Кипрский закон о беженцах

17.08.2004 00:00

Кипрский закон о беженцах

В 2000 году на Кипре вступил в силу новый Закон о Беженцах, соответствующий международным стандартам и критериям Конвенции ООН о беженцах 1951 года. В законе даны четкие определения, кто имеет право подавать заявление на предоставление убежища; по каким причинам заявление может быть отклонено; как идет процесс обработки заявлений и т.д.

Согласно женевской Конвенции ООН 1951 года, беженцем может считаться человек, испытывающий сильный и обоснованный страх перед реально существующим преследованием в стране своего гражданства, и доказавший, что он не получил защиты от соответствующих официальных органов в своей стране. Всего существует пять причин, по которым человек может быть признан беженцем. Это преследование по признакам расы, религии, политических убеждений, национальности или членства в определенных социальных группах. Также конвенционными беженцами признаются люди, пострадавшие от гражданской войны, вооруженного конфликта или повсеместного нарушения прав человека. Другие причины, как например, плохая экономическая ситуация, криминогенная обстановка, отсутствие жилья и т.п. подходящими для получения статуса беженца не являются.

Итак, если человек, подпадающий под определение "беженец", прибывает на Кипр в поисках убежища, то, согласно параграфу 7 (4) Закона о беженцах, полиция не имеет права его арестовать, как это случалось раньше. Задержать заявителя можно только на основании решения суда и в целях выяснения личности. Последнее проводится, если у заявителя нет никаких документов, либо он представил фальшивые документы, либо в случае, когда его заявление было отклонено, и необходимо провести новое расследование.

Согласно параграфу 11, заявления на предоставление убежища теперь могут быть сделаны в пункте прибытия в Республику Кипр, в любом полицейском участке и в любом офисе Администрации по делам беженцев. В момент представления заявления властям, те должны информировать заявителя о следующем:
— какие права и обязанности имеет заявитель на предоставление убежища;
— о его праве на бесплатного переводчика;
— о праве в любое время связаться с адвокатом, офисом верховного уполномоченного ООН по вопросам беженцев (UNHCR) или любой организаций беженцев.
Информация должна быть дана на языке, понятном заявителю.
В параграфе 12 даются определения тех случаев, когда заявление на предоставление убежища признается безосновательным.
1) отсутствие мотивов для преследования, если данный случай не подпадает под определение причин для предоставления статуса беженца, определенных ООН;
2) отсутствие соответствующей информации, касающейся личности заявителя;
3) представленная информация выглядит явно нереальной и противоречащей общеизвестным фактам;
4) в заявлении имеются ложные или вводящие в заблуждение утверждения. Таковыми считаются:
— сокрытие факта, что документы, удостоверяющие личность заявителя, являются фальшивыми;
— ложное заявление, что документы заявителя утеряны; при этом он называет фальшивое имя вместо своего настоящего;
— сокрытие факта подачи заявлений на статус беженца в других странах — особенно по подложным документам — и того факта, что дело заявителя уже было рассмотрено и отклонено в этих других странах;
— истинной целью подачи заявления является намерение избежать депортации из страны;
— отсутствие убедительных доказательств, подтверждающих правдивость заявления.
Также в параграфе 12 (А) дается характеристика стран, в которых не существует серьезной опасности преследований. Они определяются по следующим факторам:
— общее количество заявлений о предоставлении убежища от граждан этих стран;
— участие стран в Конвенциях по правам человека и выполнение ими обязательств согласно этим конвенциям;
— наличие демократических институтов, обеспечивающих защиту прав человека;
— стабильность в социальной и политической жизни.
То есть заявление от гражданина демократической страны тоже будет отнесено к "безосновательным", если только он не представит убедительнейшие доказательства противоположного.
Есть еще определение "безопасные третьи страны", данное в разделе В параграфа 12. Такие страны отвечают следующим критериям:
— там не существует угрозы жизни или безопасности заявителя;
— нет угрозы оказаться под пытками или испытать жестокое обращение;
— заявителю уже было гарантировано предоставление убежища в третьей стране или оно могло быть гарантировано на основании законов этой страны.
Если заявитель на статус беженца прибыл из "безопасной третьей страны", то ему также будет затруднительно доказать обоснованность своего поиска убежища на Кипре.
Раздел С параграфа 12 предоставляет чиновнику, проводящему расследование дела, полномочия выяснить, есть ли возможность переселить заявителя в другую географическую часть страны его национальности.

Во всех вышеперечисленных случаях дела заявителей рассматриваются по ускоренной схеме, установленной в разделе D. Решение по делу должно быть вынесено через 30 дней после подачи заявления и направлено в Администрацию по делам беженцев. Если Администрация соглашается с выводами иммиграционного чиновника, то заявление отклоняется; в случае своего несогласия Администрация направляет заявление на процедуру обычного прохождения дела.

Когда по делу заявителя принимается отрицательное решение, то его извещают об этом в письменном виде. Заявитель может обжаловать это решение и подать на апелляцию. Ему разрешается проживать на Кипре в течение того времени, пока он ожидает решения апелляционной инстанции. В случае обычной процедуры рассмотрения дела решение по его пересмотру необходимо ждать 3 месяца; при ускоренной схеме — 15 дней.
Согласно параграфу 19 (А), в особом положении оказываются те заявители, которые бежали из своей страны под угрозой нанесения "серьезного и несправедливого ущерба". Под этим понимается: пытки, жестокое или унизительное обращение, либо угроза жизни или безопасности в случаях вооруженного столкновения или систематического нарушения прав человека. То есть имеются в виду беженцы из зон военных конфликтов. Им предоставляется годовое разрешение на жительство на Кипре с правом его продления; право свободного въезда — выезда с Кипра; бесплатное медицинское обслуживание; право на работу и бесплатную учебу в государственных школах.

Когда заявитель на статус беженца получает одобрение по своему делу и его официально признают "конвенционным беженцем", он получает разрешение на жительство, ежегодно продлеваемое. Через 3 года законного проживания беженец официально получает те же права, что и граждане Кипра (параграфы 21(А) и (В) Закона о беженцах).

Марина Николайчева



КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4915

ИСТОЧНИК: http://www.cyprusadvertiser.com





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.