Бюрократия — запланированный хаос

02.02.2006 18:45

Бюрократия — запланированный хаос

Больше всего я люблю политиков и общественных деятелей, которые, вылезая на трибуны, пробиваясь к микрофону, или на газетную полосу клянутся мамой и папой, что искоренят всю бюрократию и победят всю коррупцию.

Если вы трезвы и ваш ум не покинул вас, то выкиньте эту статью, выключите телевизор или радиоприемник, и уж точно не ходите на общественные мероприятия с участием данного персонажа. Он — одно из двух: или врун, или ничего не понимает в государственной системе. Последнее означает, что он не профессионал.

Бюрократия — явление интернациональное, и она, как ни печально, была всегда. Откроем комедии Аристофана, и перед нами целая гвардия мерзких служителей и хороших народных героев, которые с легкостью сбрасывают с пьедестала бумагомарателей.

Следует заметить, что как только появилась государственная система, тут же возник бюрократический аппарат. Излишней заформализованностью страдали и империя Александра Македонского, и Египет, и Арабский Халифат. Прошли века: бюрократия усилилась, приобрела новые формы, разрослась. Замечу, что во всех странах она выглядит примерно одинаково, с похожими способами «ухода от работы» и созданием «видимости работы», а также со всевозможными «входами» и «выходами», дабы к официальной сумме дохода прибавить более приятную — неофициальную. К 20-му веку бюрократия достигла полного рассвета, хотя неизвестно, быть может, нынешний 21-ый и последующий за ним 22-ой века окажутся куда более продвинутыми в этом вопросе.

Бюрократ, бюрократический и бюрократия — конечно, в нашем сознании бранные слова. Никто не называет себя бюрократом или свои методы управления бюрократическими. Эти слова всегда употребляются в оскорбительном смысле. Они всегда подразумевают уничижительную критику людей, институтов или процедур.

Изначально слово бюрократия, созданное из слов французского и греческого происхождения означало, — господство канцелярии, то есть власть руководителей и чиновников аппарата правительства, в дальнейшем — целый слой служащих в крупных организациях. Без бюрократии управление как таковое невозможно, но со временем необходимый аппарат превратился в целый слой, в котором есть своя иерархия, законы и разделение труда.

Но утверждать, что бюрократию в современном мире реально уничтожить — значит, лгать. Бюрократию необходимо дрессировать, чтобы она приняла хоть какую–либо приемлемую форму, в противном случае наступит в обществе паралич от толпы чиновников всех рангов.

Бюрократические препоны — страшные экономические потери для государства. Ведь именно бюрократ перекрывает прогрессивные тенденции в развитии общества.

Примеров тому множество: хочешь открыть фирму — обойди толпу учреждений и получи сотни справок и справочек. Очереди, бесконечный «пинг-понг» из кабинета в кабинет, требования под общим названием «принеси то, не знаю что» — все это тормозит всякую разумную деятельность в стране.

Европейский Союз, начиная с 1998 года, потерял в целом 7,2% от глобальной доли мирового рынка. В то время как США — основной конкурент объединенной Европы, увеличили свою долю на 7%.

Потеря Европой ее доли на глобальном рынке объясняется очень просто — действующая, негибкая система налогов и обширнейшая бюрократия. Минимальным количеством бюрократических препонов отличаются в еврозоне скандинавские страны, Великобритания и Ирландия.

Греция — это вам не Финляндия какая-нибудь. Греция — страна развитой бюрократии. Греческая бюрократия соединяет в себе все самое худшее из бюрократий Запада и Востока.

Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что излишняя леность, нежелание общаться с посетителем, особая любовь к придумыванию всевозможных причин отправить пришедшего куда подальше свойственна странам «средиземноморского типа». Возможно, подобное является не столько национальным менталитетом, сколько ответом на южный жаркий климат.

Сижу я такой расслабленный с «фрапэ», а тут кто-то со своими бумажками лезет. Отсюда и редкостная любовь греков к слову «завтра». А слово «завтра» в лучшем случае означает «через неделю», в худшем «никогда». Тут, видите ли, вступает в силу их (имеются в виду чиновники) личное восприятие времени и пространства.

Если вы сдали бумаги в какое-либо греческое учреждение на оформление неважно чего, то придется туда захаживать день через день. Если терпение и назойливость не ваши качества — про ваши бумажки забудут.

Оправдывать эллинских чиновников нет никакого желания, но ради справедливости замечу, бич Греции — отсталость. По многим данным вся Европа отстает от Соединенных Штатов в компьютеризации и развитии прогрессивных технологий. Хуже всего дела на европейском континенте как вы думаете, у кого обстоят? Ответ верный, у Греции. Умение пользоваться компьютером — это уже определенного рода достижение. Государственные учреждения плохо компьютеризированы.

Каждый раз, приходя в госучреждение, удивляюсь, по каким отличительным признакам в шкафу, забитом папками, служащая лихо вытаскивает мой «факелос». Каждый раз я думаю, что сие происходит Божьим промыслом и моими неустанными молитвами, думаю, она (служащая) тоже молится на ночь, прося Господа научить ее вытягивать папки с нужными именами.

Одна моя знакомая при сдаче документов на получение гражданства, получив почти сразу номерок (арифмо протоколо), три месяца ходила за «вевеоси». Так как то той дамы, что приняла документы, не было, то начальница подпись поставить не могла, то потеряли переводы и попросили принести еще одни, но апофеозом трехмесячных хождений стала потеря чиновниками фотографий девушки. Один из них решил предложить моей приятельнице отдать фотографии и прийти недельки через две, и никак не раньше, но в сотруднице вдруг неожиданно проснулась совесть, и она решила выписать нужную бумагу в тот же час. Так, после мытарств длиной в три месяца, заветный документ был сделан за 10 минут.

Те, кто следил за последней выборной кампанией, знает, что «Новая Демократия» обещала прогресс во всем. Надо сказать, с экономикой у них чего-то не очень получается, а вот с компьютерами получше. Кое-где стали появляться эти чудо-машины. Правда, насколько убыстрилась работа чиновников, пока статистики нет.

Все мои рассуждения, выше прочитанные вами, не праздные умозаключения, а рождены из наблюдений и знания некоторых цифр, которые приведу и для вас. Итак, бюрократические препоны обходятся Греции ежегодно почти в 7 миллиардов евро. По мнению экспертов Европейского союза, тот объем работы, который делают греческие государственные служащие при правильном управлении, организованном по примеру США, можно было бы выполнять, расходуя на 28% средств меньше. При использовании ирландской модели экономия могла бы составить 24% средств.

Но каждая страна имеет свои особенности, посему мечтать о том, что Греция завтра начнет жить как упомянутые выше Финляндия или Ирландия, где контроль и эффективность возведены в ранг религии, не стоит.

Огромной проблемой на пути нормализации в Греции взаимоотношений чиновник — посетитель является их практически пожизненная занятность на государственной работе. По закону работника архисложно уволить с занимаемой должности, именно поэтому чиновники от мало до велика чувствуют себя в любой ситуации безнаказанными.

А как должны чувствовать себя мы — это мало кого волнует. Пожалуй, иногда затрагивает мысли политиков перед выборами, которые в миллион первый раз пообещают искоренить всю коррупцию и усмирить бюрократию. Как относится к таким заявлениям? Предлагаю вернуться к началу моего опуса. Ответ я дала.

Катерина Арабаджи

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4084

ИСТОЧНИК: http://www.athens-ellas.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.