Что писали греки и римляне на стволах деревьев?

Что писали греки и римляне на стволах деревьев?

31.12.2013 09:46
Профессор Рэдингского университета Питер Крушвитц реконструировал в статье «Письмо на деревьях: утерянный аспект греко-римской эпиграфики» античную традицию граффити на стволах деревьев (другое название таких надписей – дендроглифы).

Не сохранилось ни одной греческой или римской надписи на дереве, однако Крушвитц проанализировал произведения античной литературы, которые сообщают о «древесных граффити». Большинство свидетельств о таких надписях связано с любовной поэзией и эротическим контекстом.

Среди греческих источников, которые упоминают обычай вырезать любовное послание или имя возлюбленного на деревьях эллинистические поэты Каллимах и Феокрит, Лукиан, схолии к Аристофану, эпиграммы из Палатинской Антологии. Чаще всего влюбленные писали на деревьях фразу «такой-то – красавец». Эта формула хорошо известна филологам и историкам, так как она часто встречается на афинской керамической посуде VI-V вв.

В поэме Феокрита «Эпиталамий (свадебная песнь) Елене» есть такие строки:

Первой тебе мы из фляжки серебряной сладкое масло
Каплю за каплей нальем под тенистою сенью платана.
Врезана будет в коре по-дорийски там надпись, чтоб путник,
Мимо идя, прочитал: «Поклонись мне, я древо Елены».


Подобные обращения к случайному прохожему-читателю распространены в эпиграммах, которые высекали на камне.

Латинские свидетельства о «древесных граффити» содержатся также в любовных стихотворениях. Чаще всего для обозначения вырезанных слов на дереве используется та же терминология, что и для надписей на камне: латинские глаголы incidere «вырезать», notare «начертать».

Вергилий в Эклоге Х вкладывает в уста влюбленного в Ликориду поэта Галла такие слова:

Лучше страдать мне в лесах, меж берлогами диких животных,
И, надрезая стволы, доверять им любовную нежность.
Будут стволы возрастать, - возрастай же с ними, о нежность!


Образ «живой» надписи, растущей вместе с деревом и вместе с чувствами любящего, один из самых распространенных в античных свидетельствах о древесной эпиграфике.

Возможное наследие этой традиции мы видим в поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» (XVI век), где надписи на деревьях и камнях оставляют влюбленные Анджелика и Медор.

Алена Чепель
Источник:  http://polit.ru

Количество показов: 2034


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.