просрочку вылета выше, чем у российских авиаперевозчиков (см. «Отдохни!» за 29 июля и на сайте kp.ru). А если летишь совместным рейсом, например, «Аэрофлот» - «Эйр Франс»? Какие правила применяются?
- Все будет зависеть от того, с кем непосредственно вы заключаете договор воздушной перевозки, то есть какая именно компания указана у вас в билете. Если будет написано «Эйр Франс», а рейс выполняет «Аэрофлот», то при задержке рейса ответственность несет «Эйр Франс» по более выгодным для пассажира европейским нормам. Если в билете указан «Аэрофлот», то неустойка за просрочку вылета будет начисляться по российскому Воздушному кодексу - сейчас это те самые смешные 25 рублей за час задержки.
- Это Даниил. Мы возвращались в Москву из Праги. Прилетели вовремя, но нас не выпускали из самолета почти час. Они там ящики какие-то пломбированные разгружали, а нам в душном салоне сидеть пришлось. Кому предъявлять претензии в таком случае?
- Авиакомпании! Вы имеете право на компенсацию нанесенного вам ущерба. Если докажете, что из-за этой задержки вы опоздали на какую-то встречу, поезд и т. д., то вам должны возместить все убытки. Плюс компенсация моральных страданий за время, которое вы томились в душном салоне. Если у кого-то, не дай бог, из-за этого возникли проблемы со здоровьем, то и это должны компенсировать. Кстати, штраф за просрочку окончания перевозки составляет 25 рублей в час.
ЭТО ПРИГОДИТСЯ!
Если в багаже вы перевозите ценные вещи, стоимость которых значительно выше стандартных компенсаций (см. в тексте), то для надежности можно воспользоваться услугой воздушной перевозки багажа с объявлением ценности (ст. 119 Воздушного кодекса РФ). О таком желании нужно сообщить представителям авиакомпании при регистрации в момент сдачи багажа. Совместно с представителями компании вы составите акт, в котором будет описано содержимое багажа и указана его стоимость. Если вещи пропадут, то вам должны будут выплатить компенсацию в размере объявленной ценности. Но знайте: за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата! Размер ее устанавливают авиакомпании.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Когда вас должны покормить и поселить в гостиницу
Норм, обязывающих авиакомпании кормить пассажиров и предоставлять им ночлег при задержках рейса, в действующем российском законодательстве нет. В то же время закон требует, чтобы пострадавшим были возмещены все убытки, причиненные просрочкой вылета. Основываясь на этом, юристы советуют пассажирам смело селиться в гостиницу на ночлег, покупать продукты, а затем предъявлять все чеки и квитанции в авиакомпанию и требовать возмещения расходов. Разумеется, следует соблюдать принцип разумности, т. е. расходы должны быть максимально объективными и обоснованными (сами понимаете: 6-разовое питание в дорогом ресторане вам не компенсируют).
В то же время некоторые авиакомпании вводят свои правила, предусматривающие бесплатное питание для пассажиров при определенных задержках рейса. Эти добровольно взятые на себя обязательства компании должны соблюдать в обязательном порядке!