МОСКВА - НЬЮ-ЙОРК, ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР

29.06.2003 00:00

МОСКВА - НЬЮ-ЙОРК, ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР

Для тех, кто прочитал и насладился произведениями русских классиков, в основном, Достоевского и Толстого, несомненно будет близка новая книга Дионисия Каламврезоса "Москва - Нью-Йорк, Перевернутый мир". По крайней мере, большинству напомнит стиль Достоевского, полный пессимизма, гнетущей атмосферы его произведений, в общем, но особенно произведений, посвященных политической тематике, как, например, "Записки из Мертвого дома". Напряженная атмосфера, предвещающая какую-то опасность, плохое  назревает, как гнойный нарыв, который когда-то лопается. Но в произведениях Достоевского всегда есть надежда, выход, что очень напоминает древнегреческую трагедию, так же и в книге Дионисия Каламврезоса существует открытое окно в будущее. Это - точно то, что внутренне требует читатель: надежда ценой искупления. Естественно, по-разному это описывается у Достоевского, и у Каламврезоса.

Книга "Москва - Нью-Йорк, Перевернутый мир" - это история заговора, которая смотрит в хаотичное, подразумевается, лучшее, будущее разрушенной советской империи и строя, который его заменит. Кроме любви писателя к России и ее народу, беспокойства в связи с падением этого политического гиганта, который нам оставил жертвы нелогичности и болтливости кого-то другого, за сюжетом прослеживается жестокая историческая неободимость. Расцвет и падение древних королевств и империй. Арнольд Тойби в известном произведении "Уроки истории" это предвидел: если какая-либо нация не соответствует требованиям окружения, политический условий, общественным бунтам политической ситуации, тогда наступает крах. Как рухнули все импереалистические образования, среди которых и несколько наших: Империя Александра, империи его наследников, Византия.

Итак речь идет о романе, который основывается на психоистории, как бы сказал Асимов, так как основные причины краха, кроме внешних условий, остаются всегда или почти всегда психологическими. Это - место человека в истории и как каждый понимает свою роль в ней. Это - надежда, которую имеет кто-либо в политике и потеря нравственности, где ожидается ее действие. Это - крах мечты и пробуждение в кашмаре.

Этот психологический кошмар чувствует читатель с первого момента, когда начинает читать произведения Д. Каламврезоса, и не столько от  голода и лишений, потери необходимых для жизни благ. Везде вырисовываются чувства русских к своей стране, которая разрушается, концентрирующиеся на психологических, общественных и политических условиях, а не на потребительских. И, конечно, само психологическое давление, которое ощущают и которое их ведет к ответу на окружающий хаос. Протестуют, во-первых, как личности и, затем, как граждане, стремясь к само собой разумеющемуся, - то есть к восстановлению потерянного величия своей страны, к воссозданию потерянной силы на всемирной политической арене.

В этой точке встречаем опять двойственность. Два противоположных направления одного и того же чувства. Одна группа борцов стремится, чтобы Россия стала ведущей страной в мире заместив Америку, в то время как другая группа стремится восстановить в стране старые ценности культуры, сделать ее вновь первой в просвещении и искусстве... Было бы наверно, наивно поставить дилемму, которая существует с сотворения мира, хорошо это или плохо, в которой действие вызывает антидействие и так далее. Необходимо подчеркнуть единение писателя с современным русским гражданином, который мучается и страдает за все происходящее сегодня в России, что логично, ведь достаточное количество лет Д. Каламврезос жил в Москве и пережил вблизи хаос постсоветского периода и драму тысяч людей.

Конечно, кто-то может сказать, что в этой книге вновь встречает Каламврезоса 1987 года, как он обозначил свои впечатления в его первом  романе "Один случай в годы Двоевластия".  В том произведении, которое кроме психологического романа является еще и приключенческим, когда-то в будущем агент Парис К. получает приказ уничтожить Илекипо - руководителя одной революционной организации, которая действует ликвидирующе для системы. Агент достигает своей цели, беря сам из самоаннулирования, погружение в самоотражение.

Автор произведения "Москва - Нью-Йорк, Перевернутый мир" отображает действительные события, которые перерабатывает и показывает под углом фантастики. Произведение могло бы быть охарактеризовано как  научно-фантастический роман, и по причине вездесущей интернетовской технологии, благодаря которой прослеживается как действие, так и противодействие. Использование компьютерной технологии и Интернета, которую так ценят обе группы, чтобы главенствовать одна над другой, его подразделяет в этот или другой жанр.

Сильное произведение, страстное и чувственное, обрамленное превосходными отрывками русских поэтов и прозаиков, представляет совершенно современный писательский жанр, где не пренебрегаются литературные начала, стремительность развития сюжета делают его легкочитаемым. Параллельно показывает зрелость писателя после его прогулки в мир фантастической литературы с достаточно интересными произведениями.

Христос Лазос
                                                      
Перевод Наталии Поповой  

МОСКВА - НЬЮ-ЙОРК,  ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР
Роман политической фантазии
Издательство: Издательство А. А. Ливани
Количество страниц: 520
Автор: Дионисий Каламврезос

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2621

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.