Первым делом самолеты

14.07.2003 00:00

Первым делом самолеты

Греко-турецкое противостояние в Эгейском море меняет свои контуры.
Еще с 1947 года, когда американский президент Трумэн убедил конгресс США запустить специальные программы помощи Греции и Турции,  в соотношении сил двух стран закрепились цифры 7:10 не в нашу пользу, конечно.
Более того, в начале 80-х годов, это соотношение изменилось еще больше и снова не в нашу пользу.
Расклад военных сил на том этапе стал уже 5:10. Примерно с таким раскладом Греция пришла в 21 век. Этот расклад и позволяет турецким самолетам по-прежнему безнаказанно бороздить греческие просторы  Эгейского моря. И не удивительно, поскольку на сегодняшний день военно-воздушные силы Греции располагают 35 самолетами типа МИРАЖ-2000, производство Франции и 75 самолетами типа Ф-16 различных модификаций.
То есть, в общей сложности это 110 самолетов. В свою очередь, Турция располагает 220 самолетами Ф-16. Кроме этого, обе страны имеют на своем вооружении несколько самолетов типа Фантом, греческий вариант которых более модернизирован. Общее положение дел это, тем не менее,  не меняет: Турция  фактически имеет двойное превосходство в воздухе.

Все течет, все изменяется

После того, как министерство обороны Греции возглавил бывший министр экономики Яннис Ппандониу, ситуация стала меняться. Говорят, что когда в ходе ознакомительного доклада о положении дел  в военной сфере, г-н Папандониу узнал, что Турция имеет колоссальный перевес в самолетах, он решительно заявил: «Мы должны изменить его во чтобы то не стало». После этого программы модернизации ВВС Греции стали основной целью министра. И вот вам одна из самых «крупных ласточек» реформ нового министра: Греция закупила еще 60  самолетов Ф-16-block52 новой модификации, первая десятка которых уже прибыла на авиабазу на Крите. Кроме того, были закуплены еще 25 самолетов МИРАЖ-2000-5. Фактически, сегодня Греция располагает 195 самолетами против все тех же 220 турецких. Это в корне меняет соотношение сил в воздухе. С унизительного 5:10 пропорция перешла на 8,5:10. Более того, все самолеты, закупленные Грецией, по своей модификации уже практически превзошли поколение своих собратьев по ВВС Греции и Турции. Так что, не многим уступая по количеству, греческие ВВС однозначно превосходят ВВС Турции по качеству.

Под крылом самолета

И дело не только в тактических характеристиках новых самолетов, но еще и в том, какое вооружение несет каждый из них на своем борту. Примечательно то, что Греция кроме новых самолетов закупила еще и соответствующие системы вооружения, которыми располагают сегодня  только Англия, Франция и США. Так, новые самолеты ВВС Греции типа МИРАЖ  несут под своими крыльями ракеты «SKALP» ценой около двух миллионов долларов каждая, которые по своим характеристикам не уступают американским “CRUISE”. Они представляют собой один из самых лучших образцов ракет «Земля-воздух», способные поражать цель на расстоянии до 300 километров. Кроме того, на борту самолетов будут установлены ракеты MIKA типа «Воздух-воздух», способные поражать цель на среднем расстоянии до 25 миль, и IPIS-Т, дающие греческим самолетам безусловное превосходство в мощи и точности. Среди новых заказов министерства обороны есть и ракеты  Exoset, которые могут поражать с поразительной точностью низколетящие цели, наземные и водные объекты.
На самолетах Ф-16 также по заказу греческих военных, американские оружейники установят ракетные системы типа AF-DS, которая представляет собой уменьшенный вариант ракеты “CRUISE”,  способной поражать цели на расстоянии 15 миль, рассеивая малые бомбы, которыми можно поражать большое количество объектов, расположенных на аэродромах.
Помимо всего,  надо упомянуть ракетные системы «Абрамс», которые многократно превосходят израильские «ПОПАУ», находящиеся на вооружении у турков.
Из систем противовоздушной обороны греческие вооруженные силы имеют системы Патриот и С-300, способные поражать воздушные цели на больших расстояниях, и системы КРОТАЛ и ТОР-МИ для средних дистанций.
На сегодняшний день турецкие военные не располагают ни одной из таких систем. Их противовоздушные средства ограничены  устаревшими системами ХОК и Ники, а также тактическими РАПИЕР, предназначенными для тактических целей – защиты аэродромов, военных баз.

Истребитель на заказ

Основным изменением во внешнем виде самолета является установка модифицированного бака горючего. Цели этого изменения две.  Прежде всего, увеличение продолжительности полета новых моделей, поскольку греческим пилотам зачастую приходится вести «условные бои» с турецкими авиаторами. Кроме того, изменения в профиле самолета связаны с требованием греческих военных, установить как можно больше вооружений на борту.
Среди  «электронной начинки» новой техники можно выделить новые цветные радары высокой точности. Время реакции пилотов также значительно снижается посредством новых шлемов пилотов. Шлем типа JHMCS транслирует изображение на стекло каски в соответствие с поворотом головы пилота.
Нет сомнения, что заказ для греческих ВВС демонстрирует еще одну тенденцию. Нет сомнения, что греческие министры желали улучшить мощь авиационного флота страны. Однако, такой рывок Греции в сфере вооружений был бы невозможен без благосклонного отношения к Греции с того берега Атлантики. Объясняется это просто - после того, как Америка не смогла простить Турции предательства. Ведь на протяжении последних 50 лет США всегда могли твердо полагаться на помощь Турции как плацдарма в мягком подбрюшье СССР. Соответственно, Греция своим «самостийным» поведением отдалялась от США. И вот после многих лет такой нежной дружбы, Турция отказалась предоставить США свои аэродромы и территорию для проведения операции в Ираке. В то же время, Греция продемонстрировала свое верноподданническое отношение к США, стараясь загладить раскол внутри ЕС.
Министр иностранных дел Георгос Папандреу своими маневрами в ЕС и отношениях с Турцией, достиг того, что Греция в свое время потеряла доверие и благосклонное отношение США. Сейчас мы в фаворе.  А Турция в опале. Нет сомнения, что отношения между двумя странами претерпели изменения  и в свете прихода к власти в Турции исламистов. Но было бы неправильно предполагать, что связи эти совсем порвутся. Не будем впадать в эйфоию. Тем не менее, вот вам еще одна демонстрация принципа: за свою независимость надо платить. Турция и платит. Пришло ее время собирать камни.  

Всеволод САМОХВАЛОВ

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 2484

ИСТОЧНИК: http://omonia.grek.ru/