Памятники русским героям в Греции

Памятники русским героям в Греции

22.11.2014 15:41

Федор Федорович Ушаков

Адмирал Ушаков — для Эллады фигура культовая: даже в годы хунты (1967–1974), когда все русское здесь замалчивалось, вышли аж две книги о нем на греческом. Одна была посвящена его флотоводческой деятельности, а вторая — Ушакову как святому православной церкви.

Именно Ушаков является создателем первого новогреческого государства — Ионической Республики, именно благодаря его исторической победе над наполеоновским флотом на Корфу эта республика и стала возможна (Ушаков никогда не говорил «Керкира», он говорил «Корфу», причем с ударением на последний слог — «Корфу́»).

В октябре 2002 г. в столице Керкиры, в районе Новой Крепости (Нео-Кастро), был открыт памятник Ф. Ушакову работы скульптора Виктора Айдинова.

Впрочем, памятник является скорее барельефом из бронзы и мрамора, высоко оцененным британскими (!) музееведами. Те даже сравнили памятник, созданный Айдиновым, с памятником извечному сопернику Ушакова — Горацио Нельсону, что на Трафальгарской площади в Лондоне.

Памятник Ушакову — актуален; вот греческие СМИ сообщили, что буквально на этой неделе прибыла на Керкиру официальная русская делегация почтить памятник Ушакову, а заодно поклониться и раке с частицей мощей святого воителя Федора (мощи Ушакова русские грекам тогда же, в 2002-м, и передали).

Кстати, там же, в присутствии русских, сцепились уже греческие официальные лица.

Дело в том, что глава острова (видать, замкнуло) сказал, что неплохо было бы открыть наряду с памятником Ушакову на Керкире и памятник Конфуцию?!

Присутствовавший при сем митрополит Закинфа Хрисостом внятно и членораздельно объяснил, кем является димарх: русским перевели...

Хрисостом считается в Элладской православной церкви скандалистом.

Но как соотносятся Конфуций и Керкира — я не могу уразуметь.

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, генерал-аншеф («Алехан», «Рубленый»)

На острове Спецес, что в 7–8 км от побережья Пелопоннеса, в Сароническом заливе, на родине Ласкарины Бубулины, 21 октября 2003 г. был открыт памятник Алексею Орлову, одержавшему историческую победу над турецким флотом при Чешме (Чесме, прямо напротив Хиоса) в 1770 г.

Памятник создан в честь человека, который впервые поставил — за 30 лет до Федора Ушакова — в повестку дня вопрос о возможности самого воссоздания греческой государственности.

В честь человека, развеявшего миф о том, что Черное море — внутреннее озеро султана, миф, в который до того верили не только турки.

Бронзовый бюст Алексея Орлова работы скульптора Владимира Усова установлен прямо в бухте Спецес и за десять лет стал достопримечательностью и без того коммерчески успешного с точки зрения посещения туристами греческого острова.

Памятники на Лемносе

В течение года (1920–1921) на Лемносе находилась преизрядная часть ушедшей с Крыма и Кубани Белой армии барона фон Врангеля: больше русских в тот момент было лишь в Галлиполли.

На Лемносе стояло 8500 донских казаков, около 16 000 казаков кубанских и еще около 7000 иногородних: многие с семьями!

Как они все влезли на небольшой греческий остров — уму непостижимо!

Но французы, на тот момент фактически курировавшие греческие острова (греки, напомним, в это время вели Малоазийскую войну с Кемалем), встревожились не на шутку.

Такая военная махина да еще во главе с опытнейшими полководцами Слащевым, Кутеповым, Миллером да самим Врангелем могла смести любой балканский режим.

Да даже и бросить вызов одряхлевшей Османской империи!

Французы смогли в кратчайший срок перебросить русских в Болгарию, Сербию, меньшее число — в Румынию...

То есть старались как-то рассредоточить армию Врангеля, хоть и битую Фрунзе, но ведь имевшую чуть не семилетний опыт беспрерывных боев.

Уехали, однако, далеко не все...

И вот в 2004 г. на Лемносе были открыты два важнейших памятника: первый — на набережной столицы Лемноса — города Мирины: этот памятник посвящен еще событиям 1770 г.

Он в честь моряков, коих Алексей Орлов (Сенявин, Грейг, Спиридов) привел к победе над турком — к Чесменской победе.

А на большом русском кладбище Лемноса тогда же, в 2004-м, был воздвигнут трехметровый мраморный крест с легендой: «Казакам России и всем русским людям, нашедшим свой последний приют на греческой земле».

Памятник филэллинам в Миссолонги

Миссолонги, их оборона — одна из ярчайших страниц борьбы за освобождение Эллады от ига Блистательной Порты.

В Миссолонги умер Байрон, Миссолонги посвятил вдохновенные строки Соломос...

И сегодня в Миссолонги существует Парк Героев (Κήπος των Ηρώων), который включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В 2005 г. в Миссолонги, именно на территории этого Парка Героев, был открыт памятник (работы Владимира Усова) двум русским филэллинам, сражавшимся за свободу Эллады аж с 1823 г., а именно капитану русской армии Иосифу Березовскому и офицеру артиллерии в отставке Николаю Райко (Райко в дальнейшем получит звание подполковника уже греческой армии и даже станет комендантом Патр).

Что до Иосифа Березовского, то он, по мнению некоторых пушкинистов, стал одним из прототипов главного героя повести гения «Выстрел» (помните Сильвио?).

Памятник Советскому Солдату в Каллифее

15 мая 2005 г. в Каллифее, в Афинах, был открыт памятник Советскому Солдату — последний по времени установки памятник Советскому Солдату на всей территории Евросоюза.

Памятник находится на пересечении Сингру и Филарету и являет собой скорбную фигуру русской матери, узнавшей о гибели сына на греческой земле.

Встык — распростертая фигура сына.

Образы созданы одним из наиболее видных современных русских скульпторов Вячеславом Клыковым, а само изваяние подарено Элладе Международным славянским фондом памяти.
Источник:  http://www.mkgreece.gr

Количество показов: 5399


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.