07.11.2004 22:30
Паломничество в Айя-Напу
Когда я приглашаю своих друзей совершить паломничество в Айя-Напу, то встречаю удивленное недоумение. Святые места в Айя-Напе? Помилуйте. Среди загорелых и раскованных бронзовотелых курортников, обилия ресторанов и дискотек — как разглядеть места православного паломничества? Но, преодолев сомнения, мы отправляемся в путь на встречу к святым местам Айя-Напы.
ИСКУШЕНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ
Это путешествие я называю "Красота и православие". Ведь на пути мы встретим удивительные места: живописную голубую лагуну, мостик над бездной, который построен ветрами из скального грунта, таинственную пещеру циклопов и столь редкий на Кипре сосновый лес, напоенный ароматом хвои. А закат на вершине Капо-Греко — это целая поэма, симфония красок, звуков, чувств. Для православного человека встреча с красотой природы, дивным и строгим порядком, царящим в мире красоты — это всегда встреча с Творцом, утверждение нашей веры.
Наше путешествие — не только любование природой этого красивейшего уголка Кипра, но и поклонение святым местам. Вот удивительная подземная церковь во имя святой Феклы. Она высечена первыми христианами в скальном монолите. Православная вера имеет два основания: небесное — слово Божие, и земное — дела людские. Здесь на краешке Айя-Напы мы встречаем их удивительный сплав. В эту подземную церковь приходили 15-20 человек. Больше этот маленький храм не мог вместить. Несмотря на жестокие преследования, люди принимали святое крещение и далее несли слово Божие, не боясь испытаний, как это делала святая Фекла.
Удивительны кельи, которые сохранились в морских пещерах Айя-Напы. Здесь врачевали целители-бессребренники, имен которых народная память не сохранила. А сколь благодатны монастыри свв. Кендиаса и Рафаила! Они достойны отдельного рассказа. Красота православия окружает нас в Айя-Напе, надо только подготовиться к поездке и не спешить, чтобы за суетой и пестротой сиюминутного блеска огней увидеть тихий свет истины и услышать византийское молитвенное пение, которое доносится из храма Панагии Айя-Напы. Поспешим туда.
БОГОРОДИЦА ЛЕСНОЙ ДОЛИНЫ
В иконостасе этого нарядного храма хранится главное сокровище Айя-Напы — чудотворная икона Богородицы. История ее загадочна, а помощь верующим столь благодатна, что иногда из-за обилия даров к иконе и подойти бывает трудно. Кто-то, взглянув на икону, скажет: "Божья Матерь Влахернская". Россияне уверенно возразят: "Да это же наше икона Знамение". Отец Василий настоятель храма, зажигая лампаду пред иконой, осеняет себя крестным знамением: "Панагия Айя-Напы, спаси нас".
Когда-то много столетий назад эти слова повторяли измученные жаждой жители этого края. Они несколько дней просидели в пещере, прячась от морских разбойников-пиратов, которые тревожили этот мирный край многие годы. Большие кипрские города имели крепости на побережьях, где день и ночь несли вахту стражники. Маленькие поселки были беззащитны и становились легкой добычей для пиратов. Однажды, чудом уцелевшие после жестокого набега жители укрылись в небольшой пещере.
Дорогу туда мог найти только местный житель. Люди хотели пить, дети уже не плакали, обессилев от жажды. Изредка кто-нибудь выходил из пещеры, взбирался на холм, с которого как на ладони были видны пиратские корабли со спущенными парусами. Море словно застыло в неподвижности и было понятно, что пираты ждали ветра. А в пещере раздавались тихие слова молитвы: "Пресвятая Богородица, Панагия лесной долины, спаси и помилуй".
Измученные люди молились, а со стены пещеры в неверных бликах горящих лампад, светилась икона Богородицы.
И вдруг раздался детский голосок: "Мама, смотри, Панагия к нам пришла. Она стоит там, где водичка". Люди с надеждой вглядывались в полумрак, а маленький мальчик еле перебирая ослабевшими ножками, подошел к дальней стене пещеры. Маленькая детская рука указала место. И люди бросились туда, разгребая сухие ветви и листья, которыми был устлан пол пещеры. Родник забил неожиданно и обильно. Детей поили из ладоней, а потом жадно пили сами, осеняя себя крестным знамением. Я так отчетливо вижу эту картину, когда прихожу сюда, что иногда мне кажется: когда-то мне и самой довелось пить из разгоряченных ладоней живительную влагу, словно это и не догадка вовсе, а воспоминание, которое выткано из тихой молитвы отца Василия и взволнованного рассказа Мильтиада Динкриса, сотрудника храма.
Он привел меня под сень древнего монастыря Айя-Напы, в маленький храм, который был выстроен в средние века так удивительно, что вобрал в себя таинственную пещеру. Это место воистину благодатно. Ведь оно подарило народу Кипра две прекрасные иконы: икону Богородицы лесной долины (по-гречески Айя-Напа значит лесная долина) и икону Богородицы высокие небеса, которая по преданию написана самим апостолом Лукой и хранится в Лимассоле в храме Панагии Айя-Напы. Однажды наш соотечественник Василий Барский, путешествовавший по знойному Кипру в XVIII веке, изнемогая от жажды, приник к роднику. Впоследствии, вспоминая наслаждение хрустально-чистой и льдисто-холодной его влагой, он написал, что глоток той воды был подобен видению рая.
Насладившись водой родника, напитавшись поэтичным рассказом Мильтиада, помолившись у чудесной современной иконы, покрытой богатейшим позолоченным окладом, я спешу вернуться к образу в храме. Храм огромен, светел и наряден. Он вмещает сотни людей, утопает в сиянии свечей. В нем звучит ликующая мелодия яркой стенописи, но это лишь оправа главному сокровищу и храма и земли айя-напской — скромной древней иконе с образом Богородицы. Из Ее очей лучится доброта и любовь, Ее материнские ладони готовы каждого из нас обнять и пожалеть.
ВЛАХЕРНИТИССА
Местное предание рассказывает, что икона эта была обретена в Айя-Напе в XI веке, когда охотник нашел ее в пещере по свечению. Это был список с более раннего образа. А кто же создал самый первый образ? Предания, легенды, труды богословов, прозрения духовидцев стремятся ответить на этот вопрос. Но все умолкает пред свершившимся чудом, ведь столь глубок духовный смысл иконы. Богородица в молении воздела руки к Пречистым Небесам. К Отцу Небесному льются слова с грешной земли: "Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему" (Лк.1:26-38).
Эти слова произнесла Пречистая в ответ на весть архангела Гавриила. Воплотившееся Слово Божие, Ее Сын и Сын Божий Иисус Христос изображен у Ее груди. Смысл иконы понятен всем, но особенно матерям. Поэтому, наверное императрица Евдокия еще в V веке встретившись с этой иконой в Антиохии, не смогла ее забыть и перенесла икону в Константинополь.
Чудный образ был поставлен во Влахернской церкви. Икона стала зваться Влахернитисса, и дивились богомольцы чудесам и исцелениям, вершившимся подле нее. В иконоборческую эпоху (VIII век) Влахернский храм стал главным оплотом защитников икон. Любимый образ некие благочестивые люди тайком вынесли из церкви и перенесли в монастырь Пантократора. В стене сделали углубление и, поставив икону, затеплили лампаду и замуровали. Так икону удалось спасти. Списки Влахернитиссы иконоборцы безжалостно истребляли, а почитатели икон делали все возможное, чтобы спасти. Видимо в это время один из таких списков был доставлен на Кипр, где его спрятали в лесной долине, в тайной пещере. Там и нашел список в XI веке неведомый охотник, там и даровала чудесная икона живительный родник страдающим жителям Айя-Напы.
Панагия Айя-Напы бережно хранится в новом храме. Судьба же Влахернской иконы была очень сложной. После падения Константинополя перенесена была она на святой Афон, оттуда в 1654 году отправлена в дар Алексею Михайловичу Романову, русскому царю. С тех пор чудотворный образ пребывал в Успенском соборе московского кремля.
РУССКОЕ СОЗВУЧИЕ
Задолго до этого события русской земле явился образ Влахернитиссы. Русский народ зовет ее чудным именем "Знамение". Уже в XII веке образ Влахернитиссы почитался в Новгороде. Там же и было явлено чудо, давшее новое название образу. Когда удельные русские князья решили захватить Новгород, епископ вынес образ, чтобы вразумить осаждающих. Но не смягчились захватчики-братоубийцы. Они пустили тучи стрел, и одна попала в святой лик Богоматери.
И тут свершилось чудо. Икона сама отвернулась от захватчиков, а из очей Пречистой Девы полились слезы. В ужасе бежали нападающие, икона же была прославлена, как давшая знак (знамение по церковно-славянски). Это произошло в XII веке, в то же время, когда явилась Богородица в пещере Айя-Напы.
А через сто лет после этих событий 8 сентября 1295 года в курских краях произошли события, удивительно напомнившие историю происшедшую на далеком Кипре. Настолько совпадают подробности и детали, что хочется назвать события в Курске русским созвучием чуда в Айя-Напе. Тогда, осенним днем, охотник нашел образ Богородицы, уже известный в России как Знамение. Лежала икона при корнях дерева (отсюда ее название "Курская Коренная") и так же как в Айя-Напе из земли забил источник целительной святой воды. Судьба Курской Коренной — родной сестры Панагии Айя-Напы, чудесна и трагична. Царь Федор Иоаннович любил ее, приказал перенести в Москву. Царь-богомолец проводил долгие часы в горячих молитвах у любимого образа. Царица Ирина, сестра Бориса Годунова, украсила образ дорогой ризой.
Юный Михаил Романов в 1615 году по горячей просьбе жителей Курска вернул икону на курскую землю. От этой иконы получил исцеление маленький Прохор Мошнин, будущий великий святой земли русской Серафим Саровский. В настоящее время икона находится в США, покинув Россию в 1920 году с белой армией.
НАШЕ ПРИБЕЖИЩЕ И ЗАЩИТА
…В храм Панагии Айя-Напы собираются богомольцы. Скоро начнется вечерняя служба. Шумит и переливается огнями вечерняя Айя-Напа, а в храме — тихая сосредоточенность, приглушенные голоса, люди благоговейно подходят к иконе, касаясь устами ее краешка. Нет, не может быть икона лишь памятью события, пусть даже чудесного. Она —вхождение чуда в нашу повседневность. Явившись однажды, икона не прекращает благодатного действия в нашей душе. И лишь от нашей веры зависит принять, или не принять эту помощь и защиту.
Ведь что такое чудесное появление Панагии Айя-Напы? Это призыв нам следовать за Богом. Можно конечно любоваться иконой, как произведением искусства, и наше эстетическое чувство будет удовлетворено. Но как же мы себя обкрадываем в этом случае, какого дара лишаем. Святой Ефрем Сирин начинал молиться Богородице так: "Человеческий род получил в Тебе, Богородица, предстательницу и посредницу к рожденному Тобой Богу, всегда имеет нужду в твоей помощи и признает Тебя единым прибежищем и защитою". Здесь, у Панагии Айя-Напы, особенно живо это чувство. О, как мы окружены Ее материнской заботой! И в ответ, что от нас требуется? Поверить, склонить голову в молитве и припасть к иконе. И живое действие благодати коснется души.
Наталья Зыкова