На приеме у Эскулапа

24.05.2006 09:00

На приеме у Эскулапа

В русском языке слово «эскулап» — синоним слова «врач». Происходит оно от имени древнего бога врачевания, которого греки называли Асклепий, а римляне — Эскулап. Но в Греции снобы-экскурсоводы любят подчеркивать духовное превосходство древней Эллады над Римом и латинских имен своих богов никогда не произносят. Поэтому неискушенные в античной мифологии туристы, осматривающие раскопки храма Асклепия в городке Эпидавр на юге Греции, часто не догадываются о том, что находятся на приеме у самого Эскулапа.

В античном мире Асклепий был одним из самых почитаемых богов. Больные и страждущие шли в его храмы за помощью, и помощь эту они всегда получали. Потому что жрецы Асклепия были искусными целителями. Да и сам Асклепий, похоже, не всегда был богом. В гомеровской «Илиаде» о нем говорится как о великом враче, жившем в Греции в VIII веке до н. э. и обладавшем даром излечивать самых безнадежных больных. Потомки окутали его имя мифами и легендами, а служители культа Асклепия стали продолжателями его дела. В сущности, святилища Асклепия были первыми больницами и санаториями Древней Греции, а его жрецы — профессиональными врачами.

Храмы Асклепия воздвигали по всей Греции, но главное святилище бога медицины находилось на Арголидском полуострове, одном из самых красивых уголков Греции. Кажется, что здесь цветов больше, леса гуще, а море — синей. Крупнейший лечебно-оздоровительный центр античного мира располагался в поросшей соснами идиллически-прекрасной долине у древнего города Эпидавра. Здесь были храмы и колоннады, богато украшенные мраморной скульптурой, гостиницы для паломников и пациентов, лечебные и процедурные корпуса, бассейны с минеральными источниками. Почти ничего из этого не сохранилось. Уцелевшие фрагменты и детали сооружений позволяют предположить, что святилище Асклепия было одним из самых великолепных ансамблей антич-ности — ведь его строительство (V — IV вв. до н. э.) пришлось на золотой век греческой архитектуры. Не все из находок поддаются объяснению. Ученые до сих пор спорят о назначении «Толоса» — таинственного сооружения с многоярусным подземным лабиринтом. Одни считают, что это был резервуар для воды, другие — террариум для священных змей Асклепия.

О том, как выглядел храмовый комплекс бога врачевания, сегодня можно только догадываться. Гораздо больше известно о самом «божественном лечении». Греческие археологи извлекли из-под земли множество мраморных плит с надписями — детальными отчетами паломников о чудесных исцелениях Асклепием их недугов. Каменные «истории болезни» рассказывают о методах, которыми пользовались жрецы-медики.

Хотя на раскопках в Эпидавре находят древние щипцы, скальпели, иглы и прочий инструментарий, служители культа Асклепия не были сторонниками хирургического вмешательства. Основными методами врачевания здесь были диета, гидротерапия (принятие ванн из минеральной воды), массаж, ароматерапия (курение благовоний), прогулки и лечебный сон на свежем воздухе. Главным же направлением медицинской школы Асклепия была психотерапия. Больного заставляли поверить в исцеление. Делалось это на сеансе «шоковой терапии»: пациента запирали на ночь в священной колоннаде. Почти во всех «отчетах» на каменных плитах больные свидетельствуют о том, что во сне им являлся сам бог Асклепий и делал предсказания о ходе лечения. Историки не исключают, что больному перед сном подмешивались галлюциногенные препараты, которые в сочетании с гипнотическим воздействием жрецов и давали нужный эффект.

Другим важным методом лечения была музыкотерапия. Похоже, что жрецы храма Асклепия знали о связи музыки и медицины гораздо больше современных врачей, которые только начинают открывать целебную силу воздействия музыки на психологическое состояние человека. В храмовый комплекс Асклепия входил театр, где пациенты посещали музыкальные представления. Это единственное уцелевшее здание святилища и единственный в Греции античный театр, дошедший до нас в первозданном виде. Именно он и привлекает сейчас в Эпидавр толпы туристов.

Вписанный в склон горы каменный амфитеатр с 55 рядами и круглой каменной сценой восхищает изяществом архитектурного решения и безупречной акустикой. Считается, что слово, произнесенное шепотом на сцене, отчетливо слышно в последнем ряду. Проверить это утверждение трудно, шум в театре стоит невыносимый — вокруг сцены экскурсоводы на разных языках пытаются перекричать друг друга, а на самой сцене каждую секунду хлопает в ладоши и бодро пробует голос какой-нибудь самодеятельный солист, а то и целый хоровой коллектив.

Театр — самое оживленное место в Эпидавре. Есть еще небольшой музей, но самые интересные находки давно перекочевали в Национальный археологический музей в Афинах. Больше на экскурсии в святилище Асклепия туристу-неисторику осматривать нечего. Но есть прекрасная возможность опробовать на себе одно из средств «божественного лечения» — целебную силу гармонической красоты окружающего мира. Нагулявшись по священной роще и насмотревшись на руины, можно присесть на ступеньку полуразрушенной колоннады, прижаться спиной к теплому мрамору, подставить лицо солнцу и посидеть несколько минут, вдыхая целебный коктейль из ароматов сосны, эвкалипта и полевых трав. Эта простая лечебная процедура подействует на организм лучше любого лекарства. Заряд бодрости и оптимизма от визита к Асклепию (Эскулапу) гарантирован.

Елена БЕЛЯКОВА

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 3158

ИСТОЧНИК: http://www.spbvedomosti.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.