Гиппократ – философ медицины

Гиппократ – философ медицины

01.12.2012 05:00
Гиппократ был античным философом, философом медицины, который жил в V-IV вв. до нашей эры. Родился он на острове Кос и принадлежал к древнему роду жрецов-целителей Асклепиадов, являлся потомственным врачом, но в отличие от своих предков, которые в основном пользовались методами сакральной медицины, он решил поставить это дело на научную основу.

Алексей Владимирович Муравьев, историк и византиевист, рассказал Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву о принципах медицины, заложенных Гиппократом, абортах в древней Греции и целительных свойствах алкоголя в передаче «Наука 2.0» — совместном проекте информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Это не полный текст передачи, а краткое содержание.

Клятва Гиппократа

σκληπιός - это греческая форма божества, которое было покровителем прежде всего медицинского дела  и считалось тем самым богом, которому должны во время болезни возносить молитвы для благополучного исхода. Статуи Асклепия стояли во всех основных святилищах, или храмах, отдельно посвященных  ему. Нам известна латинская форма этого имени Эскулап (широко используемая, например, во французском языке).

При святилищах Асклепия обычно находились особые жрецы асклепиады (Asklēpiadēs), которые помимо священнеческих жреческих функций приношения жертв божеству занимались еще и врачеванием. Люди приходили, приносили жертвы богу и одновременно получали медицинскую помощь. То есть именно в этих святилищах накапливался, как бы мы сейчас сказали, клинический опыт.  Главная заслуга Гиппократа заключалась как раз в том, что он сделал следующий шаг к систематизации опыта жрецов и превратил его из сакрального в научный.  

Он был не только великий врач, но и великий путешественник. Как какой-нибудь чеховский персонаж или как сельский врач, который с саквояжем ездит по всем окрестным деревням, так он ездил по всем островам и по городам, лечил всех, кого просили. В результате долгой практики, Гиппократ сформулировал некие принципы, которыми должен руководствоваться врач. Некоторые из них впоследствии были сведены в так называемый текст, который и получил по-гречески название ὄρκος, то есть клятва, или iusiurandum по-латински.

В средние века в Византии к тексту прибавили вводную часть с упоминанием Христа и Троицы, и эта клятва была обязательной для всех византийских врачей, а впоследствии, когда в высокое средневековье  началось развитие медицины, и на западе. Даже современная клятва российского врача восходит через ряд посредующих звеньев к этому "оркосу".

Этот текст включает несколько очень важных постулатов. Прежде всего, врач должен лечить традиционно, именно так как учили наставники - преемственность медицины. Гиппократ пишет: τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, я должен считать научившего меня этому искусству равным родителям!

Затем, важным принципом этой клятвы было, что врач не должен, не может навредить пациенту. В латинской поговорке, к которой причастен один из важнейших комментаторов и популяризаторов Гиппократа римский врач Клавдий Гален, звучит она как noli nocere - не навреди, а в греческом тексте говорится о "пользе больных" (ἐπ' ὠφελείῃ καμνόντων). Это установка вненаучная, установка мировоззренческая. Например, думать о том, чтобы лишить пациента жизни, даже если тот находится в страдании (то, что сейчас называется эвтаназия),  врач не может (οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον: "никому не дам яда").

В-третьих, эта клятва предполагала запрет на чрезмерно близкие отношения врача и пациента. Врач не должен в интересах врачевания чрезмерно сближаться и уж тем более входить в интимные отношения со своими пациентами. Это запрещено. Как раз Гиппократ сформулировал, что врач не должен быть ни слишком близко, ни слишком далеко, не должен быть ни слишком веселым, ни слишком серьезным, потому что и то, и другое будет мешать врачеванию. Если он будет слишком веселым, его не будут воспринимать всерьез. Если он будет слишком серьезным или слишком строгим, то больной может испугаться.

Ну и наконец, детали о болезни пациента нельзя разглашать - это "врачебная тайна", "то, что нельзя говорить" (ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα).

Передача медицинских знаний

Гиппократ оставил большое количество теоретических трудов, медицинских дневников или так называемых записных книжек. Лучше всего нам известен большой "Гиппократовский корпус", состоящий из 60-ти с лишним различных творений. Из них около 18-ти, (а по самым скептическим оценкам, около 10-ти) являются подлинными сочинениями Гиппократа, остальные были написаны его учениками.  

Философ заложил основы обучения медицине, именно как описание, свое дело он называл ἰατρικὴ τέχνη, врачбным искусством. Предполагалось, что человек сначала постигает теоретические основы, например формы симптомов или заболеваний. А уже для их объяснения  он обращается к exempla, к случаям, описанным им из собственной богатой медицинской практики. Например: «Женщина из Афин страдала таким-то заболеванием, к ней применили то-то, то-то, то-то, на пятые сутки она умерла» или наоборот «она выздоровела». 

Так греческая религия стала ограничиваться с одной стороны  философией, а с другой стороны социальными ограничителями. То, что мы имеем сейчас гиппократовскую традицию живой и впоследствии переданную нам во многом через арабов, через сирийцев  - это заслуга последователя Гиппократа, Клавдия Галена.

Гален развил и в каком-то смысле адаптировал учение своего великого предшественника. Он откомментировал "Гиппократовский корпус", перевел его на латинский язык и уточнил многие вещи. Например, на основе гиппократовских учений он уточнил понятие агенса, или действующего вещества.

Переводы Галена оказались востребованы, в большой степени сирийцами (особым народом, говорившим и писавшим на арамейском языке), которые в истории выполнили функцию передачи античности арабам на восток. А затем под влиянием сирийцев возникла арабская медицина (например, Ибн Сина, Avicenna) и другие.

Медицинская практика и аборты в  древней Греции

Во времена Гиппократа стояло две проблемы. Первая проблема – это разграничение научной компетенции и компетенции лекарской, медицинской. Вторая - социальное положение или благоденствие, выживание самого врача, то есть то, что эта самая деятельность составляет его профессию, благодаря которой он живет.

Во все времена всем было известно, что медицинские услуги - это услуги. Этого не стеснялись. Врач был в каком-то смысле как водопроводчик: прорвало трубу - зовут водопроводчика.  Несмотря на заинтересованность врача в новых открытиях  заболевания или методов его лечения, в Греции все же понимали, что медицина такая вещь, которая требует мзды, платы. Сам Гиппократ не был категоричен в этом вопросе и в одном из своих дневников  пишет: «Если мне будет интересно заняться каким-то вопросом и я за это ничего не получу, то я, безусловно, пожертвую этим».

Гиппократ считал, что задача врача - помогать фисис (природе), которую мы сейчас называем "здоровье" или "организм". Но здоровье - это отвлеченный философский концепт.  Если мы попытаемся сформулировать, что такое "здоровье", то мы поймем, что это вещь, которая не описывается в рамках неких позитивных определений, потому что в одном случае это будет одно, в другом - другое, а в третьем - третье.

Природа (φύσις) знает сама, как лучше, считал Гиппократ. И эта природа особым образом выражается через душу человека, к душе относится эмоциональная сфера, реакции, речь человека и так далее. За этими душевными вещами, которые проявлялись через тело  и  должен наблюдать врач, например, он должен смотреть: нет ли у человека каких-то патологических проявлений, подергивания членов и так далее.

До сих пор врачей в медицинских институтах  учат внимательно наблюдать за пациентом, смотреть на кожу, на склеры, на волосы, на моторику движений, на то, как человек реагирует. И это все идет от Гиппократа. Гиппократ довольно подробно описывал случаи из практики, что вот у  такого-то человека  поверглась рука, а потом отнялась вся правая часть, а потом он от этого помер. Понятно, что мы бы сегодня, при всей известной нам терминологии сказали иначе, что у человека парез, правосторонний инсульт и так далее.

В ряде случаев в организме человека происходит нарушение природного действия, в результате чего происходят болезни.  Задача врача  - помочь природе самой придти в свое естественное состояние здоровья. И поэтому известная максима Гиппократа в латинской версии звучит как Medicus curat, Natūra sanat. Латинское слово curat (curare) - лечить, которое имеет значение заботы, а соответственно английское cure, которое прямо имеет слово значение "лечить", обозначает именно заботу о том, чтобы природа могла sanare. А sanare - это уже лечить в чистом виде, откуда sanitas (здоровье). Иначе говоря, медик помогает природе вылечить человека. И поэтому он считал, что  врач вправе применить все медицинские средства известные ему.

В те времена практически не существовало как лекарств, так и диагностических средств. Основные препараты, употреблявшиеся  в гиппократовской медицине - слабительные и рвотные средства, которые должны были выводить из организма нечто чуждое.

Хирургия была тогда только внешней, и разрезы, составляющие 80 процентов современной хирургии, как и манипуляции внутри тела были запрещены греческим законодательством. И только Гален в Риме  впервые применил  sectio in vivo - рассечение тела.

Важным моментом в помощи природе являлось применение ванн и окуриваний. О ваннах было представление как о термическом воздействие на организм, а окуривание благодатно влияло на дыхательную систему. У Гиппократа была целая теория плохих и хороших воздухов: разные воздуха, разные атмосферы по-разному влияют на самочувствие человека.

Он отдельно отмечал употребление алкоголя. Вино, разведенное в разных пропорциях, было важным медицинским средством.  Понимание того, что и этиловый спирт -  это исключительно медицинское средство просуществовало вплоть до ХV-ХVI века, пока не  изобрели водку и не стали употреблять перорально совсем в других целях.

В древней Греции аборт был запрещен и расценивался как парамедицинская операция, которую делают бабки. Гиппократ писал, что «я никогда не дам женщине абортивного средства». Как врач он рассматривал это в пределах своей медицинской ответственности. Необходимо учитывать, что в целом для греков была характерна специфическая демографическая установка: жизнь плода всегда важнее жизни матери. И поэтому, если путем вмешательства удастся сохранить жизнь плоду и не удастся сохранить жизнь матери,  действия считались оправданным риском.

Природа болезни по Гиппократу

Гиппократ делил все на причины болезни и то, что ускоряет заболевание.

Климат, питание - вещи, которые ускоряют или ограничивают заболевание. Что касается самих заболеваний, то Гиппократ считал, что заболевания ( по-гречески nosos, morbus на латыни), болезнь, вызывается неправильным соотношением частей тела. К частям тела он относил не члены и не органы, которые мы сейчас относим, а часто под этим понятием у него фигурирует теория так называемых темпераментов или теория различных жидкостей.

В античной традиции, еще со времен досократической философии, было представление, что в человеке перемешаны в разной пропорции четыре жидкости - это кровь (αἷμα или sanguis), это желчь (χολή или bile по-латински), это белая слизь (φλέγμα) и это черная желчь, так называемая μέλαινα χολή. Из них берут начало все четыре разных известных нам темперамента.

Так, неправильное соотношение, преобладание какого-то элемента может быть причиной болезни. Это было одно из диагностических представлений Гиппократа. Затем он утверждал, что причиной болезни может быть неправильный теплообмен и понимал это примерно в таком смысле, что переохлаждение или перегревание организма может быть причиной заболевания, которое либо таится (как мы называем, латентное заболевание), либо наоборот находит каким-то образом свое начало.

«Надень шарф, а то простудишься» - это типичная гиппократовская идея. Мы знаем, что болезни, так называемое ОРЗ, грипп и прочие, вызываются никакой не простудой, а микроорганизмами, бактериями и усугубляются переохлаждением.

Гиппократ также обосновал теорию кризиса. Некоторые дни он считал критическими и это совсем не то, что сейчас называют критическими днями. Это были дни, в которые человек мог заболеть какой-то болезнью. С точки зрения современной медицины такая концепция выглядит, мягко говоря, сомнительной, но Гиппократ вполне всерьез считал, что в определенные дни человеку нужно беречься, чтобы не заболеть.

Источник:  http://www.polit.ru

Количество показов: 6209


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.