На Старый Новый год греки Приазовья отмечают праздник Ай Василь

На Старый Новый год греки Приазовья отмечают праздник Ай Василь

14.01.2014 07:57
В греческих селах Ай Василь имеет свои этнические особенности и празднуется как День памяти святого Василия Кесарийского. Праздники, посвященные святому Василию, распространены у многих народов Юго-Восточной Европы: греков, болгар, сербов. Святой почитается как заступник будущего урожая и домашних животных.

Этот праздник объединяет всю семью. Взрослые дети, даже если они живут далеко, приезжают к родителям, чтобы еще раз почувствовать тепло родного дома, посидеть за общим столом, поздравить своих близких с наступающим Новым годом, на­деясь, что он будет лучше предыдущего, и, наконец, испробовать самый вкусный мамин пирог с заветной монеткой.

В каждом доме хозяйка готовит пирог и обязательно кладет монетку на счастье. Кому она достанется, того ждет удача в новом году. Рецепты пирога были разными. Его пекли из слоеного теста как на дрожжах, так и без них. На 1,5 - 2 стакана воды клали щепотку соли, 20 - 30 г. дрожжей (или без них), сыпали муку. Тесто раскатывали на тонкие коржи, которые смазывали говяжьим или бараньим жиром и укладывали в 5 - 6 слоев. Сверху выкладывали 700 - 800 г. мясного фарша. Раньше это были баранина и говядина, а позже стали употреблять и свинину. Фарш тушили недолго, а некоторые хозяйки использовали только сырой. Также добавляли рис, чтобы он вобрал сок, и тогда пирог «дышал». Обязательным компонентом был нашинкованный в большом количестве лук и специи. Фарш накрывали коржами, протыкая их несколько раз вилкой, и ставили в духовку.

Старожилы вспоминали, что раньше греки готовили два пирога на Ай Василь. Один круглый - небольшого размера, чтобы не искать долго монету, и делали его постным, без мяса. Верхний корж украшали углублениями, продавленными наперстком. Где-то в пять-шесть часов вечера вся семья, празднично одетая, усаживалась на софу, на которой стояла суфра (маленький круглый столик), и с нетерпением ждала момента, когда старший в доме (дедушка или отец) разрежет пирог. Хозяин дома брал нож и начинал священнодействовать со словами: «Слава Богу, и этот день дождались». Потом делал крест на пироге и по часовой стрелке резал пирог на куски, а семья в это время произносила молитву. Первый кусок - Ай Василю, второй - дому, третий (на урожай) несли в поле, четвертый - к колодцу, пятый - на домашний скот - маллара. И только потом - хозяину, а затем членам семьи, нищим - эльджилара. В наше время в основном разрезают пирог только для Ай Василя и членов семьи. Существует примета: если кто-либо в этот момент не сдерживал чих, то считалось, что он в новом году будет счастлив.

Право резать пирог имел только хозяин, и если он опаздывал к праздничному столу по какой-то причине, то вся семья с нетерпением ждала его до глубокой ночи. Постный пирог ели с узваром (компотом) из сухофруктов. А мясной пирог квадратной формы пекли утром (тесто готовили с вечера). Тесто такое же, только добавляли в него немного говяжьего жира, чтобы оно было рассыпчатым. В этот день готовили из меда твердую халву, выпекали сладкие пироги, варили молочный и фруктовый кисель.

Перед праздником было принято смотреть на дымоходы. Если из чьего-то дымохода не шел дым, значит, у хозяина не из чего печь пирог. Тогда соседу несли часть своего пирога, угощали, но так, чтобы не унизить его. Утром в дом заходил мужчина с полным вед­ром воды и на вопрос, что он принес, отвечал: «Здоровье принес». Радушные хозяева приглашали его пройти, и он желал им добра, здоровья и счастья в новом году. Считалось, если мужчина с подобными пожеланиями приходил после двенадцати ночи, то это сулило хозяевам большую удачу.

В начале ХХ века в селах в утренних обходах домов для так называемого «посыпания пшеницы» стала принимать участие молодежь. Где-то с трех часов ночи они ходили от дома к дому группами и поодиночке и просили разрешения поздравить хозяев. Это называлось «аллах дездым», то есть «хожу с Богом». Так крестники песнями поздравляли своих крестных. Крестные щедро одаривали своих крестников деньгами и подарками. Для детей этот праздник и сегодня остается самым радостным: они с удовольствием «посевают пшеницей» хозяина или хозяйку, желая им счастья и здоровья.
Источник:  http://ilich.in.ua

Количество показов: 3058
Автор:

О цитировании наших новостей в других СМИ.