Херсонес – "Русская Троя"

Херсонес – "Русская Троя"

30.03.2014 05:50
Ученые из Москвы и Крыма рассказывают "Голосу России" о работе по изучению и сохранению древнейшего античного города на территории России - Херсонеса Таврического.

Херсонес, Сарсона, Корсунь… Первые упоминания об этом городе относятся к 4-му веку до н.э.

Древнегреческий полис, а затем – с 5-го по 14-ый века – византийская колония, Херсонес дорог сердцу каждого православного человека: согласно русским летописям, именно здесь в 988 году киевский князь Владимир принял крещение.

Регулярные раскопки городища, поиски христианских храмов в Херсонесе начались в 1827 году по приказу Главнокомандующего российским Черноморским флотом адмирала А.С.Грейга. Херсонесский музей – ныне Национальный заповедник "Херсонес Таврический" – намного моложе: он возник в 1892 году.

В июне 2013 года Херсонес был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Досье "Древний город Херсонес Таврический и его окрестности" для номинации в список было подготовлено под руководством заместителя директора заповедника по научно-реставрационной работе, кандидата исторических наук, археолога-византиста Ларисы Сериковой. Она ответила на вопросы корреспондента "Голоса России":

- Лариса Васильевна, Ваша научная биография началась в Херсонесе?

- Кандидатскую диссертацию я защищала в Москве, в Институте археологии РАН в 1997 году. Тема у меня была "Керамическое производство и импорт в Херсонесе в 9-м веке". А в заповеднике я работаю всю свою жизнь, и для меня это не просто место работы.

- После включения Херсонеса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО работы прибавилось?


- Херсонес – это памятник античной и византийской культуры. Естественно, по этим двум направлениям ведутся наши научные исследования в области археологии. После того, как Херсонес был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, у нас прибавился большой пласт работы – мы теперь должны особо плотно заниматься вопросами сохранения памятников. Понятно, что это всегда было на повестке дня, но сейчас наша задача – не просто сохранять памятник, а сохранять по тем жестким правилам, которые существуют в мире в области охраны культурного наследия.

Это направление очень важное, особенно если учесть, что Херсонес находится в городской черте, а Севастополь постоянно растет. К тому же Херсонес – это не только территория города, но и его земледельческая округа ("хора"). Ведь именно благодаря наличию в Херсонесе хорошо сохранившейся хоры мы и попали в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это очень сложная работа, и сейчас мы сконцентрированы именно на этом. А традиционные наши исследования тоже ведутся: и античный и византийский период исследуются, работают наши экспедиции, в которые входят сотрудники музея, есть у нас и международные совместные.

Традиционно российская археология всегда была представлена в Херсонесе. Государственный Эрмитаж работает у нас в крепости Чембало в Балаклаве (она тоже входит в структуру заповедника). Мне бы хотелось, чтобы вернулась экспедиция Института археологии РАН, которая работала на хоре Херсонеса. В свое время И. Т. Кругликова, крупнейший российский античник, (прим. ред. – доктор исторических наук, выдающийся специалист по античной археологии Северного Причерноморья, автор более 150 публикаций, умерла в 2008 году) очень много сделала в этом направлении. Ведь Херсонес - это "русская Троя", как его иногда называют. Хотелось, чтобы кто-то продолжил ту работу, которая велась в 90-е годы.

- Штат сотрудников сегодня в заповеднике большой?

- 200 человек, хотя на 500 га территории это немного. Нам не хватает технического персонала, охраны, рабочих.

- В заповеднике ведется огромная научная работа. Успехи есть?

- Сейчас мы можем говорить о том, что Херсонес исследуется лучше, чем это было, скажем, 20 лет назад, потому что изменилась методика. Точные науки стали привлекаться. Мы активно развиваем междисциплинарные направления. В 2012 году мы создали два новых направления исследований в Херсонесе. Это отдел биоархеологических исследований, который занимается исследованиями в области палеозоологии, антропологии, палеоботаники – у нас материала много. Кроме того, у нас создан отдел подводной археологии, потому что Херсонес – это и часть подводного наследия.

Часть древнего города уже много веков скрывает море. Изучением подводного наследия Херсонеса сотрудники заповедника занимаются совместно с московскими учеными – сотрудниками Института востоковедения РАН.

"У нашего Института подписан договор о научном сотрудничестве с Национальным заповедником "Херсонес Таврический". С ними мы сотрудничаем уже более 10 лет", – сказал в беседе с корреспондентом "Голоса России" руководитель подводной археологической экспедиции, кандидат исторических наук Виктор Лебединский:

- Непосредственно изучением береговой линии мы занимаемся последние 2-3 года. На некоторых планах конца 19-го - начала 20-го века отмечена береговая линия. Эти планы составлялись русскими инженерами, в том числе и военными, а, они, как правило, составляли карты и схемы очень скрупулезно.

Мы попытались эти планы и схемы наложить на современные карты и измерить то, что осталось от берега и что ушло под воду, ведь берег постоянно подмывается и обваливается. Мы выбрали опорные точки по северной и восточной стороне Херсонеса, провели замеры, наложили их на современные карты. Оказалось, что в среднем за 100 лет морем было поглощено 2,5 метра береговой линии. Мы получили величину в динамике: за тысячу лет утрата составляет порядка 25 метров. За 2 тысячи – 50 метров. А с момента появления здесь греков и строительства Херсонеса – порядка 70 метров.

- Получается, что сегодня мы видим лишь малую часть Херсонеса?

- Я бы так не сказал. Мы можем говорить о том, что утрачено порядка 6-7 гектаров, а площадь современного города составляет порядка 30-ти гектаров. То есть, утрачена приблизительно четвертая часть. К сожалению, то, что ушло под воду, мы изучить не можем. Берег упал, разрушился, и весь культурный слой перемешался. Тут может идти речь только о каком-то подъемном материале – бусы, фрагменты керамики.

Но важно то, что после произведенных нами расчетов мы представляем изменения реальных размеров города на протяжении его истории. Мы можем реконструировать кварталы, которые могли располагаться на этой территории и были уничтожены морем. Кроме этого, встает вопрос об охране памятников. Ведь через сто лет территория заповедника станет еще на 2,5 метра меньше. Поэтому нужно уже сейчас ставить вопрос о берегоукрепляющих сооружениях. Это очень актуально для Херсонеса. Нужно если не весь берег укреплять, то, может быть, сделать, как в районе Сочи, Адлера, волноломы, чтобы сохранить береговую линию.

"Херсонес – это главное место в мире", – говорила Анна Ахматова. Многие и сегодня готовы подписаться под ее словами.

Источник:  http://rus.ruvr.ru

Количество показов: 3530


Чтобы обсудить новости, пожалуйста, присоединяйтесь к нашему чату в Телеграм.



О цитировании наших новостей в других СМИ.